крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Г. Белая Холуница (Холуницкий завод), 1764 г.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.Районный центр Кировской области. Расположен по обоим берегам реки Белая Холуница, что и определило его название. От областного центра его отделяют 82 км шоссейной дороги федерального значения, проложенной в направлении города Перми. Ближайшая товарная железнодорожная станция Слободское находится в 46 км к западу. По данным за 2006 г., здесь проживают 11 975 человек. Статус города рабочему поселку Белая Холуница был присвоен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 июля 1965 года.

Образование поселения на реке Белая Холуница в 1764 году связано с выбором подходящего места для сооружения плотины и заведением на ее основе железоделательного производства. Главной причиной, определившей этот выбор, стала наиболее благоприятная в топографическом отношении ландшафтная ситуация местности, где русло довольно полноводной реки имело наиболее широкий участок, а левый берег был высоким и глинистым. Немаловажную роль сыграло и наличие качественного лесоматериала хвойных пород, крупных карьерных залежей красной водоупорной глины и близкое расположение Сибирского тракта, до недавнего времени имевшего государственное значение. Стоит отметить и эстетически привлекательные естественные условия перспективной территории под застройку заводского поселения, которая с одной стороны реки потенциально способствовала созданию упорядоченного характера планировочной организации, с другой - имела выразительные видовые пространства.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г. План Холуницкого завода. Фрагмент. Июль 1809 г. РГАДА.

«Изъяснение плана: 1 - плотина, 2 - вешняные прорезы, 3 - красные брусья, 4 - двор для удержания льда, 5 - сливные мосты, 6 - свинки, препровождающие сливные мосты, 7 -мосты через прорезы, 8 - мост на концах сливных мостов, 9 -водопропускные лари, 10 - трубы для протока воды в колодцы 11 - плющиленная, 12 - дощатая, 13 - кричная, 14 - гвозди-ленные, 15-резная, 16-лудиленная жести, 17-стальная фабрика, 18 - кожуха, 19 - лесопиленные мельницы, 20 - кузница, 21 - слесарная, 22 - точильни, 23 - мусорная толчея, 24 - амбары для клажи железа, 25 - амбары для клажи инструмента, 26 - караулка, 27 - кирпичные сараи с печью для делания огнеупорного кирпича, 28 - сараи для клажи чугуна, 29 - квасильня, 30 - меховая, 31 - сараи для хранения лесу, 32 - хлебный магазин, 33 - угольники, 34 - церковь во имя Троицы, 35 - часовня, 36 - контора и господский дом, 37 - угольная контора, 38 - торговая лавка, 39 - конюшня, 40 - обывательское строение, 41 - кирпичные сараи, 42 - угольные площади, 43 - дровяные площади, 44 - питейный дом, 45 - триумфальные ворота, 46 - прудки для сажения рыб».

Новый тип заводского поселения при металлургическом производстве в Вятской провинции в XVIII в. еще только осваивался. Формирование его застройки, рост и планировочная конфигурация жилых кварталов на местности полностью зависели от привязки плотины, расположения основных фабрик завода и его вспомогательных производств, размера складских площадей в непосредственной близости от предприятия и направления русла реки. Практическая необходимость потребовала в первую очередь строительства бараков и казарм для размещения рабочих, а также казенных строений для проживания администрации и служащих. Место под постройку управленческих зданий и служб было выбрано на обособленном мысовом участке, на берегу пруда, и хорошо просматривалось как в перспективе главной улицы, так и на фоне глади водохранилища. Все эти здания, разумеется, были максимально приближены к производству. Одним из основных общественных объектов стала и первая деревянная Троицкая церковь.

Наиболее ранний графический документ начала XIX века -- план завода, снятый при владельце А. И. Яковлеве в 1809 году. Здесь запечатлен далеко не первый этап формирования промышленного поселения. Заводской комплекс и прилегающая застройка выглядят уже сложившимся градостроительным образованием, наделенным всеми признаками города-завода. В 1806 году под участки для строений и огороды было выделено межевой конторой 58 дес. и 2000 кв. саж. земли, построена каменная Троицкая церковь (1798-1803 гг., арх. Ф. М. Росляков, не сохр.). Кроме того, заводу отводилось под пашню 38 дес. 300 кв. саж., сенокосные луга-19 дес, строевой и дровяной лес - 2530 дес. и заболоченных территорий - 13 дес. 761 кв. саж. Было построено 622 частных дома, для прибывающих на службу чиновников - два дома и казенная резиденция владельца. Общее число жителей доходило до 3600 человек, среди которых работающих на заводе и имеющих постоянное местожительство государственных крестьян - около 1000 человек. На предприятие они прибывали из разных мест губернии, но более часто встречались выходцы их Слободской, Вятской, Орловской, Котель-ничской, Нолинской и Глазовской округи. Кроме них, наибольший процент населения завода составляли крепостные крестьяне численностью более 2600 человек в основном из ближайших сел и деревень. Помимо крестьян, социальный состав населения дополняли служащие и свободные дворяне - пять человек, один купец и пять церковнослужителей.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.«План Вятской губернии Слободского уезда Холуницкого железоделательного завода принадлежащего Р<е Надворной Советнице Пономаревой с показанием строения существую-щаго и вновь предполагаемого. Составлен 1845 года». РГАДА.

«Изъяснение плана: 1 - заводская плотина, 2 - прорезы, 3 - кричная, 4 - досчатая, 5 - плющиленная, 6 - кузнечная, 7 - лесопиленная мельница, 8 - столярная, 9 - угольные сараи, 10-дегтярная, 11 -амбары для припасов, 12 - сараи для хранения леса, 13 - сторожки, 14 - мусорная, 15 - мосты, 16 - церковь, 17 - часовня, 18 - дом господский, 19 - заводская контора, 20 - хлебныя магазины, 21 - госпиталь, 22 - конюшенные дворы, 23 - дом питейный, 24 - кладбище, 25 - кладбище, предположенное к уничтожению.

Выделены дворы, предположенные на новых местах. На старых и вновь предположенных местах обывательское строение значится под номерами. Масштаб в английском дюйме 50 саж.».

К началу 1840-х годов застройка поселения приобретает более упорядоченный характер. Одним из интересных и подробных документов первой половины XIX века является генеральный план Холуницкого завода (1845 г.), на котором показаны особенности планировки поселения и перспектива его развития на ближайшие годы. Мы не располагаем сведениями о том,насколько продуманной и спланированной была система расселения на стадии строительства завода и формирования поселка вокруг него во второй половине XVIII столетия. Как правило, в подобных случаях застройка бывает хаотичной и только потом, в течение десятилетий, упорядочивается и приобретает регулярный характер в соответствии с градостроительными требованиями и практической необходимостью. Но здесь следы иррегулярности отсутствуют; улицы и переулки проложены ровными, пересекающимися под прямым углом рядами, застройка посажена строго по красным линиям, а отдельные участки с дворами и огородами распространены внутрь кварталов. Есть вероятность и того, что план мог быть несколько идеализирован.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.На плане наглядно представлен пример того, как система регулярного расселения увязана с ландшафтом отведенных под застройкутер-риторий, что в первую очередь касается левобережной части завода. Правая сторона имеет почти идеальную поквартальную планировочную разбивку с выделением широкой главной магистрали, проложенной параллельно руслу реки. На участке ее взаимно перпендикулярного пересечения с плотиной находится собственно завод как градообразующий фактор поселения и центр его архитектурно-планировочной композиции. В непосредственной близости от него расположены главные административно-общественные здания, визуально объединенные свободным пространством предза-водской площади. Троицкой церкви отводилась роль главной архитектурной доминанты общественного центра. Формирование площади и территории окрест нее состояло из зданий главной конторы заводов, казенных господских домов для управляющего и служащих, больницы с аптекой, торговых лавок с лабазами, конюшенного двора, питейных заведений, домов причта и других общественных и гражданских построек. Пешеходное и гужевое сообщение между берегами осуществлялось по так называемому «красному мосту», устроенному над окончанием сливных мостов плотины. Этот переход как важный элемент инфраструктуры поселения имел не только практическое, но и планировочное значение, ограничивая распространение заводской территории вниз по течению реки.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.






























Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.«План Вятской губернии Слободского уезда Холуницкого и Богородского железоделательных заводов, состоящих во владении господина Александра Дмитриевича Пономарева. 1860 год». ГАСО (копия БИМ).

1 - плотина и завод,
2 - администрация и заводоуправление,
3 - церковь Троицы,
4 - церковь Воскресения и строящаяся колокольня,
5 - кварталы жилой застройки,
6 - кладбище.






Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.На другом берегу застройка, существовавшая и планировавшаяся, была разбита на несколько районов с веерным направлением улиц относительно центра. Расположение и компоновка кварталов были обусловлены естественными природными условиями. Учитывалось наличие живописных расходящихся оврагов, по дну которых текли речка Погорелка и ручей Калабай (?), подпитываемый родником. Запруды на них образовали каскад прудков, которые поддерживали соответствующий уровень и напор воды. Другими определяющими факторами при трассировке улиц являлись русло реки Холуницы ниже плотины и берег большого пруда. Главным преимуществом левобережья как зоны наилучшего зрительного восприятия был возвышенный рельеф с плавным уклоном от реки, что невольно позволяло формировать застройку с учетом ее визуальной раскрываемости, террасирования и свободы местоположения. Немаловажную роль играли и овраги, видовые коридоры которых способствовали наилучшему восприятию крупных объектов. Именно этот принцип был использован и великолепно обыгран при строительстве Воскресенского храма и колокольни (2-я пол. 1850-х-1861 гг., инж.-арх. А. С. Андреев, не сохр.), размещение которых на высоких отметках украсило заречье и уравняло в правах по эстетическим показателям обе части завода. Свободное от застройки пространство левобережной части поселения за плотиной и наличие здесь старого, предложенного к переносу кладбища, косвенно подтверждают второстепенную очередность ее заселения. Возможно, участок этот резервировался под развитие подсобных производств завода, что частично было осуществлено. Однако с перемещением фабрик предприятия целиком на правый берег здесь открылась планировочная возможность для формирования другого общественного центра, что окончательно было реализовано только в советское время. Прирост новых строений и участков застройки предложен центробежным методом последовательного наращивания и продолжения существующих кварталов, улиц и переулков равномерно по обеим сторонам реки.

Большим информационным содержанием отличается план-карта Холуницкого завода начала 1860-х годов. Кроме собственно поселения, здесь достаточно подробно показаны окрестности, направления основных путей сообщения, природные факторы, расположение и планировка соседнего Богородского завода-спутника, другие картографические особенности местности. Граница земель и угодий, отведенных заводу, обозначена широкой полосой межевания. Направления дорог на север вели в д. Федосеевскую (и далее - на Климковский завод) и Харинскую, на северо-запад - в д. Красновскую. Обозначены также северо-восточное направление в д. Великопольскую и восточное - в поч. Коламбинской (?). Южная дорога оставлена без названия, но ее направление сомнений не вызывает - в д. Быданово и с. Вохминское. Основная юго-западная магистраль связывала Главнохолуницкий завод с Богородским и закрытым к тому времени Нижне-Троицким вспомогательными заводами, а далее вела в уездный город Слободской и в Вятку.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.По сравнению с планом середины 40-х годов XIX века заметно расширилась территория самого поселения, четко обозначилась его упорядоченность, сформировавшиеся градостроительные акценты. Прирост застройки произошел в соответствии с «вновь предположительной» программой, получившей отражение на предшествующем генплане. Первенство в освоении площадей под новые «обывательские строения» осталось за левобережной частью завода. Как реализованный показан участок застройки левобережья, проложенный параллельно руслу реки По-горелки. Увеличилось число прудков и мостиков, составлявших неотъемлемый элемент пейзажа овражной части поселения. Под захоронения выделен большой отрезок земли на северо-западе за чертой заводских кварталов, совпадающий по расположению с территорией фактически существующего кладбища, на котором по инициативе В. С. Пятова будет заложена Всехсвятская церковь (1864-1868, 1887 гг.)

* * *


Ко времени вступления в права владения А. Ф. Поклевского-Козелл поселение при Главно-холуницком заводе являлось сформировавшимся упорядоченным населенным образованием с характерными чертами города-завода уральского типа. В1870-е годы по описанию местность поселения представляла собой «плоскогорную возвышенность с котловиной посередине, в которой и стоял самый завод, расположенный, поэтому в довольно сырой местности и только заречная часть завода находится на невысоком холме. Заречная сторона лежит сажени на три выше уровня воды пруда, а «заводская» сторона ниже этого уровня на 1,5 сажени. В самой возвышенной части завода есть три грязных прудка, из которых течет ручей и впадает в маленькую речку Хо-луницу, вытекающую из большого пруда. Почва песчаная, с большой примесью глины. Дома расположены прямыми улицами, пересекающимися переулками, отчего образуются кварталы. Дома в большинстве случаев одноэтажные, но много и двухэтажных, курных изб нет, дворы с навесами».

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.По статистическим сведениям, население Холуницкого и Богородского заводов к началу 1884 года составляло более 6700 человек, а по социальному составу, кроме мастеровых и государственных крестьян, включало служащих чиновников, купцов и торговцев, мещан, духовенство, отставных и бессрочно-отпускных солдат. Числилось 965 жилых домов, 15 торговых лавок, одна гостиница и 4 питейных заведения. Активизировалось частное строительство и реконструкция старых построек. Казенные квартиры имелись у судебного следователя, станового пристава, служащих волостного правления, мирового судьи и горного исправника. При Холуницких заводах находились отмежеванные земли на крепостном (5783 дес.) и посессионном (20 5000 дес.) праве. В числе последних, не тронутых порубками площадей, было 5000 дес. Ежегодно в заводских дачах добывалось железной руды более 2 млн. пуд., выжигалось угля до 100 тыс. тонн, заготовлялось дров до 30 тыс. тонн.



Владение заводами династией Поклевских-Козелл на четверть века обеспечило стабильность развитию поселения, значительно отразилось на архитектурном облике его застройки, благоустройстве улиц и благосостоянии населения. Именно в 1890-е годы были построены основные гражданские здания, определяющие на сегодня исторический облик города. К наиболее значимым из них относится дом управляющего (1895 г., ул. Ленина, 2). При его возведении ставилась многофункциональная задача не только получить представительную начальственную резиденцию, обозначив тем самым общественный и градостроительный центр поселения, но и подчеркнуть социально-экономический статус Белой Холуницы как главного завода горного округа и одного из старейших металлургических центров губернии. В непосредственной близости от него в те же годы появилась главная контора Холуницких заводов (заводоуправление, 1893 г., ул. Усатовой, 2), которая составила с домом управляющего единый административно-общественный комплекс. Строительство этих и других капитальных общественных зданий производилось по проектам заводского архитектора И. И. Горбунова артелью нижегородских каменщиков, которыми руководил подрядчик А. Ф. Частов.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.В 1899-1902 годах по проекту И. А. Чарушина была проведена реконструкция Троицкой церкви, в результате чего к основному силуэту здания добавились еще два дополнительных объема в виде завершений новых боковых приделов. Другая заметная реконструкция коснулась объема Воскресенской церкви, расположенной в левобережной части завода. В самом начале XX столетия отдельно стоящую колокольню объединили с храмом крытым переходом. Такое решение само по себе было спорным для улучшения архитектурного облика этого интересного сооружения, однако оно укладывалось в традиционную, удобную для прихожан форму подхода к реконструкции церквей с колокольней на относе.

Одновременно с расширением производства и реконструкцией его промышленных корпусов владельцем завода и управляющим большое внимание уделялось общественному строительству. На рубеже XIX-XX веков значительные средства выделялись для устройства благотворительных учреждений: культурно-просветительных, лечебных, культовых и других. Это способствовало не только росту уровня жизни населения, его социального обеспечения,трудовой занятости и организации культурного досуга, но и повышению благоустрой-
ства промышленного поселения, упорядочению и совершенствованию облика существующих деревянных строений с внедрением капитальных зданий из кирпича.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.Одной из интересных построек, сочетающих в оформлении фасада стилевую фактурность лицевой кладки с художественными изделиями из литого чугуна, стал магазин (1890-е гг., ул. Ленина, 10), построенный на главной Троицкой улице. Комплекс больничной усадьбы к середине 1890-х годов был полностью перестроен по инициативе и под руководством врача Н. Н. Шкляева. Удачное размещение больницы в застройке набережной части левого возвышенного берега пруда было подчеркнуто тремя новыми зданиями, поставленными в один ряд: деревянным домом врача (не сохр.) и полукаменными корпусами аптеки (она же - амбулатория, ул. Здравоохранения, 7) и лечебницы (1897 г., ул. Здравоохранения, 5). Однако в целом старейшая правобережная часть города сохранила свой исторический облик за счет преимущественно деревянной застройки. К числу наиболее важных общественных зданий того пе-риода относятся народный дом (1894 г., ул. Смирнова. 3), волостное правление (ул. Смирнова, 22) и почта (ул. Смирнова, 54). Значительное внимание уделялось строительству зданий народного просвещения как для государственных, так и духовных ведомств. Создаются учебные заведения не только с образовательным, но и профессиональным уклоном: школа кружевниц (1898 г., ул. Смирнова, 20), земская («красная») школа (ул. Смирнова, 18) и второклассное церковно-приходское училище (1899 г., ул. Юбилейная, 13). Две деревянные церковно-при-ходские школы - мужская и женская - открываются в заречной части завода при Воскресенском храме (ул. Школьная, 6, 8). Строится вместительное приходское училище из кирпича (1900 г., ул. Смирнова. 78).

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.

С конца 1880-х годов наблюдался значительный рост уровня жизни рабочих и служащих, что отразилось на улучшении их бытовых условий и материальном положении. Особенно интенсивно возводятся деревянные частные и казенные жилые дома. Одним из таких примеров может служить дом священника Мыш-кина (ул. Смирнова, 40). Для семей инженеров и служащих завода строятся ведомственные квартиры в домах, коммунальный характер которых не противоречил вопросам удобства и достойного проживания на тот период. На противоположных концах главной улицы города сохранились два таких дома - «административный» (кон. 1880-х гг., ул. Ленина, 6) и «инженерный» (поел. четв. XIX в., ул. Ленина, 26). Оба одноэтажные, занимают угловое положение в застройке улицы, схожи по планировке и площади помещений.

Объемная композиция и фасадный убор всех деревянных построек, подобно служебной форме горного инженера, совершенно одинаковы в пространственном и декоративном решении. Все они одноэтажные, примерно равноценны по объему и конфигурации в плане, даже выкрашены одинаково. Горизонтальная обшивка внахлест калеванным тесом, простые рамочные наличники, выделение углов пилястрами, вальмовые крыши. Все просто, добротно и без излишеств.

Положительные перемены коснулись даже самых незначительных на первый взгляд элементов заводского общественного быта. Так, в 1892 году территория городского кладбища была обнесена кирпичной оградой (не сохр.), а сгнившие деревянные лестницы на паперти Троицкой церкви еще до ее реконструкции заменили чугунными на кирпичном основании.

* * *


Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.Сложное в судьбе завода и поселения начало XX столетия, связанное с экономическим кризисом, перепрофилированием предприятия и остывшей строительной активностью, почти не отразилось на облике поселения. Только в 1920-е годы постепенно возобновляется усовершенствование заводских цехов. Одним из заметных мероприятий стала и реконструкция бывшего приходского училища (ул. Советская, 78), получившего полноценную деревянную надстройку второго этажа в конце 1930-х годов. Это время отмечено и невосполнимыми потерями в исторической застройке поселка: были разрушены его главные и наиболее ценные архитектурные доминанты - Троицкая и Воскресенская церкви.

Период послевоенных десятилетий отмечен в застройке центра города созданием небольшого общественно-жилого комплекса на улице Усатовой. Основным сооружением этого комплекса стал Дом культуры металлургов (1955 г., ул. Усатовой, 4), облик которого был выдержан в свойственном духу той эпохи стиле советского неоклассицизма. Композиционную поддержку ему составили два жилых двухэтажных дома напротив (ул. Усатовой, 1, 3). Отдельные фрагменты похожей застройки, не получившей, к сожалению, должного развития, сохранились и на улице Юбилейной.

К началу 1970-х годов общая площадь жилого фонда Белой Холуницы составляла около 80 тыс. кв. метров, из которых более 60% приходилось на одноэтажную деревянную застройку. Из 47 км общей протяженности улиц только 6-7 км были заасфальтированы. Город не имел единой водопроводной системы, а канализационная сеть отсутствовала совсем. На окраинах сложились две новые промышленные зоны. Одна - на северо-западе с хлебозаводом, производственной базой местного участка треста «Кировпромстрой», деревообрабатывающим комплексом машиностроительного завода и конторой Белохолуницкого леспромхоза. Другая промзона образовалась на юго-западе. Здесь сгруппировались райпромкомбинат, молокозавод, объединение «Сельхозтехника», автотранспортное предприятие, производственные базы нескольких строительных участков и контора лесхоза «Первомайский». К положительным факторам формирования городской застройки можно отнести наличие сложившегося в основе административно-культурного центра левобережной части. Торговый центр сформировался и продолжает развиваться в районе пересечения улиц Коммунистической и Ленина правобережной части города. Новый микрорайон двухэтажной застройки в комплексе со зданиями профтехучилища появился возле естественного соснового лесопарка, где начинаются улицы Пролетарская и Пионерская. Кроме того, в разных местах города небольшими группами и поодиночке были заложены и начали строиться еще два-три десятка капитальных жилых домов и культурно-бытовых учреждений. Эти градостроительные условия стали предпосылкой к созданию генерального плана застройки районного центра на перспективу 20-25 лет, подготовленного институтом «Ленгипрогор».

Авторы генерального плана конца 1960-х гг. исходили в первую очередь из того, что население города должно значительно увеличиться и составить 24-25 тыс. человек. Фонд жилой застройки в свою очередь возрастет на 240 тыс. кв. м, что должно было обеспечить каждого горожанина жилой площадью из расчета 12 кв. м на человека. Темпы решения жилищного вопроса в соответствии с расчетами проектировщиков были таковы, что за годы внедрения генерального плана жилья будет построено в три раза больше, чем за всю предыдущую историю города, причем почти все новое строительство должно происходить в границах существующей территории. Из новой жилой застройки 58,5% должны составить пятиэтажные дома, 29% двухэтажные, остальная часть приходилась на долю одноэтажной застройки. Одним из мест, предполагаемых для размещения нового жилого микрорайона, рассматривался участок левобережной части города между улицей Глазырина и рекой. А на правом берегу в районе улиц Панина, Красной и Коммунаров предусматривалось строительство пятиэтажных домов укрупненными кварталами по 6-12 га с постепенным сносом ветхого деревянного жилья.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.«Воротами» города проектировщики определили въезд со стороны главной автомагистрали, соединяющей Белую Холуницу с областным центром. Здесь было предусмотрено возведение зданий культурно-бытового назначения и туристического центра с кемпингом и автостоянкой. Главному фасаду города была заслуженно отведена его возвышенная центральная левобережная часть, которая эффектно раскрывается в сторону пруда. К уже сложившемуся комплексу, состоящему из зданий райкома КПСС и райисполкома, школы на 960 учащихся, райбыткомбината, узла связи и нескольких культурно-просветительных учреждений, предполагалось добавить районный Дом культуры и создать детский центр с Домом пионеров, спортивной школой, детской библиотекой, станцией юных техников и плавательным бассейном. В совокупности все эти постройки, спроектированные хотя бы по типовым проектам, должны были составить заметный силуэт городской панорамы со стороны пруда. Место для летнего отдыха горожан отводилось в створе улицы Коммунаров на берегу пруда. Здесь закладывались стадион, другие спортивные сооружения, оборудовался пляж. Главными городскими магистралями были определены улицы Глазырина, Коммунистическая, Коммунаров, Чапаева. Для лучшего сообщения городских районов, расположенных по обе стороны реки, намечалось строительство нескольких железобетонных мостов через реки Белую Холуницу и Погорелку. Та же цель ставилась при предполагаемом расширении плотины и прокладке малой кольцевой автомагистрали вокруг обширной территории машиностроительного завода.

Не умаляя всех позитивных сторон этого генерального плана, характерного для времени его создания, стоит отметить недооценку его авторами факта практически отсутствующей инженерной инфраструктуры города, слабого местного производственно-строительного потенциала и отсутствие аргументированного экономического и демографического обоснования своих предложений. К тому же теоретический подход к существовавшей опорной архитектурной подоснове этого исторического города хотя и не отвергал наличие памятников в ткани его сложившейся застройки, но осуществлялся без должного внимания к ним, не предполагавшего их достойной градостроительной подачи. Но все это было знамением того времени.

Г. Белая Холуница  (Холуницкий завод), 1764 г.

Схемы расположения памятников.

1. Школа церковноприходская ("Боровое училище"). 2. Училище приходское ("Белая школа"). 3. Блок корпусов железоделательного завода - "механическое заведение", кузница, литейный участок, прокатный корпус. 4. Дамба. 5. Склад готовой продукции. 6. Магазин инструментальный. 7. Церковь Троицы. 8. Дом управляющего. 9 Заводоуправление. 10. Дом культуры. 11. Дом народный ("зрительный зал"). 12. "Административный дом". 13. Магазин. 14. Дома жилые. 15. Дом причта. 16. "Инженерный дом". 17. Почта. 18. Дом жилой Мышкиных. 19. Правление волостное. 20. Школа кружевниц. 21. Школа земская ("Красная школа"). 22. Плотина. 23. Электростанция. 24. Кирпичный сарай ("сушилка"). 25. Церковь Воскресения. 26. Школы церковно-приходские. 27. Часовня. 28. Аптека (амбулатория). 29. Корпус лечебный.

* * *


К сожалению, остался незамеченным и потому не имевшим пока практического продолжения в реальном проектировании интересный опыт изучения опорного плана города-завода как ис-торико-архитектурного достояния. В1986 году по предложению А. Ю. Каптикова студенткой Свердловского архитектурного института Л. Г Хрипу-новой был подготовлен и защищен дипломный проект на тему «Исследование и проектные предложения по совершенствованию исторической зоны города Белая Холуница» (руководитель -канд. архитектуры Л. П. Холодова). Несмотря на учебный характер этой работы, принципы реконструкции исторической среды, заложенные в проекте, могут быть взяты за основу при серьезном рассмотрении вопроса о санации и благоустройстве центра города в будущем.

Современное запущенное состояние города, отсутствие ухоженности большинства фасадов исторических зданий и их постепенное разрушение - явление, надо полагать, временное. Пространственное восприятие городской среды, обзорность архитектурных памятников страдают от чрезмерного и некачественного озеленения улиц и набережных. Нарушена основная видовая перспектива, совпадающая с направлением улицы Ленина, замыкаемая доминирующим историческим зданием дома управляющего. Неумеренные посадки привели к тому, что пруд - основная составляющая городского ландшафта и главная пейзажная достопримечательность города оказался фактически изолированным с видовых точек его панорамного восприятия из центра. Сплошной зеленый экран скрывает комплекс больничной усадьбы, контурную застройку береговой полосы пруда. И это при наличии великолепного соснового лесопарка, достоинства которого уже отмечались во вступлении.

К новейшим изменениям в облике загородной части и особенно естественно-природной панорамы противоположного берега пруда следует отнести не свойственный этой местности искусственный ландшафт, созданный при организации инфраструктуры горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса.

Белая Холуница - город со славной историей и промышленными традициями, уникальным культурным наследием, обладающий богатым природным достоянием, имеет хороший потенциал для привлечения инвестиций и успешного экономического развития.

Города Кировской области. - Киров, 1968. - С. 202-208,216-218; Города России. Энциклопедия. - М., 1994. - С.39; Домрачее В. Два века и четверть века // Кировская правда. -Киров, 1972. - 23 марта (№73). - С.2; ЭЗВ. Т. 1. Города. -Киров, 1994. - С.330-339.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство