крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Дамба, плотина, пруд 1764, 1959-1963 гг

Часть железоделательного и чугунолитейного завода.
г. Белая Холуница.

Дамба, плотина, пруд 1764, 1959-1963 ггОдно из первых и наиболее крупных гидротехнических сооружений на территории области, возведенное с применением самых передовых для своего времени средств технологии и методов организации производства работ.

Выбор места расположения плотины, составление плана и инженерных расчетов, а также выполнение и руководство производством работ непосредственно осуществлялись А. С. Ярцовым. Благоприятными ландшафтными и природными особенностями местности, повлиявшими на решение строительства плотины и завода именно на этом участке реки, послужили достаточно возвышенный левый берег, широкая пойма, способная обеспечить вместимое по объему водохранилище, глинистый грунт с хорошими водоупорными свойствами и избыточное количество леса качественных хвойных пород.

Следует отметить жесткие сезонные рамки сроков осуществления работ, которые были обусловлены технологическими особенностями производства и техническим заданием всего на один строительный период лета 1764 года.

Основание плотины длиной 60 саж., шириной 20 саж. и глубиной более 3 арш. было заложено на удалении 75-80 саж. от коренного русла реки вблизи ее левого берега. На дно котлована уложили длинный ряжевый сруб, состоявший из 60 перерубов 2x2 саж., которые надежно скреплялись в пазах конструктивными замками и шипами. Затем срубы заполнили утрамбованной красной «раповой» глиной, взятой в непосредственной близости от места строительства. Вынутый грунт в объеме 1200 куб. саж. переместили и использовали потом при отсыпке дамбы и заполнении пазух плотины.

Дамба, плотина, пруд 1764, 1959-1963 ггОсновная деревянная часть плотины имела три прореза. В средней части был устроен так называемый «вешняный» прорез, который служил для сброса избытка паводковой воды и фактически регулировал уровень зеркала пруда. Крайние прорезы были «ларевыми», то есть имели лари-накопители для забора воды из пруда и подачи ее по водоводам на водяные колеса, приводившие в движение производственные механизмы. Водоводами служили деревянные, стянутые металлическими обручами короба большого сечения (внешний диаметр не менее 2 м), которые в случае необходимости могли быть использованы и для сброса «прибылой» воды. Каждый прорез имел ширину в среднем по 8 саж. От прорезов параллельно руслу реки проходили сливные мосты по 76 саж. длины каждый, которые рубились из пиленых пополам бревен и скреплялись металлическими «шпилями». В устье сливных мостов у прорезов были специальные запорные устройства («стайки»), состоявшие из системы рубленых приспособлений, щитов и так называемых «свинок», позволявших регулировать слив воды и направлять ее в водоводы. На концах сливных мостов был устроен мостовой настил для проезда через реку. Мост, имевший длину 51 саж., покоился на ряжевых, забитых утрамбованной глиной и пробитых шпунтованным тыном «быках». Наружные конструкции моста с целью гидроизоляции были обмазаны красной глиной, за что мост получил в обиходе название «Красный». Настил был выполнен из плах, по бортам имелись ограждения. Перед прорезами для защиты плотины от льдин был устроен «двор», состоящий из забитых в дно пруда свай, схваченных в верхней части бревенчатой двухрядной обвязкой.

Дамба, плотина, пруд 1764, 1959-1963 ггОбщая длина плотины и дамбы от берега до берега составила 217 саж. 1 3/4 арш. (463 м). Кроме того, с правого берега для усиления грунта на участке засыпанного русла реки была протянута «заимка», состоящая из ряжевых, заполненных глиной срубов длиной на 60 саж. и шириной 5 саж., которые были усилены сплошным шпунтованным тыном.

В конце 1950-х - 1965 гг. проводились работы по перестройке старой деревянной плотины. При этом место закладки новой плотины сместили по дамбе ближе к левому берегу реки. Старое русло реки на отрезке ок. 250 м было засыпано, и теперь здесь находится открытый склад современного завода. Существующая в настоящее время плотина построена из монолитных железобетонных конструкций по оригинальному проекту, который предусматривал устройство металлических подъемных щитов и наличие встроенной гидроэлектростанции мощностью до 1200 кВт. Вторая реконструкция плотины была произведена в 2005 году по документации, разработанной в проектно-изыскательском институте «Кировводпроект». Эти работы имели целью укрепить старые конструкции плотины, модернизировать и расширить мост для проезда транспорта и практически не повлияли ча внешний облик сооружения.

Дамба, плотина, пруд 1764, 1959-1963 ггИсток реки Белой Холуницы, общая длина <оторой составляет 168 км при площади водосборного бассейна 2800 кв. км, находится примерно в 60 км выше п. Климковка в болоте с названием Софьино Екорье. Среднее падение реки - 0,28 м на километр. Наиболее выгодное место для строительства плотины и образования пруда определялось широким руслом реки з 30 саж. и глубиной не более 1 арш. В период весеннего половодья река разливалась здесь до 250 саж. Под дно будущего пруда в районе плотины был вырыт котлован, отвал которого использовали для отсыпки дамбы. Искусственно сглаженный рельеф откоса возвышенного левого берега пруда показывает на снятый отсюда грунт. Пруд, образованный на реке Белая Холуница при строительстве плотины, является самым большим искусственным водохранилищем области. По данным, опубликованным в 1839 году, длина пруда составляла более 30 верст, глубина «при полном скоплении воды на межевом пороге» доходила до 7 арш. 8 вер. Площадь зеркала пруда, по современным показателям, 1637,5 га (по другим источникам - 1500 и 1530 га), объем - 51,0 млн. куб. м воды. По берегам пруда в районе завода было устроено пять пристаней. Две грузовые пристани для приема барок с чугуном, доставлявшимся из Клим-ковки, находились у плотины слева и справа от нее, одна - на участке берега в створе совр. улицы Смирнова. В заливе, где теперь находится лодочная станция,располагалась четвертая пристань. Пятый - «господский» причал для прогулочных шлюпок, был устроен в небольшой удобной бухте возле дома управляющего.

Колчанов В. И. Город Белая Холуница.
Города Кировской области. - Киров, 1968. - С.203-205;
По материалам А. А. Варакина;
Природа Кировской области. - Киров, 1967. - С. 101,106;
ЭЗВ. Т. 7. Природа. - Киров, 1997. - С. 186, 220-222.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство