крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

§4. Искусство vs. дизайн.

§3. Искусство vs. дизайн.Дизайн состоит из двух сущностей: материальной (функционально-технологической) и нематериальной (культурно-эстетической). Ремесло отличается от дизайна материальной составляющей — технологичностью, — всё это установили в предыдущей статье «Ремесло vs. дизайн». Пришло время поговорить о культурно-эстетической составляющей.

Изначальное понимание слова искусство — это мастерство, то есть превосходное владение ремеслом. Слово культура — правильное возделывание земли с хорошим урожаем. Почему же тогда с цивилизационным развитием произошло разделение искусства и ремесла?

Введем понятие нарратив. Под этим словом будем понимать смысловую нагрузку объекта: смысл, символику эпохи, идеологию, художественный язык, сакральность, послание и прочее — все то, что не несет утилитарной функции, а существует как бы отдельно от предмета, является его производной. Искусство в современном понимании появилось, когда ценность нарратива превысила ценность функционального и физического воплощения, превратив его в носитель. После же компьютерной революции исчезает и осязаемое человеком воплощение носителя.


Но так или иначе искусство и ремесло неотделимы, даже в своих предельных состояниях присутствуют оба начала.


§3. Искусство vs. дизайн.

1. Ремесленный глиняный горшок.
2. Огюст Роден «Мыслитель» (фр. Le Penseur)

И так, с ремеслом дизайн связывает функциональный архетип: табурет — сиденье на ножках, стул — сиденье на ножках и спинка, кресло — сиденье на ножках, спинка и подлокотники. С искусством же дизайн связывает тот самый нарратив. Можно заметить, что предметы сравнимые по функционально-технологическому исполнению могут иметь различия в цене в несколько раз, что происходит, только благодаря нарративу — нематериальной, неосязаемой ценности предмета.

Структура идентична.
Искусство = нарратив + носитель. Дизайн = нарратив + носитель.

Главное отличие искусство от дизайна – это единичность, шедевральность предмета искусства. Художественный шедевр всегда существует в единичном экземпляре, он неповторим. Нарратив крепко привязан к носителю, что делает произведение искусства уникальным и дорогим. Другого такого нет. Потребитель платит за право обладания эксклюзивом.

Дизайн-объект всегда тиражируем. Один и тот же нарратив может бесконечно воспроизводится на тиражируемых носителях. Потребитель оплачивает затраты лишь на создание, остальное переплата.

• Миф. Выражение «эксклюзивный дизайн» – это маркетинговая уловка, эксклюзивным может быть ограниченная партия товаров, но не дизайн.

Контраст дизайна и искусства обыгрывал в своем творчестве Энди Уорхал, на своих полотнах превращая обыденные вещи массовой культуры: «Кока-кола» и «Банка супа Кэмпбелл» — в произведение искусства.

Нарратив в искусстве или в дизайне — это нематериальная эстетическая ценность предмета. Эстетика же в свою очередь, как известно, определяется этикой. Нарратив имеет большую ценность, когда максимально соответствует этике общества, его системе ценностей. Другими словами мы говорим о моде в широком понимании явления. Модный объект — это объект, отражающий систему ценностей группы или общества в целом в данный промежуток времени.

Мода соответствует трендам в обществе, но так же она заранее предугадывает тенденции развития, и самое главное она их может формировать и создавать, оказывать влияние на эстетику и этику.

• Удовлетворительный дизайн — соответствует времени.
• Хороший дизайн — предугадывает тенденции времени.
• Отличный дизайн — сам создает тренды.

Условно нарратив искусства можно поделить на три составляющие: наследие, поп культура и современное искусство.

§3. Искусство vs. дизайн.Наследие (произведения истории и культуры минувших эпох).
Поп культура (entertainment, mainstream, развлечение — массовая культура, понятная и потдерживаемая абсолютным большинством);
Современное искусство (авангардная или андеграундная культура).

Синей полосой представлен вектор культурной эволюции от прошлого к будущему, по которому движется человечество, неся с собою и накапливая багаж культурного наследия.

Поп культура массова и аморфна, не способна на поиск новых идей, а только на постоянное переваривание и брожение существующих, потому как не требует от потребителя усилий в понимании, знании языка искусства, истории культуры, предлагает продукт в удобоваримом виде.

Современное искусство же находится в авангарде, в постоянном поиске и эксперименте, направления которого могут быть обращены как к будущему, так и к прошлому. Какое направление современного искусства сделает прорыв, туда и будет двигаться вся система в целом. (К примеру, модернизм или рок-н-ролл).


Вектор эволюции не прямолинеен, состоит из переломных революционных моментов и продолжительных эпох. Каждая эпоха имеет свою культурную парадигму, этику, эстетику, систему ценностей и прочее. Поэтому ни один прогноз на далекое будущее невозможно сделать или предсказать, так как предсказатель пребывает в парадигме именно своей эпохи.

Так же верно, что любое историческое произведение искусства или целый стиль нельзя просто вырвать и перенести из своей эпохи в культурную среду существующей эпохи. Возможно лишь цитирование, диалог, переосмысление.

• Миф. Дизайн «под классику» — это плохо. Любая лобовая стилизация «под классику» — это бутафория, подделка, имитация, которая реального отношения к той эпохе не имеет. Изначальный стиль будет преломляться, как отражение в кривом зеркале.

Все то, что верно для искусства, в какой-то мере верно и для дизайна только в более упрощенной, утилитарно-адаптированной форме. Нарратив дизайн-объекта, как и предмета искусства, находится в социо-культурной среде и так же подвержен ее эволюции.

Выводы.

• Сам дизайнер должен быть в авангарде, черпать идеи из современного искусства, что бы создавать хороший дизайн (предугадывать тенденции, попасть в нужный вагон) и отличный дизайн (создавать тренды, быть локомотивом).

• Дизайн-объект, что быть максимально успешным, в момент появления на рынке должен находится в переходе от авангарда к поп-культуре в направлении вектора культурной эволюции.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство