крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

§6. Инновационность и оригинальность.

§6. Инновационность и оригинальность.
…это ведь все равно, что сказать «прогрессивная медицина XIX века». Вы бы пошли на прием к дантисту XIX века!?
Нет уж, увольте.
Британский дизайнер Росс Лавгроув про направление «ретро» в дизайне.


Создание качественного продукта — цель каждого творца. Сделать оценку качественности возможно лишь, выделив черты объектов обладающих признаками, которые считаются качественными. Но из-за двойственной природы дизайна, множества мифов, спутывания со смежными отраслями, не дает возможность выявить общие универсальные и ясные критерии оценки качественности именно дизайна, не отвлекаясь на частные случаи.

Дизайн некоторых объектов с материальной (функционально-технологической) и с нематериальной (культурно-эстетической) стороны мог обладать несомненными достоинствами, но быть не востребованным среди людей. И наоборот дизайн мог быть сравнительно посредственным с обеих сторон, но обладать неожиданной популярностью. Не стоит и уповать на «невидимую руку рынка» Адама Смита, что мол покупатель сам проголосует рублем за востребованный продукт.


Но учитывая мощь маркетинговых технологий и манипуляций с идеологией общества потребления, ручаться за абсолютную точность оценки качества дизайна продукта-победителя тоже совсем не стоит. Отсюда понятие популярности не говорит напрямую о качественности дизайна, хоть и косвенно указывает на предрасположенность к данному дизайну потребителя. Но ведь и человечество половину своей истории считало, что Земля плоская.

§6. Инновационность и оригинальность.

1. Одноразовый пластиковый стаканчик. Дизайн стаканчика на столько прост и удачен, что во всем мире, наверное, количество произведенных таких стаканчиков превышает количество всех остальных стаканов вместе взятых.

2. Пластиковый стул. Дизайн стула отвечает всем необходимым требованиям эргономики, прост дешев в производстве, удобен в складировании, но лишен какой-либо нематериальной ценности.

3. Типовой жилой дом «Хрущевка». Подобные типовые дома имели настолько универсальный и простой дизайн, что были чрезмерно и многократно растиражированы, из-за чего приобрели скорее отрицательную культурно-историческую ценность.

4. Вакуумная рюмка от Коучи Окамото. Оригинальный дизайнерский прием объединения графина и рюмки не сыскал популярности.

5. Шезлонг от Миса ван де Роэ. Профессионализм дизайна и именитость автора не сделали объект известным и популярным.

6. Жилой дом от Захи Хадит. Титулованность, мировая популярность и победы в международных конкурсах проектов Захи Хадит, не помогают в их реализации и многии ее работы остаются не воплощенными.


В прошлом параграфе «Дизайн и актуальность» было определено, что срок жизни предмета дизайна определяется не сроком его физического существования, а сроком его соответствия к предъявляемым требованиям. А какими же свойствами, разумеется, с условием, что он актуален, должен обладать объект дизайна, что бы эта жизнь востребованности началась?

Все же есть определенные универсальные понятия, которые хотя бы косвенно, но говорят о качестве дизайна объекта. С материальной стороны — это инновационность , с нематериальной — оригинальность.


Инновационность.

С функционально-технологической стороны достаточно легко можно понять, что такое инновационность. Это прежде всего внедрение новых изобретений и рационализаций уже в сложившеюся систему, либо создание такой системы заново. Инновация — это всегда улучшение, удешевление, упрощение.

• Улучшение является смыслом инновации: появление новых объектов или функций у них, применение новых более совершенных материалов, внедрение более эффективных технологических процессов.

• Удешевление показывает жизнеспособность инновации. Что бы быть успешным, инновационный объект должен быть конкурентно способным уже с существующим аналогом, при этом он должен окупить затраты на собственную разработку, создание технологии производства и выход на потребительский рынок.

• Упрощение является следствие первых двух принципов. Упрощение подразумевает не примитивизацию и деградацию, а понятие эффективной простоты. Упрощение юзабилити снижает количество барьеров и их преодаление между предметом и пользователем. Упрощение технологического процесса ведет к снижению затрат на производство при сохранении предъявляемых требований и качества. Снижение ресурсоемкости и трудозатрат при повышении наукоемкости. Лучше проблемы решить на стадии умственных, чем материальных затрат. Внешне более простой и удобный предмет может иметь куда более сложную начинку и способ производства.


Оригинальность.

C культурно-эстетической стороны оценить инновационность много сложнее, т. к. сложно спрогнозировать дальнейшее развитие цивилизации, и в какой области произойдет рывок, который потянет за собой все остальное. Именно поэтому все прогнозы фантастов на долгие перспективы оказываются не верными, из-за того, что они проецируют будущее исходя из знаний имеющихся в настоящем. Есть направление футуродизайна, стратегия которого звучит как «обгонять, не догоняя». Основной аспект футуродизайна разработка и моделирование облика предметов и среды обитания человека в будущем, побочно при этом разрабатывая декорации и костюмы к фантастическим фильмам. От сюда получается, что с культурно-эстетическая новизна дизайна напрямую не связана с функционально-технологической инновационностью.

Восприятие развития цивилизации как линейного процесса движения в европейском понимании неразрывно связано с технологическим прогрессом. Но для объектов с доминирующей культурно-эстетической составляющей — предметы искусства, это не совсем верно. Лучшие произведения классического искусства были созданы в эпоху от ренессанса до начала ХХ века. И при новейших технологиях до сих пор что-либо подобное создать не удалось ни в музыке, ни в живописи, ни в литературе.

Из этого следует, что для нематериального (культурно-эстетического) начала неуместно использовать понятие инновационности, для этого лучше подходит понятие оригинальности.

Оригинальность протоидеи для дизайна — это всегда основное предъявляемое требование. Дизайн должен удивлять, расширять рамки привычного, тогда у него есть шанс на успех. Но в отличии от функционально-технологической инновационности, вектор оригинальности может быть направлен в любую сторону, а не прогрессивно вперед. Оригинальным может быть и особая интерпретация классических приемов, создание параллельных и субкультурных систем ценностей, отличных от глобализированного универсального мейн стрима и т.д.


§6. Инновационность и оригинальность.

• Зеркало от Филиппа Старка. Зеркало имеет имитацию абриса резьбы старинной классической деревянной рамы, выполненной на зеркальном стекле точной лазерной резкой.

• Скульптура-робот в стиле стимпанка. Футуристичная идея робота, искуственного заменителя человека, воплощена посредством архаичных технологий XIX века.


И так, качественный дизайн должен всегда быть с материальной стороны инновационным, а с нематериальной — оригинальным.

При дизайнерском проектировании всегда необходимо изобретать новые оригинальные идеи, пользуясь самым свежими методами проектирования, воплощать все в самых современных материалах, используя передовые технологии.
№1. Автор: porvozik (17 января 2011 15:19).   
  
Интересная информация, особенно про новизну, нужно обязательно взять на вооружение :)

spacer spacer spacer
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство