крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

§7. Протоидея.

§7. Протоидея.
Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции.
Иоганн Вольфганг Гете.


Протоидея (концепция) — окрыляющая мысль, захватывающее наваждение, творческие зуд, откровение, просветление, — сложное абстрактное понятие, которое легче прочувствовать нежели описать. Главная цель и ценность творца — это привносить и воплощать в действительности идеи еще не существовавших до ныне явлений и предметов.

Существует множество взглядов и учений понимания сущности и природы идеи: от, философских, религиозных и эзотерических, до бытовых и надуманных.

Важно отличать протоидею и идею самого объекта (нарратива). Протоидея существует как задумка-призрак, не облаченная ни в какую форму. Это может быть просто оригинально соединенная логическая цепочка или неясный образ-ответ на не согласующуюся задачу.



Для более глубокого понимания сущности протоидеи, традиционно рассмотрим это понятие с материальной стороны (функционально-технологической) и нематериальной (культурно-эстетической).

С функционально-технологической стороны протоидею для дизайна легче всего классифицировать согласно трудам по изобретательству Г.С. Альтшуллера и ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач). Эта теория наиболее полно охватывает принципы изобретательства, поиска инновационных идей в материально-технических системах.

Взяв за основу деления творчества на 5 уровней в ТРИЗ, можно подобным образом охарактеризовать и протоидеи с материальной стороны относительно дизайна.

• Первый уровень.
Объект принципиально не изменяется, остается таким как есть. Изменению подвергаются вспомогательные элементы объекта. Задача и средства ее решения находятся в пределах одной узкой специальности. Как правило, решение не связано с устранением какого-либо явного противоречия.

• Второй уровень.
В объект вносятся мелкие изменения и дополнения, которые не меняют основной принцип действия. Задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки, т.е., если задача возникла в механике, то она и решается средствами, взятыми из механики. Как правило, такие решения связаны с устранением мелких противоречий на уровне вспомогательных, подсистемных элементов.

• Третий уровень.
В основной объект вносятся значительные изменения и дополнения, направленные на максимальное развитие (модернизацию) существующего принципа действия. Задача и средства ее решения находятся в пределах разных наук, но смежных между собой. Как правило, решения третьего уровня творчества связаны с устранением противоречий, возникших на уровне системных элементов.

• Четвертый уровень.
В основной объект вносятся изменения, полностью меняющие принцип его действия. Задача и средства ее решения находятся в пределах разных и не смежных между собой наук. То есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения могут быть взяты, например, из химии, биологии, оптики. Как правило, такие решения связаны с устранением противоречий, возникших на уровне надсистемных элементов.

• Пятый уровень.
Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Эти изобретения называют пионерными, т.к. они сами порождают новую науку, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику и. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень творчества — это удел избранных.


§7. Протоидея.

1. Перчатка с накладками. Первый уровень.В систему внесено усовершенствование, улучшающее износостойкость.
2. Чайная кружка. Второй уровень. В систему стакана внесена ручка, позволяющая пить горячие напитки, не обжигаясь.
3. ЖК телевизор. Третий уровень. Система функционирования телевизора осталась прежней, но изменился принцип построения изображения и как следствие форма.
4. Микроволновая печь. Четвертый уровень. Создана новая система с применением нетрадиционной для приготовления пищи технологией сверхвысоких частот.
5. Самолет. Пятый уровень. Создана глобальная система воздухоплавания, появление новых отраслей в науке и технике.

Изобретения первого и второго уровней творчества, составляют 77% мирового патентного фонда. Они нужны, они совершенствуют технику, но принципиально ее не меняют. Это обычные конструкторские решения, но если они ранее не были известны, то признаются изобретениями. Творчество на первом и втором уровне доступно любому грамотному специалисту. В патентном мировом фонде изобретений, выполненных на пятом уровне творчества, содержится всего 0,3%, но они являются основой цивилизации.


К сожалению, принцип рождения протоидеи с нематериальной стороны описать универсальными средствами не возможно. При множестве философских трудов относительно понимания природы идей, нельзя найти абсолютную систему отчета.

• У Платона идея — идеальная сущность вещи.
• У Аристотеля идея — это форма, т.е. порядок внутренних связей системы.
• В Средневековье идеи — это прообразы вещей божьего замысла.
• Теория эмпиризма считала источником идей ощущения и восприятия, которые лишь обобщаются в идеях.
• Декарт считал источником познания спонтанную деятельность мышления, а идеи рассматривал как врождённые, изначально присущие субъекту.
• По Канту идея выражает функцию самого разума — завершать высшим единством всякое рассудочное познание.
• У Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, мышления и реальности, венчающим весь процесс развития.

Интересна теория об идеях и их распространения предложеная Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Для описания абстрактной единицы отбора он создал термин «мем». Мемы — это чистая информация, но их функционирование имеет заметные физические и поведенческие последствия. Примеры мемов, аналогичных генам, – мелодии, идеи, модные словечки и выражения.

Каждый творец выбирает сам источник и природу своих протоидей: ждет озарения, стимулирует сознание — входит в транс, постоянно тренирует ум задачами, подмечает в явлениях природы, изучает смежные области искусства, науки техники, ищет в трудах предков, дорабатывает или копирует чужие.


Итог.

• Хороший дизайнер должен быть хорошим изобретателем, должен находить нетривиальные решения дизайнерских противоречий. Начиная с небольших усовершенствований обычных вещей, заканчивая созданием новых направлений в цивилизационной эволюции человечества.

• С культурно-эстетической стороны творец свободен не только в поиске протоидей и выбора их тематичности, но и в самом методе поиска, понимании сущности протоидеи и природы её появления.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство