крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Петра и Павла, 1907 г.

Белохолуницкий район, Климковское сельское поселение, бывшее село Елёво.

Церковь Петра и Павла, 1907 г.Расположена в планировочном центре бывшего села на возвышенном месте, которое хорошо просматривается в окружающем лесном ландшафте. Кирпичное, выполненное в технике лицевой кладки здание с выделенными белой краской архитектурными деталями. Пятиглавая однопрестольная церковь с шатровой колокольней построена на средства прихожан.

Проект на постройку храма был рассмотрен и утвержден строительным отделением Вятского губернского правления в 1901 году. Архитектурные особенности церкви и его датировка позволяют с достаточной степенью вероятности предположить участие в его создании В. М.Дружинина, что подтверждают и опубликованные источники. Характерный образец романтической эклектики, сочетающей стилизованные декоративные детали русского зодчества XVII века с византийскими мотивами.


Церковь Петра и Павла, 1907 г.В плане (габаритные размеры составляют длина с крыльцом 40,8 м, наибольшая ширина 20,0 м) памятник имеет форму креста с удлиненным западным рукавом, в помещении которого размещается трапезная. Объем собственно храма скомпонован по оригинальному типу «широкий четверик со срезанными углами на четверике» с пятигранной алтарной апсидой, диагональные стены которой укорочены. Тот же композиционный прием использован при формировании помещения собственно церкви, где диагональные грани внутренних стен переходят в узкие лотки сомкнутого свода. Подобные лотки обогащают пластику внутренней поверхности свода алтаря и притвора. Своды в других помещениях - цилиндрические. Крупные распалубки над четырьмя широкими арками проемов, объединяющих пространство храма, придают своду живописную динамику. В направлениях поперечной оси площадь помещения четверика расширена за счет прямоугольных притворов. С западной стороны композицию срезанных углов продолжает помещение притвора, фланкируемое по сторонам прямоугольными палатками.

Кирпичный декор памятника отличается невысоким сглаженным рельефом и композиционной сочетаемостью несложных деталей. Боковые фаады акцентированы оформлением притворов четверика. Здесь над трехчастными проемами (средние являются порталами) помещены волнообразные строенные архивольты широкого профиля с колончатыми подвесками по сторонам входов. Центральная ось фасада подчеркнута килевидным окончанием среднего архивольта и продолжена щипцовым изломом карниза с зубчатым поясом. Второй ярус четверика украшают вытянутые сдвоенные окна, помещенные в колончатые наличники со щипцовым сандриком. Килевидные полуглавия, отмечающие верх четверика, сообщают прихотливость линии обреза стен.

Церковь Петра и Павла, 1907 г.Трехъярусная колокольня завершена гладким восьмискатным шатром с главкой и узкими диагональными гранями. Форма шатра повторяет очертание яруса звона в плане, арочные проемы которого выделены килевидными архивольтами, переходящими в горизонталь карниза. Окна на фасадах трапезной обработаны наличниками, состоящими из полуколонок с крестовидными дыньками посередине и гирьками внизу, циркульных архивольтов и подоконных полочек. Интересны заполнения проемов, фрамуги которых отличаются «ветвистыми» горбыльками. Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, поле которых заполняют простые ширинки с квадратными вставками посередине. Одним из лучших фрагментов композиции, безусловно, является крыльцо на двух столбах с ширинками и висячими гирьками в проемах.


Церковь Петра и Павла, 1907 г.Декоративное пятиглавие составляют деревянные, обшитые кровельным железом луковичные маковицы на барабанах с пьедесталами. Отличительной особенностью завершения Петропавловской церкви является наличие рамочных крестов с бывшим здесь зеркальным заполнением. Зрительный эффект достигался при отражении солнечных лучей от поверхности крестов. По рассказам старожилов, кресты «горели», и их яркое лучистое сияние было видно за многие версты окрест села. Кресты крепятся к главкам при помощи растяжек с нанизанными на них шарами.

• ГАКО. Ф.583. Оп.524. Д. 17(1901 г.) Об освидетельствовании храма в селе Елёвском.
• ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д.5 Шебалин В. И. указ. соч.
• Двоеглазов Н. Правда о Елёвском храме // Холуницкие зори. - Белая Холуница, 1998. - 1 авг. (№92). - С.2
• РГИА. Ф.799. Оп.ЗЗ.Д.317. Л.73;
• ТинскийА. Г. Вятская мозаика. - Киров, 1994. - С. 179.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство