крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Спаса, начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.

Белохолуницкий район, село Полом.

Церковь Спаса,  начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.Кирпичный объем церкви одиноко высится на берегу старицы реки Вятки. Стены, некогда покрытые известковой обмазкой и побеленные, сильно выветрились. Относится к числу наиболее ранних каменных храмов в районе.

До настоящего времени памятник дошел в руинированном состоянии. Сохранились только стены четверика до уровня карниза нижнего света, объем теплого храма, включающий южную палатку, и до половины разобранный нижний ярус колокольни без одного устоя. Какое-либо эстетически положительное ощущение от восприятия церковного интерьера отсутствует. Внешний вид бывшего храма оставляет удручающее впечатление крайней запущенности. Внешние габариты здания в плане: длина - 44,0 м (без алтаря), ширина по трапезной - 28,0 м.

Храмозданная грамота на построение каменной церкви во имя Спаса Нерукотворного с теплым приделом Ильи Пророка получена в марте 1751 года. Через восемь лет Ильинский придел был освящен. Общестроительные работы по возведению холодного храма продолжались до 1767 года, а в 1770 году освятили и его. Следующим этапом в развитии композиции церкви стало сооружение колокольни и тогда же, на рубеже XVIII-XIX веков, надо полагать, произошла замена завершения четверика. Есть сведения о работах в трапезной, отмеченные между 1848 и 1873 годами, которые носили декоративный характер и не коснулись фасадов. Наиболее серьезные изменения внешнего облика церкви произошли во втором десятилетии XX века. Объем здания был композиционно уравновешен сооружением северного придела и увеличен по высоте надстройкой яруса верхнего освещения над трапезной, боковые фасады колокольни были обстроены палатками.

Церковь Спаса,  начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.Первоначальный объем Спасской церкви являлся одним из примеров вятских храмов переходного типа, получившего распространение в 30-60-е годы XVIII века. Плоскостной характер фасадного декора составляли каннелированные, спаренные на углах пилястры, наличники в виде уступчатых «ушастых» рамок с сандриками-полочками и профилированного, сильно выступающего междуярусного карниза на кронштейнах, переходящего затем на обрезы стен алтарной апсиды и трапезной и раскрепованного в местах примыкания пилястр. Пилястры опирались на постаменты с вертикальной ширинкой посередине и высоким карнизом. Полуярус в завершении стен четверика был отделен от нижней части фасада рельефным пояском с кронштейнами. В местах примыкания центральных пилястр поясок выгибался в форме дуги, подчеркивая центральную ось фасада. По сторонам дуги располагались ложные закомары. Прием декоративной дуги, врезанной в аттиковый ярус здания, явился своего рода предтечей крупного циркульного полуглавия, появившегося чуть позднее на памятниках «вятского барокко» и игравшего определенную роль в формировании объема кровли четверика. Имевшееся прежде деревянное завершение в форме «курмы», обычное для церквей этого периода постройки, со временем было заменено на изящную кровлю с переломом, ложными люкарнами на осевых скатах, декоративным восьмериком и маленькой главкой.

Церковь Спаса,  начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.Колокольня Спасской церкви, построенная в последние годы XVIII века, представляла собой массивный четырехъярусный объем, завершенный изящной гуськовой кровлей, устроенной по примеру храмовой. Венчал ее шпиль, установленный на декоративном восьмеричке. Стиль колокольни отвечал архитектурному почерку, характерному для построек Ф. М. Рослякова. Привязка колокольни со сдвигом от продольной оси храма в южном направлении соответствовала первоначальной двух-придельной планировочной композиции церкви и, располагаясь по центру ее западного фасада, со-здавапаживописную картину «диагонального» зрительного восприятия объекта в целом.

Столп колокольни, имевший почти квадратное основание высотой в два яруса, продолжался далее двумя восьмериками звона. Характер обработки граней состоял в разделке их поверхностей на вытянутые прямоугольные ниши, подчеркивавшие вертикальность сооружения. Более широкие из них служили «ложем» для врезки проемов с замками; те, что поуже, являлись простым декором, вносили разнообразие в отделку стен второго яруса. Верхний ярус звона имел укороченные проемы, которые опирались на полуярус, состоявший из ряда спаренных квадратных ширинок. Более насыщенным рельефом выделялась отделка нижнего яруса. Здесь между широкими двойными лопатками помещались с трех сторон высокие арки порталов с вогнутыми краями. Свободное пространство стен заполнял мелкий руст, имевший в области арок наклон, поддерживавший заданную замковую конфигурацию.

В описании пятиярусного иконостаса холодного храма, приведенном в метрике Спасской церкви, отмечалось: «... деревянный, с резьбой, которая вызолочена. Поле, на котором помещена резьба, покрыто светло-розовою краской с синими цветками, царские врата из двух створок, резные, золоченые».

Церковь Спаса,  начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.В 1913 году с отношением духовной консистории в Императорскую археологическую комиссию был направлен проект расширения Спасской церкви, выполненный М. А. Бухгольцем. Реконструкция была вызвана ростом населения в приходе. Предполагалось пристроить к трапезной новый северный придел, симметричный южному, и устроить вновь несколько подсобных помещений: усыпальницу, палатки для сторожа и канцелярии, кладовую. В прошении указывалось, что в частях здания, предназначавшихся к разборке, старинной настенной живописи не имеется. В результате полемики при обсуждении проекта члены комиссии пришли к выводу о возможности его реализации при условии выполнения нового придела «с перенесением на него форм» и декора существующего храма. Разрешено было также произвести разборку внутренних капитальных стен с устройством широких подпружных арок пролетом 13,2 м, что значительно увеличивало площадь помещения церкви. Рекомендовано было также палатку-усыпальницу построить отдельным объемом вне связи с церковью.

Раскрытие просторного интерьера реконструированной теплой церкви было достигнуто за счет реализации проектных предложений по ее расширению и разборки первоначальных палаток с притвором. Западная стена четверика имела три проема с арочным завершением, два из которых в настоящее время заложены. Заложенным оказалось и западное окно северного фасада четверика; к нему примыкает стена алтарной апсиды. Алтарь южного придела теплого храма соединяется узким проходом с помещением собственно церкви. Первоначальная храмовая часть имеет многочисленные стенные ниши, придающие интерьеру своеобразный исторический колорит. Центральное помещение трапезной освещается шестнадцатью полукруглыми окнами фонарной надстройки, распалубки которых глубоко врезаны в цилиндрический свод с опущенной пятой. Свод над южным приделом был переложен по примеру северного, и теперь они представляют одинаковый коробовый тип с лотками над алтарными частями оконными и арочными распалубками.

Церковь Спаса,  начало 1750-х-1767; 1798 -начало 1800-х; после 1913 гг.• Берова И. В. Зарождение научной реставрации в Вятке//История и культура Волго-Вятского края. Тезисы докладов. -Киров, 1994. - С.461
• Берова И. В. Стилевые особенности вятских иконостасов в XVIII веке // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы Международной научной конференции. Т. 2. - Киров, 1996. - С. 225.
• ВЕВ. -Вятка, 1873.-16марта(№6). -С. 191-192
• Вятская епархия. ...-С518-519.
• ГАКО. Ф.237. Оп.2.Д. 13.Л. 161(1765)Про-токолы заседаний духовной консистории.
• ГАКО. Ф.237. Оп.2. Д.23.
• ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.76 (1750-1751 гг.) О постройке церкви в селе Поломском Слободского уезда.
• ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.97 (1751 г.) О постройке церкви в селе Поломском.
• ГАКО. Ф.237. Оп. 76. Д.292 (1769-1770 гг.) О постройке церкви в селе Вобловитском Слободского уезда.
• ГАКО. Ф.243. Оп. 1-оц. Д.64(1770-1771) Дело о постройке Спасской церкви в селе Холуницком поломе.
• ГАКО. Ф.582. Оп.49.Д. 19(1845-1849) По копии с журнала Вятской Губернской Строительной Комиссии о перестройке теплой церкви в селе Вобловицком Слободского уезда.
• ГАКО. Ф.619. Оп.2-оц. Д448(1839) По отношению Вятской духовной консистории об освидетельствовании церкви, состоящей Слободского округа в селе Вобловицком
• ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д5(1908 г.) Шабалин В. И. Указ. соч... ЛЛ.441; ИИАК. Вып.48. - Спб.,1913. - С.75-76.
• ИИАК. Вып.52. - Спб., 1914. - С.84-85.


• КаптиковА. Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII в. Проблема региональных школ. - Свердловск, 1990. -С. 111.
• КаптиковА. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. - М., 1986. - С.36.
• РГИА. Ф.384. Оп.9. Д. 7658(1846-1862 гг.) Дело Первого Департамента Министерства государственных имуществ о перестройке церкви в селе Вобловицком Слободского округа Вятской губернии.
• РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д.1130( 1846-1849 гг.) Дело о рассмотрении в Синоде причин перестройки церкви в селе Вобловицком Вятской губернии с разрешения епархиального начальства без утверждения сметы местной палатой государственных имуществ.
• РГИА. Ф. 799. Оп.ЗЗ. Д.318. Л. 13об.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство