крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Ворота церковные, 1786 г.

Белохолуницкий район, Всехсвятское сельское поселение, cело Сырьяны.

Ворота церковные, 1786 г.Наиболее яркая по композиционно-художественному решению и декорировке часть храмового комплекса. Построенные в последней четверти XVIII в. в пору расцвета архитектуры так называемого «вятского барокко», ворота и ограда явились завершающим звеном комплекса, объединившим церковь и колокольню.

Композиция ворот принадлежит наиболее распространенному в первой половине и середине XVIII в. трехчастному типу, построение которого выполнялось по регулярно-симметричной схеме: проездная арка с повышенной аттиковой частью посередине и проходные калитки по сторонам. Сырьянские ворота отличаются исключительно удачным подбором и сочетанием архитектурных средств, позволившим искусственно создать из плоскостного сооружения зрительно активный объект, воспринимаемый как иллюзорно-объемное материальное пространство. Ломаная конфигурация плана, охватывающего площадку при входе, выступающие высокие постаменты парных колонн и выразительно динамичная линия широкого карниза, круто сводящего волюты в центре фасада, дополнены здесь почти ковровым по насыщенности кирпичным декором, поражающим фантазией и тонкостью обработки.

Даже находясь в руинированном состоянии, с многочисленными утратами и искажениями первоначального облика, памятник производит сильное впечатление масштабом и необычностью образной трактовки архитектурного замысла. Трех-частная композиция ворот имитирует в кирпиче структуру и пышный декор, свойственные вятским иконостасам XVIII в. Подобно тому, как царские врата иконостаса служат символом вхождения Царя Небесного, центральная арка ворот обозначает место входа молящихся в царство небесное на земле - христианский православный храм. Мастера-каменщики постарались в кирпичном исполнении выразить свое видение этого славного предназначения ворот, стилистически связав элементы архитектурного декора, характерные для периода «вятского барокко» с мотивами деревянной иконостасной резьбы.

Стенка ворот разбита на три части парными колоннами, установленными на пьедесталы. Капители колонн, объединенные полукруглыми сандриками, формируют характерные «барашки»-аканты, заложенные в кладку с разбежкой в два ряда. Центральные удлиненные колонны фланкируют высокий проем ворот, который теперь наполовину заложен. Надвратная часть выделена наиболее замысловатым декором. Он включает сложный сандрик, в рисунке которого мелко профилированная лента, имитирующая волнообразные растительные формы, удачно сочетается с регулярной - в виде щипца с основанием. Выше находится высокий аттик, в центре которого, динамично разорвавшись, скручиваются крупные волюты многопрофильного карниза. Поле аттика заполняют пять квадратных ширинок в рамках со срезанными углами. Средняя, самая крупная по площади ширинка, служила киотом; боковые, украшенные восьмилепестковыми розетками, - ее фоновой поддержкой. Сохранившаяся северная калитка имеет не менее выразительное, но более скромное оформление. Здесь киотная ширинка окруженатремя квадратными нишами с профильным обрамлением, в которые вписаны розетки. Дополнительным украшением служат парные «висячие» пилястры над сандриками центральных колонн, две укрупненные розетки с уступчатыми лепестками, оригинальные по форме вставки-столбики по сторонам калитки. В декоративном оформлении ворот просматриваются тот же почерк и манера исполнения, которые присущие фасадному решению колокольни соседнего села Всехсвятского, что наводит на предположение об участии в создании этих замечательных памятников одной артели мастеров.

Ворота церковные, 1786 г.

Вследствие реконструкции, проведенной в конце XIX в., ворота были соединены с новым притвором Никольской церкви крытым переходом, превратившись фактически в нарядный портал храма. Такое решение заранее не предусматривалось и появилось в ходе выполнения работ по указанию архитектора, который посчитал, что это не повредит «прочности и красоте» постройки. Увеличенный масштаб ворот (общая высота- 12,8 м, высота проездной арки-7,5 м), вероятнее всего, был рассчитан на восприятие с дальних обзорных точек: от переправы через реку Вятку, с просторов речного плеса.

Уникальный по художественным достоинствам памятник архитектуры малых форм эпохи позднего барокко не только Кировской области, но и провинциального зодчества в целом. Занимает достойное завершающее место в триумвирате подобных построек области: кладбищенских ворот 1773-1774 гг. в г. Слободском и ворот 1772-1775 гг. (воссозданы в 1988 г.) церкви Троицы 1768-1772 гг. в Макарье (г. Киров, ул. Проезжая, 27). Находятся в запущенном состоянии, остро нуждаются в реставрации и защите от дальнейшего разрушения.
Ограда была цельно кирпичная, с прямоугольными в плане столбами на высоком цоколе. Двухчастные прясла имели ажурную кладку с узкими и частыми вертикальными просветами, которые облегчали массив заполнения. Не сохранилась.

• ГАКО. Ф. 170. Оп. 1. Д.257. Л. 12 Описание церквей...
• ГАКО. Ф.237. Оп.2. Д.758. Л. 1138(1785 г.) Протоколы заседаний духовной консистории
• ГАКО. Ф.583. Оп.524. Д. 17. Л. 2; Кап-тиков А. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. - М., 1986. - С.38
• Скопин Е Л. Малые формы в вятском каменном зодчестве 70-80-х гг. XVIII века //Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы международной научной конференции. Т. 2. - Киров, 1996. - С.202-205
• Скопин Е. Л. Стоит в Сырьянах памятник // Кировская правда. -Киров, 1981. -30 янв. (№24). - С.4
• Тинский А. Г. Памятники культовой архитектуры. . С.83
• ЭЗВ. 7.5. Архитектура. - Киров, 1996. -С. 111.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство