крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Ансамбль вятской духовной семинарии, конец XVIII - XIX вв., ул. Кирпичная.

Ансамбль вятской духовной семинарии, конец XVIII - XIX вв., ул. Кирпичная.Вятская духовная семинария была создана в 1758 году на базе славяно-латинской школы. В её учебную программу кроме гуманитарных наук, латинского и греческого языков и богословских знаний вошли гражданская история, география, алгебра, геометрия, немецкий и французский языки, архитектура и другие светские учебные дисциплины. Первоначально она размещалась в кельях Успенского Трифонова монастыря, которые по мере развития семинарии становились для неё всё более тесными. Преемник Варфоломея Любарского епископ Лаврентий II Баранович распорядился о построении для семинарии специальных зданий и определил место строительства - за городом, за речкой Люльченкой, на территории Филимоновской архиерейской дачи. В 1795 году, на период переезда на новое место, в семинарии обучалось свыше 700 человек. Ансамбль Вятской духовной семинарии на землях загородной Филимоновской дачи складывался в конце XVIII - начале XIX веков.

Вторая половина XVIII - первая половина XIX веков характерны введением «регулярности» во все сферы жизни в России. В русской архитектуре наметился перелом к более строгим и регулярным классическим принципам. Формировался новый стиль - классический. В этот период в России проводились грандиозные по масштабам градостроительные мероприятия: было разработано и утверждено более 400 проектов перестройки русских городов по регулярным планам. 13 августа 1784 года утверждается «План Вятского наместничества городу Хлынову, назначенному быть губернским городом». Воплощение нового плана связано с именем Филимона Меркурьевича Рослякова - первого губернского архитектора. Проект ансамбля Вятской духовной семинарии Ф. М. Росляков составил в 1789 году. К 1831 году строительство ансамбля, включавшего семь каменных одно- и двухэтажных зданий жилого и общественного назначения, один водный канал и пруд, было закончено. Весь комплекс зданий и сооружений дошёл до наших дней без утрат, с незначительными перестройками.

Композиция ансамбля строится по принципу фронтально-осевой симметрии. Центром композиции является двухэтажный архиерейский дом. Два одноэтажных корпуса (библиотека и больница) фланкируют его, несколько выступая вперёд, и образуют в комплексе с домом парадный двор, обращенный к главному въезду. Далее пространственная композиция ансамбля развивается по оси восток-запад: три двухэтажных здания (столовая и два учебных корпуса) вместе с домом архиерея образуют замкнутое пространство внутреннего двора. Архитектурное решение фасадов всех зданий отличается строгостью и лаконичностью русского классицизма. В тектонике зданий достигнуто зрительное впечатление «конструктивности» композиции. Плоскости стен ритмично членятся оконными проёмами, выступающими вертикальными (лопатки, пилястры) и горизонтальными (карнизы, пояски) элементами.
Ансамбль зданий Вятской духовной семинарии является крупнейшим архитектурным ансамблем гражданских зданий конца XVIII - начала XIX веков, сохранившимся до наших дней в городе.

Семинария сыграла большую роль в развитии культуры Вятского края. Хотя её воспитанники выпускались церковнослужителями, далеко не все из них шли по этой стезе. Многие из учеников становились учителями, писателями, чиновниками, общественными деятелями, учёными, сказавшими своё слово в истории России.
В 1881 - 1887 годах в Вятской духовной семинарии учился Павел Николаевич Луппов (1867-1949) - выдающийся историк Вятского края, автор многочисленных работ по истории удмуртского народа, истории миссионерства в Вятском крае, истории города Вятки, по политической ссылке в Вятский край, великолепный знаток местных, региональных и центральных архивов в части, имеющей отношение к истории Вятского края. Родился в селе Усть-Чепецком (ныне город Кирово-Чепецк) в семье многодетного сельского псаломщика. В 1877 - 1881 годах учился в Вятском духовном училище. Как историк Луппов сформировался в 1890- 1900-е годы. В 1919 году возвращается в Вятку, опираясь на поддержку старшего брата Александра Николаевича Луппова, с которым всю жизнь был очень близок, и живёт в Вятке до 1947 года. Работает доцентом в Вятском пединституте, участвует в формирования областного государственного архива (одного из лучших провинциальных архивов России). 1923 -1930 годы - руководитель Вятского исторического общества, 1922 - 1941 - старший научный сотрудник Вятского НИИ краеведения. Очень трудолюбивый и скромный, народнической просветительской закваски, Павел Николаевич собрал бесценный фактический материал по самым разным сторонам жизни Вятского края.

В 1892 - 1898 в Вятской духовной семинарии учился великий русский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин (1878 - 1954), закончив её вторым по успехам. Родился он в селе Люк Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика. Ещё в годы учёбы в Юрьевском университете Зеленин поставил задачу всестороннего диалектологического, этнографического и фольклорного изучения родного Вятского края. Изданные им собрания сказок Вятской губернии (1915), местных частушек (1901), книга «Кама и Вятка», путеводитель и этнографическое описание прикамского края (1904) -уникальные работы не только в провинциальной, но и во всероссийской историографии. Системно исследовав русскую национальную культуру, он стал первым русским этнологом мирового значения. Он, автор более 150 научных работ, член-корреспондент Академии наук (1925), не смог опубликовать многие свои работы (остались в рукописях). Лишь в 1991 году был издан на русском языке классический труд Зеленина «Восточнославянская этнография» (зарубежом эта рукопись была издана ещё в 1927 году - на немецком языке). До конца своих дней учёный не терял связи с Вяткой.

В настоящее время территорию Вятской духовной семинарии занимает военно-техническое училище.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство