крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

ДРУЖИНИН Василий Михайлович

(9 декабря 1840, Рязань -22 декабря 1900, Вятка)

• Архитектор. Родился в семье рязанского канцеляриста, с 1851 с семьёй переезжает в Вятку.
• Окончил гимназию (1859), Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге (1864)
в звании архитекторского помощника с чином X кл. и направлен на строительство Кругобайкальской железной дороги;
за конкурсный проект «Балочный мост через обводный канал на линии Царскосельской железной дороги» удостоен звания инженер-архитектор. (1869).
• В Вятке служил в должности архитектора Вятского губернского земства с одновременным исполнением обязанностей городского архитектора (1874-1882),
• младший архитектор и младшего инженера (т. н. арх. «для производства работ») губернского строительного отделения (1880-1884),
• губернского архитектора (1884-1893), губернского инженера (1894-1896),
• затем был понижен по служебной лестнице — 3 года исполнял обязанности городского архитектора.
• В первые годы вятской службы в основном занимался инженерными делами (мосты, дренажи, дороги),
• В 1874 первым из вятских архитекторов начинает проводить земскую кампанию по распланировке селений,
• автор нескольких теоретических статей, опубликованных в «Сибирском вестнике» и журнале «Зодчий»,
• автор проектов Троицкого собора в г. Уржуме (Кировская обл.) и многих других культовых и гражданских зданий,
в числе которых дом П. В. Алцыбеева, 1873 г. ул. Большевиков.
• Награждён за беспорочную длительную службу орденами Св. Анны 2-й ст. и Св. Станислава 2-й ст.;
• отец архитектора М. В. Дружинина.


Инженер-архитектор В. М. Дружинин.

9 декабря 1840 года в Рязани в семье канцеляриста родился сын, по семейному обычаю названный в честь деда Василием. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, отец Михаил Васильевич Дружинин в поисках места и сносного жалованья перевез семью в Вятку, где получил должность бухгалтера в строительном отделении губернского правления. В 1859 году, когда восемнадцатилетний Василий заканчивал пятый класс Вятской гимназии, в Петербургском строительном училище появилось вакансия, и отец обратился с прошением к губернатору: в семье подрастало еще четверо, и скромное жалованье бухгалтера не позволяло дать всем им приличное образование. Выдержав строгий экзамен, Василий поступил в училище — на казенный кошт, но за счет другой губернии. Это означало, что после окончания курса он должен будет отработать 6 лет в этой губернии. Через два года, правда, казеннокоштный воспитанник Василий Дружинин был переведен на открывшуюся вакансию Вятской губернии.

В июне 1864 года он окончил курс строительного училища главного управления путей сообщения и публичных зданий и был выпущен архитекторским помощником с чином X класса (губернским секретарем). Чин этот присваивался только при отличных успехах и давал право на получение в будущем звания инженер-архитектора. Молодой архитекторский помощник был отправлен в распоряжение заведующего строительной и дорожной частью Восточной Сибири на строительство Кругобайкальской железной дороги. Через четыре года работы Дружинин получил разрешение держать экзамен на звание инженер-архитектора. Выполнив конкурсный проект на заданную тему «Балочный металлический мост через Обводный канал на линии Царскосельской железной дороги» и отлично защитив его, архитекторский помощник стал инженер-архитектором. Полные двенадцать лет отслужил он в системе Техническо-строительного комитета министерства внутренних дел и за это время «построил Крутобайкальскую дорогу», как напишет позже «Юбилейный сборник о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров». Вернувшись в Вятку, он занял должность архитектора Вятского губернского земства и одновременно исполнял обязанности городского архитектора. В первые годы ему приходилось больше заниматься чисто инженерными делами — мосты, дренажи, дороги.

Уже в конце семидесятых годов его время занимает архитектурное проектирование. Первым из дипломированных вятских архитекторов он начинал в 1874 году земскую кампанию по распланировке селений, растянувшуюся на долгие годы. Как городской архитектор, В. М. Дружинин в 1876 году «исправляет согласно правилам архитектуры» проект каменного дома на Спасской улице (ул. Дрелевского, 31) и проект дома братьев Ивановых на Вознесенской (ул. Ленина, 90). В 1880 году ведет надзор за постройкой домовой церкви Епархиального женского училища (проект архитектора А. С. Андреева) и выполняет для нее рисунок иконостаса.

В 1883 году он оставляет службу в земстве и переходит в штат строительной комиссии губернского правления, исполняя поначалу обязанности младшего архитектора, младшего инженера. «Архитектору для производства работ» — так называли эту должность — редко удавалось что-либо проектировать самому. Обычно поручали небольшие и несложные постройки, и Василий Дружинин, а ему уже 42 года — тоже начинает с проектов часовен — для села Бахтинского, деревни Чемодановой и других дальних вятских деревень. Своеобразное испытание «малыми архитектурными формами», как сказали бы сейчас, продолжалось недолго, всего лишь год. Из Вятки уезжает автор проекта деревянного здания концертного зала-театра архитектор И. В. Нефедьев, и Дружинина утверждают в должности губернского инженера. Отныне он получает большую свободу и самостоятельность. В течение нескольких ближайших лет по его проектам было начато строительство и перестройка храмов в селах Арбаж (Котельничский уезд), Куршаково (Уржумский уезд), Елсво, Чепца, Коса, Совье (Слободской уезд), Верхняя Просница. По его чертежам выстроен соборный храм в Глазове. К числу его лучших работ в этот период относится проект Троицкого собора в Уржуме, выполненный им в 1890 году (строительство собора велось с 1894 по 1900 год). После реставрации храм этот возвращен православной церкви и уже ряд лет используется по своему первоначальному назначению. Безусловно интересной работой архитектора в этот период был проект церкви женского монастыря в Слободском, который сам он назвал «проектом внутреннем отделки монастыря». Можно утверждать, что именно в нем наиболее полно раскрылись особенности творческого метода мастера» прекрасно чувствующего органическое единство функции и архитектурной формы, материала и конструкции.

В 1890 году по заказу владельца кожевенного завод В. М. Дружинин закончил проектирование Вознесенского храма для села, которое по церкви и назвали Вахрушево-Вознесенским. Четверик холодного храма архитектор продолжает высоким восьмериком, характерным для ряда храмов второй половины восемнадцатого века, но завершает его трехступенчатой пирамидой килевидных закомар-кокошников и традиционным пятиглавием, сгруппированным настолько плотно, что кажется собранным «в горсть». Найденное еще в середине XVIII века строителями Преображенского храма на Великой реке и Троицкого на Быстрице решение позволило ему добиться поразительного эффекта устремленности вверх, как бы вознесения к «небу», ярко освещенному — среди темноты восьмерика — солнечным лучом через световые проемы центрального барабана. За постройку храма владелец завода получил в общей сложности пять золотых и две серебряных медали, надо полагать, что не только за примерную заботу о нравственности рабочих; чего-то стоила и работа архитектора. К сожалению, храм не сохранился; не обнаружены и его чертежи.

В начале девяностых годов в активе губернского архитектора уже была постройка новых и перестройка ранее построенных храмов в селах Вахта и Коршик, каменных церквей в Соломенском, Верхней Проснице и в селе Муши, деревянных церквей в Крестах, Турме, Ивановском (Яранский уезд). В 1894 году вышел в отставку губернский инженер А. С. Андреев, и в составе строительного отделения произошли изменения — освободившуюся должность губернского инженера занял Василий Михайлович Дружинин (фото 190), а губернским архитектором стал И. А. Чарушин. Повышение в должности статского советника Дружинина, к этому времени уже дважды награжденного за беспорочную длительную службу орденами Анны и Станислава второй степени, было признанием его заслуг. Ему 54 года, он еще полон энергии и сил. Должность губернского инженера более престижная, но в большей степени административная, и Дружинин проектирует все меньше и меньше. В 1896 году его неожиданно заменяют неизвестным в Вятке архитектором А. X. Тиденом, значительно более старшим по возрасту; прослужив лишь год и не оставя никаких следов своей вятской деятельности, Тиден оставил службу. Его преемник К. А. Лешевич исчез с вятского горизонта так же быстро. Три года В. М. Дружинин исполнял должность вятского городского архитектора, не будучи даже утвержденным в этой должности. «Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1902 год» в разделе хроники поместила краткую заметку: «В городе Вятке 22 декабря 1900 года скончался вятский губернский инженер Василий Михайлович Дружинин». Некролог поместили не «Вятские...», а «Вологодские епархиальные ведомости». Как позже определили вятские старожилы, умер Дружинин от цирроза печени.

Потеряла Вятка талантливого гражданского инженера и архитектора. Кем же был он, отлично закончивший строительное училище и выпущенный в звании архитекторского помощника, а позже удостоенный звания инженер-архитектора. Получивший богатую и инженерную и архитекторскую практику. Думается, он был и тем, и другим. Но сначала — инженером. Конструкции его зданий и сооружений просты, видимы, ощутимы: вот столб (колонна), балка, свод. Глаз неискушенного зрителя видит, как передают они последовательно все возрастающую тяжесть — все дальше и дальше, до фундамента, до «грунта земли», как говорили тогда. В архитектуре есть такое понятие — архитектоника. Можно понимать его как выявление конструктивной схемы здания, взаимосвязи несомых и несущих частей.

В. М. Дружинин — мастер архитектоники. Он ничего не прячет, не маскирует, его замыслы открыты. Если А. Л. Витберг — художник в первую очередь — находил пространственное решение «от рисунка», то Дружинин идет к нему «от конструкции». И только потом он — архитектор — придает конструкции художественно воспринимаемую форму. Столб превращает в колонну.

В. М. Дружинин умел размышлять, анализировать, совершенствоваться. Его статьи появлялись в «Сибирском вестнике», их охотно печатал профессиональный и почитаемый архитекторами и гражданскими инженерами столичный журнал «Зодчий». На Руси не было слова «инженер»; по сути дела, означает оно только мастерство, высокое мастерство. На Руси в ходу было другое слово, более точно определяющее суть инженерной и архитекторской работы — «розмысл», умеющий размышлять. Дружинин и был розмыслом.

А. Г. Тинский.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство