крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Троицкая церковь и Некрополь.

Троицкая церковь и Некрополь.Изучение истории русской провинции позволяет открыть новые страницы в истории Отечества и обогатить наше представление о национальном своеобразии культуры Вятского края. Вятская земля издавна славится не только народными умельцами и самобытными промыслами, но и великолепными памятниками архитектуры и культуры.

Город Слободской — один из древнейших провинциальных городов, давший России мечтателя-писателя Александра Грина, академика медицины А. Н. Бакулева, первого русского «американца» — банкира Ксенофонта Анфилатова, целую плеяду купцов: И. И. Громозова, Ворожцовых, Фофановых, Платуновых, Шмелевых, Воробьевых, Бородиных, Ончуковых, Колотовых, Зелениных, Клабуковых, Ветошкиных и многих других, отметил в 2005 году 500-летний юбилей.

Город Слободской — купеческий город, в котором было много красивейших храмов. Сейчас в городе 3 церкви: деревянная Михайлоархангельская, Екатерининская и кладбищенская Троицкая.

Выбранная автором тема актуальна. Объектом исследования являются история и современное состояние памятников архитектуры г. Слободского, предметом исследования - культовый памятник: Троицкая церковь и ее некрополь. Разумеется, интерес к теме неслучаен. Воссоздание истории уникального исторического памятника-музея под открытым небом Свято-Троицкой церкви и некрополя даст возможность пополнить архивы Вятской епархии, самой Троицкой церкви, краеведческого музея и библиотеки им. А. Грина г. Слободского.

Актуальность темы обусловлена и ее новизной: с начала XIX века в печати не освещалось материалов по истории уникального памятника г. Слободского.

Троицкая церковь и Некрополь.В связи с изменением социально-экономических условий в стране появилась возможность прикоснуться к ранее недоступным архивным материалам памятников архитектуры и культуры.

Цель исследования - изучить историю Троицкой церкви и некрополя г. Слободского и их современное положение.
Задачами работы являются:
1) собрать и систематизировать имеющийся доступный архивный материал, сведения печатных источников в строгой исторической последовательности, в соответствии с хронологическими принципами;
2) изучить историю создания Троицкой церкви и некрополя;
3) изучить архитектурные особенности, как комплекса, так и надгробных памятников некрополя.
Автор предполагает, что слободской некрополь - уникальный исторический памятник архитектуры, сохранившийся на берегу реки Вятки в Кировской области, созданный на средства купечества и богатых мещан г. Слободского, единственный в Вятском крае.

Один из действующих храмов г. Слободского был построен во имя Животворящей Троицы в 1773 году. Уже 230 лет стоит церковь.

Неоднократно российские государи пытались упорядочить места захоронений православных христиан в городах, слободах и селениях России. И только в 1771 году Сенат вместе со Святейшим Синодом доводят до сведения граждан категоричный указ Екатерины II о местах захоронений.

«Грамотой Преосвященного Варфоломея, Епископа Вятского и Великопермского» от 29 мая 1773 года за № 910 было разрешено городскому голове, купцу Ивану Платунову построить каменную церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Иоанна Дамаскина. На строительство церкви он нанял известного вятского мастера каменных дел Ивана Дмитриевича Коршунова.

Троицкая церковь и Некрополь.В середине XIX века интерьеры храма были расписаны масляной живописью. Но до нашего времени роспись сохранилась в плохом состоянии.

В ноябре 1908 года Вятская Духовная Консистория обращается в Императорскую Археологическую комиссию с предложением рассмотреть проект перестройки Троицкой церкви, «удлинением ее к западу». В 1910-1911 годах церковь была значительно перестроена. Колокольня и крыльцо были разобраны, здание было продлено до входных ворот, вывели 2-хэтажные палатки, над ними - новую колокольню.

Архитектура здания была решена довольно скромно. Это было удивительно, потому что построено оно в период вятского барокко. Такой упрощенный подход к декоративному оформлению фасадов церкви был продиктован ее местонахождением (кладбище). Иначе оформлены ворота. Они напоминают полураскрытый старообрядческий складень (2-х или 3-х створчатую икону) и богато декорированы. Это скорее парковое сооружение, чем церковное, а тем более - кладбищенское. Судя по всему, они были построены в 1773-1775 годах.

На территории кладбища есть еще два небольших каменных здания - дом сторожа и палатка-покойницкая. Дом сторожа -малоприметное здание. Он построен не позднее 1804 года, предназначен для жилья сторожа (приставника). Автор проекта неизвестен. Скорее всего, разрабатывал его архитектор Вятской губернии Ф. М. Росляков. Палатка-покойницкая построена в 1880-е годы. В комплекс кладбища входит ограда, дом сторожа и часовня в честь Усекновения главы пророка Крестителя Иоанна.

Троицкая церковь и Некрополь.В начале 1857 года слободской купец 3-й гильдии Диомид Чуватин получил разрешение построить за свой счет новую каменную часовню. Он обратился к губернскому архитектору Ивану Тимофеевичу Соловкину за проектом часовни. Архитектура часовни весьма оригинальна. Такой тип небольшого по размеру, но монументального храма-ротонды пришел в Россию из зодчества итальянского Возрождения, разнообразного по своим пропорциям и масштабу архитектурной проработки.

Во время борьбы государства с церковью многие храмы приводились в «некультовый вид»: сносили купола, кресты, разрушали колокольни. Такая же участь постигла и Троицкую церковь. Здание храма местная власть использовала под склад фабрики «Белка», затем под госархив. В 1963 году здесь был открыт филиал Госархива. И только в 1994 году Троицкая церковь была передана Кировской епархии. С этого времени и началась реставрация храма. Работы вела реставрационная фирма «Анфилада - Р» по проекту директора фирмы В.Г. Ситникова и архитектора С.В. Васильевой. Возглавлял эту работу отец Николай Бутюгов, протоиерей церкви, энергичный, умный.

Этот храм стал его детищем. Восстановлением росписей занимались М.Ю. Довгаль, уроженец г. Измаила, В.И. Востриков из с. Рябово, А. Пестов из г. Кирова, Д.Н. Чураков из г. Слободского. И сейчас церковь играет немалую роль в возрождении духовной жизни слобожан.

Троицкая церковь и некрополь - уникальный исторический памятник на Вятской земле. Таких некрополей, где сохранились бы не только крупные здания и сооружения, но и большое количество надгробных памятников XVIII - начала XX века, -единицы. Архитектура надгробий отражает в миниатюре не только развитие и смену стилей в русском зодчестве на протяжении 2-х столетий, но и своеобразие творчества вятских мастеров, чьими руками эти памятники были созданы. Это целый музей под открытым небом, где слилось воедино творение рук и ума человека и самой природы.

Кладбище не раз меняло свои границы, но всегда его центром оставалась зона, прилегающая к самой церкви. Она считалась наиболее престижной и была дорогой для захоронений. Поэтому и захоронения здесь, в основном, купцов, дворян, зажиточных мещан, священнослужителей. Здесь сосредоточены наиболее дорогие и ценные в архитектурном отношении надгробия. По типам, стилю и материалам их разнообразие очень велико. Это гранитные и мраморные стелы, саркофаги, плиты, металлические кресты различной обработки. Каменные надгробия сделаны из белого камня - опоки, этот материал легко поддается обработке. Надгробия купечества - мраморные, гранитные различные по величине стелы, плиты с различными искусно вырезанными гирляндами, венками, драпировками, орнаментами, нишами, в которых помещались мемориальные эпитафии в стихах или изречениях из Евангелия, а также меткие афоризмы о смысле жизни, добре и зле, о горе и скорби по умершему.

В основу декоративной проработки легли мотивы и художественные приемы византийского и среднерусского зодчества. Эти надгробия отличаются богатым декором и пластичностью. Интересны редко встречающиеся памятники, отражающие романтическое направление архитектуры XIX века. Один из таких примеров представляет собой своеобразное надгробие из опоки, которое завершает металлический крест с подставкой для лампадки. Все надгробие - это кладка из необработанных камней, перевитая мастерски вырезанной цепью с якорем, считающимся символом надежды на встречу. По-видимому, на встречу с Богом. Пример - захоронение Черных С. С.


Троицкая церковь и Некрополь.

Особо выделяется памятник на захоронении купца Николая Николаевича Платунова, представляющий собой двухметровую стелу с неглубокой прямоугольной нишей на лицевой стороне, в верхней части - чашеобразная ниша, обрамленная гирляндой роз, с барельефным изображением головы Иоанна Крестителя с терновым венцом на голове.
Рядом на захоронении еще более массивное сооружение, состоящее из 8 частей, последняя часть - крест. Высота - более 3-х метров, обработка - строго геометрические линии. Это памятник Ончуковым: Петру Гавриловичу и его жене Екатерине Афанасьевне.

Среди захоронений встречаются такие, где покоятся представители нескольких поколений очень богатых купеческих династий.

Купцы Фофановы - братья. Памятник Константину Кирилловичу - мраморная плита с простой эпитафией. А на захоронении его брата - владельца кожевенного завода и торговца - стела из красно-коричневого гранита, обработанная со всех сторон. Почти у самого храма - захоронение слободского купца Лаврентия Гавриловича Фофанова, житие которого 92 года, надгробие - шестиугольный саркофаг.

Небольшие семейные захоронения встречаются часто. Здесь можно увидеть сразу несколько типов памятников, отражающих развитие мемориальной архитектуры на протяжении 40-60 лет. Таково захоронение купцов Воробьевых.
Особое почетное место для захоронений отведено у самого храма служителям церкви г. Слободского.

Справа у храма - захоронение Замятина Андрея Алексеевича (1852 - 1913 гг.). С 1875 года жил в г. Слободском, получив должность протоиерея - настоятеля Преображенского собора. Издал ряд книг по истории г. Слободского. Гранитное надгробие белого цвета в виде церковного аналоя с раскрытым Евангелием сохранилось у южного фасада.

Аполлос, архиепископ Вятский и Слободской (1812-1885 гг.). В возрасте 55 лет епископ Аполлос принял в управление Вятскую кафедру. По болезни был выведен за штат и находился в Слободском мужском монастыре, где 27 ноября 1885 года скончался. Захоронен был рядом с родной матерью схимонахиней Марией в склепе под алтарем Троицкого храма 1 декабря 1885 года. Но из-за ветхости склепа был перезахоронен 7 сентября 1997 г. у южной стороны храма.

Кроме мраморных стел и плит в конце XVIII века появляются чугунные плиты с отлитыми на них надписями. Это связано с появлением Белохолуницкого литейного производства. Такую плиту видим на захоронении Мусерского Михаила Степановича, вятского чиновника и поэта. Судьба этого человека очень интересна. Мусерский Михаил Степанович - надворный советник, вятский стихотворец, сослуживец М. Е. Салтыкова-Щедрина в годы его ссылки в Вятке.
Особое чувство вызвало захоронение инока Анания (Власушки). Ни имя, ни фамилия его не известны, но он был особо почитаем прихожанами. Трудно сказать что-либо определенное о его судьбе. Предполагают, что он был иноком Крестовоздвиженского монастыря. После закрытия его, Анания взял на себя тяжелый крест - говорить правду людям, прикрываясь юродством. Примерно в 1943 году инок Анания принял мученическую смерть от побоев камнями. Похоронен он с южной стороны храма рядом с особо почитаемыми людьми, церковнослужителями. Местные жители поставили ему красивый металлический крест и считают, что молитва о нем приносит исцеление.


Троицкая церковь и Некрополь.

На берегу реки Вятки находятся захоронения советских солдат, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и умерших от ран в шести эвакогоспиталях г. Слободского. Нельзя без боли в сердце смотреть на эту братскую могилу, одну на тысячи безымянных солдат. «В честь Победы в Великой Отечественной войне и увековечения памяти солдат, отдавших жизнь за победу, администрацией города был возведен мемориал. Но братские могилы и место захоронений выбраны кощунственно: на месте захоронений врагов нашей Родины, где нет ни одного русского, ни одного православного христианина. Здесь покоятся австрийские пленные войны 1914 года. Это им воздвигнут памятник их правительством, сюда приезжают их соотечественники», -эти слова Э. И. Пэмы, краеведа-исследователя, заставляют каждого задуматься над прошлым и настоящим. Неподалеку расположен памятник жертвам политических репрессий.
Таким образом, в архитектурном отношении надгробные памятники некрополя Троицкой церкви имеют свои особенности. Оформление их довольно скромно, так как, несмотря на то, что в городе Слободском было много богатых людей, способных заказать дорогие скульптурные надгробия, в глубинке не было мастеров, способных выполнить сложную работу. Поэтому общий облик некрополя в небольших городах проще, чем в столичных и губернских, но, вместе с тем, есть в нем что-то таинственное. Белый камень, опока, из которого изготовляли надгробия, очень мягкий и податливый в обработке. Именно поэтому многие формы резных деревянных украшений проникли в мемориальный стиль.

Изучая историю Троицкой церкви г. Слободского, автор пришёл к выводу, что за 230 лет её существования в истории храма и его некрополя произошли важные события. Построенная в 1773 г. на средства купца Ивана Платунова, церковь с ее удивительной часовней, белыми столбами ограды, домиком сторожа и покойницкой стала одним из красивейших памятников архитектуры г. Слободского. Пережившая тяжелые годы, она снова поднялась после реставрации, и ее колокольный звон разносится над рекой Вяткой. По-прежнему на своде потолка храма читаем: «Скажи мне кончину мою, число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюсь его». Это и есть назначение храма.

Весь комплекс старого кладбища сейчас выглядит еще более умиротворенно. Однако он требует дальнейшего глубокого изучения, ибо в его истории еше немало белых пятен. Здесь есть над, чем поработать ученым-историкам, краеведам-профессионалам и юным исследователям. Данная тема довольно перспективна. Дальнейших исследований требуют семейные захоронения купечества, дворянства и других сословий, а также следует продолжить кропотливую работу Э.И. Пэмы по истории воинских захоронений в память солдатам, умерших от ран в госпиталях и навсегда оставшихся лежать в земле Слободского края.

Автор считает, что необходимо сохранить этот памятник для будущих поколений. Той работы, которую ведут дети воскресной школы по уходу за надгробиями, недостаточно. Под воздействием погодных и других факторов многие надгробные памятники теряют свой вид. Важно, чтобы местные органы власти взяли этот уникальный памятник архитектуры под свою защиту. Этот памятник архитектуры - музей под открытым небом, единственный сохранившийся в нашем крае. Наша общая забота -сохранить его для нашего края.

А. Криницын.


• Сборник материалов конференции, посвященный международному дню охраны памятников и исторических мест [текст] : [научно-популярный сборник] Слободской, 2008, - с. 40-44.
• Сборник храмозданных грамот на построение церквей вятской епархии 1914 г. // Вятские епархиальные ведомости 1865 г. — № 18.
• Труды вятской археологической комиссии 1914 г.
• «Вечные Истины» — 2003 г. — № 14
• Замятин А. А. «Замечательные часовни» // ПКВГ на 1880г.
• ГАКО - Фонд 2169 - On. 044 - Д. 11468
• Распоряжение администрации г. Слободского от 18.05.94 №659 «О передаче муниципальной собственности».// Вятские епархиальные ведомости №81994 г.
• «Слободские куранты» 1997 — № 49., 2003 -№67
• «Слободской и слобожане» — 2001 г. — с. 93-95.
• Газета «Слободские куранты №111, 1997 г., 1996 г. Вятские епархиальные ведомости 1885 г. №24
• «Слободской и слобожане» — 2001г. — с. 90-92. Газета «Вятский край» — 28.04.94.




Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.



Троицкая церковь и Некрополь.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство