крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Лальск

Лузский район, поселок городского типа Лальск.

ЛальскЛальский погост основан во второй половине XVII века С 1780 года - центр одноименного уезда Вологодской губернии, с 1796 года - заштатный город Устюжского уезда Вологодской губернии. С 1941 года - поселок, Центр одноименного района Кировской области, с 1965 года - поселок Лузского района Кировской области.

Расположен на р. Лале (приток р.Лузы), расстояние до районного центра железнодорожной станции Луза - 27 км. Чтобы сочинить о Лальске даже самую малость искренних строк, не нужно углубляться ни в какие умные книги - нужно просто побывать там. В переполненном утреннем автобусе стоя протрястись 27 км от ж.д. станции Луза, пройтись по деревянным тротуарам еще неразбуженного городка, увидеть его храмы, их нищету, убогость и благолепие... Или в белую ночь (здесь все-таки север, и в начале лета ночами светлым-светло) поглядеть, как за надломленную соборную колокольню зацепилась туча, бледная луна. Или с лугов заречья, а еще лучше - с бугра у деревушки Патракеево (вы едете, бредете из Верхолалья или с Вилегды) восхищенно замереть, распознав два белых паруса набережных церквей.., И, может быть, тогда приоткроется эта маленькая лальская тайна: почему сюда каждогодно направляются различные исследователи, туристы, почему много-много лет назад приковала Лала по к своим берегам художника Иллариона Прянишникова...

Особинка каждого местечка обширной страны начинается с его истории, зачастую еще летописной. Попал в летопись и Лальск - и не вскользь, как первоначально Москва или Вятка. Дотошный местный Нестор (Устюжский Успенский поп Лев Кологдин) подробнейше выписал легенду об основании города. Звучит она так.

"... А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде, тогда нецыи от граждан совещавшиеся, усоветовали тайно избежати из Новеграда и вселиться в пусте месте, ище же бог наставит, и тем свободитися от царскаго гнева. И тако, оставивше жительство свое Великий Новград, странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам дотоле, донеле же достигли богом наставляемы реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающей от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселитися. Пребывающим же им на том месте, начали размножатися и нарекошася по имени реки Лалы лалечани. А ныне (Вологдин составлял свою летопись в 1765 году.— Н П.) уже по той реке пространное они имеют селение, которое нарицается Лальский посад, а посадские люди округ того посаду многие имеют села, волости и деревни. Внутрь же города имеется соборная церковь, три приходские да по край города Архангельская пустыня, все каменного строения".

Местный историк Иван Степанович Пономарев, собравший свои находки в незавершенном "Сборнике материалов для истории города Лальска..." * (эта книга - главное наше подспорье), датирует начало новгородского поселения на Лале, ссылаясь на Н. М. Карамзина, 1570 годом. И далее, приводятся выписки из писцовой книги Парфения Мансурова (1625 г.), показывает, что места, облюбованные новгородцами, были тогда уже не пусты. Так, крестьяне деревень Юрьевой Горы и Васильева (в 6 и 12 верстах от Лальска) владели своими землями по купчим 1525 и 1529 года. А житие известного церковного подвижника Леонида Устьнедумского сообщает, что тот в 1607 году, поселившись у Турьиной горы (в 40 верстах от Лальска вниз по Лузе) также в пустынном месте, был враждебно встречен тамошними жителями".

Как бы там ни было, уже в первой половине XVII столетия прозвище-фамилия Лалетин (т.е. с Лалы или даже из Лальска) прочно утвердилось на Вятке и в Приуралье. Так уже в самом раннем из дошедших до нас дозоров вятских городов (князя Звенигородского, 1615 года) указан хлыновским "нищей Поспелко Лалетин". А по переписной книге 1646 года в Хлынове уже добрый десяток лалетян и "приходцев с Лальсково". В это же время (1647 г.) трое Лалетиных оказалось "за Федором... Строгановым в вотчине его Чусовском Городке..."
Дозор Василия Самарина (1620 г.) оставил нам первое подробное описание Лальска.

"... В Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Николскаго погосту на берегу, а в осыпи церковь Михаила Архангела вверх шатровой ставят ново мирские люди Лальскою волостью, а дворов в осыпи нет, а поставлен острог около Николскаго Лальскаго погосту по реке по Лале по берегу вверх от осыпи, а из острогу трои ворота проезжие да 8 башен глухих, а в остроге государев казенный погреб, а на нем амбар кругом у амбару тын стоячий вострой на иглах, а в нем за замком и за печатью у острожных приказщиков у Овдейки Паламошнова с товарищи государева казна: 12 пищалей затинных, а к ним 1000 ядер железных, да 20 рушниц да обломок рушницы да в 3-х бочках 11 пуд зелья пищального да в станках и усечках и в пульках 7 пуд свинцу, да 30 стрел, да 10 прапоров зенденных розными цветы да 300 лыжей...

Да в Лальском же остроге церковь Николы Чудотворца студеной деревянной верх шатровой да церковь клетцки во имя Фрола и Лавра студеной же, а в церквах образы местные и поставные и у образов приклад, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды, и колокола и все церковное строенье мирских людей Лальского погосту и Лальские волости, да в остроге ж бы храм теплый во имя Офонасия Олександрийскаго и тот храм в 127 (1619-м - В.Л.) году сгорел...

А всего на Лальском погосте церковных 5 дворов,..да 3 кельи... да двор поповской же пуст, да 10 келий, а живут в нищие...

И всего на Лальском погосте и в остроге и за острогом 64 двора тяглых середних и худых, а людей в них 72 человека, да 8 дворишков осадных волостных крестьян, а в них живут подворники да три места дворовых пустых..."

Здесь же имена-фамилии первых лалетян, среди которых и "вятские": Башмаковы, Дрягины, Калинины, Коробицыны,
Ширяевы...

Опубликованные И. С. Пономаревым (кстати, Пономаревых на Вятке также немало) дозоры XVII века (1620, 1625, 1645, 1646, 1648, 1666 и 1678 годов), помимо незаменимых "родословных" сведений, называют и давным-давно забытые имена лальских улиц (Большая, Запольская, Калинина, Площадная, Кабацкая, Заострожная), сгоревших в 1666 году башенных ворот (Покровские, Устюжские, Никольские), слободок (Песчанка), угодий. Сообщают о промыслах лалетян, их достатке, податях, откуда прибыли, куда сошли. Словом, дают материала не на один солидный трактат о средневековом Лальске. Когда-то кто-нибудь да напишет их. Мы же перенесемся чуть ближе - ко времени возведения как-то сохранившихся и до наших дней лальских храмов.

Лальск без храмов - что... Вятка без своих порядков, Котельнич без "мельнич". Воистину здесь, в заштатном городке (а до того посаде), церквей было больше, чем в ином уездном центре. И тому простое объяснение: в конце XVII - начале XVIII столетия по торговле с Востоком (Сибирь и Китай) Лальск уступал лишь Москве, Казани, Архангельску да Устюгу. То есть были деньги и жертвования на "богоугодное" строительство.

Первый каменный храм украсил Лальск в 1711 году. То была церковь "во имя святителя Николая Чудотворца", начатая мирскими людьми еще в 1698 году. Тогда же было дано "владычное" благословение и на постройку главного лальского храма "Воскресения Христова... с приделы и с папертью", который был освящен в 1717 году. Еще через восемь лет, после двух осенних пожаров, когда "згорело дворов и амбаров и лавок со всякими домовыми пожитки многое число" да "при каменной Воскресенской соборной церкви деревянная теплая о двух приделах во имя Благовещения пресвятая Богородицы да святителей Афанасия и Кирилла Александрийских", лалетяне вновь стали заготовлять кирпич для построения нового Благовещенского храма, который освятили лишь в 1761 году. Если ко всему указанному церковному строению добавить еще и колокольню (построена в 1729 году, в 1763 обгорела), получится как раз то, что ныне казенно называется "центральным соборным комплексом".

Ныне здесь иная жизнь... Пятиглавый Воскресенский собор вместе со своим меньшим (но старшим) "братом придельным Никольским храмом, стал мастерскими местного СПТУ. Там же и кочегарка с длинной кривой трубой, закрывающая великолепный узорчатый портал некогда главного входа. Зато открыты всем взорам (ветрам и дождям) зеленые пояски древних изразцов. Диковинные "соколы" и павлины, красочные цветы (точь-в-точь такие же, как и на Спасо-Преображенской церкви в Великом Устюге) ярко напоминают о порушенном величии и поруганной красоте.

И на соборной колокольне давно уже нет башенных часов с боем. И помним мы о их существовании лишь благодаря все тому же И. С. Пономареву, аккуратно переписавшему надпись на часовом валу: "1765 г. сии часы построены старанием и иждивением Лальским посадским Иваном Рысевым и всего гражданства. Работал того ж посаду Nikolai Popov".

Здесь уместно процитировать еще одного исследователя, кировского краеведа В. Г. Пленкова: "По данным книги (И. С. Пономарева - В.Л.), в 1794 году в Лальске работали свои часовые мастера Николай Григорьевич Попов (он-то и трудился над соборными часами) и Яков Иванович Горожанинов. В Сыктывкарском краеведческом музее Коми АССР экспонируются часы с надписью: Лальск, 1813 год". Часы эти поступили в музей в 1934 году; ранее находились в соборе города Усть-Сысольска (теперь Сыктывкар). Они являются большой редкостью, так как показывают не только время суток, но и восход и заход солнца и фазы луны" (Пленков В.Г. Вятские умельцы. Киров, 1971, с.88).

Что часы... У колокольни нет даже шпиля! А внутрь лучше и не заходить... Зато неподалеку появилась новая "доминанта" - водонапорная башня из силикатного кирпича.

И лишь Благовещенская церковь, используемая по первоначальному назначению", а потому, не в пример другим храмам, ухоженная, вселяет надежду, что все еще можно поправить.

А дальше - снова отчаяние. Близ соборной площади, у стаpoгo моста через Лалу, почти по крышу в угле - еще одна допотопная кочегарка с трехчастной апсидой, обращенной к поселковой бане, да с остатками все того же изразцового пояска у карниза. Так умирает бывшая Богоявленская церковь, исчезает-отлетает с яркими изразцовыми птицами удивительная, живая еще старина.

Церковь Богоявления Господня стали строить по "благославлящей архиепископской грамоте" весной 1711 года, видимо, те же мастера, что возводили Никольский храм и вчерне отстроили Воскресенский собор. "Кирпичную работу" производили крестьяне Солигаличского уезда и завершили первый, основной храм через четыре года. Именно тогда лалетяне сплавили по Лале, Лузе, Югу в Устюг пожертвованный ими верхний этаж старой Богоявленской церкви (приделы Рождества Пресвятой Богородицы и Великомученика Мины) для погоревшей церкви Святого Симеона Столпника. Этот устюжский храм через полвека величаво оделся в камень и до сих пор восхищает..

Рядом еще одна скромная постройка с алтарными пристроями - некогда Предтеченская церковь, ныне клуб. Ее история начиналась с первого в Лальске гражданского каменного здания, построенного в 1712 году посадским Иваном Федоровым Бобровским для воспитательного дома и богадельни. Через два года Бобровским при этом доме "устроена каменная церковь во имя Святого крестителя Иоанна и при ней колокольня на деревянных столбах".

И последняя из лальских приходских церквей - Спасская. В отличие от Предтеченской и Богоявленской, ей милостиво сохранили не один только первый этаж, правда, главки и колокольню также не пощадили. И можно лишь пошутить, что церковь от полного разгрома спас разместившийся в ее стенах Дом культуры. Хотя, скорее, наоборот, в развалинах храма спасалась от поругания культура.

Церковь эта косвенно связана с Вятским краем. В 1730 году грамотой преосвященного Лаврентия, епископа Устюжского, разрешено "на вновь устроенной каменной низменной теплой церкви во имя Всемилостлива Спаса (новая каменная Спасская церковь освящена в декабре 1725 года; В 1748-1751 гг. на средства прихожан при ней была построена каменная колокольня), устроить верхний храм холодный во имя Святой Живоначальныя Троицы". Упомянутый владыка - тот самый Лаврентий Горка, с именем которого связано открытие первой вятской школы (кстати, в начале 1740-х годов в Лальске также было открыто "малое духовное училище", которым заведовал местный протопоп) и который был погребен в "Вятском Кафедральном соборе на южной стороне xoлодного храма".

Самый "юный" лальский храм - кладбищенская Успенская церковь (освящена в октябре 1796 года), несмотря на свою скорбную суть (или благодаря ей), очаровывает и умиротворяет. И конечно же, благолепно, самым пристойным образом она организует этот памятный уголок, последнее пристанище тысяч лалетян. Она также связана с Вяткой, т.к. обязана своим возобновлением в 1872 году "коммерции советника, вятского 1-й гильдии купца Якова Алексеева Прозорова жене Пелагее Семеновой", лальской уроженке из рода Угрюмовых, пожертвовавшей на захиревший храм полторы тысячи рублей. Прозоровых давно уже нет, как нет и приобретших ими "новых икон" (кладбищенский сторож, милостиво пропуская в опустелый храм, поясняет, что некогда забрали их "кировские реставраторы").

Лальское кладбище - такая же достопримечательность, как и соборная площадь (ныне - площадь 25-го Октября). И в подобном сравнении не фантазия некрофила, а тоска по "отеческим гробам". Не знаю, как в Устюге, а в Вятке не осталось ничего подобного. Разве что в бывшей Кукарке, Слободском да, возможно, еще в Яранске. И пусть трижды правы старожилы, утверждая, что с каждым годом лальское кладбище все неухоженней и плоше (речь, конечно же, о старой его части, близ церкви), все равно идут сюда приезжие люди, чтобы восторженно взирать на это маленько чудо.

С 1784 года принимает эта земля лалетян, и 150-летние плиты с длинными эпитафиями, где переплелись история, философия, поэзия - как диковинные пришельцы из мира иного (переписал ли кто эти скорбные каменные письмена?). Вот (тройная "аллея" памятников Сумкиным, Прянишниковым, Шестаковым... Столичные камнетесы работали и на заштатный Лальск. В другом конце - могилы Норицыных. На одном из памятников выбито, что изготовлен он в Вятке, в мастерской Владимирова. И, конечно же, достойна быть упомянута и аккуратная кладбищенская ограда "длиною в 400 сажен", устроенная (выложенная) в конце прошлого века "тщанием" купца И.Г.Шестакова.

Достойно упомянуть и близлальские храмы. Не все они дожили до наших дней (особенно жаль Доровскую (на Залесской Лале) деревянную церковь XVIII века (разобрана уже после войны) и каменную Каравайковскую (1731 г.), а те, что уцелели, - загажены и заброшены. Но и поруганная красота впечатляет. Больше того: чем плачевней памятник - тем пристыженней должен чувствовать себя рядом с ним не потерявший остатки души человек.

Близлальская Покровская церковь, пожалуй, самый яркий памятник во всей округе. "Этот грандиозный, по-дворцовому нарядный и пышно украшенный храм", возведенный в 1729-1750 годах по грамоте уже упомянутого Лаврентия Горки (тогда епископа Великоустюжского и Тотемского) на средства лальских купцов Семена и Максима Пестовских, ныне - как вечный укор нашему отчаянно безнадежному "рассвету культуры". Даже самое высокое лузское (да и кировское) начальство сейчас понимает-осознает, что этому чудо-памятнику нужна вторая жизнь. Но как ее вдохнуть? Ближайшая деревенька - Большое Заборье - расположена в трех километрах, а далее до самого Лальска (еще, почитай, верст десять) ни души. В другую сторону, к центру сельсовета деревне Куликово и к райцентру, можно сказать, такая же картина. И это при самым дрянных дорогах. Так во имя чего тратить десятки, если не сотни тысяч на восстановление храма? Да и денег-то на культуру - всего ничего. А церковь, слов нет, хороша...

В XIX век Лальск вступил скромно, глухо, провинциально, в стороне от столбовых дорог. Время не принесло Лальску славы, лишь упрочило его заштатность. Более того, на фоне других, более удачливых городов, выявило те особинки лальской жизни, которые уже тогда именовались патриархальностью. Здесь до самого XX века еще существовал святочный обычай "хождения с вертепом", когда юные поповичи и мещане ходили по домам с пением богословских коляд. Здесь ежегодно четыре ярмарки собирали далеких купцов и окрестных крестьян (даже в Устюге ярмарки устраивались лишь дважды в год, да в иных местах уезда было еще три торга). Здесь, как писал в одной из газет корреспондент В. Попов, почти каждый обыватель имел свой дом и свою деревушку "на праве, предоставленном жителям здешних городов владеть землями, обрабатываемыми половниками или самими владельцами". Здесь, как и встарь, красовались, напоминая о былом величии, благолепные храмы. На их поддержание и благоустройство по-прежнему не скупились ни местные доброхоты, ни вятские Прозоровы. Один из них, купец Иннокентий Шестаков, летом 1889 года даже устроил "каменную лестницу для крестных хождений от соборной ограды под гору до речки Лалы, с кирпичными по сторонам звеньями, столбиками, крытыми железом, и деревянными в звеньях решетками..."

Правда, время брало свое. Именно XIX век застроил лальские улицы плановыми домами и сформировал тот город, который, несмотря на все утраты, очаровывает и поныне. Тогда же (в 1829 году) в трех верстах от Лальска купец Сумкин построил бумажную фабрику, были открыты два приходских училища (позднее даже женская прогимназия), а такое просветительное новшество, как городское училище (начальное училище высшего типа), появилось здесь даже раньше, чем в уездном Устюге. Дореволюционный Лальск имел также несколько библиотек: городскую (открыта в 1876 году), окружную благочинную (1889 г.), 25 книг в которую пожертвовал владыка, церковно-приходскую народную при Воскресснском соборе (1891 г.). Имелась и больница на 6 коек, и были прорыты каналы для стока воды, и, как говаривал местный и|протоирей, "перестали люди страдать от заболеваний зубов и лихорадки". И было в городе 184 дома, и жили в них 866 православных прихожан.

Потрясения 1905 года дали Лальску несколько вдов, да увечных, да пленных (двух корейцев-буддистов даже окрестили в Спасской церкви - вот было диковинное зрелище!). И только.

В Октябрь Лальск вступил мирно, если не сказать, смиренно. В 1941 году Лальск "передали" Кировской области, и до 1965 года он был районным центром.

Что сейчас? Побывайте, посмотрите... Подскажите, как оживить эти чудные места, восстановить храмы, как лалетянам жить хотя бы чуточку лучше. Как всем нам стать человечней, мудрей, счастливей.

В. А. Любимов.


Замечательные лалетяне и уроженцы иных мест, так или иначе связанные с Лальском.

• Иван Прокопьсв Саватеев (Саватиев), "торговый гость Лальский купчина". Неоднократно (до 1699, 1702, 1708 гг.) водил государевы караваны в Китай. В караване 1708 года участвовал его сын Иван, а также еще один лалетянин - Максим Иванов Месецов со своим сыном Иваном.

• Данила Кузнецов, лальский житель. В 1715 году написал для Богоявленской церкви икону Божьей Матери "Всех скорбящих радость".
Василий Леонтиев Мынарев, лальский плотник, строил Санкт-Петербург (1717 г.).

• Афанасий Чебаевский, лальский купец. Один из компаньонов, снарядивших для "морского вояжу" бот "Святой Улиан" из Нижне-Камчатского устья к Америке. В тот "вояж" (1758-1762 гг.) были открыты острова Уналак-ша и Умнака (Алеутская града).

• Иван Попов, лальский купец. "В 1764 г. снарядил судно "Иоанн Устюжский", совершившее плавание к Ближним и Лисьим островам, в 1767 г. -судно "Андреян и Наталья". После неудачного плавания судна "Иоанн Предтеча" в устье Амура И.Попов разорился и вскоре в 1774 г. умер".
Николай Григорьев Попов, лальский купец, проживавший в Санкт-Петербурге. Один из основателей ближайшего к Лальску чугуно-литейного завода по Усть-Сысольскому тракту (1778 г.).

• Иван Бурчевский, лальский мещанин. В 1792 году находился в морском вояже в американской компании Г.И.Шелихова.

• Григорий Захаров, лальский мещанин, обучался в Архангельской морской школе. В 1792 году плавал в Голландию.

• Иннокентий Георгиевич Шсстаков, глава торгового дома наследников Сумкина, фактический владелец (последний) Лальской бумажной фабрики. Известен как благотворитель и как умелый пчеловод.

• Сергей Михайлович Прянишников (1837-1912), инженер бумажной фабрики. Известен своей благотворительностью. Надгробный памятник на его могиле поставлен на средства рабочих. В 1889 году в Лальской Прсдтеченской церкви состоялось венчание его дочери Елизаветы и котельничского купца П.А.Кардакова. "Поручителем по невесте" тогда был брат ее родителя "классный художник" Илларион Михайлович Прянишников.

• И.М.Прянишников (1840-1894) вошел в историю русского искусства как яркий и своеобразный представитель передвижничества. Картинами Прянишникова гордятся многие художественные музеи. Значительная их часть рождалась в Лальске, написана по лальским впечатлениям.
Иван Степанович Пономарев (1849-1916), лальский городской староста, собиратель старины. В настоящее время, благодаря составленному им и изданному в конце прошлого века "Сборнику материалов для истории города Лаль-ска", - обязательный соавтор всех работ по местной истории.

• Алексей Алексеевич Полов (1841 - после 1916), протоирей Лальского собора. Депутат III Государственной Думы; его "Воспоминания причетнического сына" - ценный источник о вологодском духовенстве прошлого века, а также об устюжских крестьянах и лальских мещанах.

• Алексей Степанович Сумкин, лальский купец и фабрикант. Открыл первую в Вологде публичную библиотеку.
№1. Автор: NixOnLine (25 марта 2012 17:59).   
  
Всё это конечно же прекрасно, что перепечатываете более чем двадцатилетней давности материалы, своего рода плач по поруганным святыням из совкового далёка, но неужели у васм нет возможности дополнить это более актуальным, современным взглядом, может быть не всё, но хоть что то изменилось и не обязательно в худшую сторону, особенно это касаемо церковных построек???

spacer spacer spacer
№2. Автор: adf (30 марта 2012 19:56).   
  
NixOnLine, эти статьи все за авторством какого-либо человека или источника, и вносить изменения в чужую работу нельзя. То есть так же как и в исторические свидетельства и документы. Цель исторического раздела -- собрать опубликованные разрозненные статьи и документы по городам и памятникам архитектуры, а не создать современный описывающий путеводитель. Все это есть на официальных сайтах городов и администраций.

Написание же самостоятельных статей по памятникам требует подхода историка, основательной работы в архивах и краеведческих музеях, общению с местными жителями, а высказывать субъективное впечатление и выдавать за официальное с неточностями и ошибками не хочется.


--------------------

spacer spacer spacer
№3. Автор: NixOnLine (13 апреля 2012 10:13).   
  
Боже упаси! Никогда и никого я не призывал вносить изменения в чужую работу такого рода, я предлагал лишь одно, своего рода комментарий к публикуемому вами тексту, который на момент публикации и морально и физически давно уже как не актуален, грешит многими фактическими несоответсвиями или упущениями и т.д. Я как то полагал, что ваш сайт это всё таки место публикации скорее не только устаревших сведений архитектурно-исторического свойства... А если даже и так, то что плохого в том, что в комментариях к архивной статье будут поправлены или дополнены явные несоответствия того, что описано в статье на момент её создания с современным положением дел по тем или иным вопросам. И ещё, если для вас настолько важен архивный первоисточник, то не могли бы вы указвать его выходные данные, дабы придавать такой публикации больший исторический и познавательный вес, заодно, это сняло бы то недоразумение, которое возникает при знакомстве с такого рода текстами по причине отсутствия временнОй точки отсчёта.
С уважением и всяческих благ!!!

spacer spacer spacer
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство