крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Питейный дом, середина XVIII в.

Киров, ул. Дрелевского, 4Б.

Питейный дом, середина XVIII в.«Питейный дом с подвалом», известный в настоящее время под названием «приказная изба», является одним из немногих памятников гражданской архитектуры Хлынова, сохранившихся со времён его дорегулярной застройки. Наиболее вероятно появление этого здания после одного из больших пожаров первой половины XVIII века. Впервые оно упоминается в перечне «публичного строения», составленном городским головой Яковом Машковцевым в 1771 году. Питейный дом показан и на фиксационном плане города 1795 года, выполненном губернским архитектором Ф. М. Росляковым.

Это одноэтажная постройка на высоком подклете, вписанная в сложный рельеф склона Засорного оврага. Характерная трёхчастная планировка дома восходит к традициям XVII века, перешедшим в каменную архитектуру из деревянного зодчества. В центре плана расположены сени, а по бокам - более просторные помещения, перекрытые лотковыми сводами с распалубками. Членение площади подклета, предназначенного для хозяйственных нужд, аналогично.




Незамысловатая декорировка памятника выполнена в стиле провинциального барокко. Скромным украшением фасадов являются оконные наличники в виде рамок, пилястры на пьедесталах и ряд сухариков в основании карниза. Покрывает здание крутая дощатая скатная кровля.

Реставрация памятника производилась в 1973 - 1975 годах по проекту московских архитекторов Б. В. Гнедовского и Л. Д. Лапкиной силами Кировской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Здание вывели из тяжёлого технического состояния, восстановили первоначальное расположение проёмов, декор, крышу и окраску фасадов.

Сейчас в этом памятнике находится отдел народных художественных промыслов Кировского областного краеведческого музея.


А. Г. Тинский.

Питейный дом, середина XVIII в.Самое раннее упоминание об этом здании в старых текстах относится к 1771 году. Городской голова Яков Машковцев, отвечая на «Вопросные пункты» Комиссии о строении городов, пишет: «А публичного строения, кроме дома архиерейского и монастыря, каменного... 2. Питейный дом». На плане города, снятом с натуры Ф, М. Росляковым в 1795 году, показано это здание на юго-восточном углу перекрестка Спасской и Хлыновиской (Дрелевского и Большевиков) улиц с пояснением: «26. Каменный питейный дом с подвалом». На этом же месте дом показан и на плане 1759 года, снятом при межевании земель геодезистами комиссии П. И. Шувалова. А в 1746 году называл его епископ Варлаам Скамницкий, настаивая на том, чтобы «построенные от города Хлынова близ Вятского Успенского монастыря питейные избы снесть в отдаленные от него места. Поставленный на самой бровке Засорного оврага в районе Старых кузниц, вне пределов «земляного города», он гостеприимно встречал всех, кто входил или въезжал на территорию торга с казанской стороны: ни обойти, не объехать. Он встречал, он и провожал. Его трехчастная планировка унаследована от традиционной крестьянской избы: изба-сени-клеть. С той только разницей, что здесь все части равнозначны и даже одинаковы по размерам. Оба этажа перекрыты сводами — «под баней», как говорили раньше на Руси. Так — баней — перекрывали и срубные жилища с крышей «на самцах», пока не вошел в обиход привычный и обязательный сейчас потолок. Поднимаясь к торгу из глубокого оврага, путник видел перед собой двухэтажный дом с высокой тесовой крышей «палаткой». Совершенно лишенная декора стена цокольного этажа с двумя дверными проемами, всегда наглухо закрытыми, говорила путнику, что за ними, в подклете, склад, подобный тому, что под палатами купца Толмачева у другого въезда в город, по Московской дороге. Покидая город, путник видел только верхний этаж и ту же крышу, из-за которой дом казался совсем низким, крыльцо под навесом, дверь, несколько окон в непривычных для сельского жителя «ушастых» наличниках. Довольно скромно, но с некоторым изяществом, этаж был украшен кирпичным карнизом на кронштейнах, тонким пояском под окнами, пилястрами с двумя желобками-каннелюрами и наличниками-рамочками, какие путник уже видел на других домах вятских купцов.

В начале семидесятых годов двадцатого века известный в России архитектор и реставратор Б. В. Гнедовский, один из авторов прекрасной книги о Вятке из серии «Дороги к прекрасному», писал: «Это самое раннее из сохранившихся каменных гражданских сооружений не только в Кирове, но, пожалуй, и во всей Кировской области, заслуживает лучшей участи. Его стены, заваленные «бочкотарой», ждут своего освобождения, чтобы мастера-реставраторы смогли подарить городу еще один прекрасный памятник зодчества». В 1973—1975 годах Кировские научно-реставрационные мастерские по проекту Бориса Васильевича и Л. Д. Лапкиной выполнили реставрационные работы. Здание бывшего питейного дома продолжает служить людям в новом качестве. Сейчас в нем размещается филиал Кировского объединенного музея и экспозиция его отдела народных художественных промыслов. К сожалению, по недоразумению за ним сохраняется название «Приказной избы». Источник ошибки — одна фраза из описания, сделанного в 1895 году членом городской управы Н. Бронниковым: «Существует предание, что в доме этом была приказная изба».
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство