крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Город Уржум.

Уржумский район, город Уржум.

Город Уржум.Впервые упоминается в документах в 1554 году. Центр одноименного района Расположен в южной части области на р. Уржумке (притоке р.Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров - Вятские Поляны, расстояние по ней до г.Кирова - около 180 км, до ближайшей железнодорожной станции Вятские Поляны - около 160 км, до пристани Цепочкино на р.Вятке - 12 км.

О том, что на месте нынешнего города люди жили с глубокой древности, говорят археологические находки. Так, поясная женская пряжка, найденная в погребении, обнаруженном при строительстве детского комбината в 1965 году, датируется II—I вв. до н.э. Первое упоминание об Уржуме в русских летописях и разрядных книгах относится ко времени так называемой "черемисской войны" 1553-1557 годов, когда после присоединения к России Казанского ханства русские воеводы подавляли восставших марийцев. Как сообщает летопись, "а война из была от Казани и по Каму, а от Волги на Ошит и за Оржум и под Вятские волости". Это известие относится к 1554 г.

Упоминает Уржум и участник этих походов князь Курбский в своей "Истории о великом князе Московском". По мнению профессора А.В.Эммаусского, Уржум, упоминаемый в этих сообщениях, был марийским племенным городком. А историк А. Савич писал, что вятские мари сохранили очень отчетливое предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум. Не этим ли объясняется столь широкое распространение географического названия "Уржум" на территории расселения мари и даже за ее пределами? (По этимологическому словарю марийского языка Ф.И.Гордеева, поселения, носящие подобное имя, встречаются, кроме как в Марий-Эл, также в Башкирии, Удмуртии, Кировской, Костромской, Архангельской и Ульяновской областях, причем в Костромской области д. Уржуново отмечена уже в 1592 г.).

Что же означает загадочное слово Уржум? Общепринятый перевод с марийского - это "белку видел". Но воти профессор И.С.Галкин считает, что слово это домарийское, видимо, угорское. И означает оно "лесная речка", то есть город назван по реке.

Спорным является вопрос о том, когда же Уржум стал русским городом. Так, если профессор А.В.Эммаусский велев за первым вятским историком А.Вештомовым считал, что а*И бытие произошло в 1584 году, как и написано во всех справ вочниках и энциклопедиях, то профессор А.Зимин писал, чтсД дата 1584 г. ошибочна, а поставлен Уржум в 1594-95 годах; об этом прямо говорится в малоизвестной летописи, писанной старцем Тихоном Казанцем и опубликованной академиком Я М.Тихомировым в 1940 году. И в разрядной книге впервые отмечено, что "в новом Уржумском городе голова Семейка Еропкин" числился именно в 1594 г.

Автор этих строк нашел в актах бывшего Цепочкинского 1 монастыря, основанного в 1624 году, любопытное известие. И Оказывается, упомянутого в казенном документе Семейки Еропкина вместе с воеводой Владимиром Головиным марийцьЯ при опросе в 1648 г. назвали основателями города: "Как де поставили город Уржум воевода Владимир Головин да Семеня Яропкин..."

Первым уржумским воеводой, по разрядным книгам, в 1 1602 году значится В.П.Головин, родственник основателя города. Около 10 лет он был воеводой в Царевококшайске, в 159м г. поставил г Верхотурье - ворота в Сибирь, затем руководив починкой дороги между Соликамском и Верхотурьем. СудьбаИ его переменилась в 1605 году, когда самозванец Лжсдмитрий Щ вызвал его вместе с братом Иваном в Москву и произвел в окольничие. В.Шуйский, став царем, назначил Головина казначеем и пожаловал боярским чином. Женат Василий Петрович был на дочери боярина Сабурова, племяннице первой жены Ивана Грозного Анастасии. Его дочь была замужем за
знаменитым воеводой смутного времени князем М.Скопиным-Шуйским, смерть которого историки называют неожиданной и загадочной.

В смутное время военные действия не коснулись Уржума, хотя, например, уржумский стрелец М.Сальцов упоминаемся в исторических документах в числе главарей котельничан, посставших против царя В.Шуйского. В 1611 г. уржумцы участвовали в ополчении против поляков под началом казанского воеводы В.Морозова, в 1612 г. - в нижегородском ополчении Минина и Пожарского. С этого времени город на Уржумке все чаще встречается в грамотах и актах. В 1614 г. впервые упоминается Уржумский караул (таможенная застава).

В 1633 г. уржумские стрельцы участвовали в неудачных боях с поляками под Смоленском. В дальнейшем они служили и на Дону, и в полку известного в то время воеводы князя Ф.Ф.Волконского.

Город Уржум.Пограничный характер понизового города (казанского пригорода) Уржума, писал А.В.Эммаусский, заставлял правительство держать в нем сравнительно крупный отряд воиск. Так, в 1625 г. при воеводе Г.Хотунском в Уржуме находился конный отряд служилых дворян до 20 человек, а так с крупный по тому времени отряд стрельцов в 200 человек, отряд солдат нового строя до 65 человек и отряд служилых людей - новокрещенов, главным образом марийцев, - около 70 человек. Всего в Уржуме, таким образом, войск было свыше 150 человек, то есть больше, чем самих жителей в посаде.

Интересен служилый состав города при воеводе Кирикрсйском (1631 г.), где наряду с 14 детьми боярскими называются 49 человек "литвы, и немец, и черкас, и выходцев". Упоминаются здесь три пушкаря, три толмача, а также воротники (сторожа у ворот крепости) и кузнец.

На посаде была Воскресенская церковь, в которой лужили два попа и пономарь, они владели д. Сардой на речке Сарде. Все служилые военные люди получали государево жалованье, а некоторые дети боярские (Мачехины, Голохвастовы и др.) и новокрещены - еще поместья и земли за службу. Стрельцам давались земельные наделы по возможности вблизи города. Так, стрельцы Пашка Дюков "с братией" владели "поляной за Сиком речкою", и сейчас на том месте д. Дюково.

Посадские люди и стрельцы занимались ремеслами, торговлей, а также скотоводством и хлебопашеством. Пашни и сенокосы посадские люди брали на оброк и аренду у воевод и земских старост, а выгоны имелись на земле около города.



В поминальной книге "Синодик Уржумского Троицкого собора" конца XVII в. в числе других упоминаются уржумские и казанские посадские два садовника, иконописец и иконник (пишущий и продающий иконы) торговый человек москвитин и даже представители крупного московского купечества -- именитый гость Шустов и два купца гостиной сотни.

В 1680-е годы Уржум появляется на западноевропейских картах, например, в атласе Ф. де Вита, выпущенном в Амстердаме.

В административном отношении со дня основания Уржум с уездом входил в состав Казанского края, подчиняясь приказу Казанского дворца. По городской реформе 1708 г. он был отнесен к Казанской губернии. При образовании Вятского наместничества в 1780 г. город был передан этому наместничеству, преобразованному в 1797 г. в губернию. В 1781 г. был утвержден герб города (в голубом поле дикий гусь).
Известный путешественник капитан Н.П.Рычков, посетивший Уржум в 1770 году, писал: "В Уржуме три каменных церкви, до 300 обывательских домов и несколько лавок, в которых продают разную крестьянскую рухлядь. Жители его - пахотные, солдаты, черносошные купцы и часть инвалидной команды, поселенной слободкой на полуденном конце города. В Уржуме существует воеводское правление, которому подведомственно 12 тысяч душ русских ясашных крестьян а марийцев".

По данным 4-й ревизии 1782 г., Уржум насчитывал 774 жителя, в т.ч. 25 купцов, 13 из них были из крестьян. В городе начинает развиваться местная промышленность - появляются небольшие заводы по обработке местного сырья. В 1782 г. здесь возник первый в этом крае лесопильный завод.

Уржумский предприниматель Терентий Полстовалов с братом Андреем закупали дрова, строевой и крупный лес и отправляли в Астрахань. На своем кожевенном заводе он выделывал красную и черную юфть, которую отправлял для "продажи в Оренбург, Откуп вина держал коломенский именитый гражданин И. Метанинов.

Перед реформой 1861 года в Уржуме было уже около /тух тысяч жителей. На плане 1856 г. показаны 17 улиц и 4 переулка. Мещане и крестьяне занимались разведением скота, сеяли рожь и овес на городской пашенной земле, отдаваемой с югов по участкам. В Уржумке вылавливали до 100 пудов рыбы в год. Насчитывалось до 300 ремесленников и промышленников, из них 190 мастеров, 50 рабочих и 60 учеников. Больше всего было лиц, изготавливавших одежду и обувь, а также продукты. Имелось 20 извозчиков и 22 бурлака. Торговля шла в лавках и ларьках, по воскресеньям и в праздничные дни на площадях устраивались базары.

После отмены крепостного права в городе возникает целый ряд небольших заводов с примитивной техникой и тяжелым ручным трудом. В начале XX века в Уржуме было два кожевенных, казенный водочный, мыловаренный, лесопильный заводы, валяно-сапожное заведение и мельница. Уржумские лесопромышленники наживали миллионные состояния на вырубке леса в громадных лесных дачах, его сплаве. Торговля значительно оживлялась во время базаров и на Белорецкой ярмарке. Предметами торговли были мануфактура, бакалейные и колониальные товары, вина, кожа, меха, шерсть, куделя, мука, хлеб и кустарные изделия. А с пристаней по Уржумке отправлялись сотни пудов зерна, муки, крупы и льняного семени в Рыбинск, Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород. Из Рыбинска часть уржумского хлеба отправлялась в Архангельск для экспорта за границу.

В географии Вятской губернии Уржум начала XX века описывается так: "В городе пять церквей. Главная улица почти сплошь застроена каменными домами и обсажена деревьями. Остальная часть города имеет простой, почти сельский вид: небольшие деревянные домики, длинные дощатые заборы, а то и плетни, пустынные улицы, заросшие травой. Вдоль берега речки Уржумки длинной узкой полосой тянется жиденькие общественный садик" (открыт в 1868 г.).

Несколько слов об архитектуре. В 1647 г. в Уржуме был выстроена деревянная крепость, окруженная валом и рвом. К концу XVIII века эта крепость обветшала и сгнила, сохранился лишь вал, который был нанесен на план города в 1784 г. По свидетельству краеведа Н.Б.Пентиной, каменных построек XVIII в. в городе не сохранилось. Самой древней постройкой этого века был собор на площади недалеко от реки, Ныне здесь городской сад. Этот собор разобрали в 1810-11 годах, вместо него в 1811-20 годах был выстроен другой, в дальнейшем уступивший место третьему - новому - Троицкому собору (освящен в 1900 г.; главным строителем был купа С. И. Стародубцев).
Самым древним каменным зданием в городе являете* колокольня начала XIX в. перед Троицким собором.

Точные даты постройки имеют еще два здания первой половины XIX в. - это бывшие Казанская и Воскресенской церкви.
Казанская церковь (в ней, как и "положено" при социализме, размещен райпищекомбинат) была центром нижней части города. Построенная в 1835 г., когда классицизм уже уступил место другим веяниям в архитектуре, она все же имела еще черты, характерные для этого направления. К сожалению, детали ныне не сохранились. В разработке проекта этой церкви участвовали архитекторы Петербургской комиссии проектов и смет А. Мельников и Висконти-второй, которыми была использована работа И.Шарлеманя "Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей" 1824 г. издания.

Воскресенская церковь (ныне здесь фотоателье) перестраивалась в 1845 г. и в 1950-е годы. От ее прежнего облика остались трехчастная апсида с востока и часть крыльца с запада, а стены здания уже не дают представления о том, как они выглядели 100 лет тому назад.
Строительство каменных гражданских сооружений в первой половине XIX в. шло медленно. Первый каменный жилой дом был построен в 1815 году. Был он очень маленький, всего три окна на улицу. Для купечества и жителей, имевших капитал, для каменного строительства были отведены кварталы но Воскресенской (ныне Советской) улице вблизи собора.

Старые дома в Уржуме разбросаны и каждый по-своему интересен, особенно этим отличается улица Советская. Она застроена каменными домами в основном во второй половине XIX в. и первом десятилетии XX в., и по существу является ансамблем, характеризующим творчество вятских архитекторе. Оригинален дом Л.П.Матвеева со львами на воротах, построенный в конце 1840-х или в начале 1850-х гг., который несет отзвуки классического стиля: на втором этаже оба фасада украшают четыре полуколонны на рустованных опорах, над окнами есть небольшие карнизы. Угол дома, выходящий на улицу Советскую, закруглен и украшен балконом. Хозяин этого дома редко жил в нем, для него было оставлено несколько комнат. Низ дома был отдан под квартиры, а вверху после 1900 г. помещались младшие классы гимназии, а еще ранее -прогимназии (теперь - медучилище).

Вписались в улицы города и характерны для него здания нынешней средней школы N I имени В.И.Ленина и больничного комплекса в начале ул. Советской - бывшее помещение земской управы. Характерной их особенностью является выполнение стен из неоштукатуренного кирпича, - стиль, который распространился в России в конце прошлого века и имел большое практическое значение для земских учреждений; здания не требовали частых ремонтов.

На здании средней школы N 1 памятные доски напоминают о том, что здесь с 1913 по 1920 год учился выдающийся советский поэт Н.А.Заболоцкий, в 1938-1941 годах Герой Советского Союза Л.И.Рокин, а в годы войны был эвакогоспиталь.

Историческими местами города являются прежде всего щания, связанные с жизнью соратника В.И.Ленина, революционера С.М.Кирова. Памятные доски установлены на степах домов: по ул.Кирова, 72, где в 1886 г. родился Сергей Миронович, по ул. Советской, 1, - здании бывшего приюта, где он воспитывался, по ул.Советской, 20, где он учился первые юды, по ул.Кирова, 69, где в городском училище он продолжал учебу, по ул.Елкина, 24 (дом Симахина) и ул.Кирова, 104 (дом Курочкиной), где жили политссыльные, у которых он бывал. В саду музея С.М.Кирова сохранилась баня Самарцевых, где С.Костриков и А.Самарцев печатали на гектографе листовки. В этом саду установлен скульптурный памятник "Юный Киров за печатанием листовок" - лучшая работа талантливого уржумского скульптора А.В.Винокуровой, демонстрировавшаяся в 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Напротив музея и средней школы N 3 до 1986 года возвышался памятник С.М.Кирову работы ленинградского скульптора З.М.Виленского, а сейчас - памятник, изготовленный на ленинградском заводе "Монументскульптура" по проекту ленинградского скульптора Б.А.Пленкина и кировского архитектора И.М.Синицы.

По генеральному плану развития города до 2010 г., разработанному группой специалистов института "Кировгипрогор-сельстрой", определена историческая часть города, которую предстоит реставрировать и сохранять как памятник истории и культуры. Выделена зона ограниченной застройки, в которой строительство будет вестись лишь выборочно за счет сноса ветхих, полностью изношенных зданий. Определены зоны перспективной, в основном жилищной застройки, зоны развития промышленных предприятий, отдыха и досуга людей, в центре которых будет находиться городской парк. В перспективе эту зону предполагается расширить вдоль реки Уржумки вверх и вниз по течению за счет частичного сноса старых и ветхих строений и благоустройства набережной.

Известный краевед Е.Д.Петряев писал, что, пожалуй, ни в одном из городов нашей области не было таких давних и прочных культурных традиций, как в Уржуме.

Действительно, еще древние марийцы слагали песни о своих героях - лужавуйах, переложенные впоследствии в своеобразные обрядовые молитвы, переходившие из поколения в поколение.

Культурными людьми были основатель города и первый воевода Головин, сосланный в 1627 году подьячий Посольского приказа А.Шахов. Уржумский дворянин С.Д.Голохвастов участвовал в работе земского собора в 1648-49 годах. В эти годы известны имена уржумских грамотеев подьячих съезжей избы И.Воронина и В.Федорова, площадного подьячего Ф.Некрасова таможенного подьячего Б.Тотмешша, попов Воскрссснской церкви Евстигнея и Михаила Ивановых. Кстати, духовные пастыри вплоть до XIX в. обучали грамоте и своих детей, и детей прихожан.

Культурные традиции в городе продолжали развиваться в начале XIX века. Здесь, например, выписывали журнал "Иртыш, превращающийся в "Иппокрену" - первенец сибирской жур-Я налистики, другие издания. Своеобразным культурным центром города был дом семьи приехавшего на службу в Россию голландца из беглых французских гугенотов Исайя Депрейса, в дальнейшем состоявшей в дальнем родстве с семьей Л.Н.Толстого. Свою лепту внесли в развитие культуры и жившие в городе военнопленные офицеры - французы и итальянцы.

В 1808 г. в семье уржумского священника родился И.А.Раевич - автор двух книг стихов и прозы. Оценку его последней книги дал великий русский критик В.Г.Белинский, именно в этой рецензии впервые высказавший волновавшую его тогда философскую идею о разумной действительности. B доме Н.И.Греча, у которого И.А. Раевич состоял секретарем, последнему довелось встречать и слушать и Глинку, и Пушкина. Мечтавший о лучшей доле для "господских людей", он кончил жизнь в Шлиссельбургской крепости.

В семье священника родился в 1835 г. А.И.Верещагин -крупный исследователь Вятского края.

В этом же, 1835 году в Уржуме было открыто приходкое одноклассное училище. Уездным врачом тогда работал К.И.Доброходов, написавший "Медико-топографическое описание Вятской губернии", в том числе и Уржумского уезда.

Четырьмя годами позже в Уржуме открывается уездное трехклассное училище, дом для которого пожертвовал купец Н.Матвеев, ранее даровавший пять тысяч рублей на строительство Вятской гимназии. Русский язык в училище преподавал Н.К.Кант, окончивший Казанский университет.

В 1850 г. Уржум посетил М.Е.Салтыков - чиновник для особых поручений при вятском губернаторе. В городской тюрьме он выслушал горячую исповедь врача-литератора И.В.Георгиевского, который в какой-то мере послужил великому писателю прототипом Перегоренского в его знаменитых "Губернских очерках".

Первые годы после отмены крепостного права. В обществе оживление и надежды. В Уржуме появились первые уличные фонари. Отмечается столетие со дня смерти Ломоносова. Местные театралы поставили четыре водевиля и комедию А.Островского "Не в свои сани не садись". В доме купца Матвеева состоялось первое заседание Уржумской земской управы...

С первых шагов своей деятельности уржумское земство стало очень внимательно относиться к вопросам народного образования, за что было отмечено Московским обществом сельского хозяйства серебряной медалью.

Первые земские больницы, врачи в них - цвет тогдашней интеллигенции: подвижники, просветители, революционеры. Борясь с тифом, умер на своем посту А.С.Драверт - дядя известного советского академика и поэта ПЛ.Драверта. Верным делу отца стал сын - С.А.Драверт, родившийся в Уржуме. Он оставил о себе память как о выдающемся хирурге и педагоге, создавшем в Кировской области целую школу врачей-гинекологов.

Смерть от тифа постигла и молодого врача, отца известного уржумского краеведа Н.Н.Арбузовой Н.С.Арбузова. Умер после тюрьмы "нечаевец" врач В.А.Спасский. Его брат П.А.Спасский положил начало известной уржумской семье, из которой вышли врачи, музыканты, педагоги.

Более 33 тысяч операций сделал за 53 года работы в Уржуме хирург В.В.Самборский. По стопам отца пошла его дочь Наталья Васильевна, а сын Игорь Васильевич, окончивший Ленинградский химико-технологический институт, стал автором многочисленных научных трудов и изобретений. Патенты ему выданы в Англии и ФРГ.

В 1868 г. в земстве начал службу агроном и статистик, автор "Исследования экономического быта населения Северной части Вятской губернии" В.Я.Заволжский. В этом году в уезде была организована земская почта, в обращении появились марки этой почты с гербом Уржума.

На следующий год в городе появилась настоящая книжная торговля. Земские деятели Л.П.Матвеев и А.А.Чернов объединили свои книжные собрания и добились разрешения на открытие библиотеки-читальни. Дело пошло успешно. Это встревожило боявшихся вольнодумства отцов города, и библиотеку закрыли.

В 1872 году в Уржуме открылся склад для продажиШ книг, один из первых в России. Наряду с произведениями классиков русской литературы в нем была и "Азбука-копейка" известного просветителя и книгоиздателя Ф.Ф.Павленкова, отбывавшего в это время ссылку в Вятке. Книга получила почетный отзыв на Венской всемирной выставке, но царские власти увидели в ней подкоп под основы религии и изъяли из школ и народных библиотек. При складе была открыта публичная учительская библиотека.

В 1877 г. в Петербурге вышел первый номер журнала "Вятская незабудка", изданного Ф.Ф.Павленковым. В нем, по мнению профессора КГЛИ Н.П.Изергиной, принимали участие и уржумцы - друг Павленкова В.Я.Заволжский, секретарь уездной земской управы Н.И.Вершинин и поэт-самородок из с. Лопьяла - родины Николая Михайловича и Виктора Михайловича Васнецовых - А.П.Грудцын.

В конце XIX - начале XX века в Уржуме и пригородных селах и деревнях родились академик, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат/ Государственной премии А.Д.Сперанский, профессора Ленинградского университета братья Г.Е. и С.Е.Рудашевские, историк С.В.Токарев, ученый-химик, нывший ректор КГПИ и Кировского политехнического института П.З.Мосунов, член-корреспондент АН БССР И.И.Сала-матов, заведующий кафедрой Московского энергетического института, автор "Краткого учебника химии" для технических цузов С.Я.Стародубцев, кандидат сельскохозяйственных наук, ш.шедший породу свиней "уржумскую", М.Н.Лапшин, скульптор А.В.Винокурова, мастерица дымковской игрушки, лауреат Государственной премии РСФСР З.В.Пснкина, дважды лауреат Государственной премии I степени А.Л.Климов.
В разнос время в Уржуме жили первая учительница музыки П.И.Чайковского М.М.Пальчикова-Логинова, известный книгоиздатель А.П.Чарушин, один из организаторов "Вятского книгоиздательского товарищества" Н.П.Ложкин, директор Вят-чсой публичной библиотеки А.П.Луппов, известный советский певец А.В.Новиков, учитель А.С.Грина, знавший А.М.Горького и его молодые годы И.С.Деренков, поэты П. Н. Второе, И.И.Павлов-Рыдаев, первый редактор журнала "Крокодил" К.С.Ерсмссв, классик белорусской поэзии В.А.Жилка, поэт-сатирик, журналист и художник Е.П.Замятин. Уржумское реальное училище окончил выдающийся советский поэт Ч.А.Заболоцкий. После окончания педучилища начал трудо-ную деятельность в редакции районной газеты "Кировская искра" поэт, лауреат Государственной премии имени Горького Л.В.Решетников.

Значительными событиями культурной жизни города советского периода стали создание в 1924 году краеведческого музея при участии Н.А.Заболоцкого и открытие в 1935 году дома-музея С.М.Кирова.

С 1919 по 1922 год в Уржуме действовала профессиональная оперная труппа под руководством выпускника Московской консерватории А.В.Новикова.

В 1935 году под руководством артистов Московского театра имени Вахтангова организовался Уржумский колхозный театр, который за период своего существования - с 1935 по 1952 годы - осуществил полторы сотни постановок, сыграл около четырех тысяч спектаклей, обслужил не менее полутора миллионов зрителей, выступал почти на всех районных сценах Кировской области, бывал неоднократно в Удмуртской и Марийской автономных республиках.

После февральской революции в Уржуме стала выходить "Уржумская крестьянская газета". Помимо нее в 1917 году вышло 17 номеров "Известий Уржумского исполнительного комитета". После установления советской власти в Уржуме появилась газета "Голос народа" - орган Уржумского уездного Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. В 1919 г. было выпущено 35 номеров "Известий Уржумского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов" и несколько номеров листка "Неделя просвещения". С 1920 по 1926 гг. выходила газета "Красный пахарь" - орган Уржумского укома РКП (б), исполкома и упрофбюро.

1 сентября 1930 г. вышел первый номер районной газеты "За коллективизацию". А 22 августа 1935 г. читатели вместо газеты "За коллективизацию" получили газету под названием "Кировская искра", которая выходит и по сей день.

В. Б. Карпов


Основные даты.

1554 г. - первое упоминание в летописи об Уржуме.
1584 г - Уржум становится русской крепостью.
1611 -1612 гг. - уржумцы участвуют в ополчении против поляков.
1708 г. - Уржум включен в состав Казанской губернии.
1780 г. - Уржум передан Вятскому наместничеству
1781 г. - утвержден герб Уржума
1782 г. - в Уржуме появилось первое промышленное предприятие - лесопильный завод.
1835 г. - построена Казанская церковь. Родился историк А. С. Верещагин, открыто приходское одноклассное училище.
1839 г. - открылось уездное трехклассное училище. 1845 г, - построена Воскресенская церковь.
1850 г. - Уржум посетил М.Е.Салтыков, чиновник для особых поручений при вятском губернаторе.
1871 г.- открылась женская прогимназия.
1886 -1904 гг. - в Уржуме жил С. М. Костриков (Киров)
1913 -1920 гг. - в Уржуме жил выдающийся русский поэт Н.А.Заболоцкий.
1917 г. - стала выходить "Уржумская крестьянская газета"
1924 г. - открылся краеведческий музей.
1935 г. - открылся дом-музей С. М. Кирова.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство