крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Город Советск (Кукарка).

Советский район, город Советск.

Город Советск (Кукарка). Населенный пункт Кукарка основан во второй половине XVI века. В. 1918 году слобода Кукарка Яранского уезда провозглашена городом под названием Советск. Статус города официально утвержден в 1939 году.

Расположен в южной части области на р.Пижме, в 4 км от впадения ее в р.Вятку. Расстояние до железнодорожной станции Котельнич - 103 км, до областного центра - около 140 км.

Правобережье Пижмы исстари привлекало людей. В 4 километрах от Советска на правом берегу напротив устья Пижмы в Вятку имеется важный археологический памятник — Пижемское городище. В VII-III веках до нашей эры его заселяли представители ананьинской культуры. Позднее на эти земли пришли марийцы. Их компактные поселения и сейчас имеются в соседнем Пижанском районе. Несомненно оставили свой след в развитии этих земель удмурты (по преданию, они жили в селе Колянур), а позднее татары, хотя их населенных пунктов в районе сейчас нет.

Рельеф местности не равнинный. Именно в Советском районе имеются крупнейшие в области месторождения камня (известняки, песчаники, широко используемые в дорожном строительстве). К югу от города, у бывшей деревни Камень, на скалах тренируются альпинисты.

Местность поражает обилием рек, речек, озер и родников. Водоносные пласты близки к поверхности, поэтому колодцы копать нетрудно. Кроме многоводной Вятки и тихой, но чистой Пижмы вблизи города протекает река Немда, впадающая в Пижму. К югу и западу от города ландшафт сильно изменен: леса давно вырублены и земли распаханы. Советск расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов, но иначительные лесные массивы сохранились лишь к северу от города (по реке Вятке). Великолепный сосновый бор (Печеновский лес) начинается сразу за городскими садами на правобережье Вятки. Именно в нем порой проводятся летние городские праздники, пикники, гулянья.

Слобода Кукарка как крепость и центр русской колонизации на юге вятского края была основана в XVI веке, судя по всему, почти одновременно с появлением таких русских крепостей, как Уржум, Яранск, Малмыж. Вероятно, она основана на месте марийского поселения. "Невдолге по взятии русскими Казани, - писал в 1851 году местный священник Дмитрий Трапицын, - стали заселяться русскими эти места, так как местные черемиса раньше входили в состав Казанского ханства". Еще в начале XVII века Константин Шу-шерин отмечал в своей дозорной книге: "... а кругом слободы острог, а на остроге три пищали затинных, да в казне 10 самопалов ручных, да в слободе ж двор прикащиков, двор попа Марка". Свое название Кукарка, возможно, получила от марийских слов кук (или кугу — большой; и карга — ковш) или кар - селение. Вокруг слободы тогда шумели девственные леса.

"Большой ковш" - так образно можно назвать речную конфигурацию в устье небольшой речки Кукарки в Пижму. Еще в 20-х годах нашего века бытовало предание о священных реликвиях марийцев, употребляемых при жертвоприношениях и потерянных при уходе с Кукарки. Не случайно, когда в 1917 году в слободе Кукарка состоялся съезд марийцев Вятской губернии по вопросам народного образования, делегаты съезда просили поискать священные ковш и чашу в фондах местного музея. Кукарка и возникшее в самом конце XVI века соседнее с ней село Жерновы Горы долгое время оставались единственными русскими поселениями в округе, которая в целом была заселена очень слабо. Воинственные марийцы неоднократно осаждали их. На месте битвы русских и марийцев стояла до середины нашего века часовня в Жерновогорье. Хранилась память здесь и о марийском бунте 1753 г. Еще на памяти молодого поколения сохранялись в Жерновогорье остатки часовни, возведенной, по преданию, на месте битвы русских и марийцев. Мальчишки, случалось, находили там то наконечники стрел, то кости. Только после 1552 года (год покорения Казани) можно говорить о Кукарке как о русском населенном пункте. А.В.Эммаусский основание Кукарки отшхлгг ко второй половине XVI века. Первые письменные извесгия о Кукарке встречаются в связи с событиями смутного времени. Известно, что Жсрновогорский монастырь основан в 1594 году. Это первая дата, упоминаемая в истории слободы. Уже тоща слобода слыла хорошо известным населенным пунктом меж Казанью и Хлыновом. Кукарка всегда была дворовым (затем удельным) селом, доходы с которого шли прямо в государственную казну. Основная часть населения слободы - пашенные крестьяне. Их в 1620 году -84 двора. Мелькают коренные фамилии местных жителей, сохранившиеся до сего дня в здешних местах: Агафоновы, Мамаевы, Ураковы, Корякины, Наймушины, Блиновы, Перевозчиковы. После "смутных лет", как и многие земли в русском государстве, пришла Кукарка в запустение. "А по сказке кукарских крестьян старосты ЛариБоика Киселева с товарищы - что до смутных лет платили они в государеву казну... хлеба с выти по 5 четей ржи, по 5 четей овса..., да денежного оброку с выти по рублю, - замечает в своей дозорной кшаге Шушерин. - А прежних платежных отписей в хлебе и деньгах не клали, а сказали что у них поймали те отписи черемисы в смутные годы... церковные земли лесом поросли 40 четей, да крестьянские ж земли боровым большим лесом поросло по смете 180 четей... Земля худая".

Что верно, то верно. Глинистые почвы и поныне не только не дают возможности собирать здешним земледельцам высокие урожаи, но в распутицу делают местные грунтовые дороги совершенно непроезжими. Однако обилие рек, заливных лугов давало возможность кукарским крестьянам накашивать по речкам Немде и Пижме, да меж леса по дубравам ежегодно по 600 копен сена. Огромной ценностью для крестьян уже в те давние годы были рыбные ловли да бобровые гоны и всякие водяные промыслы в окрестностях, тянувшиеся по Пижме 20 верст, по Немде - 15 верст, а по Вятке 10 верст. Бани, кузницы, мельницы - одна по речке Кукарке, другая на ключе - были в слободе с XVI века. Одновременно с крепостью, судя по всему, была выстроена внутри нее и Троицкая деревянная церковь.

Видную роль в освоении этих земель сыграли монастыри. Именно основатель монастыря Макарий положил начало селу Жерновы Горы. Вот что об этом сказано в дозорной книге 1619 года пустыни Жерновых Гор Останкова: "Сторожильцы Кукарские... сказали: на Жерновых Горах над рекою Вяткою и преже всего была пустыня (монастырская обитель - В.Б.), да храм был во имя Иоанна Предтечи, а в смутное время разорили пустыню, сожгли храм казанские черемиса в 117 году (1609 г.), а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель той пустыни Макарей владели и на Жерновых Горах, пашню распохали, черный лес за монастырь, на боровой земле... а через Вятку реку проезжих людей перевозили, а рыбною ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткаю против Жерновых Гор..., а ближних деревень окольных русских людей нет".

Итак, у нас имеется довольно точная дата основания села Жерновогорья - 1594 год. Кукарка же (Кукарекни острог или Кукарск), согласно заметкам Трапицына, основана в 1580-х годах одновременно с такими крепостями, как Малмыж, Уржум, Царсвосанчурск. Такая преемственность (сперва Кукарка, затем Жерновогоры) зафиксирована в начале XX века и известным русским энтографом Д.К.Зелениным в местном присловье: "Татарин родил кукарина, кукарин родил нагорина". Существовало предание, что первые крестьяне, пришедшие в Кукар-ку, пришли сюда из-под Слободского. Любопытно, что такая например, коренная местная фамилия, как Бердинских, широко распространена и по сию пору в Слободском районе. Но скорее всего Кукарку исстари населяли выходцы из средней России. В основном поток крестьян-колонистов шел со стороны Котельнича. Речь жителей ее значительно отличалась от речи обитателей окружающих деревень. Так, к северу в деревнях очень мягко произносили "жи" и "ши" (как "жьи" и "щьи"). Этих жителей в Кукарке называли боровлянами и дразнили таким присловьем: "Мужьик! Держьи вожьи, машьина бежьит". В деревнях к югу от Кукарки смягчали окончания слов: Санькя, Колькя (вместо Санька, Колька), что тоже вызывало насмешки кукарцев и жерновогорцев. В XVII-XVIII веках (время интенсивной русской колонизации окрестных земель) Кукарка входила в сферу влияния Казани (а не Хлыно-ва-Вятки) и долгое время была административно подчинена Казани.

Быстрое заселение этих земель русскими идет в XVIII-XIX веках. По исследованиям начала XX века в Яранском уезде (в который до революции входила Кукарка) в XVI веке основано 48 поселений, в XVII веке - 117, в первой половине XVIII века - 154, во второй половине XVII - 263, в XIX веке -1029. Волостями с небольшим числом старинных русских селений близ Кукарки были: Водозерская, Ильинская, Троицкая, Петропавловская, Пижанская. Слободу окружало и примыкало к ней примерно 30 сел: Васильково, Лесниково, Борок, Петропавловское и многие другие. Уже к середине XIX века остро ощущалась тут нехватка земли, из-за чего отсюда начался 1 отток населения в другие удельные имения губернии.

В настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 г. В.Шабалина сохранились данные о церквах и храмах Кукарки. Древнейшим был Троицкий собор, сгоревший в 1750 году и замененный вскоре каменным храмом, 1 впоследствии расширенным. Кукарекая Успенская церковь была обращена в приходскую из упраздненного в 1740 году Успенского женского монастыря (основанного в 1678 году). Кукарекая Покровская церковь была обращена в кладбищенскую в 1765 году из упраздненного мужского монастыря. Эта церковь действует и поныне в городе Советске, являясь приходской и кладбищенской. Кукарекая Спасская церковь была построена в
IH69 году. Для одной из этих церквей (Успенской) писал иконы в 1869-1870 годах ученик К.Брюллова, известный художник Эльвиро Андриолли, находившийся в вятской ссылке.

Выгодное географическое положение Кукарки, малоземелье, скудность здешних урожаев вынуждали местное насе-мсние издревле заниматься торговлей, ремеслами, кустарными промыслами, отходничеством. Кукарские крестьяне находились на оброке и были, как и вся слобода, в полном распоряжении Дворцового приказа (затем Департамента уделов). В 1809 году, например, оброк с каждой ревизской души в Кукарском приказе составил 5 руб. 10 коп. Кроме этого платили 1 рубль 28 копеек подушных денег и 1 руб. 71 коп. мирских сборов (перевоз, дорога и т.д.). Существовали поля общественной запашки. С них хлеб, а потом картофель поступали в общественные магазины. Самой тяжелой из натуральных повинностей щесь была дорожная. "Уже к XIX веку население слободы в основном земледелием не занималось", - делается совершенно мерный вывод в единственном обстоятельном труде по истории Кукарки (см.: Осташов П.Ф. Очерк истории слободы Кукарки. Рукопись).

Из удельного управления Кукарка вышла 8 декабря 1863 года, войдя в Яранский уезд. Высший размер надела здешним крестьянам при освобождении был определен в 4 десятины 1земли, а получили они в среднем чуть более 1 десятины. Да и го это были в основном пастбища и сенокосы. К 70-м годам XIX века в Кукарке проживало более 3,5 тысячи человек (главным образом крестьяне). На душу населения здесь приходилось чуть более десятины земли. В слободе было 5 каменных церквей, 65 каменных лавок и 75 деревянных; 22 каменных дома и 510 деревянных. Плановая застройка слободы началась в 30-е годы XIX века по проекту, составленному Яранским уездным землемером. Кукарка выглядела после это-ю очень благоустроенно. "Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которыми наполнены уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу", - отмечено в памятной книжке Вятской губернии на 1873 год. В слободе уже были больница (с 1839 года), аптека, богадельня, мужское (с 1840 года) и женское училища, три частные школы. С 1903 года существовала в слободе учительская семинария, первая в губернии. Ире училище в особом здании имелась публичная библиотека Я тысячью томов книг. (Основана в 1861 году П.В.Алабиным). I 1862 году крестьянин И.Ф.Самоделкин выстроил за свой счЦ здание для библиотеки. В 1869 году при приходской шкож открыта вторая библиотека. В 1909 году были открыты "Kji карское образовательное общество" для изучения местноЯ края ив 1910 году - родиноведческий музей, основателем ко« торого был известный краевед А.С.Лебедев.

Кукарка была важным торговым центром Вятской гщ бернии. Основная торговля велась хлебом и лесом. Местные купцы торговали с Архангельском и Нижним Новгородом, Казанью и Москвой - отправляли товар как по воде, так и с кон! ными обозами. Ввозили же сюда в основном лишь муку, соли чай, сахар. Ивановская ярмарка в Кукаркс (с 29 августа по 19 октября) славилась и за пределами губернии. Товарооборот достигал 100 тысяч рублей, а ежегодный торговый оборот Кукарки - 3 млн. руб. Кроме еженедельных базаров действовали еще три ярмарки: Рождественская, Никольская и мясопустная. I В 1895 году в слободе было 134 лавки и 52 хлебных амбара. Крупнейшим пароходовладельцем был Д.Д.Якимов.

Взаимоотношения жителей слободы в XIX веке, как метЛ ко подметил просвещенный разночинец Н.Золотницкий в своей шуточной поэме "1 января 1866 года в слободе Кукарке", были патриархально близкими и дружественными: Семь раз друг другу все родные, Вся слобода - одна семья: Все братья, сваты, кумовья, Невестки, тетушки, сестрицы, племянниц бесконечный ряд, Сестренниц дальних вереницы...

Главная улица слободы называлась Казанской, так как по ней шел важнейший торговый тракт на Казань (через Яранск). В 1924 году она была переименована в улицу Ленина. Это центральная улица города и сегодня. Переименованы после революции были и другие улицы: Набережная названа Социальной, Суворовская - Изергина, Спасская - Революционной, Соборная - Кирова, Соломинская - Крупской, Скобелевская - Дзержинского, Вятская - Красноармейской. Помимо хлеба и лесa, сплавляемого на Волгу, отсюда вывозили кожи, холст, конопляное семя, шерсть, свечи и пряники. Были развиты такие ремесла, как ювелирное, медное, иконописное, столярное, кузнечное, чеботарное, пимокатное. В конце XIX века кукарские купцы вывозили из мастерских слободы многие тысячи валенок в Сибирь и Архангельск. На Чернушке работал винокуренный завод купца Александрова. Большую популярность у местных промышленников приобрел открытый здесь в 1860 го ду торгово-промышленный ссудный банк.

Кустарями Кукарки выделывались особенно славившиеся I и Сибири топоры "лодягичи". В 1892 году в Кукарке было 70 кузниц, 25 сапожных и 15 портновских мастерских, 8 булочных и пряничных. Кукарские сплавщики провожали плоты с несом до Саратова и Царицына. Отход на заработки также был очень распространен в здешних местах. Уже в середине XIX иска более тысячи крестьян уходили отсюда на заработки плотниками, бурлаками, пильщиками. 550 семей из Кукарки и окрестностей занимались ремеслами на дому.

При слободе было две пристани — одна на Пижме, другая в Вятке. К 1910 году в Кукарке было 630 дворов с населением около 6 тысяч человек. Площадь под застройки занимала примерно четыре квадратных версты. Богатое кукарское купечество, не жалевшее средств на благоустройство слободы, еще в XIX веке принимало активные меры по провозглашению Кукарки городом, проведению в ней телеграфной линии, железной дороги. Середина XIX века - это время бурного расцвета торговой слободы.

Кукарская земельная контора пыталась улучшить и земледелие в здешних местах. В четырех верстах от Кукарки была (образована Пижемская образцовая усадьба. В 50-е годы XIX века там испытывались канадская рожь, арабская пшеница, был бык бернской породы, некоторые сельхозмашины. Правда, животноводством здесь не увлекались. На 1529 дворов кукарского приказa (1829 год) имелось лошадей - 1603, коров - 3493, свиней -1663.

Установление советской власти в Кукарке связано с именами балтийского матроса-большевика С.М.Черепанова и местного уроженца, председателя ревкома, М.И.Изергина (1891-1922). Могила и бюст последнего находятся в парке, в самом центре города - напротив рынка. На митинге в слободе 27 декабря 1917 года Черепанов объявил о свержении буржуазии и установлении в Кукарке советской власти. Был избран ревком и создан отряд Красной гвардии. Вскоре сбылась и давняя мечта местных жителей - Кукарка была преобразована в город 9 августа 1918 года и названа Советском. 14 января 1919 году В.И.Ленин подписал постановление Совнаркома о выделения г. Советску 3490 тыс. рублей для реконструкции старых и организации новых производств. Но средства для создания нового уезда (Совстск входил в состав Яранского уезда) Наркоматом внутренних дел отпущены не были, и провозглашенными городом Советск был официально утвержден им лишь в 1939 году, уже после создания в 1937 году Советского района. Видимо, преобразование поселка Советск в город было ускорено в связи с широко отмечаемым в стране 50-летием со дня рождения председателя Совнаркома СССР В.М.Молотова (Скрябина), уроженца Кукарки.

С 1939 года в черту города вошли село Жерновогорье, областной санаторий, Чернушинский кордон, лесотехникум. В 1935 году в Советске были открыты первый кинотеатр "Луч", медицинское училище, продолжил свою, работу педагогическийИ техникум - старейшее специальное учебное заведение города. В городе 6 школ, два профтехучилища - одно готовит кружевниц, другое - механизаторов широкого профиля. В 20-30-е годы начали развиваться все существующие и доныне крупные предприятия города: филиал перчаточной фабрики, филиал Кировской фабрики имени 8 Марта, мясокомбинат, фабрика валяной обуви, камнеразработки, ведущие добычу бутовогоя камня для дорожного строительства в области. В городе есть райбыткомбинат, маслозавод, птицефабрика, типография. Третьим средним специальным заведением города стал Суводский лесотехникум, готовящий специалистов лесного хозяйства.

Сейчас город примерно в четыре раза увеличил свою численность по сравнению с 1917 годом. Вырос новый современный район - юго-западный, на окраине города. Но большая часть домов - деревянные, одно- и двухэтажные. Основные улицы города асфальтированы. Правда, полотно дороги на центральной улице сильно поднято и двухэтажные дома, стоящие в ней в центре, кажутся более низкими и приземистыми, чем до войны. Два новых моста перекинуты через тихую и чистую Пижму. Один из них пешеходный. По нему жители заречной масти легко и быстро могут попасть в центр города. Открыт мост через Вятку.

Многие из здешних уроженцев стали широко известны в нашей стране. В деревне Бутырки близ Кукарки родился в 1897 году известный советский военачальник Маршал Советского Союза Л.А.Говоров. 11 уроженцев района в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза и один - кавалером трех степеней ордена Славы. Близ Советска в селе Мокино родился известный русский певец, народный артист СССР Александр Ведерников. Он является почетным гражданином города Советска. Многие земляки бывали на его концертах в районном Доме культуры.

В живописном месте, на высоком берегу Пижмы, в (дании бывшей церкви расположен районный краеведческий музей, обладающий очень богатыми фондами. Прожил в Советске всю свою жизнь известный художник-пейзажист С.А.Вшивцев. Отбывал в здешних местах ссылку в конце 20-х годов замечательный русский поэт Н.А.Клюев. Родом из Советского района писатели - Борис Порфирьев, Николай Васенев, Григорий Боровиков.

Богат город и памятниками истории и культуры. Вглядимся попристальней в его нынешнее лицо.

Местность вокруг города необыкновенно красива. Праздничность сосновых боров и монашеская строгость еловых лесов, роскошь многоцветия трав и сверкающие влажной зеленью пойменные заливные луга. А какое обилие рек! В двух километрах от города в многоводную Пижму впадает тихая речка Немда, а через четыре километра сама Пижма вливается в мощную Вятку. А озера и старицы округи, ключи, вблизи которых предпочитали ставить свои починки вятские крестьяне! Здесь же и основное богатство района, широко используемое уже несколько столетий: месторождения известняка. Среди обаяния этой природы спокойно спускаются к Пижме деревянные дома и улицы города Советска. И сегодня еще чувствуется удивительная гармония и равновесие между городом и окружа«И ющей природой.

На противоположном высоком берегу речки Кукарки напротив центра города высится нарядный белый ансамбль Покровской церкви (памятник древнерусского зодчества, построен около 1700 года, памятник архитектуры республиканского значения). В ней ничего такого, что заставило бы сразу ахнуть и восторженно смотреть во все глаза, как на некую диковину или чудо. Но формы небольшой церкви, обнесенной каменной белой стеной со стилизованными башенками и бойницами, праздничны и просты, и это создает свое впечатление сильнее и запоминающееся.

Удивительная вписанность храма в окружающую природу объясняется, вероятно, тем, что рельеф местности с начала века здесь не изменился. То есть сегодня он смотрится так же, как задуман был безвестными строителями около 300 лет назад. Исследователи единодушно отмечают удивительную поэтичность его облика, называют храм одним из самых идиллических в Вятском крае.

Покровская церковь словно поднимает город к себе, связывает его с округой сотнями незримых нитей.

Украшением Советска является и городская пожарная каланча со зданием депо (XIX век). Устремленная ввысь башня из красного прокаленного кирпича похожа одновременно и на готическую ратушу, и на колокольню сказочного города. Ценные памятники города - комплекс каменных жилых домов и магазинов по улице Ленина. Именно на них залегли каменные львы. Город не отгорожен от округи незримой стеной, а притягивает к себе и чернеющую кромку соснового бора, и зеркальную гладь тихоструйной Пижмы, и роскошную зелень лугов. Большинство наших старинных городов и сел особенно хороши при приближении к ним по реке. С учетом вида с реки города и застраивались. Окружающая природа не ломалась и не исправлялась, она очеловечивалась.

В расположении городов, сел, деревень был свой, веками сложившийся порядок. Слободу Кукарку, например, окружало кольцо из 30 сел. Каждое село в свою очередь было центром округи из нескольких деревень. К деревне порой примыкало не сколько починков. Близлежащие села иногда входили в черту города, сохраняя внутри него какую-то самостоятельность. Уже несколько десятилетий в черте города Советска находится бывшее село Жерновогорье, и крепко держатся жители его старое название. Улицу, к примеру, до сих пор, как в древнем Новгороде, старики зовут концом.

Помогает обособленности и расположение села. Ограниченное с одной стороны рекой Пижмой, с другой - Вяткой, село спускается от самого леса вниз к озеру и имеет вид полуострова или какого-то диковинного корабля, вплывающего в зеленый простор Бобыльских лугов.

Главное богатство Жерновогорья - богатые залежи камня, уникального в крае. Добывался на шахтах Жерновогорья песчаник, из которого делали мельничные жернова, бруски, точильные круги. Из мягкого известняка опоки мастера-камнерезы делали памятники, надгробья, скульптуры.

Еще в XVII веке местные крестьяне за изготовление жерновов платили оброка местному Покровскому монастырю по 50 копеек в год. В XIX веке велась уже только добыча опоки - под землей, в штольнях. Общая длина штолен к началу XX века составила 5 верст. Работы велись только с конца осени и до середины марта (из-за отсутствия надежного крепежа). Артели, добыв камень под землей (пласты опоки шли толщиной 1,5 - 3 м), сдавали его скупщикам. Пильщики пилили мягкий камень на стандартные плиты. За день работы пильщик получал в 1878 году 2 - 2,5 копейки. Себестоимость плиты на месте составляла тогда примерно 18 копеек. Цена же ее в Вятке было до 1 рубля, а в Казани до 2 рублей. Опочный камень расходовался на строительство церквей, для фундаментов домов и, как уже упоминалось, для надгробий.

Украшение Советска, и тогдашнее, и сегодняшнее, - каменные львы, грозно смотрящие на прохожих с домов по улице Ленина. Львиные маски выступают прямо из стен зданий. Поехали кукарские львы в конце XIX века в Вятку, Слободской, Уржум - можно их здесь увидеть. Вглядимся в них повнимательней - перед нами загадочные существа из народной сказки, с лубка.

Талантливые мастера вырезали из камня вазы и подсвечники, корытца и сосуды. Ради курьеза раз изготовили даже каменное яйцо, точь-в-точь как подлинное, куриное. Но главным занятием местных умельцев было изготовление надгробных памятников. Кладбище города Советска хранит богатейшую коллекцию скульптурных надгробий XIX века - "каменносечной хитрости". Их здесь несколько сотен. В некоторых из них видна рука одного мастера.

Вот, к примеру, могила Стрельниковых, где поставлены интересные памятники. Своими миниатюрными колоннами они напоминают какой-то античный храм. Настоящее произведение искусства - надгробие Новиковых. Камень на могиле перевит вырезанной из опоки цепью с якорем, украшен букетом цветов и увенчан стволом дерева с обрубленными сучьями - все это из камня. Вообще, надгробий в виде стволов дерева с обрубленными ветвями очень много. Часто используются и древние языческие мотивы, например, знак Солнца - круг или полукруг.
На многих памятниках вырезаны тексты стихотворных и прозаических эпитафий. Они ждут своих исследователей. Известный писатель-краевед Е.Д.Петряев справедливо писал: "Своеобразную книгу на камне представляла могильная эпитафика. Кладбища давно заслуживают внимания как объект экскурсий и краеведческого изучения. В этом отношении у нас сделано очень мало. Многие годы на кладбищах орудовали мародеры с ломами, причинявшие непоправимый вред. Теперь совершенно необходимо зафиксировать уцелевшие надписи. Надписи-эпитафии помогут уточнить многие даты, выяснить степени родства и другие связи". К сожалению, многое здесь в беспорядке. Отсутствует правильная планировка, многие памятники повалены, разбиты.

Память о предшествующих поколениях живет среди кукарцев в сохранившихся кое-где древних обычаях, обрядах, конечно, значительно упростившихся. Так, например, в заречной части города Советска каждый год в июне празднуются местными. жителями проводы русской березы. В традиционном месте, в середине улицы с утра вкапывают свежесрубленную березу, покрытую еще нежно-зеленым листом. Затем ее убирают разноцветными лентами: красными, синими, зелеными. По ибряду при вкапывании полагается петь одни песни, при убирании лентами - другие. Кое-кто помнит еще весь обряд.

Вечером, когда хозяйки пригонят коров и управятся с делами, к березе сходятся местные жители. Хороводов теперь не водят и обрядовых песен не поют, а просто пляшут "русского" под гармошку вокруг березы, поют частушки. Бывают ряженые, причем женщина обязательно рядится мужчиной, а мужчина - женщиной. Один человек обязательно наряжается медведем. Время от времени ряженые пытаются вырвать берегу, "медведь" не дает. Июньский тихий вечер далеко разносит шум и веселье. Просторная, сейчас чаще всего пустая улица оживляется. Уже за полночь березу торжественно вырывают из земли и несут с песнями к реке Вятке (до нее метров триста), а затем бросают ее с пристани в реку - топят.

Вполне возможно, что в этом обряде сохранились элементы какого-то языческого празднества, культа деревьев.

Советск наряду с Вологдой и Ельцом - крупнейший центр кружевоплетения в нашей стране. Истоки этого народного художественного промысла ведут нас в XVIII век. Бытовала и Кукарке легенда, что еще во времена Петра I поселился в юроде корабельный плотник, бежавший от тяжелого царского гнева, а с ним и его жена голландка. Она-то и научила местных женщин плести кружева. Занятие это здесь в конце XIX пека стало массовым. В Кукарской волости в 1888 году было около двух тысяч кружевниц. В 1893 году местным земством была открыта здесь школа кружевниц. Вятские крестьяне и крестьянки оказались более подготовленными к превращению из кустарей в профессионалов, чем многие их собратья в центре страны, в значительной мере потому, что в своем бытовом укладе они пронесли через века умения и навыки древнерусского ремесла. Дымковская игрушка, изделия из капокорня, кружева украшали быт человека, вносили праздничность в скудную обстановку крестьянской семьи.

Золотые медали дореволюционных всероссийских и всемирных выставок, награды международных выставок в Брюсселе и Монреале в наши дни отчетливо нам показывают^ что и маленький город может внести нечто неповторимое в общерусскую и даже в мировую культуру.

В. А. Бердинских.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

1594 г. - первая известная нам дата в истории слободы Кукарки.
1839 г. - создание в слободе первой больницы.
1860 г. - открытие удельной конторой торгово-промышленного ссудного банка.
1861 г. - открытие публичной библиотеки.
1863 г. - удельная (а ранее дворцовая) слобода Кукарка вышла из удельного управления и вошла в Яранский уезд.
1909 г. - создано Кукарское образовательное общество.
1910 г. - создан родиноведческий музей.
1910 г. - построена первая электростанция.
1911 г. - создание телефонной станции.
1912 г. - открытие кинотеатра (электротеатра). 9 августа
1918 г. - преобразование (не окончательное) слободы и город Советск.
1926 г. - создание первых радиоточек.
1930 г. - создание газеты "Путь Ильича" (с 1962 года "Ленинское знамя" с 1991 года - "Вести Трехречья").
1932 г. - организована чулочная мастерская (1934 г. - трикотажная фабрика)
1936 г. - уничтожение Троицкого собора.
1938 г. - разобрана на кирпич Жерновогорская церковь.
1939 г. - Советск получил статут города.
1939 г. - разобрано на кирпич здание Спасской церкви.
1961 г. - построена первая водонапорная башня в городе.
1964 г. - началось асфальтирование улиц в городе.
1965 г. - появление телетранслятора в Советске.
1968 г. - открытие памятника воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
1976 г. - ввод нового автомобильного моста через Пижму.
1985 г. - пущен пешеходный мост через реку Пижму (на месте старого проезжего моста, построенного в 1964 году).
1991 г. - пуск автомобильного моста через реку Пижму.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство