крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Село Ошеть

Сунской район, Большевистское сельское поселение, село Ошеть.

Село ОшетьПо реформе императрицы Екатерины II в состав Ошетской, а затем Дворищенской волости входило 74 деревни, позднее число их сократилось до 39 в первые годы Советской власти. Каждый населённый пункт имеет свою многовековую историю, каждый славен людьми его населявшими. В наше время из этих деревень сохранились единицы. В некогда многолюдном и вовсе не бедном Ошетском крае сейчас реально существуют только село Ошеть, деревни Темерёво, Спасская, Дворища, Киселиха. Ещё в ряде деревень лишь номинально в летний период обитают жители -дачники. В опустевших деревнях давно раскорчёваны мелиораторами деревья, распаханы бывшие усадьбы. Пейзаж местности изменился так, что даже тем, кто в них родился и вырос, очень трудно сегодня определить, где стояли их родные дома с усадьбами, а вновь выросший лес делает это узнавание до крайности затруднительным. У многих наших земляков есть задумки поставить на месте своих бывших родовых деревень памятники или памятные знаки, но очень немногие пока реально осуществили это на практике.

Сердце трепещет, когда, приезжая в родные места, видишь полное запустение и с трудом узнаёшь место обитания своих предков. Давайте, дорогие земляки, вспомним поимённо все деревни Ошетского края и отдадим им дань памяти в этой книге. И начнём мы своё повествование с главного села края - Ошети.

21 июня 1580 г. по грамоте царя Ивана Грозного был основан Вятский Успенский Трифонов монастырь, который быстро рос и получил в своё владение деревни, луга, пашни. Царь жаловал на него богатые вклады. 15 сентября 1650 г. по царской грамоте переписчик воевода Соковнинотдал на оброк Успенскому монастырю «все раменья за рекой Кырмыжем». Получив огромные владения от Кстинино до Лудяны, монастырь приступил к их освоению. Быстро начали расти новые деревни, погосты.

Село ОшетьОколо 1690 г. монастырь приступает к освоению «ромашка по Ошети» и на пустой и порожней пустоши закладывает погост. Для освоения погоста монастырь посылает в Ошеть своих священнослужителей, среди которых был дьячок Дмитрий Игнатьевич Васнецов, родившийся в г. Хлынове в 1661 году. Из переписных книг тех лет известно, что дьячок Дмитрий Васнецов приехал в Ошеть с семьёй и имел сына Афанасия 1682 года рождения. В Ошети в 1695 г. у него родился сын Косьма, в 1700 г. -сын Иосиф и позднее - сыновья Иоан и Савватий. Были у него, видимо, и дочери, но в то время женщин не учитывали и в писцовые книги не записывали.

Первая деревянная церковь в селе Ошеть была построена в 1692 г. и освящена в честь Нерукотворного Спасова образа. В Ошетском погосте построили жильё для служителей, амбары и монастырскую съезжую избу. В 1700 г. в монастырской Ошетской вотчине было 18 дворов, в том числе несколько дворов бобылей - ремесленников. В 1721 г. в возрасте 60 лет скончался документально известный основатель рода Васнецовых - Дмитрий Игнатьевич Васнецов. Похоронили его в пределах церковной ограды за алтарём. Место отца занял сын Иосиф.
Село Ошеть входило в состав Ошетского благочиния, а 30 июня 1730 года Ошетская Спасская церковь была передана в состав Вожгальского благочиния десятильнику попу Григорию Корчёмкину.

11 марта 1735 г. дьячок Иосиф Васнецов по безоговорочному приказу Вятского епископа Лаврентия Горки привёз в Хлынов в Славяно-греко-латинскую школу своего старшего сына Андрея, будущего основателя курчумской ветви рода Васнецовых.

В 1740 г. Вятский Успенский монастырь принял решение о строительстве каменной церкви в селе Ошеть и предложил притчу Спасской церкви попу Игустиану Стефанову сыну Россихину приступить к заготовке стройматериалов: кирпича, извести, леса, железа и прочего.
В клировых книгах за 1741 г. по Спасской церкви села Ошеть значатся: дьячок Иосиф Дмитриев, сын Васнецов, 41 году, его дети: Андрей, 18 лет, обучался в славяно-латинской школе; Прокопий, 10 лет, обучался грамоте; Иван, 6 лет, не учился; дьячок Афанасий Дмитриев, сын Васнецов, 56 лет, родной брат дьячка Иосифа. О женщинах никаких сведений нет.

В 1742 г. начали строительство каменной церкви. Для этого были присланы «монастырские работники», а все чёрные работы и подвоз материалов велено было осуществлять «местным людишкам».

В 1753 г. в Михайловском приделе Спасской церкви закончили штукатурные работы. Подобрали специалистов для росписи стен и устройству иконостасов, закончили работы в главном холодном храме.

В 1756 г. в селе Ошеть служили: дьякон Иосиф Дмитриев, сын Васнецов, 56 лет; дьячок Афанасий Дмитриев, сын Васнецов, 74 лет; дьячок Иван Иосифов Васнецов, 20 лет.

2 июня 1759 г. умер Иосиф Дмитриевич Васнецов. Был похоронен в пределах церковной ограды села Ошеть. 12 июня 1759 г. прихожане дали его сыну Ивану приговор от мирских людей на занятие ему отцовского дьяконского места. Он выехал в Хлынов и прошёл курс церковных наук. 7 сентября принял присягу и исповедь, а 30 сентября его произвели из дьячка в дьяконы Спасской церкви. 8 октября 1759 г. Иван Иосифович Васнецов получил дьяконовскую грамоту и уехал домой. Женат Иван был на солдатской дочери Варваре Терентьевой Широких.

В 1759 г. в приходе села Ошеть было 303 двора. К этому времени в церкви закончили отделочные работы, и 2 июня 1760 года иерей Игустион Стефанов, сын Россохин, написал в Хлынов сообщение о готовности главного Спасского храма и Михайловского придела к освящению и выдаче антиминсов на престолы. 19 июля 1760 г. был освящен теплый Михайловский придел, а на следующий день - главный холодный храм Спасской церкви.

В 1763 г. на деревянной, отдельно стоящей колокольне, повесили колокол, отлитый Иваном Никитовичем Бакулевым в г. Слободском.
Ошетские священнослужители, заботясь о материальном благосостоянии своих прихожан, усиленно закупали семена урожайных зерновых культур, особенно ржи, и продавали своим крестьянам, рекомендовали круглый год возить на поля в кучи навоз и известь, чаще менять поля под зерновые. Всё это помогало прихожанам получать хорошие урожаи. Богатели крестьяне - богател и приход.

17 февраля 1763 г. хлыновский архиерей Варфоломей Любарский приказал взять из Спасской церкви села Ошеть от попа Игустиана Россохина хлеба: ржи 200 четвертей, то есть 1800 пудов, всё вывезти в Хлынов и перемолоть на муку для выпечки хлеба работникам на строительстве Кафедрального собора. Рожь ошетские священнослужители продали по очень хорошей цене - 50 коп. за четверть, то есть за 9 пудов. В 1765 г. в приходе села Ошеть было 362 двора. Дьяконом служил Иван Иосифов, сын Васнецов, 32 лет, у него был сын Иван, 6 лет.
8 февраля 1767 г. иерей Игустиан Россохин донёс об украшениях Спасской церкви и Алтаря стенным живописным письмом. В 1770 г. отдельно стоящая колокольня сильно обветшала, и прихожане села Ошеть решили строить каменную колокольню. В 1773 г. она была построена, и колокол со старой был повешен на новую колокольню.

В 1774 г. Иоан Васнецов просит о строительстве в придельном крыле Иконостаса. В 1776 г. в Ошетском приходе насчитывалось 559 дворов, а в 1780 г. - 625 дворов. 22 сентября 1780 г. по Указу Екатерины была образована Вятская губерния, село Ноли было поверстано в город и образован Нолинский уезд. Село Ошеть из Хлыновского уезда перешло в подчинение Нолинского уезда и Нолинского духовного правления.
С 1781 г. во всех учётных документах и во всех переписях начинают учитывать женщин, и в клировой ведомости за тот год сделана запись: дьякон Иоан Васнецов, 45 лет, у них дети: Евдокия, 14 лет, Парасковья, 4 лет, ещё Парасево, 2 лет, Василий, 7 лет, Козьма, 4 лет, Яков, 12 лет, и ещё Василий, 9 лет, обучались в семинарии, а сын Иван служил в другом приходе.

В апреле 1786 г. в Ошеть приезжал дьякон Вятского Богоявленского собора Иван Котлецов для росписи только что оштукатуренного придела. Это был талантливый художник Вятской епархии, который расписал несколько церквей.

20 мая 1786 г. в Ошеть с проверкой приезжал Нолинский протоиерей Иоан Пинегин. Содержание Спасской церкви, её служители ему не понравились, он устроил служителям резкий устный разнос и в своём предписании прописал: «Село Ошетского Спасской церкви в предельной церкви на престоле одежда голевая, покрывало камково, поля кумасевые, на жертвеннике одежда выбойчотая бумажная ветхая, покрывало кумочное, поля выбойки бумажной, поля кумочные, на ополбях одежды набойчатые бумажные ветхие, нотных книг не имеется».

Перепуганные служители ниже на том же листе писали: «Все выше прописанные недостатки и неисправности означенной Спасской церкви священнослужители и старосты церковной исправить в самой сезон 1786 г.

в скорости непременно имеем и в чём подписуемся - иерей Иоан Широких, Пётр Рязанов и Пётр Злобин, диаконы Иоан Васнецов и Илларион Стефанов, дьячок Иоан Россихин и Дорофей Широких, пономари Георгий Широких и Лука Россихин руки приложили. Церковный Староста Аникон Мильчаков крестьянин руку приложил». В приходе села Ошеть в 1786 г. было 622 двора.

В 1787 г. иерей Пётр Рязанов просит разрешение о выстилании пола чугунной плиткой в холодном храме и алтаре. В доношении Рязанов сообщает: «Деньги на чугунный пол собраны, плитки привезены».

23 февраля 1792 г. окончившегося курс семинарских наук Якова Иванова, сына Васнецова, произвели в священники к Спасской церкви села Ошеть. Яков Иванович в 1798 г. женился на приёмной дочери дьякона Хлюпина-Сретенского Нолинского уезда Григория Никонова
- Екатерине Григорьевне, 16 лет. Молодые поселились жить в доме отца
- дьякона Иоана Васнецова.

В 1794 г. кумёнский благочинный Прокопий Трапицин сообщает, что на колокольне села Ошеть при звоне в сильные морозы треснули два колокола и что в разбитых колоколах не оказалось 15 пудов меди.

В 1795 г. была проведена Всероссийская ревизия населения и составлены подробные ревизские сказки, которые повествуют, что в селе Ошеть при Спасской церкви служили, числились и проживали: иерей Яков Иван Васнецов, 23 лет, сын дьякона Иоана Иосифовича Васнецова, произведён из студентов в 1792 г., его жена Екатерина Григорьевна Порфирьева, 18 лет, приёмная дочь, и у них дочь Александра, 1 года, дьякон Иоан Иосифович Васнецов, 61 год, жена его Варвара Терентьева Широких, 61 год, взятая того же села от праздноживущего, взятого в военную службу Терентия Александрова Широких. Дети их: Василий, 21 год, в 1793 году выбыл в Пермское наместничество главных народных училищ в студенты. Косьма обучается в семинарии и числится при сей церкви дьячком с 1792 г., Евдокия, 28 лет, выдана в замужество села Карийского за дьячка Стефана Трофимова Стефанова родом из Вожгал в 1787 г., Парасковья умерла 7 лет в 1783 году, Параскева же - в 15 лет, сестра Иоана Мария Иосифовна Васнецова 1738 г. рождения была выдана в замужество в село Ситьма за дьякона Василия Иванова Питиримова и умерла в мае 1794 г., дочь Иоана Федосия Иванова Васнецова 1760 г. рождения выдана в замужество в село Кумёны за дьячка Тимофея Георгиева Мышкина, который овдовел в 1789 г.

Село ОшетьВ 1796 г. в Спасскую церковь села Ошеть пожертвована икона Спаса Нерукотворного старого письма с надписью: «Украшает сей образ старанием священников Иоана Широких и Иаково Васнецова с усердием крестьянина Парфения Широких с 1796 г.». Эта ценная икона пропала при закрытии церкви.

В 1800 г. Иоана Иосифовича уволили за штат со службы по возрасту и старости. Весь 1800 год в обоих приделах велись ремонтные работы, и после их окончания 19 февраля 1801 г. приделы были вновь освящены. В 1801 г. в приходе села Ошеть было 719 дворов.

В 1801 г. от горячки умер Яков Иванов Васнецов, оставив вдове Екатерине Григорьевне двух дочерей: Александру, 8 лет, и Елену, 5 лет. Похоронили его в пределах церковной ограды села Ошеть. После похорон сына Иоан Иосифович просит епархиальное начальство разрешить ему снова служить, мотивируя свою просьбу тем, что на его попечении остались две вдовы и две внучки. В то время служителям, закончившим свою службу по старости, никаких пособий не платили. Стариков должны были содержать дети или родственники. В просьбе Васнецову было отказано.

В 1808 г. в церковь купили новое оборудование и на престолах поменяли святые одежды. В 1808 г. с передачей дальних починков в другие
приходы в приходе села Ошеть было 684 двора, в которых жили 2685 человек мужского пола и 3121 человек женского пола.

В январе 1810г. была выдана замуж дочь умершего Якова Васнецова Александра, 17 лет, за Семёна Покрышкина, а в декабре того же года она умерла при родах. В 1812 г. умер Иван Иосифович Васнецов, 74 лет, и похоронен в пределах церковной ограды Спасской церкви. В 1813 г. закончилось строительство каменной ограды вокруг церкви, одновременно строились казённый каменный и деревянный дома. Денег на это не хватало, и служители заняли 1500 рублей у притчо села Березинского с возвратом заёмных сумм в течение двух лет. В 1826 г. в приходе села Ошеть было 720 дворов, в которых проживали 2623 человека мужского пола и 3078 человек женского пола, то есть по 8 человек на один двор.

В 1833 г. в Ошеть по собственному желанию перевели дьячка Николая Васильевича Васнецова с женой Анисьей Родионовной из села Бурма-кино. 5 августа 1836 г. учитель Нолинского духовного училища Георгий Андреев, сын Васнецов, прадед художника Юрия Алексеевича Васнецова, рукоположен в священники в село Ошеть. 25 августа он с семьёй переехал в село Ошеть. Жена его, Анастасия Яковлевна, пробыла в замужестве около 5 лет и умерла, оставив двух малолетних сыновей - Ивана и Михаила. Надгробный памятник с её могилы сохранился до сей поры и находится у скульптора Н.А. Леденцова, проживающего на даче в селе Ошеть. При очистке территории дачи он случайно обнаружил памятник в земле. Как он попал туда с кладбища - пока неизвестно. На памятнике выгравирована надпись:
«Здесь покоится прах возлюбленной супруги здешной церкви священника Георгия Васнецова Анастасии Иаковлевой, от роду она имела 24 года, в замужестве жила 5 лет. Скончалась 1841 г. апреля 21 дня. Оставила по себе двух малолетних сыновей».

В настоящее время этот памятник Анастасии Яковлевне установлен рядом с могилой её мужа Георгия Андреевича и освящён 6 декабря 2003 года во время церемонии освящения вновь отреставрированного алтаря Спасской церкви села Ошеть.

В 1847 г. Георгий Васнецов полностью разломал тёплую церковь, сооружённую его прадедом Иосифом Васнецовым, и построил новую просторную придельную тёплую церковь, правый придел которой был освящён во имя архангела Михаила. Работы в левом приделе Иоана Богослова велись до 1851 года, когда он и был освящён.

10 октября 1859 г. в село Ошеть после окончания Вятского духовного училища приехал служить Михаил Гаврилович Васнецов с женой Анной Александровной Якимовой, 20 лет.

В 1860 году сын Георгия Андреевича Михаил успешно закончил семинарию и 20 февраля 1861 года женился на дочери дьякона Вятского Спасского собора Владимира Андреевича Верещагина Людмиле, 18 лет.

22 августа 1863 г. с женой Людмилой Владимировной он приехал служить в село Ошеть. Михаил Георгиевич - дед художника Юрия Алексеевича Васнецова. 12 июля 1866 г. его по болезни (чахотка) перевели служить в село Савали, считавшееся лучшим местом для лечения этой болезни. 8 марта 1868 г. в селе Ошеть открыли двухклассное (учили две зимы) земское училище для крестьянских детей. В 1873 г. священник Георгий Андреевич Васнецов начал строить большой полукаменный дом, в котором затем разместилась школа. 29 июля 1875 г. в селе Верхосунье умер его сын Михаил Георгиевич Васнецов, и Людмила Владимировна с сыновьями Николаем, Алексеем (будущим отцом художника Юрия Алексеевича Васнецова) и Петром переезжает снова в село Ошеть в дом своего свёкра.

29 июля 1887 г. Георгий Андреевич Васнецов в возрасте 78 лет подал прошение и ушёл за штат. На его место в тот же день назначили его внука Николая Михайловича, 22 лет, закончившего семинарию, женатого на дочери умершего священника Архангельского собора Нолинского уезда Алексея Катаева Людмиле, 18 лет от роду. В те годы священнослужителям, ушедшим за штат, уже начали платить пенсии. 19 ноября 1887 г. Георгию Андреевичу тоже начислили пенсию - 130 рублей в год.

22 февраля 1888 г. из села Бутырского перевёлся в село Ошеть к деду Алексей Михайлович Васнецов. 9 июля 1889 г. умер заштатный священник Спасской церкви Георгий Андреевич Васнецов и был похоронен в пределах церковной ограды. В 1890 г. в село Ошеть после окончания духовной семинарии приехал младший сын Людмилы Владимировны Пётр Михайлович Васнецов и стал работать учителем в школе деревни Выводнянской. Все три брата жили в Ошети: Николай с семьёй - в казённом доме, Алексей и Пётр вместе с матерью Людмилой Владимировной - в доме деда.

16 сентября 1890 г. Алексей Михайлович, 23 лет от роду, женился на дочери дьякона из села Ухтым Николая Добрынина Марии, 18 лет. Свадьбу справили в Ухтыме, и сразу после свадьбы молодые уехали в село Ошеть. 26 апреля 1893 г. Алексея Михайловича перевели на службу к Вятскому Кафедральному собору, и он с семьёй уехал в город Вятку. 8 сентября 1901 г. Николая Михайловича перевели из Ошети в Вятку для работы в духовном училище в качестве эконома. В 1905 г. уехала в Вятку к сыновьям Людмила Владимировна, где умерла 17 марта 1906 г.

В 1900 г. в селе Ошеть землемер Цветков провёл сельское землеустройство и восстановил все межевые знаки. По описи 1910 г. значилось, что в селе Ошеть служили три священника, один дьякон и три псаломщика. За церковью было закреплено 33 десятины мирской земли, служители собирали 350 пудов ржи и овса. Священник имел годовой доход в 660 рублей, дьякон - 440 руб., псаломщик - 220 руб. В приходе села Ошеть было 55 селений, в которых проживали 3256 человек мужского пола и 3461 человек женского пола.

В селе Ошеть ежегодно проводились четыре ярмарки: Троицкая в Троицу, Богословская - 26 сентября, Михайловская - 8 ноября и Рождественская - 25 декабря. Ярмарки отличались многолюдьем, на них продавалось большое количество товаров, что приносило хорошие доходы.

На протяжении двух с половиной веков священнослужители Васнецовы были для Ошети не только служителями церкви, но и народными учителями. Они внесли огромный вклад в развитие села и прихода Спасской церкви, в застройку окрестных деревень, в освоение новых земель, в культуру полеводства, животноводства, быта, семейного уклада. Они дали миру художников с мировыми именами.

В 1885 году в Ошети было всего 8 дворов, в которых проживало 40 человек, в основном это были служители храма. Держали всего двух лошадей и четырёх коров. Только через полвека население здесь увеличилось. . В 1926 году в селе было 24 двора и проживало 69 человек, из них 32 мужчины и 37 женщин.

«Почти три века подряд со дня основания села служили в Ошети представители вятского рода священнослужителей Васнецовых. В здании Спасской церкви они давали имена новорождённым, венчали молодых, святили на большие праздники красный угол в каждой избе, отпевали и провожали в последний путь своих прихожан. Они учили крестьянских детей грамоте, вкладывали в строительство церкви не только свои организаторские способности, но и собственные деньги. Наиболее известными местами проживания Васнецовых стали сёла Рябово и Лопьял, связанные с именем живописца Виктора Васнецова, автора легендарного полотна «Богатыри». В этом ряду стоит и село Ошеть. Именно отсюда вышел первый прародитель всей династии Дмитрий Игнатьевич Васнецов...

Безбожники ретиво постарались. Сорок лет, занимаясь литературой и пристально изучая тип вятского человека, я с ужасом замечаю две его ярко выраженные крайности: он «беспределен» как к добру, так и злу. Угодливо и поспешно взорванные и разграбленные богатые храмы северо-запада России разве не говорят об этом. Кто нам теперь восстановит уникальный собор опального архитектора Александра Витберга в центре Вятки? Кто заново построит Спасскую церковь в селе Ошеть?» - так писал в своих воспоминаниях «Ошеть - столица рыжиков и родина Васнецовых» известный кировский писатель П. Маракулин, и он был абсолютно прав: о восстановлении Спасской церкви, конечно, мечталось, но верилось с трудом. Но возрождение села Ошеть всё-таки состоялось, как и начало возрождения ошетской церкви.

В книге во вступлении уже рассказывалось о том, как её автор Л.И. Зворыгин по сути возродил село, которое воскресло, как «птица Феникс из пепла». Став руководителем подсобного хозяйства «Кировагро-промтранс», наверное, по воле Всевышнего, Леонид Иванович за шесть лет сделал, казалось, невероятное: построил полтора километра асфальтированной дороги от Казанского тракта до Ошети и целую улицу домов коттеджного типа, чем фактически спас село от умирания. Вначале 90-х годов прошлого века здесь был построен межрайонный детский оздоровительный лагерь «Чайка», который сегодня славится на всю Кировскую область и далеко за её пределами. Выбор пал на Ошеть за великолепные окрестности, очаровательные леса, приятный чистый воздух, наличие речки и пруда, в котором разведена рыба.
Потому лагерь был единодушно и назван «Чайка». Много труда в создание лагеря вложил Лаврентий Иванович Чернышев. Немало инте-
ресного и полезного оставил за небольшой срок работы директором Анатолий Александрович Сёмкин. А ныне работающий директор Татьяна Васильевна Якурнова продолжает хорошие традиции.

За десять лет в лагере «Чайка» поправили своё здоровье около 5000 человек. В лагерь приезжают отдыхать дети из Республики Коми, которые в своих отзывах и письмах благодарят коллектив лагеря за радушный приём, чуткое и заботливое отношение.

А начало возрождения Спасской церкви села Ошеть связано вот с каким событием. Несколько лет назад в одной из кировских газет появилось объявление о том, что в деревне Спасская (через лог от Ошети) продаётся дом под дачу. По объявлению кировский житель Александр Иванович Завражных приехал в Ошеть, чтобы узнать все подробности, и первым человеком, который ему встретился на пути, оказался Леонид Иванович Зворыгин. Он рассказал кировскому гостю о месте нахождения его будущей дачи, они разговорились. В ходе беседы выяснилось, что в Ошеть приехал директор кировского предприятия «Телесервис». Разговор происходил недалеко от разрушающейся церкви. Александр Иванович спросил: - Как вы смотрите на восстановление храма? - Положительно, - ответил он. - Ну вот и беритесь за дело, а я помогу, - сказал Завражных.

Так с весны 2002 года началась работа. Прежде всего очистили церковь от завала мусора, камней, застывших глыб цемента и удобрений. Хорошо потрудились здесь пенсионеры Виктор Петрович Никулин и Владимир Эдуардович Роот. К концу 2003 года полностью восстановили алтарь и частично отреставрировали помещение летнего храма Спасской церкви. Существенную помощь в этом деле оказали жители села Ошеть, председатель местного колхоза «Искра» Алевтина Павловна Копылова, директор лагеря «Чайка» Татьяна Васильевна Якурнова.
6 декабря 2003 года в истории Ошети произошло знаменательное и памятное

событие, на которое съехались бывшие жители Ошетского края из Сунского, Кумёнского районов, города Кирова, а также известные люди вятской земли. Приехали краевед Олег Николаевич Виноградов, председатель вятского Шаляпинского общества Борис Васильевич Садырин, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Марина Валентиновна Дохматская. А событие это состояло в освящении части отремонтированного храма и памятного креста, установленного на могилах, погребённых за алтарём Спасской церкви священнослужителей Васнецовых.

М.В. Дохматская вместе с кинооператором В. Князевым сняли весь процесс на видеоплёнку, фильм был показан 23 декабря 2003 года по кировскому телевидению.

Село ОшетьВот что писала по этому поводу газета «Кумёнские вести»: «К 10 часам утра в помещении Ошетской Спасской церкви тесновато от приехавших людей. Началась церковная служба, которую вели настоятель Вознесенской церкви посёлка Суна отец Николай, священник из Нолинска отец Иоанн и настоятель Спасской церкви посёлка Кумёны отец Андрей. Состоялась первая настоящая служба после стольких лет забвения. Всех присутствующих окропили святой водой, слепило глаза от вспышек фотоаппаратов, работали видеокамеры, увековечивая память о событии. После службы людская процессия двинулась на улицу к месту захоронения священников Васнецовых, где состоялось освящение креста и каменного надгробия, поставленного на могиле жены священника Г. А. Васнецова, умершей в возрасте 24 лет и оставившей мужу двух малолетних детей».

В 2003 году была проведена первая служба по отпеванию усопшего. Постепенно меняется сознание местных жителей: в храм несут иконы, дорожки, помощь оказывают молодые верующие люди Иван Тимофеевич Масальцев, Елена Николаевна Шавейникова и другие истинные патриоты Ошетского края. Сегодня прорабатывается вопрос о продолжении реставрационных работ с привлечением бюджетных и внебюджетных источников, спонсорской и меценатской помощи неравнодушных людей. И в этом важном деле главную роль должно сыграть новое руководство Сунского района.

Сегодня можно почти с уверенностью сказать, что наш знаменитый земляк Ф.И. Шаляпин был в селе Ошеть 12 июня 1901 года и заходил помолиться в Спасскую церковь. Это предположение строится на целом ряде фактов. Например, известный кировский краевед, председатель Вятского Шаляпинского общества Борис Васильевич Садырин так рассказывает об этом в своей книге «Вятский Шаляпин»: «В начале июня 1901 года Ф.И. Шаляпин, получив тревожное письмо от отца, срочно выезжает к нему в село Вожгалы. Иван Яковлевич написал сыну, что чувствует себя очень плохо, хотел бы перед смертью повидаться с ним. Как рассказывает Ф.И. Шаляпин в книге «Страницы из моей жизни», он в тот же час собрался и поехал к нему пароходом до Казани..., а затем до Медведок и сто вёрст на лошадях.

Фёдор Иванович Шаляпин писал, что когда он нашёл лошадей, какой-то земляк с досады, что не его он нанял, сказал характерным вятским говорком: «Лико, он те дорогой те укоконит!» - Другие ямщики запротестовали: «Чо вруны врёшь? Лико - сам от не укокошил бы, эвона какой могущий! Разок даст в толы-те - дак семеро дома подохнут». По грустным полям, мимо жиденького хвойного леса приехал он в Сырцево.

Существуют две версии о том, каким путём ехал Шаляпин от Медведок до родины отца. Первая: Медведок - Боровляна - Сомовщина - Нолинск - Перевоз - Кырчаны - Гребёнки - Суна - Осиновица - Камешница -Дворища - Киселиха. Далее почтовый тракт проходил по деревням Рябовская, Пивоваровская, Глухие, Буторята, Стрелки, Моряны, Корепановская, Спасская (возможно). Между этими деревнями, по данной версии, извозчик, скорее всего, повернул направо и повёз Шаляпина по направлению к починку Большой Перелаз, а там, через поле, - и Сырцево.

Вторая версия - наиболее правдоподобная. О ней сообщает краевед В.И. Изместьев в статье «Ф.И. Шаляпин проездом в Суне». Вениамин Иванович рассказывает, что врач И.С. Синкин изучал жизнь и творчество Шаляпина, бывал на родине его родителей в деревнях Сырчёнки и Дудинцы. Он лично был знаком с Ириной Фёдоровной Шаляпиной, дочерью великого певца. Иван Семёнович, записывая воспоминания двоюродных племянников Ф.И. Шаляпина Степана, Анастасии и Анны, установил, что 1901 году Фёдор Иванович в деревню своего отца ехал через Суну и Ошеть. Предположение это основывается ещё и на том, что Шаляпин хорошо знал великого художника В.М. Васнецова и работал вместе с ним, поэтому не мог он проехать мимо Ошети, где на церковном кладбище покоились предки художников Васнецовых, а в Спасской церкви служили их родственники. Ошетские прихожане в своих воспоминаниях, которые передавались в те поры в устной форме, рассказывали, как Ф.И. Шаляпин молился в Ошетской церкви, а затем уехал на родину отца прямо через Большой Перелаз до деревни Сырчёнки. Вот такая получается история.

Село Ошеть явило миру немало замечательных и талантливых людей.

Одним из них является заместитель прокурора Кировской области АлександрНиколаевич Шихов, закончивший Ошетскую семилетнюю школу. Вот как вспоминают о нём его современники. Классный руководитель Лидия Ефимовна Колотова говорит: «Это был очень старательный, прилежный мальчик». А одноклассница Людмила Григорьевна Протасова добавляет, что он был общительным, скромным и хорошо учился. Ещё в юности Александр твёрдо решил, что станет юристом. На такую стезю были настроены и его родители Николай Иванович и Валентина Николаевна. Сын надежды родителей оправдал: с отличием закончил Свердловский юридический институт. Работал
следователем прокуратуры Оричевского района, старшим следователем прокуратуры учреждения К-231 «Вятлаг». Проходил военную службу авиамехаником на юге Казахстана.

Александр Николаевич стал высококлассным юристом. Именно ему приходится организовывать расследования самых сложных и запутанных дел. Все они, как правило, доводятся до логического завершения благодаря его профессионализму и добропорядочности. За добросовестный труд Александр Николаевич награждён знаком «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации».
Дети его пошли по стопам отца. Дочь Елена работает помощником прокурора Октябрьского района города Кирова, сын Андрей заканчивает юридический факультет Кировского государственного гуманитарного университета и одновременно работает следователем в прокуратуре Ленинского района города Кирова.

Истоки таланта, целеустремлённость, трудолюбие перешли к Александру Николаевичу от родителей. Исключительно уважаемым человеком был в Ошетском крае его отец Николай Иванович. В школе, где он работал учителем, его ценили за трудолюбие. А труженики колхоза «Динамо», где он работал председателем, до сих пор вспоминают его порядочность. Дед, Николай Федотович Мартемьянов, был инициатором создания первой в Сунском районе коммуны «Новая жизнь».

Несмотря на занятость в областной прокуратуре, Александр Николаевич Шихов ежегодно приезжает в родные места, встречается с учителями и одноклассниками, потому что прекрасно понимает, что малая родина - его Ошеть - у него только одна и в ней начало всех начал.
В своей книге П. Маракулин писал: "Все вятские места рода Васнецовых как бы географически объединены изысканной былинной красотой холмистых наших увалов. Это привлекает сюда не только заядлых грибников, но и живописцев. При виде этой истинно русской картины не хочется говорить прозой:

Увидев раз, до смерти не забыть
Места, где на увалах дремлют совы,
Где начинали братья Васнецовы
И рисовать, и Родины любить!


Село ОшетьНедаром именно окрестности села Ошеть стали магнитом для многих местных и столичных художников. Здесь работали и работают скульпторы Николай и Людмила Леденцовы, живописцы Дмитрий Сенников, Виктор Феофилактов, Андрей Широков, Анатолий Черезов, Геннадий Сафронов".

Поистине «где родился, там и пригодился» лучший в Сунском районе фермер Александр Леденцов. Он вернулся из города Сургута на родину отца и выбрал место для фермы в пустующей деревне Баталы, что находится через лог от села Ошеть. Когда-то он учился здесь в местной школе. В Сургуте Александр работал бригадиром крановщиков.

Ни баснословные рыбные богатства притоков Оби, ни богатые дичью леса Сибири, ни высокие заработки не прельстили коренного вятчанина. Заработав пенсию по выслуге лет, Александр в возрасте 40 лет вернулся домой и вскоре стал первым фермером Сунского района и даже ездил на съезд фермеров в Москву.

Поначалу ему вместе с женой Галиной приходилось вертеться как белка в колесе: обустраивать пасеку, свиноферму, кирпичный двухэтажный дом и пруд, в котором сегодня можно ловить рыбу чуть ли не из окна. Супруги разбили плантацию лекарственных трав, капустное поле, построили теплицы под огурцы и помидоры. Жена Галина успевает выращивать поросят, доить коров, является отличной огородницей и обладает неиссякаемым юмором. Николай, младший брат Александра, - скульптор. Сейчас он работает над новым проектом памятника священнослужителям Васнецовым, который будет установлен на въезде в село Ошеть с Казанского тракта, ибо все надгробия за разрушенной в 30-е годы церковной оградой на могилах священнослужителей Васнецовых давно растащили мародёры-безбожники и превратили их в фундаменты домов, подставки под ворота, а где-то и просто засыпали землёй. Крылатый ангел с крестом в руке на постаменте станет охранять священников Васнецовых, фамилии которых будут выбиты на нём рукой мастера резца.

Немало верных сынов Ошетского края ушли защищать Родину и не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны. Погибли, защищая Отечество, жители села Ошеть Александр Иванович Мильчаков, Николай Павлович Русских, Анатолий Ефимович Гущин, Степан Кузьмич Горохов, Михаил Васильевич Ветошкин, Михаил Иванович Марков. Всем погибшим воинам Ошетского края на центральной площади села Ошеть в 1965 году был поставлен памятник, который сегодня бережно сохраняется и ремонтируется на деньги местной администрации.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство