крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

О возникновении маршрута Вятско-Пермского тракта на Вятской земле

Задумывались ли люди Вятской земли о том, почему маршрут старого Вятско-Пермского тракта был выбран таким, каким он нам известен по данным, публиковавшимся в печати во второй половине XIX века? Почему этот тракт в Сибирь с Вятской земли шёл на Пермь из города Слободского, а не Вятки (Хлынова)? Можно задать вопрос и обратного направления. Почему дорога из Сибири вела людей в Вятскую землю по Вятско-Пермскому тракту так, что первым вятским городом на их пути был город Слободской?

«С конца XVI в. дорога из Москвы в Сибирь шла через Вологду, Великий Устюг, Кайгород и Верхотурье на Тавду. Но в начале XVII в.стала больше использоваться другая дорога, шедшая из Москвы на Муром, Нижний Новгород, Козмодемьянск, Царёвосанчурск, Яранск, Котельнич, Орлов, Хлынов, Слободской, Кай и Верхотурье. В первой четверти XVIII в. была проложена ещё одна дорога через Казань на Кунгур. В 1754г. по этой дороге по царскому Указу было открыто движение почтового перевоза и частных писем. По ней же отправляли в Сибирь и арестантов.

Но перевоз торговых грузов по этой дороге был запрещен. Они должны были, как и прежде перевозиться через Хлынов, Кай и Верхотурье. В 1782 году дороги, имевшие важное государственное значение, по указу Екатерины II переустраивались, в том числе и «выпрямленная дорога от Вятки к устью Вычегды и в Сибирь». Эта дорога получили наименование Глазовский тракт или Вятско-Пермский».

Из материалов Кировского областного краеведческого музея. К. Ощепков, Э. Касимова «Сибирский тракт сквозь века»

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сначала познакомиться с рассматриваемым маршрутом с помощью ниже представленной информации.

Вятские губернские ведомости 1869 года в № 4 сообщали следующее.

Этапный маршрут следования пересыльных арестантов и нижних чинов от г. Вятки через г. Слободской, г.Глазов, этапный пункт Дебесы до г.Перьми и обратно(без указания дней следования и днёвки. В сокращении автора).
г. Вятка.
1. Волковская - 14 вёрст (расстояния в вёрстах между пунктами отдыха)
2. г. Слободской - 17
З. Омсино - 20
4. Павловский з-д (Роговое) - 19
5. Сезенёво - 24
6. Лебедянское - 27
7.Николаевское - 21
8. Усть-Лекма - 24
9. Мосеево - 19
10. Глазов - 25
11. Балезино - 26
12. Банинский - 24
13. Полом - 20
14. Эт. Дебесы - 24
15.Чепца -17,5
16. Кленовка -17
17. Большие сосны -20
18. Дубровское - 26
19. г..Оханск - 26
20.Полуденная -17
21.Кулетаево- 27
22.Пермь - 23

О возникновении маршрута Вятско-Пермского тракта на Вятской земле

Схема маршрута Сибирского тракта от г. Вятки до станционного пункта Сезенёво
(выполнена автором по топографической карте «Кировская область». Масштаб 1 : 200 000)
Пунктирной линией отмечен тот предполагаемый маршрут, который мог использоваться в том случае, если бы центр
Вятской (Кукратской) земли в ранний исторический период располагался на месте Хлынова.


Представленный выше перечень станций этапного маршрута даёт мало информации в отношении его характеристики и общего представления.
Но если читатель к этому списку приложит достаточно подробную географическую карту, то ему будет ясно виден этот маршрут. Сибирский Вятско-Пермский тракт с Вятской земли от этапной станции Сезенёво идёт вдоль берегов реки Чепцы до её верховий - этапной станции Дебесы, а затем по короткому маршруту до города Оханска, расположенного на правом берегу реки Камы. Расстояние между Вяткой и Пермью по этому пути составляло 308 верст.

Внимательный читатель так же сможет увидеть в бассейне между верховьем реки Чепцы и рекой Камой приток Камы Очёр, исток которого находится вблизи истока Чепцы.

Такие обстоятельства позволяют сделать вывод, что этот маршрут вдоль течения реки Чепцы изначально, ещё в эпоху булгарского могущества, был водным и проходил в древние годы через волок на реку Очёр. Далее, от устья Очёра путь шел в верховья Камы, в Великую Пермию, Югорию и другие Северные и Восточные земли.

О том, что здесь по реке Чепце проходили древние водно-транспортные торговые пути, говорит тот факт, что именно в этих местах, в верховьях реки Чепцы были найдены пять кладов куфических монет.
/Хан Н.А. Роль Вятско-Камского ареала в трансевропейской торговле(У1-Х1вв.)//Материалы
научной конференции. Екатеринбург. 1998г./



После присоединения территории Приуралья к великому Московскому княжеству этими водными путями с волоками постепенно перестали пользоваться, но часть сухопутных путей вдоль рек сохранилась, а другие дороги были заменены на более удобные. В данном случае мы видим, что сухопутная дорога вдоль берега реки Очёры не использовалась. Путь на Каму проходил по маршруту через станционные пункты: Кленовка, Большое Сосново, Дубровское и Оханск. Этот отрезок Сибирского тракта по течению реки Чепцы мы рассмотрели. Остаётся рассмотреть ближнюю часть этого тракта, от села Сезенёво до города Слободского.

Рассматривая маршрут этого участка пути, невольно возникает вопрос:
- Почему дорога, идущая с Урала и Сибири поворачивает с реки Чепцы в сторону города Слободского, а не города Вятки? На этом отрезке пути мы видим отнюдь не «выпрямленную дорогу» до Вятки!

Было бы гораздо удобней и быстрее пройти путь до города Вятки, если бы весь маршрут этапа проходил вдоль берега реки Чепцы до её устья, и далее по левому берегу реки Вятки. В этом случае не потребовалось бы два раза переправляться через реку Вятку.
Ответ напрашивается следующий.

Причиной поворота тракта от реки Чепцы в сторону города Слободского, возможно, является тот факт, что дорогой этой начали пользоваться в те исторические времена Вятского края, когда административный и хозяйственный центр Вятской(Нукратской) земли располагался на месте г.Слободского (Колына, Нукрата).

Иначе бы этот маршрут был проложен по короткому и удобному пути - по левому берегу реки Чепцы и реки Вятки напрямую к городу Вятке.
Кроме того, в существовавшем маршруте есть ещё одно характерное обстоятельство, подкрепляющее взгляд автора на этот вопрос.
Сибирский тракт на подходе к городу Слободскому проходил на расстоянии 2 км от Кала-тау, того места, где располагалась древняя Каринская крепость-городок (в середине XVI века, в царской грамоте 1542 года город Карино ещё упоминался в документах).
Случайно ли это булгарское поселение в данном месте появилось среди удмуртских деревень?

Наверное, неслучайно! Данное булгарское поселение Карино, в древности как город- крепость, об этом можно с большой долей уверенности говорить, выполняло функции заставы, где несли службу булгары по контролю и пропуску товаров и людей в Нукратскую провинцию Булгарии, а позднее Казанского ханства*

С учётом такого объяснения возникновения Вятско-Пермского тракта возникает другой вопрос, почему же в таком случае этой дорогой русские не воспользовались ранее?

Такую ситуацию можно объяснить тем, что той дорогой в древние годы пользовались только булгары здесь проживавшие, но военные действия, затянувшиеся на многие годы, способствовали забвению этого транспортного пути.

Последующие мирные годы жизнедеятельности удмуртов вдоль реки Чепцы и связи между их населёнными пунктами послужили возрождению активного движения по этому участку Сибирской дороги.

Приведённые факты, связанные с географическим положением Сибирского тракта Вятского направления, на взгляд автора, служат также достаточно убедительным подтверждением того, что город Слободской в ранний период своей русской истории (1478-1505) являлся центральным городом Вятской земли, точно так же, как и в период булгарского владения, под наименованием Колын (Нукрат), он был центральным городом Нукратской Провинции С 1150 года.
/Серкин С.Тайны земли Вятской. Киров. 2008,с.П7/



Примечание:
Такое расположение крепости-города на месте горы Кала- may у села Карино можно сравнить и провести некоторую аналогию с Каринской заставой, находившейся в трёх верстах на Московской дороге к югу от Александровой слободы.
/ Г. Штаден. Записки о Московии. М. 2008,с. 109/.


Кроме Каринской заставы под Москвой, можно ещё привести пример одноимённого поселения, существовавшего в Нижегородском княжестве в ХГУвеке, называемом так же село Карийское, принадлежавшее Печерскому монастырю
/Н.Храмцовский. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 185 7/.


Вполне возможно, что наименования всех выше названых селений имеют общие основания для возникновения своих топонимов в древности по причин жизнедеятельности в этих местах ограниченного тюркского военного контингента.



Рассматривая вопрос исторически сложившегося географического положения города Слободского и его местонахождения на водно-транспортных и сухопутных путях, можно сделать вывод, что все эти факторы как раз и сыграли серьезную роль в его экономическом развитии, как развитого промышленного центра Вятского края.

«Памятная книжка Вятской губернии на 1902г.» /Вятка. 1901,с. 157/ сообщала:
«Между тем, Слободской по своей фабричной и заводской деятельности стоит значительно выше Вятки и давно уже служит сосредоточием самой крупной в губернии и наиболее значительной по оборотам кожевенной и скорняжной промышленности».

Кроме того, нельзя не принять во внимание и тот факт, что территория Слободского уезда по величине занимаемой площади значительно превышала все остальные уезды ВЯТСКОЙ губернии
/ Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1860 год/.


Что это, случайность, или какая-то закономерность?

Вполне возможно, что главной причиной определяющего развития города, как раз и мог послужить в первую очередь тот факт, что именно этот город стоял первым на длинном торговом пути сибирских купцов-перекупщиков, доставлявших меха и кожи на продажу в Европейскую часть Московии. Деловые предприимчивые люди Вятской земли того исторического периода не упустили таких обстоятельств. Неслучайно именно здесь впоследствии выросло самое крупное в мире производство по переработке шкурок белки - меховая фабрика «Белка».
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство