крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Женский Христорождественский монастырь

г. Слободской, квартал улиц Вятская, Гоголя, Ленина, Большевиков

Женский Христорождественский монастырьФормальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Несколько раз издавался альбом чертежей церквей и храмов русско-византийского стиля, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания.

Считается, что эта архитектура выражала возникшее в 20-х годах XIX века новое идеологическое течение - так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей самобытности и наследницей Византии, поддерживая теорию «официальной народности» в противовес классицизму.


Наряду с эклектическим стилизаторством и в ответ на него с 1870-х годов возникают новые идеологические предпосылки обращения к русскому наследию, его изучению, интерпретации и стилизации. Художественные идеи нового стиля во многом определялись идеями народничества, движения, охватившего широкие слои разночинной интеллигенции, особенно молодежи.


Женский Христорождественский монастырьВ это время и во многих городах появляются жилые дома, похожие на палаты, павильоны России на всемирных выставках напоминают русские терема XVI-XVII веков, многие из которых перестраиваются в древнерусском стиле.

В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал даже целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле.

Ансамбль этот - женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX - началу XX века.

Женский Христорождественский монастырьВот как описывался этот монастырь в 1905 году:
«Если ехать из Вятки в Слободской, на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается эта обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесенная кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена - все окрашено в бледно-розовый цвет, что придаст всему такой уютный, веселый вид».

А основан монастырь был в начале XVII века на тогдашней городской окраине и назывался Спасским в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, имя которого носил главный престол первого монастырского храма. Вокруг этого и начиналась застройка монастыря. Временем основания его считается первая четверть XVII века. До этого монашествующие, по описаниям, жили в кельях при приходских церквах. Все горожане, «желая собрать их, живущих разрозненно, и доставить на удобства к собору" склонились к постройке в своем городе монастыря. Но просуществовал он недолго, был затем переведен в уфимский Христорождественский, но затем вернулся по причинам закрытия уфимского монастыря и из-за боязни разорения монастырского имущества отрядами Пугачева. Но, не имея достаточно места, окруженный со всех сторон городской застройкой, монастырь долго еще был очень маленьким и почти не застраивался.

Женский Христорождественский монастырь
Но с тридцатых годов позапрошлого столетия он начинает приобретать силы, расширять свои владения через покупку смежных с ним домовладений. Шаг за шагом обитель расширяла свои пределы, принимая форму квадрата, застраиваясь корпусами. К наиболее древним относится маленький домик за оградой.

Ансамбль монастыря сложился к началу XX века и в отличие от монастырей XVI - XVII веков женский Христорождественский монастырь связан не столько с природной ситуацией, а сколько с городской структурой регулярного характера. Территория монастыря окружена оградой, последний раз она перестраивалась в 1893 году, когда потеряла уже свое назначение оборонного сооружения, как это было еще в XVII веке. Ограда и башни решены в псевдорусском стиле. Ярусы кокошников поднимаются по шатру к маленькой главке. Ограда имеет декор, характерный для деревянной церковной архитектуры русского севера. Каждая из сторон ограды имела ворота. Торжественными, парадными считались восточные - святые ворота.

С трех сторон расположены хоры: женский монастырь славился пением, чрезвычайно стройным и выразительным. Городские жители и гости города обязательно ходили слушать пение сестер, по воспоминаниям, доставлявшее большое эстетическое наслаждение. Вообще, духовные обители с глубокой древности были неотъемлемой частью русских городов. Монастыри умело вписывались в структуру городской застройки или органична включались в природную среду, поражая умением наших предков выбрать место «зело красным» и сделать суровое и аскетичное по назначению сооружение светлым и радостным.

В северо-восточном углу монастырской ограды во второй половине XIX века были выстроена маленькая часовенка, одновременно служившая местом продажи различной утвари: образков, книжечек, тканых поясков.

Вся эта продукция производилась непосредственно в монастыре. Ведь насельницы его выполняли самую различную работу, или «послушание», говоря монастырским языком. Мона¬хини столярничали и занимались живописью, вышивали и фотографировали.

Монастырь имел свой небольшой свечной завод, свое подсобное хозяйство. Монахини существовали в основном на средства от продажи своей продукции - сшитого здесь же церковного облачения. Большую часть монастырского дохода приносила живописная мастерские - самая замечательная из всех других. Насельницами Слободского монастыря были расписаны иконостасы многих сибирских церквей, они выезжали расписывать и малые церкви Вятской губернии.

Женский Христорождественский монастырьЗамечательным сооружением в монастыре была и школа. Она имела свой двор с дворовыми постройками с Шестаковской улицы и вход в корпус - с Вятской.

В школе обучались 150 девочек разных сословий, преимущественно крестьянских детей. Собственно в здании помещались две школы: второклассная церковно-пркходская, и одноклассная - так называемая образцовая школа грамоты. При школе находилось общежитие для учениц и квартиры для трех учительниц.

Замечательно и само здание школы. Оно было выстроено в начале нашего века и напоминает по архитектуре русские палаты и терема XVI - XVII веков. В тех же традициях за монастырской оградой появились новая трапезная и новый корпус настоятельницы.

Женский Христорождественский монастырьВсего, включая больницу, прачечную, баню и маленькую тепличку, монастырь имел 15 корпусов.

Вся внутренняя планировка монастыря по древней традиции представляла трехплановую пространственную композицию. Первый план составляли монастырские храмы.

Заходя в обитель, посетитель в первую очередь видел их. К храмам вела и главная монастырская дорога. На втором плане видны были жилые корпуса, а на третьем – хозяйственные постройки. Территория монастыря была благоустроена и ухожена, деревянные тротуары вели к корпусам, здания окружали деревья так называемых старого и нового садов. К 1905 году старому саду было уже четверть века. Липы и тополя образовывали длинные зеленые сады, где можно было укрыться и отдохнуть в жаркий день.

Многие древние русские традиции сохранило монастырское строительство до начала века, и женский Христорождественский монастырь - свидетель тому. Несмотря на его стилизованные черты, в жесткой структуре регулярно очерченных кварталов внутренний организации, был подчинен истинно русским, веками выверенным законам композиции.

Преемственность являлась вообще характерной чертой русского градостроительства, всей русской архитектуры, и выражалась она как в использовании элементов и деталей древних сооружений, так и в решении градостроительных задач.

• Слободской. Архитектурные истории города 1505-2005 гг.

Женский Христорождественский монастырь
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство