крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Город Кирс. (Кирсинский завод).

Верхнекамский район, город Кирс.

Город Кирс. (Кирсинский завод).Районный центр Кировской области, город районного значения. Находится на крайнем юго-западном участке территории района в 210 км от областного центра. В 1963 году был утвержден административным центром Кайского, а позднее Верхнекамского района. Статус города рабочий поселок Кире получил 30 ноября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. По последним статистическим сведениям, относящимся к 2007 году, население города составило 11,3 тыс. жителей.

Поселение при заведенном металлургическом производстве возникло одновременно с началом работ по сооружению плотины и завода в 1729 году. Стадия хаотичной застройки, сопутствующая начальному строительному этапу, в процессе которого возводятся первые промышленные объекты и формируется примитивная среда обитания в виде общих казарм, бараков и временных административных построек, следует полагать, существовала недолго. Регулярная планировка жилой территории завода, составляющей в настоящее время центральную часть города, в основе своей сохранившаяся до сих пор, получила четкую прямоугольную разбивку кварталов, одна из сторон которых была ориентирована параллельно руслу сбросного канала, другая - перпендикулярно плотине Большого пруда. Последнее десятилетие XVIII века было отмечено началом заводского культового строительства. Деревянный храм Покрова Богородицы, поставленный в 1797 году на берегу Большого пруда по инициативе владельца завода купца И. Я. Курочкина, значительно обогатил силуэт поселения.

В начале 1770-х годов к Кирейнскому заводу было приписано 24 государственных черносошных крестьянина и столько же привозных крепостных. Эти призаводские жители были обучены горновой работе и «главнейшие отправляли должности». Прочие подготовительные, подсобные и сезонные работы исполняли вольнонаемные трудники на условиях добровольной платы и рабочие из крестьян, проживавших в окрестных селах и деревнях. Были приисканы крупные залежи железной руды, добываемой на 81-м руднике Красноглинской волости, которые находились в верховьях реки Вятки и были удалены от завода на расстоянии от 5 до 70 верст.

К 1870 году на территории Кирсинского завода числилось 414 дворов, в которых проживали более 2300 жителей. Одним из примеров упорядочения жилой застройки заводских кварталов и формы исходно-разрешительной документации для частных застройщиков служит находящийся в экспозиции местного исторического музея проект постройки деревянного с лавками дома для крестьянина Слободского уезда Криухинской волости Н. П. Широнина. Проект дома, который был выполнен заводским чертежником С. Зыриным и согласован исполняющим должность управляющего, включает фасад, план жилого этажа и продольный разрез с подробной экспликацией состава помещений. Как градостроительный документ, он содержит фрагмент генплана завода с показом места, отведенного под усадьбу Н. П. Широнина и план самой усадьбы, на котором показаны дом, приусадебные постройки - баня и службы, двор и огород. Отмежеванный земельный участок площадью 450 кв. саж. прямоугольного очертания (15 на 30 саж), занимающий 1/8 угловую часть квартала №6, расположен между улицами Стрелковской и Пятницкой. Сам квартал правильной квадратной формы 55 на 55 саж. имеет регулярный характер привязки зданий; жилая застройка выходит на красную линию торцевыми или главными фасадами, усадебные постройки, отделяющие дворовую территорию от огородов, проложены пунктиром на одинаковом расстоянии от внешних границ участков.

Город Кирс. (Кирсинский завод).Проект деревянного двухэтажного жилого дома Н. П. Широнина можно рассматривать как типовую застройку Кирсинского завода, предназначенную для сословия крестьян-торговцев. Рубленый в обло дом-шестистенок под высокой вальмовой крышей имеет навес на четырех столбиках со стороны уличного фасада над входами в лавки. Прямоугольный сруб 3 на 9 саж. в осях наружных стен установлен на бревенчатых стульях, вкопанных под углами, перерубами и в простенках. Лестничные всходы в дом и пристройка с крыльцом, чуланами и ретирадами расположены с противоположной стороны. Оконные проемы, обрамленные простыми наличниками с выделенным сандриком, равномерно распределены по фасадам. Показана глухая заплотная ограда и ворота с калиткой, оформленные крупными филенками. Планировка верхнего этажа включает два жилых помещения с кухней посередине. Жилые ячейки, оборудованные русскими печами, поделены перегородками на функциональные зоны - «прихожа», «залы» и «гостины». Большое центральное помещение для кухни предполагало, по-видимому, и место для совместной семейной трапезы. В правой части выгорожен угол под «кабинетъ» для хозяина. Обращает на себя внимание графическая культура оформления документа: изображения хорошо скомпонованы на листе совместно с текстом, выполнены с отмывкой, с показом теней, с масштабными линейками применительно к каждому виду чертежа.

По статистическим сведениям из клировых ведомостей за 1872 год численность населения Кирсинского завода уменьшилась до 2050 человек, а еще через год сократилась до 1778. Заметный прирост наблюдался через три года. По сообщениям 1876 года поселок при Кирсин-ском заводе состоял из 330 дворов, в которых проживал 3171 житель. На территории завода постоянно находилсь управитель Кирсинским и Песковским заводами, мировой судья, мировой посредник и становой пристав. Земское собрание еще в 1870 году разрешило устройство ярмарок на территории завода, однако в течение последующих 15 лет здесь не проводилось никакой выездной торговли, и жители были вынуждены покупать все необходимое по хозяйству у местных торговцев. С 1885 года на церковной площади завода установился регулярный рыночный торг, позволивший до некоторой степени облегчить экономическое положение местного населения. Съезды торговцев собирались здесь три раза в год: на 9-ю неделю после Пасхи, 1 октября и 24 ноября. Торгово-рыночные отношения зависели от платежеспособности покупателей, которая определялась средним заработком рабочих. В начале 1890-х годов токари, слесаря, кузнецы, литейщики и столяры среднего квалификационного звена получали 35-50 коп. в день; квалифицированные рабочие имели оплату по сорту выпускаемого железа: мастера - от 60 коп. всмену, подмастерья 40-80 коп., подсобные работники 30-60 коп., кочегары 20-25 коп.


Город Кирс. (Кирсинский завод).


Город Кирс. (Кирсинский завод).К началу второго десятилетия XX века численность населения завода и прилегающих деревень составила более 5500 тысяч человек. В то время в поселке имелись три школы: церковно-приходская и две земские для мальчиков и девочек, открытые соответственно в 1860-м и 1870 годах, а так же двухклассное министерское училище. Число учащихся на 1800 жителей составляло более 200 человек. В Кирсинском заводе на средства заводоуправления содержалась бесплатная больница на 15 мест, персонал которой состоял из фельдшера, акушерки и аптекарского ученика. Позднее, с приходом врача медицинское обслуживание населения улучшилось, больница увеличилась до 28 коек, появилось отдельное здание для аптеки и земский фельдшерский пункт. На улицах завода, на фоне массовой одноэтажной застройки было всего около десятка двухэтажных деревянных зданий. Имелись три кооперативных магазина, библиотека, почта и лесничество. Административное управление осуществляла волостная управа. В 1917 году Кирсинский завод насчитывал 750 деревянных домов и 3600 жителей, из которых около тысячи трудились на предприятии. Сложности первого десятилетия после Октябрьской революции и Гражданской войны отрицательно сказались на демографическом росте поселка: численность населения к 1926 году увеличилась всего на 300 человек. Эффективность освоения Верхнекамского фосфоритного месторождения и производительность Кирсинского завода, приобретавшего все большее народнохозяйственное и оборонное значение, требовали включения северо-восточного промышленного района губернии в единую сеть железнодорожного сообщения страны. 7 ноября 1931 года в Кирсинский завод прибыл первый пассажирский поезд. По статистическим сведениям на 1 января 1938 года численность населения поселка Кире составляла 6486 человек, из которых 1974 являлись рабочими и служащими завода. Кроме этого главного градообразующего предприятия, на территории поселка находились промыслово-кооперативные артели, совхоз сельскохозяйственного треста при Кировском облисполкоме, хлебозавод, а так же станционные службы ветки Яр-Фосфоритная Горьковской железной дороги.

Исторически сложившаяся планировка города, в силу особенностей ее формирования и наличия ландшафтных факторов, оказалась разбитой на несколько районов, получивших в обиходе свои названия и обоснованные территориальные границы. Самый крупный центральный район - «Центр», где находятся две главные пересекающиеся улицы - Кирова (б. Стрелецкая-Стрельцовская-Стрелковская) и Ленина (б. Пятницкая). Основная Стрелецкая улица вела из центра на берег реки Вятки, к Нижнетроицкой пристани («гавани»), где находились хлебные амбары и склады заводской продукции. На Пятницкой улице стояли основные здания: контора завода и дом управителя, школа, торговые лавки и магазины, два питейных заведения. Здесь находились дома заводских мастеров и караванного, лесничего, фельдшера, церковного причта, пристава и торговцев. В 1918 году она была переименована в Советскую, а в 1970-м, в год 100-летнего юбилея В. И. Ленина - названа его именем. К центральному району относится и промышленная зона Кирсинского завода, отделенного от жилой застройки руслом сбросного канала.

Северо-западный микрорайон городской территории - «Верхний конец», как следует полагать, сформировался позднее других. Его застройка стала распространяться в северном направлении от тракта, который вел на запад в направлении села Екатерининского, к переправе через реку Вятку и далее на Слободской и губернский город. Современная застройка этой части города не выделяется капитальностью строительства и этажностью. В основном здесь находятся одноэтажные дома усадебного типа, участки которых плавно охватывают северное побережье Большого пруда.


Город Кирс. (Кирсинский завод).


«Уральская часть» («Урал») - один из восточных участков исторической застройки, получивший развитие в XIX веке и заселенный в основном заводскими рабочими из крестьян, мигрировавших сюда в поисках заработка. С северной стороны его ограничивает южный берег Среднего пруда. Заселение первоначально происходило в основном по одной улице (совр. ул. 1 Мая), северная сторона которой почти полностью была ликвидирована при расширении территории завода в 1960-х годах. Затем, благодаря направлению дороги, соединяющей Кирсинский завод с главным Омутнинским и уездным Глазовом, застройка распространилась в южном и юго-восточном направлениях. «За-река» -- обособленный восточный участок территории заречной части города, расположенный за плотиной и ограниченный берегами двух прудов - Большого и Среднего. Здесь, проложенная первоначально по дамбе Большого пруда, пролегала дорога, ведущая в село Волосницу и далее на север в сторону Кайгорода.


Город Кирс. (Кирсинский завод).


Современная жилая застройка, сильно изменившая исторический облик города, начала формироваться с 1950-х годов. Тогда было построено более 20 многоквартирных двухэтажных жилых домов, среди которых были 8-ми и 12-ти квартирные, а также около 40 одноэтажных. Строились в основном кирпичные дома, но не прекращалось и деревянное строительство. Кроме того, появились новые общественные здания: больница, средняя школа и баня. В течение последующих пяти лет в поселке были сооружены новая электростанция, хлебозавод, райбыткомбинат, 10-квартирный жилой дом и детсад, реконструирована плотина Нижнего пруда. На берегу реки Вятки разместились деревянные корпуса пионерского лагеря. Были начаты работы по проектированию водопровода и канализации. В 1950 году впервые были благоустроены главные магистрали города: улицы Советская, Кирова, Первого Боя. Твердое покрытие тротуаров выполнялось из утрамбованного шлака. На 15 января 1959 года население поселка составило 10,9 тыс. человек. Рост числа жителей требовал увеличения темпов строительства, улучшения качества бытовых условий. Был построен завод железобетонных изделий, а во второй половине 1960-х годов предусматривалась его реконструкция и расширение с доведением мощности выпуска продукции до 36 тыс. куб. м в год. После завода «Кирскабель» вторым крупным градообразующим предприятием стал лесозавод с нижним складом и полуавтоматической линией обработки древесины. Продукция лесозавода - строительный лес, пиловочник, балансы, фанерное и спичечное сырье составляла к 1970 году 337 тыс. куб. м. При оснащении предприятия новым оборудованием была смонтирована установка по химической переработке хвои и порубочных остатков. В первой половине 1960-х годов в Кирсе начали строиться 3-4 этажные дома, было введено в эксплуатацию более 24,6 тыс. кв. м. жилья, оборудованного водопроводом и канализацией. 400 с лишним жителей поселка справили новоселье в новых квартирах. За эти годы было построено четыре 30-ти квартирных и три 12-ти квартирных жилых дома, много одноэтажного индивидуального жилья. В 1966 году жилой фонд города составлял уже около 121,5 тыс. кв. м. Много внимания уделялось развитию инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства: постоянно увеличивалась сеть санитарно-технических коммуникаций, закончена вторая очередь системы очистных сооружений, запроектировано бурение артезианской скважины и сооружение разливных колонок с питьевой водой. В 1968 году был сдан в эксплуатацию 4-этажный 28-ми квартирный дом на углу улиц Кирова и Советской, который оформил одну из сторон центральной площади города. Через год на улице Кирова был построен 5-ти этажный 64-х квартирный дом, здание районного узла связи, а в Стройпоселке - школа на 640 мест. Все здания строились из силикатного кирпича по самым распространенным в те годы типовым проектам. Конечно, внешний облик этой застройки обладает яркими средствами архитектурной выразительности, однако в то время никто и не ставил таких эстетических задач.


Город Кирс. (Кирсинский завод).


Город Кирс. (Кирсинский завод).Много внимания уделялось и благоустройству поселка. На улице Первого Боя было построено более 1300 пог. м. тротуаров со шлаковым покрытием, заасфальтирована центральная улица, высажено 4000 деревьев, построено 7 переходов через кюветы, оборудовано 6 детских площадок, произведена подсыпка улиц гравием и песком. Всего за эти годы проложили 2,3 тыс. и. асфальтированных тротуаров, 9,7 тыс. м. со шлаковым покрытием, около 70 различных мостов, 19 из которых были бетонные и металлические. Ко времени обретения статуса города в Кирсе было 67 улиц общей протяженностью 108 км. Действовали два автобусных маршрута, три школы, техникум, профессиональное училище, музыкальная школа, 11 детских садов и яслей, 20 магазинов, 4 столовые, широкоэкранный кинотеатр, строились районный Дом культуры на 600 мест и телеретранслятор. На одной из улиц было организовано место для рынка и построено два деревянных торговых павильона со строительством подъездных дорог, смонтировано 219 уличных светильников. Одной из крупных новостроек стала средняя школа на 920 учащихся, построенная в 1965 году в центре города. 22 апреля 1966 года перед зданием Дома Советов был установлен бетонный памятник В. И. Ленину. За период 1963-1965 годов в Кирсе было построено и введено в эксплуатацию 24603 кв. м. благоустроенного жилья. Общий жилой фонд города к 1970 году составил 121360 кв. м. Большая работа была проведена по развитию коммунального хозяйства. Увеличилась сеть водопровода и канализации, завершено строительство второй очереди очистных сооружений, запланировано ввести в действие артезианскую скважину и разливные колонки с питьевой водой. В 1980 году был заложен сквер им. 35-летия Победы, продолжено озеленение и асфальтирование улиц, сооружено несколько мостиков и пляжных построек на берегу Большого пруда. Вопрос с благоустройства города оставался актуальным во все последующее время.

Генеральное планирование развития города стало особенно актуальным в конце 1960-х начале 1970-х годов. В публикациях тех лет сохранилось мнение о «неудобности» исторически сложившейся планировки Кирсинского завода, напоминавшей «каравай», разрезанный на четыре, оторванных друг от друга жилых микрорайона. Отмечалось отсутствие центральной площади, нехватка крупных общественных зданий и спортивных сооружений. Уникальный характер рукотворного городского ландшафта с водохранилищами, соединительными каналами, развитой промышленной зоной и железнодорожной линией воспринимался как недостаток коммуникабельной собранности успешно развивающегося районного центра.

Первый генеральный план Кирса, разработанный в 1970-1972 годах институтом «Генгипрогор» (г. Ленинград) с перспективой развития на 25 лет, предусматривал увеличение населения города с 14,2 до 30 тыс. жителей. Динамика такого роста связывалась с более интенсивным использованием природных ресурсов края и дальнейшим расширением производства ряда сторону центра города проложен бульвар. В радиусе 3 км от города было намечено провести мелиоративные работы и окружить застройку широким кольцом лесопарковой зоны. 3 концепции генерального плана выразилось стремление его авторов увязать открытую ассиметричную пространственную систему исторически сложившихся кварталов с масштабом и планировочным ритмом новой застройки, предусматривавшей активное внедрение новых композиционных принципов градостроительства тех лет. Как отмечалось, этот план имел разделы, которые плохо увязывались с возможностью их реального осуществления. Так, предлагалось полностью переместить городок районной больницы на берег пруда в район залива, а в Зареке разместить многоэтажную жилую застройку. Практическая необходимость в обозримой перспективе осуществления гептана не требовали реализации дорогостоящего соединения берегов Большого пруда длинной дамбой с мостом для прокладки кольцевой магистрали вокруг центра города.

Город Кирс. (Кирсинский завод).Новый генеральный план города, завершенный институтом Урбанистики - преемником «Генгипрогора» в конце 1994 года, тоже был рассчитан на 25 лет и предусматривал также перспективное развитие всего Верхнекамского сайона. В первую очередь были четко определены границы жилой и промышленной территорий с учетом их функционального зонирования, развития санитарно-защитной зоны и инженерных коммуникаций. Уделено внимание формировало дополнительных магистралей, которыми должны стать улицы Пушкина и Широнина с предложением прокладки мостов через участки Большого и Малого прудов, что должно снять появившуюся транспортную нагрузку с главных улиц Кирова и Ленина. Центральную площадь города предложено расширить за счет смещения открытого пространства в сторону райного ДК и сноса деревянного двухэтажного здания школы. Центром с доминирующей жилой многоэтажной застройкой и важными объектами административного и социально-культурного назначения должен стать район улиц Комсомольской, Набережной, Энгельса и Павлова. Улица Набережная должна стать односторонней с раскрытием видового пространства на гладь Большого пруда и увеличением площади прибрежной зеленой зоны отдыха, включающей городской пляж. На месте домов частного сектора, расположенных в центральном районе, должны появиться кирпичные двух- и пятиэтажные жилые здания. В других районах города крупного строительства не предусматривалось, и предпочтение отдавалось новой индивидуальной частной застройке. Так, в Зареке, на Стройпоселке, на Бору и Торфу предлагалось разместить двухэтажные коттеджи с мансардами, на строительство которых только в 1993 году было выдано 83 разрешения. Главный застройщик города АО «Кирскабель» заложил в 1994 году первые два дома из нескольких 27- и 40-квартирныхзданий, которые согласно генплану должны быть построены на улицах К. Маркса, Березничной и Слободской. Границы заречной части города должны быть расширены с включением лесопарковых территорий. В районе железнодорожного вокзала, куда должна переместиться автостанция, планировалось построить городскую котельную мощностью 22,4 гкал/час с четырьмя котлами, которая должна снять лишнюю нагрузку с ТЭЦ АО «Кирскабель».

В середине и второй половине 1980-х годов успешнее начали решаться проблемы индивидуального строительства. Только в 1987 году на эти цели было выделено 800 куб. м. круглого леса и 200 куб. м. пиломатериала. На планомерные работы по благоустройству города ежегодно выделялось по 100 тыс. руб. и эта положительная традиция имела тенденцию к увеличению. Особое внимание по-прежнему уделялось дорожному строительству, которое в основном вели ПМК-293 и СМУ «Дымное». В 1990-е годы повсеместное снижение темпов строительства коснулось и Кирса. 1996 год был отмечен только возведением офиса «Вятка-банка» и планами закладки двух жилых домов. Зато активизировалось индивидуальное строительство: за полгода от городских застройщиков поступило 200 заявлений.

Время становления градостроительной основы города-завода, которое пришлось на первую треть XVIII - начало XIX веков, оставило в основном объекты, связанные с формированием уникального для Кировской области архитектурного ландшафта, включающего рукотворный комплекс гидротехнических сооружений, водохранилищ и связывающую их систему каналов. Практически полностью снесены промышленные объекты Кирсинского завода, относившиеся к дореволюционной постройке. Наиболее интересная застройка рубежа XIX-XX веков была утрачена или серьезно пострадала во время пожаров, сноса и капитальных ремонтов, проводившихся без учета исторической ценности зданий. Тем не менее, представленные здесь сохранившиеся и утраченные объекты историко-культурного наследия, наглядно отражают богатое историческое содержание и высокий уровень архитектурно-строительных традиции города Кирса.


Город Кирс. (Кирсинский завод).


• А вокруг шумят леса // Кировская правда. - Киров, 1965.- 30 дек. (№364). - с.4;
• А. Д. Из Кирсинского завода//ВГВ.- Вятка, 1891. - 19янв. (№6). - с. 5-6;
• ВЕВ. - Вятка, 1873.- 16 марта (№6). - С. 196; Вятская Епархия. Историко-географическое и статистическое описание. - Вятка, 1912. - с.527-528;
• Города Кировской области. - Киров, 1968. - С. 193-201;
• Горшков Г. Наш город // Прикамская новь. - Кирс, 1987. - 7нояб. (№ 133). - с.2;
• Горшков Г. Чтобы город хорошел // Прикамская новь. - Кирс, 1980. -31 мая (№66). - с.2;
• Долгорукова Е. Как преобразится наш город // Прикамская новь. - Кире, 1994. - 1 февр. (№ 12). - с. 1;
• Зиновьев А. Записки академика // Прикамская новь. -Кире, 1986. -5 авг. (№93). - с.4;
• Киприянов А. Растет поселок Кирс// Кировская правда. -Киров, 1956. -21 авг.(№166). С.;
• Утробин Н. Забота о поселке //Кировская правда. -Киров, 1964. -6 сент. (№212). - С.4;
• ПКВГна 1870 год. Отд. V. - Вятка, 1870. - с. 178-179;
• ПКВГна 1873 год. Отд. III. - Вятка, 1873. -с. 187-188;
• Поселок строится//Голос рабочего. - Омутнинск, 1952. - 20 апр. (№31).-с;
• РГАДА, Ф. 350. Ландратские книги и ревизские сказки. 1-я пол. XVIII в. Оп.2. 4.2. Ед.хр.3189, 3191, 3203; РГВОР. Ф.268. (фонд И. П. Сахарова) К.6. Ед.47. (сер. 19в.) Сведения о железоделательных заводах, построенных в 1729-1772 годах в Вологодской и Вятской губерниях;
• Северюхин А. На месте пустыря//Кировская правда. - Киров, 1966. - 16нояб.(№268). -с.4;
• Смертин И. Кирс в замыслах архитекторов//Кировская правда. -Киров, 1972. -23 мая (№119). - с.З;
• Хохрина Н. Г. Улица Ленина // Прикамская новь. - Кирс, 1998. - 2 июня (№65). - с.2;
• Шулятьев Н. Кирс за 4 года // Прикамская новь. - Кирс, 1966. - 11 июня (№70). - С.2;
• Шулятьев Н. День рождения города Кирса //Прикамская новь. - Кирс, 1967. - 30 нояб. (№144-145). -с.4;
• Черемных Г. Планов наших громадьё... // Прикамская новь. - Кирс, 1967. -190КТ. (№ 128). - С.З;
• Чирков М. Улица Кирова // Прикамская новь. -Кирс, 1998. -23июля(№89).- с.З;
• ЭЗВ. Т. 1. Города. - Киров, 1994. - СС.297-316;
• ЭЗВ. Т. 1. Кн.2. Села. Деревни. - Киров, 2002. - сс.84-85
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство