крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.

г. Кирс, ОАО «Кирсинский кабельный завод».

Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.Расположен в центральной части города и занимает обширную территорию (площадь ок. 70 га), ограниченную с севера и востока плотинами Большого и Среднего прудов, с юга - улицей 1 Мая, с запада - улицей Павлова. Первые опыты по заведению нового для вятского края чугунолитейного производства были проведены в 1678 году хлыновским купцом А. Трапицыным на речке Чудовке недалеко от места ее впадения в Вятку. Выгодность этого предприятия была обусловлена богатыми залежами железных руд, близостью Сибирского тракта и удобными водными путями сообщения с центральными районами государства. Однако, в то время развернуть металлургическое производство в полной мере не удалось. Закладка доменного завода и плотины при впадении речки Малый Кирс в Большой Кирс - приток реки Вятки была начата в 1729 году по указу Сибирского обер-бергамта в дачах Верховятского Спаса Преображенского монастыря вятской гостиной сотни купцом Г. М. Вяземским совместно с сыном К. Г. Вяземским. Еще до завершения отсыпки плотины, в начале 1730 года Вяземский ввел в действие три ручных кричных горна и приступил к выпуску кричного железа. В том году «из трех малых ручных печек выплавлено всего 1259,5 пудов чугуна кричного». Первая малая домна была сооружена в июле 1733 года, которая через несколько лет стала выплавлять свыше 12 тыс. пуд. чугуна. За первые десять лет со дня пуска завода его производительность достигла 34 тыс. пуд. чугуна и 24 тыс. пуд. кричного железа. Невысокие производственные показатели были оправданы сезонностью работы предприятия, вызванной сложностями с транспортировкой сырья и продукции, недостатком руды и энергетических потребностей. В 1736 году Вяземский начал строить новую более мощную молотовую фабрику, а через год, не справившись с возникшими финансовыми проблемами, был вынужден продать половину завода купцу из Великого Устюга Я. П. Курочкину, от которого эта доля вскоре перешла к его старшему сыну Алексею. С приходом второго хозяина удалось поднять производительность и улучшить качество выпускаемой продукции. В результате опытов с режимом разогрева печей была изменена методика обогащения руды, усовершенствовалась технология плавки чугуна и ковки железа. Работу предприятия обеспечивали 50 постоянных мастеров и рабочих. В результате получения высококачественного железа разных сортов, оказавшегося конкурентноспособным, удалось вытеснить с вятского рынка уральских промышленников и наладить сбыт продукции по всей губернии. Более того, кирсинское железо стали охотно покупать и на волжских ярмарках.

Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.С 1746 года, после смерти А. Я. Курочкина между владельцами завода возникает длительная судебная тяжба, вызванная разногласиями внутри родственных кланов о претензиях на участие в имущественных правах на предприятие. Доля Алексея Яковлевича переходит к его младшему брату Ивану, а у Вяземских в 1749 году в права владения вступает молодая вдова Григория Михайловича Татьяна Ивановна, в! апреле 1750 года, чтобы расплатиться с долгами покойного, Т. И. Вяземская, оказавшись в «бедственном истязании», продает свою половину завода за 7500 руб. И. Я. Курочкину и его шурину - петербургскому купцу А. Ф. Юринскому с братьями. Против этой сделки выступил Карп Вяземский - сын Григория Михайловича от первого брака. Когда вопрос о монопольном приобретении Кирсинского завода Курочкиным и Юринским еще не был решен Сенатом, в 1752 году разгорелся новый конфликт. Свои права предъявили вдова и дочь А. Я. Курочкина-Анна Петровна Бабкина и Елизавета, которые после кончины главы семьи не получили никакого наследства. Их челобитная долго рассматривалась, а через год стороны нашли компромисс и помирились. Вдове выделили несколько деревень с земельными угодьями и крестьянами, что вполне ее удовлетворило.


Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.


Во второй половине XVIII века производительность Кирсинского завода достигает наивысших результатов - 60 тыс. пудов чугуна и 40 тыс. пудов железа в год. Вместе с тем значительно повышается качество выпускаемого железа, увеличивается его ассортимент. Свидетельством признания высокого уровня заводской продукции явился важный государственный заказ на поставку в Санкт-Петербург кровельного железа для покрытия крыши императорского Зимнего дворца. По заказу горного начальства от 22 марта 1760 года руководству Кирсинского завода предписывалось только весной этого года отправить в столицу по большой воде «фляжного белого луженого железа на 790 фляг... и кровельного квадратного аршинного с обоих сторон луженого 263 листа и черного крышечного 2333 листа». Из донесения заводского управления видно, что к назначенному сроку завод не смог справиться с поставленной задачей в полном объеме (10 тыс. листов). Проблема заключаюсь в том, что потребного количества олова для «полуды» железа не оказалось на складах ни в Великом Устюге, ни в Хлынове, ни в Слободском, а закупленное в Архангельске можно было доставить на завод только по зимнему пути. Другим ответственным объектом, где использовалось кровельная продукция Кирсинского завода, был Таврический дворец (1783-1789 годы). Его крыша, покрытая листами долговечного катаного железа, не требовала окраски и ремонта. Высокий уровень качества железа, отличавшегося редкостной чистотой, прочностью и исключительной коррозионной стойкостью, достигался строгим соблюдением отработанной технологии плавки и применением в качестве топлива только древесного угля. Уголь, как важный компонент доменного процесса, заготовляли наемные крестьяне в окрестных лесах. Лес валили в делянках-куренях, древесные хлысты разделывали на чурки длиной в аршин и томили огнем в земляных печах - «кучонках», составлявших непременный атрибут промышленного ландшафта этого железоделательного района.

Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.После недолгого экономического взлета начинается постепенный спад производства, себестоимость продукции резко возрастает. Причин такой ситуации было несколько. Техническая оснащенность предприятия устарела, перестала справляться с возраставшими год от года потребностями производства и остро нуждалась в модернизации или полной замене. На мелких местных приисках, количество которых с 1728 по 1784 годы достигло 175, стал заметно иссякать запас руды, а новых изысканий не проводилось. Существовавшие тогда разработки на бывших монастырских землях в Волосницкой, Лойнской и Красноглинской волостях имели руду с низким процентом содержания железа, залежи в бассейне Сысолы были слишком удалены и тоже заканчивались, их добыча и транспортировка требовали больших затрат. На Кирсинском заводе продолжало сохраняться производство комбинированного действия: осуществлялась, ставшая убыточной, плавка чугуна в одной доменной печи и переработка его в железо. Потеряв надежду на успех, Юринский продает в 1770 году свою часть завода Курочкину. Оставшись единовластным хозяином, И. Я. Курочкин проводит реорганизацию предприятия, отделив чугунолитейную часть производства от железоделательной. В1771 году, в 40 верстах южнее, на вновь разведанных богатых залежах железной руды он строит Песковский чугунолитейный завод (совр. п. Песковка Омутнинского р-на Кировской обл.). В процессе технологической реорганизации по опубликованным данным за 1781 год производственный комплекс, который состоял теперь из двух заводов, выплавил 23158 пуд. 20 фунт, чугуна, привнеся в казну 926 руб. 34 коп, считая по 4 коп. с каждого пуда продукции. Окончательно железоделательная специализация Кирсинского завода была завершена к 1788 году. В 1817 году, для усиления производственной мощности Кирсинского завода, в трех верстах от него ниже по течению реки Большой Кире заложили плотину Нижнего пруда, кричную фабрику и новое деревянное здание плющильной фабрики, где были установлены первые три прокатных стана, давшие в первый год 230 пудов кровельного железа.


Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.


Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.Комплекс основного Кирсинского завода составляли две кричные, плющильная и резная фабрики, пильная и мукомольная мельницы, а так же кузница. На заводских предприятиях трудились 857 рабочих из крестьян Вятской и Вологодской губерний. К столетию своего существования выпуск валовой продукции завода составил 21151 пуд железа в год. После смерти И. Я. Курочкина в 1820 году заводы достались по наследству его сыновьям Якову и Александру. Яков находился на военной службе и хозяйственными делами заниматься не мог. Александр - студент технического училища, не оправдал надежд отца и вскоре отошел от дел. В 1824 году Кирсинский и Песковский заводы перешли во владение племяннику Курочкина инженер-капитану Н. А. Бабарыкину -- владельцу Кажимского и Нючпасского заводов. За первый же год работы при новом хозяине производительность предприятия значительно повысилась, увеличился ассортимент продукции. Выпускалось полосовое, узкополосовое, широкополосовое, шинное, связное, круглое, брусковое,котельное и кровельное железо.

К середине XIX века в состав заводских предприятий входили две деревянные фабрики для выковки железа, в одной из которых было четыре горна и два молота. Оборудование второй фабрики состояло из шести горнов и трех молотов. Производство на молотовых фабриках было сезонным и продолжалось с июня до сентября. В течение этого периода выковывалось от 35 до 40 тыс. пуд. железа. Чугун для ковки железа доставлялся из Песковского завода Глазовской округи. После инженер-капитанши Боборыкиной завод на некоторое время перешел к тульскому купцу Маликову, от него - к Бенардаки. С принятием заводов в частное владение поручиком в отставке Д. Е. Бенардаки на рубеже 1850-х -- 1860-х годов было введено пудлинговое производство железа, заменившее устаревшую кричную технологию. Совершенствование процесса выделки позволило получать разнообразное сортовое железо - шинное, полосовое, листовое, круглое, квадратное и узкополосное.


Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.


Участок, на котором в третьем десятилетии века был создан и получил развитие металлургический комплекс Кирсинского завода, занимает крайнее северное положение в границах современной территории предприятия «Кирскабель», непосредственно примыкая к плотине Большого пруда. Его площадь, свободная в настоящее время от исторической промышленной застройки, составляла не более 5 Га. Технологическая композиция и последовательность размещения производственных сооружений, хотя и была построена на общих принципах планировки заводских площадок, выделялась особенностями, вызванными сооружением плотины второго - Среднего - пруда и включением в комплекс внутризаводской водной инфраструктуры, состоящей из сбросных и соединительных каналов, дополненной мостиками и переходами. Русла каналов, истекавших через прорезы обеих плотин, составляли инженерно обоснованную водоотводящую гидроструктуру, которая влияла на планировочный уклад заводской территории, придавая ей, кроме прочего, более живописный вид. Очередность расположения фабрик зависела от источника энергии -- водоподводящей системы, в которую входил главный водовод, непосредственно соединенный с рабочим прорезом плотины, и лари, отводные к действующим механизмам внутри цехов. Наиболее «энергоемкие» производства находились ближе к плотине - там, где напор воды был наиболее сильный. Этим была обусловлена и ориентация основных фабричных корпусов; они ставились длинной стороной параллельно потоку воды, вдоль канала, а относительно главной плотины находились перпендикулярно.


Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.


Полученное железо отправлялось сухим путем для дальнейшей переработки на Пажимской железоделательный завод, который находился в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии, а затем, по воде, в Архангельск на продажу. Водный маршрут отправки продукции завода осуществлялся с пристани, находившейся в устье реки Большой Кире, называвшейся «гаванью». Ее товарооборот в 1872 году составил 185859 пуд. 30 фунт, железа и чугуна на общую сумму 215179 руб. Прежняя пристань («иседа»), с которой кирсинское железо доставлялось на камские рынки, находилась в Кайгороде. Там же стояли заводские склады. Для транспортировки продукции использовались специальные речные суда - коломенки, которые строились на Пе-сковском заводе и доставлялись в гавань Кир-са к началу навигации. Это были небольшие (длиной 15 саж., шириной - 2 саж., высотой 11 четв.) деревянные баржи (барки) одноразового использования, которые сплавляли по течению к месту доставки железа, а потом разбирали на дрова.


Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.


До ноября 1865 года Кирейнский завод находился во владении Бенардаки, а затем по указу Александра II от 29 сентября 1865 года отошел
в ведение государства. С 1873 года завод принадлежал горному ведомству Министерства Финансов. В состав технологического оснащения предприятия в те годы входили 4 газопудлинговые печи, 6 газосварочных печей, 2 прокатные машинЫ и паровой молот весом 3 т системы Неслита. Кроме того 5 калильных и 2 газосварочные печи и при них 3 прокатных стана с 2 молотами, 5 контуазских кричных горнов на 9 «огней», литейная отражательная печь для переплавки чугуна и выполнения различных отливок для потребностей завода. Все механизмы приводились в действие водой посредством колес и турбин, набиравших мощность в 783 лошадиные силы. Выделка железа производилась пудлингованием в газопудлинговых печах коринтийской системы, частично - в кричных горнах конгидатским способом. В 1870-1875 годах на Кирсинском заводе по инициативе инженера Гуляева одним из первых в России в производство были внедрены прокатные валки с закаленной поверхностью. Тем не менее, Кирсинский и Песковский заводы постепенно становятся экономической обузой для государства. С постройкой Сибирской железной дороги большинство уральских заводов получили возможность перспективного развития, транспортный выход на новые рынки сбыта, его были лишены местные предприятия, отозванные от этой магистрали. Во избежание дальнейшего накопления убытков Министерство госимущества объявило торги на приобретение верхнекамских заводов. Аукцион не состоялся по причине отсутствия покупателей, поэтому с 1876 года высочайшим повелением Кирсинский завод от государственной казны был передан с правом пожизненного владения ярославским купцам братьям Николаю, Ивану и Дмитрию Пастуховым.

Этот период истории завода отражен на Генеральном плане, показанном в экспозиции Верхнекамского исторического музея. Основные производственные сооружения располагались вдоль сливного канала, вытекающего из рабочего прореза плотины. Ближе всего к устью прореза находились пудлинговая и листокаталь-ная фабрики, объединенные в общий технологический корпус. По другую сторону водовода находилась сварочно-сортовая фабрика. Ниже по течению канала были поставлены складские и вспомогательные постройки, предназначенные для изготовления и сушки кирпича. На левом берегу вешняного канала стояли корпуса механической и кузнечной фабрик с комплексом магазинов для готовой продукции. В стороне, под дамбой среднего пруда размещались крупные цеха мартеновской и прокатной (сортокатальной) фабрик.

Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.


Пастуховы продолжили реконструкцию завода. Был построен новый, более совершенный листокатальный корпус, заменивший сгоревшую в 1871 году старую плющильную фабрику. В 1882-1883 годах смотрителем Кирсинского завода служил горный инженер Николай Гаврилович Славянов - в будущем знаменитый изобретатель, создатель дуговой электросварки. В 1885 году по приглашению управляющего Омутнинским горным округом П. М. Карпинского смотрителем Кирсинского завода работал инженер М. А. Павлов, в будущем выдающийся советский металлург, академик. Управитель завода Демин сразу предложил молодому специалисту функции главного инженера --руководство производством предприятия и усовершенствование его технологического оборудования. Первой работой Павлова стал проект и изготовление нового водоналивного колеса для механического отделения пудлингово-прокатной фабрики. Старое колесо к тому времени по мощности уже не справлялось с приводом увеличившегося количества станков и другого оборудования в отделении. Чертежи механизма были выполнены с помощью выпускника заводской технической школы А. Ф. Хлобыстова. Вслед за этим Павловым был разработан проект передвижного рельсового внутризаводского крана с паровым приводом, за базовую основу которого инженер выбрал опубликованные чертежи механика И. А. Тиме. Помог и собственный опыт: проект передвижного крана был темой дипломного проекта М. А. Павлова в Горном институте, а профессор Тиме - его руководителем. Рабочие чертежи деталей и передаточных механизмов выполнялись так же с участием Хлобыстова. Изготовленные и отлитые в заводских условиях конструкции и части крана были собраны уже без участия Павлова при новом управляющем А. С. Левитском. Создание такого мобильного агрегата и введение подъездных железнодорожных путей для сообщения между фабриками завода позволило значительно ускорить процесс погрузки и перемещения по заводской территории изделий и полуфабрикатов, что в итоге положительно отразилось на эффективности всего производства. Кран исправно работал много лет и отслужил свой срок только в начале 1950-х годов. Другим важным новшеством Павлова стала реконструкция параметров топки пудлинговой печи, что заключалось в ее углублении, понижении уровней свода на 100 мм, расположения и заужения колосников. Соответственно увеличивался объем «садки» чугуна и, как результат - выход железа. Предварительно изучив классический зарубежный опыт работы подобного оборудования, влияние вида топлива на технологию плавки и практические условия местного производства Михаил Александрович добился значительного улучшения суточной производительности печей при меньшем расходе топлива с выходом более качественного железа. Проработав на Кирсинском заводе около двух лет, Павлов перешел на службу к А. А. Зигелю - управляющему соседним Белохолуницким горным округом.

Завод железоделательный и чугуноплавильный, 1729 г.В 1912 году Кирсинский завод реорганизуется в Северное акционерное общество. Вслед за тем, в течение двух лет происходит очередная реконструкция, в результате которой произошла полная перестройка заводских корпусов и осуществлен переход к мартеновскому способу производства стали. Строится новый цех с одновременной плавкой 20 тонн металла, приобретается импортное оборудование - прокатный стан «600» и заготовочный мелкосортный стан «280» фирмы Кляйн, предусмотренный для сортового профильного проката. Новые нагревательные и мартеновские печи стали работать на газе, который получался от сжигания дров в специальных газовых генераторах. С покупкой парового агрегата мощностью 650 л. сил осуществился переход на новый вид энергии, что позволило резко поднять производительность труда, повысить качество стали и обеспечить выпуск стали разных марок. Для производства пара была построена котельная. В марте 1918 года завод был национализирован. Руководство предприятием взял на себя выборный Деловой совет, состоявший из председателя - инженерно-технического работника и двух рабочих. Сложная обстановка, связанная с событиями Гражданской войны на территории района и угроза захвата завода войсками белой армии Колчака вынудила на некоторое время остановить предприятие. Возобновив деятельность в августе 1919 года, завод в течение девяти последующих лет продолжал выпускать сортовые железные изделия. В 1927-1931 годах завод находился на консервации, а затем снова введен в действие. Пуск предприятия совпал с окончанием строительства железной дороги и приходом в Кирc первого паровоза. На завод стали возвращаться рабочие, временно уезжавшие на Урал. Был освоен выпуск качественной углеродистой стали, которая производилась до 1942 года. За годы второй пятилетки объем производства вырос в два с половиной раза. В состав производственных сооружений входили тогда одна мартеновская печь, сортопрокатный, листопрокатный, механический и кузнечный цеха, здания энергетического хозяйства. За 1937 год выпуск высококачественных сортов стали составил 20500 т. В 1939 году постановлением экономсовета при Совнаркоме Кирсинский завод передается из Наркомата черной металлургии в ведение наркомата авиационной промышленности и получает номерное обозначение - Завод №269. Предстояло освоить выпуск магниевых и других особых сплавов, для чего требовалось провести реконструкцию цехов, выполнить монтаж нового оборудования и увеличить энергетическую мощность предприятия. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускалась продукция для нужд фронта, в том числе -- производство листа и проката на алюминиевой основе, что впервые в мире было осуществлено в сталелитейных печах и на прокатных станах. Затем предприяти специализировалось на выпуске неизолированных проводов из меди и алюминия.

1 декабря 1945 года завод был переведен в ведомство Министерства электротехнической промышленности, а его производство было полностью ориентировано на выпуск кабеля. Капитальная реконструкция завода «Кирскабель» была проведена в 1950-е годы по проекту, разработанному в 1948-1949 годах институтом «Гипроэнергопром». В фондах музея истории завода сохранились фотокопии архитектурных чертежей проекта, показывающие перспективу генерального плана, а так же фасад и общий вид блока производственных цехов с административно-бытовым корпусом, расположение нового производственного комплекса было выбрано на свободной площадке перед дамбой Среднего пруда потому, что северную часть заводской территории занимали старые, действующие еще цеха. За крупным -пространственным объемом нового корпуса, объединившим пять протяженных цеховых пролетов и открытый склад готовой продукции, оборудованный мостовым краном, по генеральному плану располагались корпуса механических, металлургических, энергетических и ряда подсобных производств. Главный фасад блока цехов предполагалось развернуть с северной стороны вдоль набережной сбросного канала. Его архитектурная выразительность достигалась включением трех ассиметричных ризалитов, в одном из которых, акцентированом восьмигранной башенкой, предлагалось устроить главный вход в здание.

Строительство нового корпуса «Б», в котором размещается цех скрутки и волочения, было начато в октябре 1950 года. Корпус сдан в эксплуатацию в сентябре 1955 года. В 1960 году был введен в строй прокатный стан «250», осуществляющий непрерывный автоматизированный процесс выпуска продукции. Технологические процессы в цехах предприятия были механизированы на 75-80%. Здесь работала первая в СССР полуавтоматическая линия по изготовлению алюминиевых жил кабеля с полиэтиленовой изоляцией. В 1966 году начато строительство цеха по производству новых изделий - жаростойких кабелей в магнезиальной изоляции. 7 ноября того же года на территории завода был открыт памятник В. И. Ленину (автор - кировский скульптор М. М. Кошкин), установленный перед зданием заводоуправления. В результате последней реконструкции завода в 1966-1970 годах планировалось увеличить площадь производственных площадей на 15 тыс. кв. м., валовую продукцию на 134% и поднять производительность труда на 30%. За последние годы площадь территории завода и его облик практически не изменились.

• Города Кировской области. - Киров, 1968. - С. 193-201;
• Завойская Н. К истории Кирсинского завода//Прикамская новь. - Кире, 1995. - 12сент. (№108). - с.З;
• Замятин А. А. Кайскийкрай//ВГВ. -Вятка, 1898. -29авг. (№68). -с.6-7;
• Осколков Е. Н. Будущий академик работал в Кирсе // Прикамская новь. -Кирс, 1991. -25апр.(№50). - с.2;
• Осколков Е. Н. 35 лет назад. Из истории кабельного завода // Прикамская новь. - Кирс, 1995. - 16, 18 мая (№56, 57). - с.З;
• Павлов М. А. Воспоминания металлурга. - Киров, 1992. -с.111-113, 116-122, 124-131;
• ПКВГ на 1870 год. Отд. V. -Вятка, 1870.-е. 178-179;
• ПКВГ на 1873год. Отд. III.-Вятка, 1873. - с. 187-188;
• РГАДА. Ф.248. Сенат. 1729-1754 гг. Ед. хр. 15Ю;
• РГАДА. Ф.271. Берг-коллегия. 1729-1764гг. Оп.1. Ед.хр.714, 725, 731, 742, 817, 860, 924, 1076, 1159, 1214, 1234;
• РГАДА. Ф.271. Берг-коллегия. Оп.З. Ед. хр.711;
• РГАДА. Ф.271. Берг-коллегия. Оп.З. Ед. хр. 715. Чертеж Кирсинскому железоделательному заводу И. Я. Курочкина и А. Ф. Юринского, Вятской провинции в Слободском уезде с округою. Учинён берггешвореном Г. Гофманом. 1767 г.;
• РГАДА. Ф.271. Берг-коллегия. Оп.З. Ед. хр.748. План Кирсинскому доменному и молотовому заводу заводчиков И. Курочкина и А. Юринского, состоящего в Казанской губернии в Вятской провинции в Слободском уезде на речке Кирсе. Учинён берг-гешвореном Г. Гофманом. 1768г.;
• РГАДА. Ф.271. Берг-коллегия. Оп.З. Ед.хр.1408, 1409, 1411, 1413, 1416, 1417, 1418, 1421, 1423, 1425, 1426, 1428, 1430. Планы отводов железного рудника к Кирсинскому заводу И. Курочкина и А. Юринского Казанской губернии, Вятской провинции, Слободского уезда, Красноглинской волости. 1763-1768 гг.;
• РГАДА. Ф.271. Берг-коллегия. 1767-1782. Ед. хр.1279, 1280, 1287, 1364; РГАДА- Ф.271. Берг-коллегия. 1800, 1805 гг. Ед. хр.2688, 2962;
• РГАДА. Ф. 1355. Экономические примечания к планам Генерального межевания. 1844 г. Оп. 1. Ед. хр..355;
• РГАДА- Ф-1356. Оп. 1. Ед. хр.21 а/924. №143. Л. 26. План Генерального межевания Слободского уезда Вятской губернии. 1821 г.; Шулятьев Н. День рождения города Кирса // Прикамская новь. - Кирс, 1967. - 30 нояб. (№144-145). -с.4.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство