крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Село Кай (Кайгород), 1558 г.

Верхнекамский район, Кайское сельское поселение, село Кай.

Село Кай (Кайгород), 1558 г.Административный центр удаленного северо-восточного сельского поселения, расположенного в 90 км от города Кирса. Рядом с селом протекает река Кама. Пойменную луговину, отделяющую реку от южной границы населенного пункта, заполняют небольшие живописные озера и старицы.

Основание Кайгорода в начале 2-й половины XVI века стало заметным событием не только в пределах Вятско-Камского края. Пролегавший через эти земли Великий Сибирский путь, который имел в те годы важнейшее государственное значение, нуждался в необходимости его достойного содержания и защиты. Но еще до прокладки трассы сибирской дороги эта местность была перекрестком древнего водного пути, который проходил из центральной Руси на Урал по Северной Двине, ее притокам Вычегде, Сысоле и левым притокам Камы. Поэтому все основания имеет и версия пермского исследователя А. Дмитриева, согласно которой поселение на месте будущего города существовало гораздо раньше, еще с XIV века, и лишь позднее, при Строгановых, было укреплено и получило соответствующий статус.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.Инициатива создания здесь опорного военного и торгово-перевалочного пункта принадлежала Якову и Григорию Строгановым, отец которых, Аника Федорович Строганов, еще в начале XVI века завел в этих местах соляные варницы. По грамоте Ивана Грозного от 4 апреля 1558 года Строгановым передавались земли «по реке Каме от устья речки Лысьвы до Чусовой реки». На этих землях Строгановым дозволялось строить крепости, иметь при них вооруженные гарнизоны, принимать на службу вольных людей, вершить суд и расправу независимо от пермских наместников, строить новые селения и заводить соляные варницы. Кроме этого, Строгановым дано было право в течение 20 лет вести беспошлинную торговлю рыбой и солью, что обеспечивало хозяевам края большую экономическую выгоду. Свободная торговля солью оставалась до 1705 года одной из главных статей дохода местной экономики, привлекавшей в Кайгород скупщиков из Хлынова, других вятских городов и соседних регионов.

Укрепление Кайгорода совпало с заведение Строгановыми усольских соленых варниц, поэтому наличие защищенного поселения на длинном участке северного лесного маршрута должно было обеспечить безопасность этих приисков и пушных промыслов от набегов сибирских татар, вотских и других воинственных племен, приходивших с юга и востока. Желая раз и навсегда покончить с агрессией неспокойных соседей и распространить свое влияние на Западную Сибирь, Строгановы в 1581 году сформировали и оснастили дружину, основу которой составил отряд казаков под командованием Ермака. По бытующей еще с досоветского периода легенде, именно отсюда, из Кая, куда начали стекаться лихие свободные люди, и был отправлен отряд для покорения Сибирского ханства. Есть так же сведения, что в те годы окрестности Кайгорода находились в зоне военных действий, вызванных нападением на великопермские земли вогульского князя Кихека, главный удар которого пришелся на Соликамск.



Село Кай (Кайгород), 1558 г.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.В опубликованных источниках сохранились документальные сведения о приобретении Строгановыми земельных участков с описанием их границ, которые располагались на территории Кайгорода и прилегающих к нему угодий. Так, сын Григория Аникиевича Микита Строганов «купил полянку у кайгородца Фильки Васильева сына Хромова, пашенную землю. А в межах та полянка по купчей в западную сторону с Гаврилком Васильевым сыном Санниковым, подле двора и подле огорода по огородному прямо к озеру, а мерою по той меже 50 саж., а в северную сторону межа с тем же Гаврилком Санниковым с Бородавнинской землею мерою 41 саж. без трети, а в восточную сторону межа с Бородавнинскою землею, мерою 38 саж., а с полуденною сторону межа подле озера по огороду прямо 32 саж.». По другому документу на покупку земли Микита Строганов в 1606 году по царскому указу получил «на пасад на приезд под двор подле старого кабацкого двора, в длину к озеру прямо под гору и с болотным местом в длину 25 саж., а поперек и с кабацкого двора 15 саж.». Тотже Микита добился выделения участка против Волосницкого погоста на «иседах» под устройство судовых пристаней и строительство амбара, кроме того, на том же погосте им был куплен двор монастырский и два амбара - хлебный и соляной. Приобретались Строгановыми и другие земельные участки в здешних местах.

Кайгород оказался на стратегически важном участке территории северо-востока между основными областями русского государства и урало-сибирскими землями. С западной стороны сходились две большие дороги, одна из которых вела в Москву, а другая имела южное направление в сторону Казани. Через этот пункт было удобно наладить торговлю солью, осуществлять натуральный обмен и взаимовыгодные деловые и житейские отношения с местными народностями. Здесь была создана крупная транзитная база по хранению и доставке различных товаров с Урала и из Сибири в центральные районы государства и за границу. Кроме соляных складов-магазейнов в Кае были сосредоточены амбары с продукцией сибирских и кунгурских, а позднее - и Кирсинского железоделательных заводов. С тех лет, наряду с Солью Камской и Чердынью, Кай с уездом входил в область Перми Великой, где оставался до 1708 года. Находившийся на пути важной государственной дороги, Кай не раз посещался известными иностранцами-дипломатами, оставлявшими свои путевые записки о городке. В апреле 1692 года в Кае побывал голландец Ебергард Избраннидеса, который в тот период был направлен в составе правительственной делегации в Китай для налаживания межгосударственных торгово-экономических отношений. В 1713-1714 годах воспоминания о Кайгороде и его окрестностях оставили проезжающие здесь китайские послы Ту-Ли-Шен и Но-Ян, которые направлялись к калмыцкому правителю Аюкхану. По их сведениям население города составляло 200 исключительно русских семей, посещявших находившихся там деревянных храма.




Село Кай (Кайгород), 1558 г.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.Для исполнения власти в городке имелась ратуша с соответствующим административных аппаратом и таможня. Управление городом до 1613 года, пока в Кайгороде не было учреждено воеводство, осуществлялось великопермскими наместниками из Чердыни. На месте находилист только старосты и судьи. Затем военная власть стала поддерживаться воеводой, в распоряжении которого находился небольшой стрелецкий гарнизон. Был построен арсенал, где имелся пороховой погреб, содержались лафетные и ручные пищали, чугунные и каменные ядра, свинец для литья пуль. Кайгород того периода с постройками жилого, хозяйственного и служебного назначения располагался, как следует полагать, в районе Кашиной горы -- естественной ландшафтной доминанты, обладавшей хорошими фортификационными качествами.

Территория укрепления была обнесена острогом с двумя башнями на въезде и выезде. До настоящего времени здесь сохранились следы укреплений конца XVI-начала XVII веков -- высокий, защищавший город земляной вал, прорезанный в настоящее время дорогой в поселок Кряжевской. Посадские дворы, мелкие амбары, жилье бедноты находились за пределами стен города. В переписи населения, проведенной в 1579 году, Кайгородский уезд приравнивается по значению с Усольским, где располагалась резиденция Строгановых. Другим свидетельством значимости уезда стал факт получения Каем статуса Приморского города наравне с такими городами как Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегорск, Хлынов, Чердынь и Соликамск.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.


По переписным книгам "дворов и людей в городе Кае, в окологородском стане и в волостях", составленным в 1678 году Н. Д. Глебовым и подъячим Т. Антроповым, в Кайгороде числилось: "подъяческих и приставов и церковных причетников и сторожей 18 дворов, людей в них 50 человек, посадских 104 двора, людей в них 281 человек, бобыльских 6 дворов,...". Окружающие город поселения состовляли 16 деревень и 35 починков, в которых находились 184 крестьянских двора. По переписи местного населения, произведенной полковником князем Сонцовым-Засекиным в 1723 году, в Кайгороде числилось 338 посадских людей, а во вем уезде 3294 крестьян. Счет велся, как тогда было принято, только по главам семейств. Кайгород с уездом, сделавшись важным складочным пунктом в сибирской торговле, продолжал благоустраивать и увеличивать свою территорию. Вторая подушная перепись, проведенная ы 1743 году, показала увеличение численности населения в уезде до 3727 человек, в том числе посадских 299 и вотчинных 58, Значительный рост посадского населения до 328 человек был отмечен по итогам третьей переписи, которая проводилась в 1764 году в связи с упразднением Кайгородского уезда. При этом общее количество населения в уезде составляло 3758 душ.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.


Кайгородский уезд. который располагался на западной окраине Перми Великой, занимал обширную территорию. Южная граница уезда проходила несколько южнее истока Камы. Восточный рубеж уезда от устья реки Порыш пересекал Каму и шел на север до границы бывшего Пустоозерского уезда и далее до реки Сысолы, поднимаясь выше села Кайгородского (современный Кайгород, райцентр республика Коми). Далее граница шла по направлению к истокам реки Кобры но юго-восток, потом -- по руслу Кобры до ее средней части. Территория уезда в XVII - начале ХVIII веков обладала Г-образным очертанием, направленным верхней частью на запад. В административном отношении Кайгородский уезд разделялся на Окологородний стан в центральной части и три волости - Волосницу, Зюздинскую и Колыч. Был весьма малонаселен: в 1678 году в уезде числилось всего 1017 дворов. В 1708 году, при организации Сибирской губернии с центром в Тобольске, Кайгородский уезд вошел в ее состав. При очередном административно-территориальном делении в 1719 году губерния была разбита на три провинции - Тобольскую, Соликамскую и Вятскую; Кайгород с уездом оказался в составе последней. Реорганизация «городской части» в Вятской провинции, последовавшая в 1721 году, поделила города на разряды, соответствующие количеству народонаселения. В таких городах как Хлынов, Слободской, Кай и Кунгур, имевших не менее 600 дворов, были учреждены магистраты, состоявшие из двух бургомистров. С того времени последовало разделение ремесленников на профессиональные цехи; в Кайгороде организовался цех кожевников. Учрежденный герб города состоял из двух частей: в верхней помещался вятский герб - «в золотом поле из облака рука, выходящая, держащая натянутый лук со стрелою, а над ней в верхней части щита крест красный», в нижней - «в голубом поле, три скопки рыбьего клею, которым жители торгуют». В 1764 году Кайгородская воеводская канцелярия и ратуша были упразднены. Кайгородский уезд как самостоятельная административная территория был ликвидирован и присоединен к уезду Слободскому. Сам Кайгород стал числиться пригородом с учреждением в нем Комиссарства для понуждения местных жителей к хлебопашеству и заводским работам.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.


Об изначальной планировке Кайгорода известно немного. Общая «сетуацыя» околоградья - расположение основных улиц, культовых зданий и направления главных дорог, отражена на дорегулярной планировочной схеме, относящейся ко 2-й половине XVIII века. Особенностью этой ситуации является свободная трассировка улиц и ломаная конфигурация межевых границ застройки, территория которой укладывается в пределах центральной части современного плана села. Стержневой транзитной магистралью была большая дорога из губернского города Вятки на Соликамск, которая проходила через весь город с запада на восток, а затем под прямым углом доходила до южной границы и, повернув на восток возле соборного комплекса, направлялась к переправе через Каму. Нижний, ориентированный в юго-восточном направлении участок застройки, где находился комплекс Успенского Троицкого монастыря и соляные амбары, имел отдаленное расположение мысового характера между пойменными заболоченными низинами, ограниченными берегами озер и речек. Ландшафтная основа, на которую предполагалось наложить сетку регулярного плана Кайгорода, представляла собой вытянутую котловину между склонами Кашиной горы на северо-востоке и северо-западе. Главная историко-пейзажная достопримечательность Кая - Кашина гора, получила свое название по имени некоего Каши Мартьянова - котельни-чанина, пленённого в 1557 году на этом месте пробравшимся на север отрядом лазутчиков-черемисов. Пойменная, местами заболоченная терраса Камы, составляющая неотъемлемый историко-ландшафтный фон поселения, крупной лукой огибает обширную луговину-партер перед селом. Здесь расположены озера Шорты (Шарты) и Силкино (Кичам) несколько ручьев (на старой карте отмечены их названия: Романовский, Кашинский и Гузнищенский), речка Вашго-род (Вольва), левый берег которой естественно ограничивает южную часть застройки села.


Село Кай (Кайгород), 1558 г.Применительно к пространственным параметрам, рельефу и значимости города для его перепланировки была предложена простая, имевшая прямоугольное очертание схема генерального плана, конфирмованного в августе 1784 года. Планировочным центром городка намечалась торговая площадь, выходившая на улицу Набережную и имевшая перспективное пространственное распространение в южном направлении. С севера площадь оформляли корпуса присутственных мест; южная сторона не имела ограничивающей застройки и естественным слабым уклоном простиралась до озера Шарты, визуально вбирая постройки Успенского Троицкого монастыря. Две небольшие периферийные площади формировались возле Никольской церкви и комплекса Воскресенского собора. Для возведения каменных и деревянных зданий предлагался набор типовых проектов, рекомендованных «против притчии новостроющихся городов» в других уездных центрах губернии. Санкционированная террьм тория квартальной застройки ограничивалась рамкой гласисного рубежа, имевшего заставы с трех сторон. Находившаяся за городом юго-восточная часть Кашиной горы была отведена под кладбище и была отмечена поминальной часовней. По сообщениям начала XX века земляной вал, который ограничивал поселение северной стороны, оставался единственный сохранившимся свидетельством бывшей на этом месте «крепостцы», имел длину до 10 сажень, высоту - до З аршинов, «от времени... обрушивается и обрастает травой...». Давно ставший местной исторической достопримечательностью, вал фактически оказался за пределами территории населенного пункта и не влиял и формирование его новой планировки. Следует отметить, что не получив дальнейшего развитие в качестве уездного центра, упраздненный, превращенный в село Кай тем не менее сохранил в соответствии с регулярным планом масштаб и геометрически правильную сетку кварталов, привязку административно-общественных зданий на предначертанном участке, границы основной жилой застройки.


Село Кай (Кайгород), 1558 г. 1 - амбар общественный;
2 - больница земская;
3 - усадьба Стрелкова Я. Д.;
4 - церковь Воскресения (деревянная);
5 - Успенский Троицкий монастырь;
6 - магазейны соляные;
7 - церковь Воскресения;
8 - церковь Николая Чудотворца (деревянная);
9 - старый питейный дом;
10 - новый питейный дом;
11 - кладбищенская церковь;
12 - волостное правление.

Согласно сведениям по духовному ведомству в 1735 году в Кайгороде сгорели две деревянные церкви -- холодная Спасская и теплая Ильинская. Церковное имущество было спасено, и его перенесли в третий храм Фрола и Лавра, оставшийся невредимым. В 1753 году иерей Иона с причетниками и церковный староста Т. Утробин обратились в епархиальную консисторию. Просьба заключалась в построении новой Николаевской церкви с Фроловским приделом в замен одноименной обветшавшей. Постройка Никольского храма завершилась в 1766 году. а через год его освятили. Флоро-Лавровский приделосвятили в ноябре 1768 года. Во второй половине XVIII века, как отражено в метрических книгах, в Кайгороде были две деревянные церкви -- Николая Чудотворца и Воскресения Христова, которая сгорела в июне 1843 года от удара молнии. Церковный комплекс дополняла отдельно стоявшая деревянная колокольня восмериком от земли, высота которой доходила до 10 саженей. Первоначально она могла иметь характерное шатровое завершение, основанное на столбах над ярусом звона.

Ходатайство о перестройке соборной Воскресенской церкви возбудили в 1766 году. В прошении говорилось о сохранении названия главного престола холодного храма и устройстве в трапезной двух дополнительных зимних приделов: во имя Спаса Нерукотворного с южной стороны и Успения Богородицы. При этом Спасский придел посвящался сгоревшему в 1735 году одноименному холодному храму, а Успенский - приписной к собору старой церкви кайгородской Успенской пустыни, оставшейся без прихода. В конце 1767 и начале 1768 годов теплые приделы вновь построенной деревянной церкви были освящены, а главный Воскресенский престол - в 1769 году.

Успенская Троицкая пустынь обособленно находилась ближе к берегу Камы южнее границы Кайгорода примерно на том месте, где позднее образовались небольшие коми-пермяцкие деревни Плёс и Монастырь. Подобно Верховятской Спаса Преображенской обители, местный мужской монастырь, считавшийся одно время ее подворьем, был основан, по преданию, при участии Преподобного Трифона Вятского в конце XVI века на оживленной большой сибирской дороге. Надо полагать, что в те годы братия не испытывала особой нужды за счет пожертвований частых странствующих паломников и проезжавших купцов. В 1723 году к Успенской пустыни была приписана Сретенская(Сырьянская) обитель, которая находилась у Кажимской дороги на берегу речки Чюквы - притока Сысолы. О постройках этих монастырей сообщается, что в них было четыре церкви и две колоколенки. Согласно описи 1725 года в штате находились 9 человек братии, два псаломщика, 12 трудников и 178 приписных крестьян. По указу Петра I обе пустыни в 1724 году были приписаны к Троице-Плесенскому монастырю, находившемуся на великопермских землях ниже по течению реки Камы в 80-100 верстах от Кайгорода. Известно так же, что в 1830 году храм Успенского монастыря сгорел. Как большинство небольших вятских монастырей Успенская Троицкая обитель была упразднена по секуляризации 1764 года.

В последней четверти XVIII века по 4-й ревизии 1782 года общая численность жителей Кайгорода составляла 375 человек, из которых больше всего было мещан «крайне бедного состояния». По сведениям за 1786 год при сильном пожаре выгорел весь город и после этого, хотя и отстроился заново, но «не по плану, а как крестьянское селение». Горожане занимались в основном хлебопашеством, другие - заготовкой и сплавом дров на соляные Дедюхинские промыслы, выработкой и поставкой на металлургические заводы горнового и жернового камня, гончарным делом и «бурлацкой работой на соляных судах». Оживление в застойной жизни городка происходило в редкие зимние дни, когда здесь останавливались транзитные караваны устюжских купцов по пути на Ирбитскую ярмарку. Управление Кайгорода осуществлялось ратушей, а так же словесным и сиротским судами. Расходы на содержание администрации, 9 почтовых станций и транспортную эстафету составляли более 4600 руб., в то время как городские доходы едва покрывали половину этой суммы. Учитывая складывающуюся экономическую ситуацию по предложению начальника губернии комитет министров рассмотрел в 1819 году вопрос об изменении статуса Кайгорода. Однако, жители воспротивились переводу города в разряд сельского поселения, пожаловавшись на непомерные расходы по содержанию своей администрации. Повелением Александра I этот вопрос был «оставлен без последствий», горожане получили значительное налоговое облегчение и сохранили на последующие 35 лет прежнее положение Кая. 11 января 1854 года по Высочайше утвержденному предложению Государственного Совета указом Сената заштатный город Кай был упразднен и преобразован в село с переводом его жителей, численность которых на тот момент составляла 323 человека, в социальную категорию государственных крестьян. Официально был закрыт и почтовый тракт между городом Слободским и Каем.

Описание маршрута первого сибирского пути, проходившего по территории кайгород-ских земель, содержится в издании 1871 года. Трасса той старой дороги пролегала через починок Высоковский и село Гидаево на Великий Устюг. Было на тракте и село Березовка -древнейшее поселение края, жители которого оставили свои дома еще сотни лет назад из-за частых набегов чуди и разбойного люда. Тем не менее, как отмечалось, остатки бревенчатых построек сохранялись там еще до 1870-х годов. Находилось это село предположительно у истока одноименного притока Вятки в 1,5-2 км от бывшего поселка «Мосэнерго». Из Кайгорода дорога направлялась в село Юксеево Велико-пермского края - так называемая «Юксеевская тропа», которая местами сохранилась до сих пор, и на протяжении около 90 верст проходила лесом. В конце XVII века путь к Москве поменял направление; теперь из Кая дорога шла на Вятку через Лойно, деревню Тихово, затея Екатерининское, Зимовку, Воронье и далее - н| город Слободской. Во второй четверти XVIII веч сибирский тракт был официально перенесен на юг и проходил более короткой дорогой черв! Казань. В 1739 году вышел царский указ, в ко| тором московскому, нижегородскому и казач скому купечеству, торговавшему с сибирскими городами, было предписано в течение пяти ла прокладывать свой маршрут на восток толыа через Вологду, Великий Устюг, Кай и Верхотурье. Такими мерами государство стремилось некоторое время поддерживать экономику северных территорий. Позднее, с окончательнья устройством нового государственного тракта в 1754 году объем транзитных перевозок через Кайгород резко сократился.

Летом 1771 года, когда в Кае побывал путешественник И. И. Лепехин, городок представля собой небольшое транзитное поселение на старой сибирской дороге. По ней давно уже никто не ездил кроме устюжских и архангелогородски купцов на ирбитскую ярмарку и на Кяхту, да и то только в зимнее время. Население города составляло 336 человек во главе с бургомистром. Все бывшие в Кайгородке фортификационные укрепления к тому времени уже не существовали, не было и никакой воинской команды. Городское строение состояло из 60 домов, большая часть которых напоминала «хижины» - настолько он были примитивны и бедны. Основным занятия кайгородцев была заготовка строевого леса и дров, которыми торговали даже в Соликамск и обеспечивали Дедюхинские и Новоусольскм солеварни. Кроме этого был развит гончарный промысел, хлебопашество и, конечно, извоз в зимние месяцы, приносивший жителям стабильный доход.

В публикациях первой четверти XIX века перечисляются деревни, составлявшие окружение Кайгорода. Среди них названы Каптол, находившийся в 4 верстах близ речки Кыдим, упомянут село Ушайское, в 2 верстах от которого стоял деревня Копотки, а в полуверсте от нее - два двора, называвшиеся деревней Зобовой. Дале находилась деревня Боровикова, состоявшая из 7 дворов. В начале 70-х годов XIX века в сельском приходе, территория которого простиралась на 17 верст от церкви и состояла из 29 деревец числилось более 2300 человек. К началу второго десятилетия XX века число прихожан достигет более 3500 человек, а селений в округе до 1 1/2 версты - 34 единицы. В деревнях было три деревянные часовни, построенные в начале столетия: одна в честь Покрова Богородицы другая - «Чакушская» - во имя Параскевы Пятницы и третья, «Кибановская», была посвящена Усекновению Главы Иоанна Предтечи и Симеону Столпнику. Дети обучались грамоте в сельском смешанном одноклассном училище, открытом земством в 1869 году, в школе, находившейся в деревне Ожаки и в ремесленной школе. Число учащихся в земском училище доходило до 66 человек. В 1922-25 годах для школы построили новое деревянное здание на кирпичном цоколе. ремесленная школа функционировала с 1869 по 1879 годы. В ней обучали бондарному, столярному. гончарному и кузнечному мастерству. С 1871 школа находилась на содержании земства. имелись в Кае больница и волостное правление. Прихожане занимались земледелием, а так же гончарным промыслом на базе месторождения пластичной глины; валили и сплавляли лес по Каме, рыбачили, охотились на зверя и дичь. Кайгородское село весьма бедно строениями, которые по большей части представляют ветхие лачуги. В селе две улицы, идущие параллельно и пересекаемые несколькими поперечными переулками. Домов в селе считается 100 (по данным на 1870 год; через три года - 110 - авт.); из них только два построены на образец городских. За селом, на Кашиной горе, стоят винные подвалы, единственное каменное строение в селе, принадлежащее ныне частному лицу. В селе две церкви -- одна каменная, а другая деревянная, ныне упраздненная. Жителей в селе насчитывается... 744 по данным на 1870 год; через три года --570 авт.)».

Другое описание, так же относящееся к середине - второй половине XIX века, касается жилой застройки деревень кайского прихода. «Дома в деревнях строятся без всякого порядка, они тесны и, по большей части, без труб. Нередко встречается, что во второй половине избы находится корова с теленком, пара свиней, куры. Внизу у пола настолько холодно, что зимой бывает вода замерзает, вверху стелется дым». Одним из просветителей местного населения был студент-медик В. А. Соколов. Важным событием культурной жизни края стало создание здесь 11 ноября 1896 года библиотеки-читальни, открытой в доме лесопромышленника Шутова.

О природных богатствах здешних мест много писали еще в XIX веке. Из минеральных ископаемых в окрестностях Кая имеется бурая и болотная железная руда с большим содержанием серы, встречается железный колчедан, «жерновые и точильные камни», красная гончарная и огнеупорная глина. Отмечалось, что в конце 1850-х годов кайскую руду обжигали на месте, а затем доставляли на Песковский завод и плавили там в домнах. Местное предание гласит о наличии в окрестностях села недалеко от Кашиной горы глубоких колодцев, сообщавшихся с обширным подземным соляным бассейном.

Село Кай (Кайгород), 1558 г.С декабря 1898 года по август 1899 года в Кае находился известный революционер, будущий председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский, который был сослан сюда под надзор полиции по распоряжению Николая II от 24 мая 1898 года. В 1938 году в доме, где жил Феликс Эдмундович был открыт музей его имени. Капитальные ремонты этого здания проводились в 1951, 1969 и в 1987 годах. Во время последней реконструкции сруб полностью раскатали и сложили заново с использованием нового материала. В декабре 1993 года, в связи с политическими переменами в стране, профиль музея был изменен. С того времени это - Музей истории села Кай, совмещенный с Домом традиционных вятских ремесел.

В 1923 году в селе была организована школа крестьянской молодежи и проведен первый волостной слет пионерской дружины. Через тринадцать лет специальным постановлением ВЦИКа было принято решение о присвоении имени Ф. Э. Дзержинского Кайской школе, которая в 1938 году стала десятилетней. Из Московского музея Революции был прислан бюст железного Феликса, который установили в сквере перед зданием школы. Старое деревянное школьное здание, которое неоднократно ремонтировали и расширяли, простояло до середины 1980-хгодов, пока на его месте не была построена современная школа из силикатного кирпича.

В 1930 году здесь образовалась сельхозартель имени Революции 1905 года, объединившая 213 крестьян, в распоряжении которых было 90 га пашни и 100 га лугов. Медленно, в течение десятилетий проводилась упорная работа по устранению коммуникабельной оторванности села от районного центра. В 1959 году здесь появилась телефонная связь, в начале 1960-х годов - радиовещание и центральное обеспечение электроэнергией, а в 1980 году - телевещание. Ко второй половине 1980-х годов относится строительство наиболее важных объектов - средней школы на 195 учащихся, Дома культуры и асфальтированной дороги, связавшей Кай с районным центром. Одной из местных примечательностей, обращающей на себя внимание, является жилой дом В. Н. Белых, фасад которого украшен самобытной деревянной резьбой и скульптурой.

• ВЕВ. -Вятка,1873. - 16марта(№6). - С. 196;
• Вятская Епархия... -с.531;
• ГАКО. Ф.237. Оп.76.Д.242( 1766 г.) О постройке церкви соборной Воскресенской в Кайгороде;
• ГАКО. Ф.237. Оп. 141. Д. 1088. (1838 г.) О сгоревшей в городе Кае упраздненной деревянной церкви;
• ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1.Д. 5. Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год. Рукопись.- Л.449-450;
• Зиновьев А. Древние грамоты//Прикамская новь. -Кире, 1992.- 7мая (№54). - с.2;
• Киприянов А. Здесь был Дзержинский //Кировская правда. -Киров, 1983. - 1 марта (№50). -с.4;
• Киприянов А. На семи ветрах // Прикамская новь. - Кире, 1991. -2марта(№27). -с.2;
• Киприянов А. Что людям дорого // Прикамская новь. -Кире, 1991. - 14 марта (№32). -с.З;
• Киприянов А. Кай, седин твоих златое серебро // Прикамская новь. - Кире, 1995. - 17 янв. (№5). - с.2;
• Копчикова Т. И. Село, некогда давшее имя району // Прикамская новь.- Кире, 1992. - 3 окт. (№119). - с.2;
• Копчикова Т. И. На Кайской земле // Прикамская новь. -Кире, 1993. - 17 июня (№70). - с.2;
• Копчикова Т. И. Грамоте и ремеслам обучали //Прикамская новь. - Кире, 1996. - 15 февр. (№19). - с.2; ;
• Копчикова Т. И. Чтобы помнить о прошлом // Прикамская новь. - Кире, 1998. - 11 июня (№69). - с.2;
• Листопадов А. Адрес красоты - село Кай. Удача умельца Виктора Белых// Прикамская новь. -Кире, 1992. -9июля(№82). -с.2;
• Миронов А. Еще одна встреча с Каем// Прикамская новь. - Кире, 1994. - 7июня(№65). -с.2;
• Осколков Е. Н. Древние обители // Прикамская новь. - Кире, 1991. - 22 окт. (№126). - с.2;
• Осколков Е. Н. Кай: неизвестные страницы истории //Прикамская новь. - Кире, 1991. - Здек. (№ 143). - с.З;
• Осколков Е. Н. Конец древних обителей // Прикамская новь. - Кире, 1993. - 19июня(№71). - с.З;
• Осколков Е. Н. Страницы старины глубокой // Прикамская новь. -Кире, 1988. -23,25авг. (№101, 102). -с.2;
• ПКВГ на 1870 год. Отд. V. - Вятка, 1870. - с. 174-178;
• РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. 1648- 1649гг. Оп.2. Ед. хр.22;
• РГАДА. Ф. 159. Приказные дела новой разборки. 1671-1693 гг. Оп.З. Ч. 1. Ед. хр. 115,289, 559, 573, 1202, 1289, 1457, 2721, 2725, 3002, 4022, 4227, 4530; • • РГАДА. Ф.248. Сенат. 1734-1738 гг. Оп.8. Ед. хр. 449, 451; РГАДА. Ф. 729. Кайгородский городовой магистрат.;
• РГАДА. Ф.1004. Кайгородская воеводская канцелярия. 1743-1748 гг. Ед. хр.2;
• РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. 1678 г. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 184; РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Вятская губ. Ед. хр.25. л. 1. Геометрический план г. Кая со осозначением во оном старого и вновь прожектированного строения. Тушь. Акварель. (1780 г.);
• РГИА. Ф. 1399. Оп.1.Ед.хр. 332. л. 3. План заштатного города Кая Вятской губ. с гербом и с указанием расположения существующих и проектируемых деревянных строений, церквей и казенных зданий, составленный губернским архитектором Ф. Росляковым. Тушь. Акварель, (кон. XVIII-нач. XIXвв.);
• РГИА. ф. 1399. Оп. 1. Ед. хр.ЗЗЗ. л. 1. Копия с Высочайше конфирмованного 13 августа 1784 года плана города Кая Вятского наместничества с указанием существующих и проектируемых каменных и деревянных строений, местоположения присутственных мест и правил по застройке города. Тушь. Акварель;
• Сычев В. И. Вятские монастыри в конце XVI - начале XX века // Европейский Север в культурно-историческом процессе. Материалы международной конференции. -Киров, 1999. -с.221;
• ЭЗВ. Т.1. Города. -Киров, 1994. -ее.171-186.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство