крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Петра и Павла.

Советский район, Греховское сельское поселение, Село Петропавловск (Ишлык).

Церковь Петра и Павла.В живописнейшем месте на берегу р. Вятки расположилось село Ишлык (Петропавловск). Возможно, здесь когда-то проживало население волжских булгар или удмуртов, так как в переводе с тюркского слово "ишлык" означает: иш — семья, лык — полная. Первое письменное упоминание о селе относится к 1620 году.

Сохранившиеся письменные документы сообщают нам о строительстве церквей в с. Ишлык в 1684 и 1695 годах.

В храмозданной грамоте Преосвященного Иоасафа Митрополита Казанского и Болгарского о построении вместо ветхой церкви во имя Петра и Павла таковой же новой в селе Ишлык значится: "В нынешнем 1684 году марта в 11 день били челом нам Кукарского уезда села Ишлыкова церковной староста Сенька Тимофеев, да рядовые крестьяне Ульянко Малков, Гришка Малков и все того села и разных деревень прихо- жаны..." А в челобитной их написано: "В прошлых годах построена у нас церковь Божия во имя верховных апостолов Петра и Павла. И ныне та церковь стала ветхая, стоит на берегу и вешнею водою подмывает".

Прихожане просят благословить готовить лес и на том месте, где ветхая церковь, построить новую, а остатки старого строения перевезти к берегу реки Вятки и там с осторожностью сжечь, а пепел сгрести в реку...

На вторую церковь во имя Великомученицы Параскевы от 27 июня 1695 года дает разрешение архиепископ Иона. "...Били челом нам Кукарского уезда села Петропавловского староста церковной Микишка Шуколюков с прихожанами своими..." В этой второй грамоте также говорится о ветхой церкви, которую нужно разобрать.


Церковь Петра и Павла.

Церковь Петра и Павла.


Церковь во имя Петра и Павла стояла на горе метрах в 200- 300-х к реке Вятке от руин каменной церкви, а вторая во имя Параскевы была внизу около бывшего здания волостного правления и перевоза через реку Вятку. Сколько времени стояли эти обветшавшие церкви и были ли они первыми, неизвестно.


Церковь Петра и Павла.

Деревня Притыка.


По преданиям, церковь св. великомученицы Параскевы построена в честь иконы Параскевы, которая приплыла по р. Вятке и приткнулась к берегу в том месте, где находится деревня Притыка (потому и деревня так названа). На самом берегу у реки стояла часовня, указывая, где именно была обнаружена икона. Икона имела большую ценность, она была на дереве в серебряной ризе весом 2 кг. С 12-ю клеймами, размером 80 х 50 см. Из Казани был даже прислан регламент, учиненный митрополитом Тихоном об охране и ответственности церковных служителей за ее сохранность. Как долго существовала церковь во имя Параскевы, данных нет, но на ее месте у здания волостного правления была построена часовня, где хранилась икона. А когда в 1840 году к каменной церкви на горе был пристроен особый теплый придел во имя св. великомученицы Параскевы с северной стороны, икона была перенесена в каменную церковь.

Построена каменная церковь во имя Петра и Павла в 1750 году. А колокольня высотой 40,5 метра по проекту казанского архитектора Кафтырева возводилась в 1780-1784 годах. В 1789-1797 годах церковь была обнесена каменной оградой с воротами византийской архитектуры.

За многие годы существования в церкви скопились исторические, культурные, культовые ценности. В архиве имелись указы времен Петра I. В библиотеке церкви 155 названий книг. Обращает на себя внимание белая серебряная риза с тремя позлащенными венцами иконы святых апостолов Петра и Павла. Вес ризы около 3 кг. Серебряный позлащенный крест весом 1700 граммов, привезенный из Казани во времена образования села

На колокольне десять колоколов наполняли медным гулом окрестности села в воскресенье и праздничные дни. Главный — вестовой колокол весил 76 пудов (1216 кг). Еще один со специальным паспортом (метрикой) с рельефным изображением Иисуса Христа и апостола Павла отлит в 1771 году в Чебоксарах мастером Григорием Ивановым. Ризницей и утварью церковь была снабжена достаточно. Многое было пожертвовано псаломщиками Анцыгиным и Кибардиным, крестьянами Шишкиным, Голомидовым, Перминовыми, священником Стефаном Ермолиным...

По количеству верующих приход был довольно крупным, из него образовались: Атарский — 1687 г. (с. Атары), Суводский — 1748 (с. Суводь), Богословский — 1859 г. (с. Ситёмка).

В 1900 году в Петропавловском приходе числилось 1285 человек мужского пола и 1358 женского. Всего 2643 верую¬щих. В селе существовало удельное училище (дата открытия неизвестна). С 1859 года священник Михаил Кунаев, псаломщик Алексей Левагин и его жена Любовь Ивановна при церкви безвозмездно обучали детей, преимущественно девочек. В 1877 году Яранским земством в селе открывается второе начальное народное одноклассное училище.


Церковь Петра и Павла.

Деревенский клуб.


С 1917 года после октябрьских событий церковная жизнь круто меняется. Хотя церковь согласно Декрету отделена от государства, церковное имущество перешло в собственность государства. В апреле 1919 года был составлен список церковного имущества, которое передано в пользование общине верующих по акту (соглашению). В 1927 году передача имущества снова подтверждается другими договорами с общиной верующих.

С 1927 года старостой церкви был Иван Тимофеевич Перминов. Из-за гонения на членов церковного совета, который состоял из 20 человек, к началу 1937 года осталось только 6 человек. Но уже и в 1936 году полноценной службы в храме не было. Последняя опись имущества церкви была произведена 4 февраля 1937 года. Далее идут хронологические моменты ликвидации общины и имущества, которые свидетельствовали о жизни края более трех веков.

В 1938 году состоялся суд с общиной верующих по факту недостачи церковного имущества. При описи была обнаружена недостача 16 серебряных предметов весом 6865 г и 36 предметов другой церковной утвари, как то: потир, крест, ковчег позлащенной бронзы и др. Из материалов суда следует, что церковь была ограблена в 1932 году, и список украдешь» го был передан председателю сельсовета Пуртову. Но он мер к розыску не принял. Общине верующих был предъявлен иск на сумму более 9 ООО рублей.

В конце 1936 года после смерти сторожа церкви Перминова Т. А. из д. Черепаново ключи от церкви держал у себя председатель сельсовета,

7 июня 1938 года в Советский РИК поступило заявление группы верующих Петропавловской общины об отказе от церкви. На заседании в РИК от этой группы присутствовал В. А. Менщиков. Под постановлением РИК стоят подписи: председатель — Фролов, секретарь — Созин.

15 июня все имущество передается ст. инспектору Советского райфо Г. В. Ситникову. 21 июля 1938 года постановлением №1316 облисполкома объявлено о расторжении договора с общиной, и здание церкви передано для использования под культурные мероприятия. Председателем сельсовета в это время был И. И. Пластинин.

Затем производится изъятие части имущества из церкви на склад райфо инспекторами райфо Бусыгиным М. И. и Сит¬никовым Г. В. в несколько приемов. А со склада райфо богослужебные принадлежности сдавались на заводы ОЦМ и в утиль — в заготконтору.

Но еще негласно в церкви служились молебны и прочие службы во время Великой Отечественной войны и после. Но в конце 40-х годов в церкви была организована льнопереработка, потом склад. В колокольне стояла электростанция для геологов. В самом начале 60-х церковь начали ломать, а из кирпича построили ферму у д. Чернопенье.

Стена церковной ограды была разрушена бульдозером, обломки кладки стены, заросшие бурьяном, видны и теперь. Плиты с церковного кладбища растащили местные жители на строительство. Разъехалось во все концы света и население округи. Если в 1900 году здесь проживало 2643 человека, то в 1999-м — 37. Не стало и названия — Петропавловский. Когда-то по названию церкви существовала Петропавловская волость, потом сельский Совет, а 30 августа 1996 года — Греховский сельский округ.

Вот так закончилась история церкви, связанная с историей села... Не стало и Притыки с Чернопеньем, теперь это все вместе называется Ишлык.

• А. С. Репин Кукарка-Советск : церкви края. Советск, 2009 г.



Церковь Петра и Павла.

Параходный маршрут действовал почти до конца ХХ века.



Церковь Петра и Павла.

Паромная переправа.



Петропавловская церковь, каменная, построена в 1750 г.; расстоянием от гор. Вятки в 150 в., от уездного города в 80 в., от благоч. в 10 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д. 700 с., пах. 24 д. 400 с., сен. 12 д., пахотною землею пользуются крестьяне; братский денежный доход: свящ. 450 р., диак. 300 р., псал. 150 р.; вместо руги получается св. 144 р., д. 96 р., пс. 48 р., осеннего сбора пост. на причт по 15 пуд. ржи и 40 пуд. овса; прихожан; правосл. рус. 1205 м. п., 1325 ж. п.; приход состоит из 19 селений, расст. до 8 вер.

Село расположено на горе, при реке Вятке, в местности лесистой только по берегу реки и по оврагам, которых в окружности очень много. В приходе два земских народных училища: Петропавловское в селе и Мальковское в дер. Смутяковской в 7 вер. Прихожане занимаются земледелием, но, по малоземелью, вынуждены отправляться на работы в Сибирь. Медиц. уч. в селе нет; вол. правл. Петропавловское находится вь 188; в. от села, Парох. прис. Кукарка в 9 вер.; ж. д. ст. Котельнич в 100 вер. Село стоит на проселочной дороге из слободы Кукарки в г. Нолинск.

• В. И. Шабалин. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство