крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Многофункциональный общественный центр «Арка».

Многофункциональный общественный центр «Арка».Кировская студия Design-do разработала концепцию для общественного здания, расположенного в г. Кирове на пересечении улиц воровского и Ленина. Далее приведено исследование с пояснениями от автора Проекта Дениса Карпикова.


Общественный центр «Арка».

1. Введение.

За последнее десятилетие объем строительства резко возрос. Но очень малую часть в этом объеме занимает социальное строительство, ориентированное на детей и подростков, по сравнению с жилым и коммерческим. Поэтому особенно актуально для дизайнеров и архитекторов, студентов этих специальностей, заниматься решением этой задачи – повышением качества и социальной стимуляции жизни общества. В данном процессе затормаживающее значение имеет отсутствие социальных программ по строительству и благоустройству жилых и релаксационных зон в Кирове.

Содержание данной работы представляет собой совокупность натурных наблюдений, в месте расположения проектируемого объекта. Исследования потенциала места. Выработка оптимальной концепции и решение на ее основе архитектурного образа, форм и конструкций объекта в целом.

Задачей проектного исследования является постановка цели на основе технического задания и вывод твердой концептуальной формулировки с техническим описанием предложенного объекта.

Многофункциональный общественный центр «Арка».


2.Название проекта.

Статус: Культурный центр или Центр промышленности КО (два направления).
Состояние объекта: Планируемый.
Рабочее название проекта «Арка» (архитектурный комплекс).

Многофункциональный общественный центр «Арка».


3.Местоположение.

Россия, г. Киров, ул. Воровского, ул. Ленина.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


3.1.Местоположение. Описание. Ценность.

Проектируемый участок расположен в центральной части города. Граничит с улицами Ленина и Воровского. Имеет равнинный рельеф.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


3.2. Доступность проектируемого объекта.

Проектируемая территория попадает в определение культурно-делового центра, благодаря своему расположению, так как рядом находится здание филармонии, близко – детская филармония, педагогический институт, школа.

Отмеченная выше улица Ленина, обслуживается множеством автобусных и троллейбусных маршрутов, а проектируемый комплекс как раз находится в непосредственной близости от автотрассы (ок. 10 - 15 м.). Таким образом транспортная доступность налицо и отвечает всем требованиям для такого рода объектов. Развит пешеходный узел. Есть въезд на территорию, что облегчает строительно-монтажные работы, и, в конечном итоге, – это серьезная коммуникация с трассой.

Парковка не оборудована. Стоянка возможна только с въездом на территорию. Емкость машино-мест небольшая.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


3.3. Анализ проблемных зон и дополнительных условий.

К проблемным условиям можно отнести:
1. отсутствие парковки;
2. фоновая застройка (юго-восточная часть участка);
3. недостаток зеленых насаждений со стороны автотрассы, исключающих шумопроницаемость и прочих вредных факторов;
4. останки сооружений (фонари, бордюры, бетонные блоки, остатки кирпичной кладки, старое дорожное покрытие и прочие бессистемные (не парковые) включения).
5. электрические воздушные сети занимают большое визуальное пространство
Проблемные зоны решаемые проектом, в данном списке не обозначены. Здесь приведены условия, на которые не распространяется проектная задача. Решения проблем частичной шумоизоляции и устройства парковки проектом предусмотрены.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


3.4. Потенциал проектируемого участка.

1. Потенциал места дает возможность использовать свободную планировку участка, а так же располагать в проекте специальными архитектурными формами, то есть использовать функциональную антропоморфную архитектуру для прилегающего мини-парка.

2. Транспортная связь с городом и окрестностями лучшим образом отвечает требованиям планировочной структуры.
3. Технические характеристики грунтов и прочих строительных условий приемлемы для решения выбранной задачи.
4. Визуально-ландшафтный анализ парковой и прилегающих к ней территорий показал – расположение объектов выше самой высокой точки здания филармонии возможно только с левого и правого флангов от нее, так как ином случае появляется разрушение образа (фронтальной композиции), который очень важен при формировании городской застройки и особенно площадей. В данном случае планируемый объект не находится в зоне открытого пространства, что положительно отразится на общей идентификации пространства.
5. Если воспринимать целостную ровную структуру площади перед зданием филармонии и прилегающие строения, по улицам Ленина и Воровского, то пустое пространство не совсем благополучно сказывается на образе. Высокие дома так же обозначают сильный вертикальный скачок. Следует учитывать то что существует понижение рельефа в проектном пространстве – это площадь (пересечение ул. Ленина и ул. Воровского).


Многофункциональный общественный центр «Арка».


4. Постановка проблемы.

В плане архитектурного проектирования, архитектурно-природные комплексы являются интересными проектировочными задачами. Выбранный объект исследования является малоизученным в области архитектуры и дизайна. Дизайнеры в нашей стране очень редко используют геоморфные, биоморфные и исторические архитектурные «богатства». На это влияет отсутствие теоретической и методологической базы, а так же подход молодых дизайнеров и архитекторов к подобным проблемам. В проекте приведены практические действия для решения упомянутых выше задач, а так же коротко изложены теоретические принципы формирования аналогичных комплексов.

В отношении мероприятий проводимых на территории подобных объектов следует выделить следующие недостатки:
1. низкая коммуникабельность и реклама. Решение – объект должен сам себя рекламировать, нести значительную информативную функцию;
2. нечеткая периодичность проекта или его сезонность. Решение – объект должен отвечать таким требованиям как всесезонность работы (здание и «ландшафт полного цикла»);
3. слабая конструкционная составляющая (конструкции не отвечают требованиям). Решение должно быть основано на тектонике, динамике существующей затройки прилегающих пространств;
4. масштаб одного района города;
5. слабая активизация параллельных программ в проектах. Помимо соревнований и тренировочных мероприятий не лишним будет использование объекта для выставок, учебных занятий и т.д.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


4.1. Определение заказчика.

Пожелания, а нередко и вкус заказчика определяет программу на проектирование здания и территории. При этом взгляды заказчика во многом определяют выбор архитектора для выполнения проекта и общий характер проектного решения.

Потребительские требования, выявленные в процессе проектного анализа, являются одной из ключевых основ в проектировании – это совокупность социальных, функциональных и эстетических норм. Этому набору критериев должен отвечать проектируемый объект. Возможность прогнозирования, по мере развития общества, потребительских требований осуществлена в значительном объеме.

Для комплекса «Арка» заказчиком является общество в целом, которое, по мнению проектировщика, сознает потребность в такого рода объектах. Помимо этого заказа осуществляется вливание нескольких дополнительных, предусмотренных проектировщиком положений, дающих новые универсальные возможности.

Проектировщик значительно расширяет сферу применения обыденных, по функции, в благоустройстве сооружений, так же и свою ответственность при такой постановке задачи.

Группы людей, которые берутся для изучения при проектировании комплекса, считаются потенциальными пользователями данной среды. Объединяющими для всех групп будут следующие условия – это позитивное отношение к природе, потребность в интеллектуальной работе и отдыхе. Основной группой будут родители с детьми дошкольного и школьного возрастов и дети с педагогическим или медицинским персоналом. Меньшая группа – это взрослые, в основном люди которые ведут здоровый образ жизни и используют для отдыха подобные места. Третья группа – это люди преклонного возраста, которые также нуждаются в отдыхе. «Арка» создан для всех возрастных групп. Следует отметить, что в настоящее время существуют места отдыха: клубы, кинотеатры, дискотеки, парки, которые не обладают таким общевозрастным контингентом пользователей. В проекте «Арка» при одновременном присутствии всех вышеперечисленных групп, появляется связь не только между отдельными людьми, но и связь целых поколений. Вот задача средового дизайна в этом месте, этому способствует и выбранная концепция и портрет пользователя. Максимальное единовременное присутствие пользователей на территории комплекса 30 – 120 человек. Цифра дана как условно комфортная, с учетом проведения каких-либо мероприятий. Загрузка здания: до 1300 человек. Не исключено высокое международное значение объекта.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


5. Объект.

Так как в основу разработки объекта не было положено техническое задание, проектировщик выдвигает информацию, как о концептуальном решении пространства.

В состав архитектурных сооружений и рельеф местности должны быть включены следующие элементы:
1. мобильные сборно-разборные мембранные сооружения;
2. специальные архитектурные образования - спортивные;
3. освещение, визуальные коммуникации, МАФ;
4. дорожки и прочие коммуникационные пешеходные системы (мостики);
5. выполнение геопластической планировки территории.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


5.1. Концепция. Тип. Назначение.

Проектируемый объект типовых характеристик не имеет, так как за последние десять или даже более лет – это первый подобный комплекс, содержащий общую среду, включающую в себя природную, культурную и архитектурную составляющие в Кирове. Соединяет в себе системные условия проектирования современного средового дизайна.

Концептуальная оболочка состоит из нескольких мощных смысловых групп, объединенных средствами архитектуры и организации рельефа. Подробно рассмотрим эти группы. Встречающиеся в тексте описания планировочной структуры будут подробно освещены ниже.

1.«Арка» - пространство для отдыха. Благоприятная экологическая обстановка – основной параметр для выбора места отдыха современного человека. Так как «Арка» находится в собственной зеленой группе, можно сделать заключение, что проект в полной мере обладает первостепенными релаксационными факторами.

2. «Арка» - выставочная площадка. Выставка под открытым небом. Несколько вариантов тем, которые можно будет реализовать в рамках комплекса:
- выставка-продажа для художников и скульпторов;
- выставка садово-парковой архитектуры;
- выставка ландшафтного дизайна с организацией микро-дендрариев.

3. «Арка» (здание) - как культурный центр или Центр промышленности Кировской области, со всеми наборами характеристик.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


5.2. Тип планировки. Композиция.

Задачи архитектурной композиции при проектировании архитектурно-природного комплекса:
1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом и местными условиями.
2. Выражение конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно-пространственном решении.
3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру.

Под композицией понимается такая организация элементов и свойств формы в целостную систему, которая объединяет все элементы в единое целое и помогает наиболее выразительно выявить идею произведения, его содержание. Попытаемся вывести закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную среду. Следует учитывать, особенно, эмоциональную выразительность.

Анализ природных параметров местности, в композиционном плане говорит о следующем: графическая структура пейзажа – это горизонтальные образования (равнинный пейзаж), а по пластической структуре пейзажа – это мелкая скульптурность рельефа (имеется в виду проектный участок). Согласование графической структуры и архитектурной формы будет строиться на идентичности пластики рельефа и зеленых насаждений: горизонтальные, вертикальные, наклонные и кривые линии. Зрительное и пространственное растворение объектов в среде (проницаемость). Взаимное расположение формы и среды представляет объективное свойство – ориентацию. Ориентация определяется соотношением ее положения с каким либо ориентиром присущим местности. В нашем случае – это «Арка». «Арка» полностью привязан к природному ландшафту, что дает возможность освободить архитектурную группу от градостроительных нормалей и осей (практически не зависит от близлежащей застройки), дает возможность более свободной постановки сооружения в пространстве. Дорожная ось ул. Ленина рождает множество точек обзора. Дорога обладает и динамической обзорной функцией. Панорамное видение целого объекта создает запоминающийся образ. Появляется информирующая функция.

Вывод: развитие фронтальной композиции является для автора проекта сильным толчком для формирования качественного динамичного образа.

Помимо привязки в плане следует отметить ориентацию относительно горизонтальной плоскости (с учетом наблюдателя всегда сориентированного относительно среды), которая выступает мощным средством эмоциональной выразительности, выделяя такие эмоциональные качества, как устойчивость.

В основу формообразования выделились, исходя из следующих параметров, посылки:

1. В современном мире особое внимание занимает экологичность изделия. Если говорить об экологичности формы, думаю, что – это есть природное отражение в нашем искусственно-материальном мире. Примеров в данной категории немного, но они все сильнее охватывают нашу жизнь. Поэтому выбор основного материала – кирпич.
2. Композиция в плане имеет место только на определенных готовых площадках в разных городах, так же и функциональные схемы. Здесь следует учитывать спортивные трассы и стереотипы движения.
3. Как указывалось ранее формообразование для парка будет строиться на основе природных форм физике движений человека. Арки основной ритм композиции, имитирует «стенку» акведука, в функциональном плане фасад. Это накопитель и демонстратор информации, световое пятно в вечернее и ночное время.

Формы в комплексе воспринимаются как устойчивые, они привязаны только к ровным плоскостям. Привязка относительно друг друга так же создает ощущение устойчивости.

Ориентация форм относительно сторон света предопределяет освещенность всех поверхностей естественным светом, от которой зависит эмоциональная оценка размеров, светлоты, цвета, фактуры. Для проектируемого объекта важнейшим будут являться характеристики солнечного освещения, движения солнца и его работы. Движение солнца относительно проектируемого участка можно охарактеризовать как очень удобное, максимальная солнечная активность сосредоточена на главных функциональных зонах комплекса. Создана микро-инсолляция, за счет разрезки фасадов. Благоприятные условия инсоляции скажутся и на зеленых насаждениях, что еще раз подчеркнет правильность выбора схемы ориентации всех элементов архитектурно-природного комплекса в пространстве.

Особо следует отметить так называемые композиционные границы – это насыщенные зеленые участки деревьев и кустарников, они формируют природное окружение, что благотворно сказывается на восприятии и целостной идентификации объекта. На восприятие пространства влияет и временной фактор, а особенно двигательный. Состоявшаяся среда скрепляется системой «зеленых отверстий», они вносят в композицию динамизм. Существенным свойством ориентации проекта в пространстве является его расположение, в большей части, относительно «теплых» сторон света.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


5.3. Архитектурные средства.

5.3.1. Характеристика архитектурных форм.

Пропорции архитектурных тел кратны пропорциям человеческой фигуры. Такие пропорциональные отношения обеспечивают согласованность всех элементов пространства, что улучшает его восприятие. «Арка» это самый объемный элемент в композиции, занимает большую площадь. В архитектурные особенности можно выделить постановку – опор (Арки). Опоры с виду тяжелые и крепкие, хотя конструктивное участие их в переносе нагрузок минимально.

В композиционном плане Арка очень интересен. Он развивается в пространстве сразу в нескольких направлениях - отсутствует сжатие или сопротивление какому-либо другому объекту или среде. Симметричный главный фасад - то подтверждает архитектурная практика; архитекторы часто применяют симметрию. Геометрию Арка можно охарактеризовать как свободную (остекление), но жесткую. Арка, как концентрированная точка, собирают под собой объемы и закрепляет их в пространстве.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


5.3.2. Искусственное освещение.

Эстетика света связана с его визуально-формообразующим действием, особенно для кирпичных поверхностей. Направление и структура световых потоков различного происхождения определяют условия восприятия объемно-пространственных форм и их деталей. По архитектурно-художественным вопросам городского освещения нет установленных или утвержденных положений, поэтому проектирование системы освещения на объекте «Арка» носит исключительно специальный характер. Необходимость использования архитектурного освещения вызвана тем, что комплекс будет использоваться в вечернее и ночное время, а так же выполнять задачи дежурного освещения для обеспечения безопасности. В этой части проекта предпринята попытка квалифицированно применить мощные средства современной светотехники, позволяющие создать сильное информационное воздействие, способное раскрыть для лучшего восприятия в темное время суток архитектурный образ.

Композиционные особенности применения искусственного освещения:
1. Фрагментарность световой картины «Арка». Невозможно осветить весь комплекс, особенно природную составляющую, поэтому освещению будут подвергаться только здание.
2. Темный фон неба и сравнительно темное окружение объекта, выделенное искусственным светом. Контрастное отношение освещенного объекта к фону.
3. Возможность создать эффект парения в темном фоне (небе). Эффект необычной легкости или эффект отрыва от земли.
4. Зонирование внутрикомплексных структур. Выделение главных и второстепенных объектов, областей передвижения.

Основным приемом искусственного освещения выбран заливающий свет, так как архитектурные тела обладают большими выступающими объемами, создающими глубокие тени. С помощью этого приема создается равномерное освещение больших ровных плоскостей. Таким же способом освещаются архитектурные монументы: арки, башни и другие, а так же скульптурные памятники (пример).

Следует отметить неудачный пример подсветки одного из старинных зданий в Кирове – это «дом Булычева» (ныне здание ФСБ), который обладает интересной глубокой пластикой, лепными формами и цветом. Здесь была нарушена световая целостность объекта, подчеркивание маломощными прожекторами отдельных частей памятника разворачивает пятнистую сетку, которая нарушает восприятие архитектурного произведения. Было бы уместным здесь установить снизу мощные прожекторы полностью покрывающие световым потоком весь фасад здания, это бы выявило целостность и значение самого здания в архитектурной среде и подчеркнуло статус – исторический памятник.

Целесообразно дополнять заливающий свет контурным освещением, используя для этой цели гибкие осветительные приборы, и, которые могут применяться временно. Система освещается с 4-х точек снизу и имеет собственное освещение. Самосвечение – распространенный метод ночной идентификации в архитектуре. Система обладает световой дугой, которая защищена тентовой мембраной.

Некоторые светильники могут устанавливаться временно. Характеристика фона – темный. Контраст архитектурных тел с фоном – средний, большой.
Используются светоизлучающие элементы в прожекторах теплой части спектра. Изменение цветности поверхностей сооружений освещением непредусмотрено. Органичное «врастание» источников искусственного освещения в архитектурно-природную среду, создает совместно с природными, уникальный художественный образ.


Многофункциональный общественный центр «Арка».

Многофункциональный общественный центр «Арка».

Многофункциональный общественный центр «Арка».


5.3.4. Цвето-фактурная характеристика.

Достижение гармоничности цветовых сочетаний в проекте «Арка» основано на нюансной и контрастной гамме, где нюансная относится к архитектурным телам, а контрастная – отношение архитектурных тел к окружающей среде. Нюансная гамма. В цветовых сочетаниях элементов сооружений преобладает серый цвет (кирпич). Активные цвета проектом не предусмотрены, так как тектоника сооружений динамична. Соединение активных цветов и динамичной тектоники привели бы к потере образа и разрушили геометрическую форму, разделив ее на разные элементы. Активными включениями будут являться диагональные профили остекления. Фактура корректирующее влияет на эмоциональную оценку массы формы в процессе ее восприятия – в основном это фактуры кирпича, увеличивающие массу. Бетонные конструкции «формуются» на месте (монолит). Все бетонные элементы с проемами выполняются горизонтально, после затвердевания бетона на каркасе.


Многофункциональный общественный центр «Арка».


5.4. Средства ландшафтного дизайна.

Для основных пешеходных коммуникаций проектом предусмотрены покрытия. Так как комплекс имеет открытую архитектурно-природную структуру для посетителей возможны любые передвижения помимо основных. Формы геопластики присутствуют в проекте – это искусственная природная среда с устойчивым рельефом и зеленым покровом. Зеленые насаждения являются действенным средством организации пространства, выступая как в роли ограждения, так и отдельных ее элементов. В формировании зеленой дополнительной массы, несущей функциональные задачи, проектом предусмотрены посадки деревьев и кустарников.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство