крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Клуб-столовая, 1939-1942 года (утрачен)

Верхнекамский район, Лесное городское поселение, поселок городского типа Лесной, ул. Ленина, 6, ул. Лесозаводская, 18.

Клуб-столовая, 1939-1942 года (утрачен)Находился в центре поселка, на южной стороне площади между улицами Лесозаводской и Ленина на том месте, где в настоящее время стоит Дом культуры. Деревянное двухэтажное общественное здание на кирпичном цоколе, выделявшееся свободной пространственной структурой и живописной ассиметричной объемной композицией.

Проект клуба был доставлен, судя по надписи «Краслаг» в штампе фасадного чертежа, с места прежней службы начальника Управления Вятского ИТЛ И. И. Долгих - из Красноярского ИТЛ. В ОКСе Вятлага разрабатывался рабочий проект и архитектурная детализация.

Возможно, в основу проектной документации была положена типовая разработка, предусмотренная к строительству на территории подобных поселений. По мнению историка Вятлага, подполковника внутренней службы в отставке В. И. Веремьёва, подтвержденной директором Мемориального центр истории политических репрессий «Пермь-36» В. А. Шмыровым, в поселке Ныроб Пермского края сохранилось подобное общественное сооружение. Однако, по сведениям, ныробский деревянный клуб, оштукатуренный изнутри и снаружи полностью утратил первоначальный облик и архитектурные детали.


Клуб-столовая, 1939-1942 года (утрачен)


Клуб-столовая, 1939-1942 года (утрачен)В облике клуба-столовой были оригинально вплетены архитектурные тенденции конструктивизма, выраженные в динамичном сочетатании разновысоких объемов, с традиционными классицистическими мотивами, включавшими даже ордерные элементы. Широкое использование классического декора и заимствование композиционных находок лучших произведений советского зодчества того времени -- характерные признаки, которые были присущи архитектуре клуба. В частности, при планировании надстройки-бельведера был использован абрис в форме пятиконечной звезды; этот прием был отработан на одном из самых известных общественных зданий предвоенных лет -- центральном театре Советской Армии в Москве (1934-1940 гг., архитекторыры К. Алабян, В. Симбирцев).

Рубленое без остатка с каркасной надстройкой третьего уровня, П-образное в плане здание состояло из нескольких композиционных связанных между собой объемов. Клубный корпус включал протяженный зрительный зал примерно на 400 мест с ложей и балконом, характерное поднятие сценической коробки и
просторное фойе, сообщавшееся с кулисами и блоком общественных бытовых помещений. В их состав вошли артистические уборные в двух уровнях, курительная, рационально составленные рекреационные помещения. В другом крыле размещались комнаты для клубной работы, кабинеты администрации, пищеблок и собоеденный зал столовой, совмещенный с верандой. В угловой части, ориентированной в сторону площади, находились главный вход и центральный вестибюль.

Главным композиционным акцентом здания являлась угловая часть, выходившая на центральную площадь поселка. Ее вертикальной доминантой был граненый бельведер, увенчанный антаблементом в форме пятиконечной звезды и балюстрадой ограждения. Выбранный угол на уровне первого этажа заполнял остекленный тамбур, который во изменение проекта имел многогранное очертание, а его перекрытие служило балконом второго этажа. Огороженный балюстрадой, балкон использовался в качестве трибуны. Балюстрада, как объединяющий архитектурно-композиционный элемент, активно использовалась в качестве ограждения террасы при входе в клубную часть со двора, танцевальной двухъярусной веранды столовой, парапетов ограждения крыши. Ажурно исполненная, овальная в плане открытая веранда по проекту имела двусторонний лестничный сход с нижнего яруса на территорию клуба. Здесь по генеральному плану был предусмотрен фонтан, открытая беседка, цветники и другие элементы благоустройства. Архитектуру здания изящно дополняли осветительные плафоны, шпиль флагштока, филенчатые накладки балконного плафона, другие декоративные элементы.

Конструктивную основу здания составлял сложный многосторонний сруб из бревен и брусьев, усиленный вертикальными стойками-сжимами, которые скрепляли стены при помощи болтовых соединений. Наиболее ответственное перекрытие зрительного зала пролетом 10 м. осуществлялось по деревянным балкам сечением 180 на 240 мм., распределенных с шагом 1780 мм. По балкам такого же сечения проложенных через 950 мм., был настлан пол зала, имевший характерный уклон в сторону оркестровой ямы. Перекрытия обеденного зала столовой и танцевальной веранды поддерживались рядами деревянных стоек-колон вносивших в интерьер элемент тектонического разнообразия.

Следует особо отметить уровень технического исполнения клуба, в постройке которого рубленые стены основного строительного объема удачно совмещались с каркас фрагментами и резными деревянными архитектурными деталями. Эстетический эффект в отделке внешнего оформления здания достигался контрастным сочетанием необшитого бревенчатого сруба, накладных ветровых досок и тесового заполнения брускового каркаса, объединенных естественной живописной фактурой натурального и обработанного дерева.
В начале 1944 года приказом начальника управления Вятлага полковника А. Д. Кухтиковав на базе поселкового клуба был открыт театр Вятлага НКВД, укомплектованы его штат, труппа и смета расходов на содержание. Актеры, музыканты, режиссеры, балетмейстеры и хореографы театра были собраны из числа заключенных и спецпоселенцев. На сцене играли популярная киноактриса тех лет Т. К. Окуневская (бывшая одно время художественным руководителем театра), а так же М. Г. Гребенщикова-Снегова, Н. С. Белецкая-Баранова, А. В. Касапов, С. В. Рацевич, А. Д. Сальк и другие талантливые артисты, которые обеспечивали высокий профессиональный уровень постановок. Хореографами были Ф. Ф. Бруземан, М. А. Сульер, Ф. О. Келлер; работали на театр композиторы П. А. Русаков (Поль Марсель), Р. Э. Пятс, Тяте, И. Э. Лепин и А. А. Дабельт, в дальнейшим режиссер киностудии «Ленфильм», многие и другие. В репертуар театра входили в основном наиболее популярные оперетты. Известность лагерного театра была настолько высока, что на его представления специально приезжали не только офицеры и вольнонаемные с отдаленных лагпунктов. но даже гости из Кирова и Москвы.


Клуб-столовая, 1939-1942 года (утрачен)


К сожалению, это интересное здание просуществовало немногим более тридцати лет. Причиной разборки могло послужить не столько техническое состояние клуба, сколько опасение за надежность его конструкций и вкусовой фактор, выраженный желанием «осовременить» площадь поселка более капитальным общественным сооружением. В середине 1970-х годов на месте деревянного клуба-столовой возведен по индивидуальному проекту кирпичный Дом культуры, оборудованный двумя главными залами общей вместимостью на 1000 человек, в овальном застекленном фасаде которого невольно отразилась отголоски конструктивизма.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство