крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Игра в готическую имитацию по-вятски.

Игра в готическую имитацию по-вятски. Богатый историей вятский особняк, известный в Кирове как «здание ФСБ», был построен местным архитектором И. А Чарушиным для богатого купца, промышленника и мецената Т. Ф. Булычева. Особняк был закончен в 1911 году, но из-за семейных проблем купца дом пустовал. Спустя несколько лет дом был продан городу под госпиталь. Позже использовался для размещения военных и силовых ведомств.

Эклектичная, богатая декором неоготика с восточными мотивами была наиболее респектабельным, романтичным и модным стилем в конце XIX века. Это был один из стилей Британской Империи, находившейся на пике своего мирового могущества, в котором сплетались английские ответвления готического стиля: перпендикулярный стиль, стиль с архитектурными элементами национальных культур британских колоний.

История появления такого особняка на Вятке начинается с желания Тихона Филипповича Булычева вернуть на малую родину дочь, привыкшую к столичной жизни. Купец решил выстроить ей самый лучший, современный, комфортный дом столичного уровня с модным на ту пору архитектурным обликом.



Особняк был оснащен современным инженерным оборудованием: электричеством, водяным отоплением, душем, телефоном и лифтом. К работе над зданием был подключен лучший архитектор Вятки И. А. Чарушин и бригада декораторов под руководством художника Н. Г. Джмухадзе.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Но так ли оригинальна архитектура особняка, который принято считать «архитектурной жемчужиной Вятки» и одним из символов города?

Почти за двадцать лет до появления дома Булычева в Москве на ул. Спиродоновке, 17 в 1893 году был выстроен, как о нем писали, удивительный дом, нехарактерный как для Москвы, так и для всей русской архитектуры. Вышеозначенный дом был заказан богатым купцом, промышленником и меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. Особняк предназначался для того, что бы заманить замуж известную, яркую и необычную женщину Зинаиду Григорьевну Морозову, которая была до этого замужем за его двоюродным племянником.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


«В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности. И молодой дипломат запнулся на полуслове, и почва ушла у него из-под ног».
Андрей Белый

Авторство проекта принадлежит прославившемуся и набирающим популярность в то время архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. Стилистически особняк решен в пышных формах неоготического декора. Для оформления интерьеров особняка был приглашён тогда еще начинающий художник Михаил Александрович Врубель.

«Заказывая свадебный подарок для любимой жены, Савва Тимофеевич желал, чтобы создано было нечто прекрасное, уникальное, сказочное… При этом как человек деловой и прагматичный, Морозов жилище для своей семьи представлял себе комфортным и оснащённым всеми благами цивилизации.»
Журнал «Новый Акрополь».

Со зданием связано множество легенд и слухов, подпитанных невыясненными обстоятельствами смерти хозяина С. Т. Морозова. Также данный дом послужил прообразом дома Булгаковской Маргариты и включен в туристические маршруты.

«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу -- особняк еще цел до сих пор. ... Ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. ... Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом.»
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Позже дом был перепродан семье Рябушинских, потом был приютом, а затем в 1929 г. национализирован и передан Наркомату иностранных дел. Теперь принадлежит Министерству иностранных дел. В 1996 году в нем проходила встреча глав государств «Большой восьмерки».

Так что же роднит два дома кроме схожих предысторий появления и стилевого неоготического решения?

На первый взгляд обнаруживается удивительная схожесть архитектурного языка зданий, что кажется будто автором является один и тот же архитектор. Складывается ощущение, что либо оба здания были калькой с одного исходника, либо более старый московский особняк послужил донором архитектурных приемов для вятского.

Оба дома имеют схожую посадку на участок с отступом от красной линии вглубь.

В объемно-планировочном решении дом Булычева кажется парафразом особняка Морозовых, который попросту был разбит и скомпонован подобно конструктору из блоков: ризалита (широкая выступающая часть фасада), эркера, крылец и плоскости стены с оконными проемами. В доме Булычева дополнительно слева появляется высокая башня, а ризалит смещается к центру и обретает пристроенное крыльцо. Дом Булычева выше и имеет три наземных жилых этажа, не считая башни. Похожее на дом Булычева здание существует в посёлке Вахруши Слободского района, построенное тоже И. А. Чарушиным, -- особняк Вахрушева Н. А. 1908 года постройки. Здание так же решено в неоготической стилистике с арочными стрельчатыми проемами, готическим декором, башенками и шпилями и имеет похожее объемно-планировочное решение из ризалита, стены и высокой башни.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Главная фасадная доминанта особняка Морозовых -- массивный ризалит с готической аркой и витражом, обрамлённый с углов двумя декоративными башенками и увенчанный широким резным аркатурным карнизом, который сверху рассечён на зубцы. Тот же самый ризалит идентичных пропорций и декоративного решения применен и в дома Булычева, только ризалит расположился по центральной оси здания, готическая арка превратилась в декоративную арку «Тюдор» над строёнными стрельчатыми проемами. Причем на левой высокой башне применено то же самое архитектурно-декоративное решение с готической аркой и башенками.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Боковой эркер в особняке Морозова расположен слева и имеет три грани, декоративно украшен карнизом с резным ограждением в готическом стиле и увенчан шпилями по углам. Еще одно небольшое отличие, кроме расположения самого эркера -- оконные проёмы верхнего этажа решены арками «Тюдор» в отличие от дома Булычева, где применены стрельчатые.

Стена с оконными проемами на главном фасаде объединяет собою все элементы фасада. В особняке Морозова стена решена пятью оконными членениями, а в Булычевском появляются две стены по три оконных членения. В архитектурно-декоративном решении стены оба здания схожи вплоть до пропорций окон.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Крыльца обоих особняков имеют определенные сходства: оба крыльца перекрыты нервюрным сводом, по верху декорированы резным ограждением с готическим орнаментом, а по углам украшены скульптурой. Наружные опорные столбы подпираются декоративными стилизованными контрфорсами.

Для оформления интерьера обоих зданий в помощь архитекторам были приглашены художники. Оба дома благоустроены лучшим на то время образом и оснащены передовыми инженерными системами: электричеством, отоплением, канализацией и водоснабжением. Интерьеры эклектичны, наполнены мебелью, скульптурой и деталями из ценных отделочных материалов с декоративными элементами и орнаментами в средневековом готическом стиле.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Но роднит эти два особняка, кроме архитектуры и похожих историй создания, еще одна интересная историческая аллюзия. На том месте, где построен особняк Морозовых, стоял деревянный дом в стиле ампир поэта И. И. Дмитриева постройки 1814 года. Автором этого дома был известный архитектор Витберг Александр Лаврентьевич, который позже отбывал ссылку в Вятке и являлся автором нескольких сохранившихся построек в городе Кирове, в том числе творцом утраченного уникального Александро-Невского собора.

Разумеется, схожесть архитектурного языка двух особняков и заимствованность некоторых элементов и приемов нисколько не умаляет достоинство и профессионализм И. А. Чарушина. Искусство архитектуры заключено не только в художественно-декоративном внешнем облике, но и в увязке здания с окружением, компоновке внутренних пространств, комфортных для жильца планировках, решении конструктивных и строительных задач, слаженной работе внутренних инженерных систем.

Заимствование удачных, эффектных и гармоничных архитектурных приемов допускается при обоснованном и разумном их применении. Строго говоря, готической архитектуры, как искусства строительства ажурных каменных соборов, наполненных средневековой католической эстетикой, на территории России никогда не существовало. В эпоху эклектики середины и конца XIX века использовались лишь стилизации декоративных элементов, передающие сказочный дух средневековья из литературных романов. Все неостили времен эклектизма являются заимствованиями, имитациями и отсылками на какой-либо оригинал.

Коробов А. И.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.


Игра в готическую имитацию по-вятски.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство