крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Дома усадьбы Г. С. Колошина, конец XVIII в.

Киров, ул. Московская, 31/101, 33.

Дома усадьбы Г. С. Колошина, конец XVIII в.Участок Московской улицы, примыкающий к Хлебной (ныне Театральной) площади, вятские купцы начали застраивать каменными домами уже через 3-4 года после утверждения плана губернской Вятки. В 1791 году на углу Московской и Никитской улиц были построены двухэтажный каменный и деревянный дома столоначальника Луки Шумилова и купца Григория Колошина. К концу века оба дома принадлежали Колошину.

В 1799 году вместо деревянного дома он построил одноэтажный каменный дом, хотя в 1798 году обращался с прошением «дать фасаду» на деревянный. Это не удивительно, поскольку по «примерным» фасадам конца века можно было строить здания и деревянные, и каменные. Фасад и план усадьбы составлены Ф. Росляковым. Впервые эта постройка упоминается в «Книге городовых обывателей» за 1799- 1801 годы: «Колошин Г. С.,47 лет, купец из крестьян. Дом на Московской улице, идучи из города на правой стороне, каменный». На снятом с натуры в 1799 году плане Вятки каменный дом на углу Московской и Никитской улиц уже показан. Кроме этого, Колошин имел ещё дом в Стефановской слободке, но жил здесь.

В середине 1810-х годов двухэтажный усадебный дом сгорел. При пожаре пострадало и угловое здание. В 1825 году его отремонтировали по проекту архитектора И. Д. Дюссар де Невиля. Крышу свели заново, и при этом со стороны двора выделали «чердак» - жилое помещение. По этому поводу полиция сообщала, что крыша по крутости «доходит до безобразия». Сгоревший двухэтажный каменный дом вдова купца Ксения Колошина восстановить не могла.

В 1832 году вся усадьба была приобретена купчихой Натальей Ивановной Хохряковой, и тогда же исполнявший должность губернского архитектора А. Е. Тимофеев выдал ей проект на пристройку к угловому зданию со стороны двора каменной кухни. Через 11 лет помощник архитектора И. Т. Соловкин выполнил для Хохряковой проект «восстановления» сгоревшего двухэтажного каменного дома (проект осуществили в 1845 году).

В 1853 году усадьбу купила дочь Хохряковой - Надежда Ильинична, по мужу Праздникова, а в 1874 году Анфилатовский банк продал всё имение несостоятельного должника М. И. Праздникова с торгов. С аукциона его купил Я. А. Прозоров - известный в Вятке благотворитель, не один раз уже жертвовавший на цели призрения бедных граждан крупные каменные дома. И эти два дома, и все усадебные строения Праздниковой он пожертвовал в 1878 году уездному училищу, после 1879 года реорганизованному в городское четырёхклассное. Среди окончивших его был и будущий писатель Александр Гриневский.

После муниципализации в 1918 году здания были переданы губернскому отделу народного образования и вошли в состав своеобразного комбината, получившего у жителей города название «школьного городка».

Дома усадьбы Г. С. Колошина, конец XVIII в.Угловой одноэтажный дом с подвальным этажом - памятник вятской архитектуры росляковского периода. Можно думать, что первоначально фасад его по Московской улице был отмечен центральным фронтоном, исчезнувшим при перестройке в 20-х годах XIX века. Об этом говорят сохранившиеся, как в «примерном» проекте № 24, группировки из трёх средних окон. Первоначально дом имел несколько иные пропорции и не казался слишком вытянутым: уровень мостовой со временем поднялся на метр, и квадратные окна цокольного этажа скрылись под асфальтом. Двухэтажный дом усадьбы и по внешнему виду, и по интерьеру отражает продолжение развития классицистического типа жилых зданий, но уже имеет и черты архитектуры грядущего времени. Проектируя его, Соловкин в максимальной степени использует сохранившуюся часть здания 1791 года, «росляковскую» компоновку и планировочное решение. Но он убирает центральный ризалит, портик, фронтон. Фасад становится плоским, подчиняясь вытянутому пространству улицы. Весь первый этаж покрывается рустом, шире становится фриз, заметнее горизонтальные тяги. Но ещё сохраняется нечётное число окон, парадное крыльцо в центре главного фасада, ставшие привычными антресоли со стороны двора, цокольный этаж с уменьшенными окнами. Дом представляет собой вятскую архитектуру того переходного периода, когда классицизм уступал своё место стилям второй половины XIX века.

Дома № 31 и 33 по улице Коммуны в 1929 году занесены в список памятников архитектуры, взятых под охрану Главнаукой Наркомпроса СССР.

Во дворе усадьбы можно увидеть остатки крепостного вала посада XVII века.


Дома усадьбы Г. С. Колошина, конец XVIII в.Схема расположения зданий и сооружений на усадьбе.
1 - двухэтажный каменный дом (1791 г.. арх. Ф. М.Росляков),
перестроен в 1845 г. по проекту арх. И. Т. Соловкина;
2 - одноэтажный каменный дом (1791 г., арх. Ф. М.Росляков);
3 - две каменные лавки, одноэтажные, со службами (1834 г.,
арх. А. Е. Тимофеев);
4 - каменный надворный флигель и службы (1860 г.);
5 - остатки земляного вала посада (конец XVII в.).
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство