крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Николая Мирликийского, 1875—1879 гг., д. Новая Яхреньга, Ровдинский с/о.

Церковь Николая Мирликийского,  1875—1879 гг., д. Новая Яхреньга, Ровдинский с/о.Храм приподнят над дорогой на невысокой плоской террассе в основании крутого холма. Живописность ландшафта естественно дополняется восьмью кедрами, хороводом окружившими здание.

Церковь кирпичная, трехпрестольная. Заложена в 1875 году на пожертвования И. Г. Шестакова. Кроме главного, Николаевского престола, освященного в 1883 году, в теплом храме были устроены — Покровский — с южной стороны — и Патейлемоновский — с северной — боковые пределы (оба освящены в 1879 году). В 1908 году храм частично перестроили. Разобрали рундуки боковых входов, из притвора в теплую церковь прорубили два дополнительных проема по сторонам от центрального, значительно расширили арку из трапезной в основное помещение храма. Кроме этого, в трапезной сложили две голандские печи, а главный вход в церковт устроили с запада, проделав сквозной проем в нижнем ярусе колокольни.

Эклектичный по стилю облик памятника вобрал в себя элементы, присущие русско-византийской архитектуре, которые сочетаются с мотивами велико-устюжского барокко. Близкий прототип — Успенский собор в Великом Устюге.

Одноосная компазиция церкви в видеправильного вытянутого прямоугольника нарушается с востока выступом полукруглой апсиды. Монументальный бесстолпный четверик, стены которого заканчиваются ложными закомароми, венчает пятиглавие на широко расставленых двучастных восмериках ( центральный, более крупный, восмерик — световой). Над западной стеной здания возвышается восмигранный столп колокольни. Два яруса звонов через полуярус-пъедестал опирается на мощное полуглавие основания, имеющее люкарны крупного диаметра. Объемное построение доминирующих частей церкви позволяет отнести памятник к развитому типу ярусных храмов.

Церковь Николая Мирликийского,  1875—1879 гг., д. Новая Яхреньга, Ровдинский с/о.Основные габаритные размеры памятника: длина — 57 м, ширина — 17,5 м, высота колокольни (без шпиля) — ок. 34 м, высота храма — ок. 25 м.

Суховато-сдержанная декорировка явно не справляется с задачей охвата фасадных плоскостей, оставляя часть из них совершенно свободной. Стены четверика и трапезной разделены пилястрами на три части. В средние, уширенные, прясла помещены встроенные проемы, объединенные килевидными сандриками. Некоторое оживление фасадной плоскости наблюдается в оформлении верхней части четверика. Архивольты закомар опираются на импосты в виде ширинок, вписанных во фриз здания, который прорезают трехуступчатые рамы сквозных и ложных люкарн. Все декоративные обломы выполнены в технике простого напуска кирпича.

Обширное внутреннее пространство церкви перекрывают кирпичные своды. Храмовый четверик имеет лотковый разомкнутый свод, диагональные грани которого опираются на стрельчатые тромпы.

Церковь Николая Мирликийского,  1875—1879 гг., д. Новая Яхреньга, Ровдинский с/о.В трапезной свод коробовый с распалубками над всеми проемами. Над притвором цилиндрическое перекрытие, в алтаре — конха. Только палатки, фланкирующие колокольню, перекрыты дощатым настилом по балкам. Оригинальной формы крестовый свод, образованный двумя пересекающимися цилиндрами над четвериком основания колокольни, выявлен во внешней пластике сооружения дугами полуглавий.

В интерьере храма в целом сохранилась настенная живопись. Наибольший интерес представляют росписи в алтаре и на своде четверика, выполненные, очевидно, одновременно с перестройками 1900-х гг. Неизвестный художник, умело скопоновавший фрагменты в единую композицию, написал их в присущей тому времени манере национально-романтического модерна, подражая известным мастерам религиозной живописи этого направления М. В. Нестерову и В. М. Васнецову. «Явление отроку Варфоломею» (северная стена апсиды), «Сошествие Св. Духа» (конха апсиды), Евангелисты (диагональные лотки свода церкви), «Успение», «Вознесение», «Преображением (осевые лотки свода церкви) и другие евангельские сюжеты, помещенные в орнаментальные обрамления, изображены в приглушенных акварельных тонах, удачно заполняя большие плоскости внутреннего пространства церкви.

Уцелела рама центрального трехъярусном иконостаса. Развитая в ширину композиция алтарной преграды имеет четкий ритм вертикальных членений и акцентирующий царские врата крупный декоративный кокошник. Разнохарактерня деталировка остова: романские капители колон трехлопастные и килевидные арки оконных paм, квадрифолии и остатки резьбы барочного рисунка — свидетельствуют об эклектичности иконостаса, соответствующей общему стилевому строи памятника.

Здание неплохо сохранилось и в настоящя время используется приходской общиной по первоначальному назначению. К числу утрат внешнего облика следует отнести упавший шпиль колокольни.

Памятник представляет интерес как архитектурное произведение провинциальной эклектики с сохранившейся монументальной живописью и предметами декоративно-прикладного искусства.

Церковь Николая Мирликийского,  1875—1879 гг., д. Новая Яхреньга, Ровдинский с/о.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство