крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Троицы, 1782—1790; 1870-е гг., с. Шолга.

Церковь Троицы, 1782—1790; 1870-е гг., с. Шолга.Расположена на пологом склоне при въезд в село с южной стороны. Восточным фасадом обращена к р. Юг, береговая терраса которой обрывается в нескольких метрах от стен церкви. Западный фасад выходит на кромку дороги, переходящей в центральную улицу села.

Первая деревянная церковь Флора и Лавра на р. Шолге упоминается в окладных книгах а 1618 г. Река, давшая название месту, превратилась теперь в небольшой ручей, разделяюще село на две части. В буквальном смысле «шолга» означает «мачта», в переносном — «мачтовик» — тип леса, который использовался для кораблестроения. Кирпичный, двухэтажный, пятипрестольный храм. Является вторым по возрасту архитектурным памятником в районе. Построен на сборы прихожан. Нижняя теплая церковь освящена 10 января 1790 г., главный престол в холодном верхнем храме — 19 сентября 1799 г. В 70-х гг. XIX в. боковые фасады на уровне нижнего света были полностью застроены дополнительными приделами. Здание значительно увеличило размеры в плане, повысилась его вместимость, но цельность архитектурного облика, содержащего ряд особенностей, характерных для культовых памятников устюжской школы 2-й пол. XVIII в., была непоправимо нарушена. Тогда же удлинили трапезную, объединив ее с отдельно стоящей колокольней крытым переходом.

В 1887 г. на средства В. И. Ивановского интерьер трапезной верхнего храма был заново расписан. В работе принимал участие живописец Кузнецов. По первоначальному назначению церковь использовалась до закрытия в 30-х гг. XX в. Затем в ее помещениях разместили зерносклад и мастерские колхоза «Будённо-вец». Колокольню разобрали (сохранился нижний ярус). В настоящее время памятник пустует.

Объемно-пространственное решение Троицкой церкви традиционно для двухэтажных культовых построек с завершением ярусного типа, имеющих продольную планировочную схему. Ступенчатый характер размещения пятигранных алтарных апсид, слабо выраженные полуглавия четверика, высокая кровля с крутым подъемом, на которой установлены три убывающих по высоте и массе восьмерика, сообщают памятнику выразительную силуэтную композицию. Столп высокой массивной колокольни создавал вторую вертикаль, оттенявшую своими формами легкий взлет венчающих частей основного храмового ядра.

Внутреннее пространство нижнего храма, в центре которого анфиладная система переходящих церковных залов, представляет собой замысловатую совокупность помещений старой и новых частей здания. Растесанные окна четверика и трапезной превращены в проемы, соединившие северный и южный приделы с основными помещениями. В Ю-3 части трапезной ломаной перегородкой выгорожен алтарь пятого придела. С запада планировочная ось ограничена глухой камерой нижнего яруса колокольни, в которой находилась сторожка. Вход в храм устроен через два боковых проема в притворе, соединяющем колокольню с трапезной.

Церковь Троицы, 1782—1790; 1870-е гг., с. Шолга.Планировочная композиция верхнего храма более компактна. В центре ее — вытянутый вдоль продольной оси четверик, перекрытый 8-лотковым сводом с узкими диагональными гранями. Развитость апсиды обусловлена габаритами расположенного под ней помещения собственно церкви. Просторная двустолпная трапезная сообщается с храмом тремя арочными проемами. На второй ярус колокольни, являющийся сенями храма, ведут два лестничных марша с южного и северного фасадов. Над новыми приделами и трапезной верхнего храма — плоские деревянные перекрытия. Коробовые и цилиндрические кирпичные своды с распалубками перекрывают все остальные помещения церкви. Фасадный декор включает плоскостные мотивы барочного характера. Трехчастная разбивка стен четверика осуществлена «тосканскими» пилястрами на постаментах, убранных вертикальными ширинками. Углы четверика выпущены между сдвоенными пилястрами, углы апсид — прикрыты пилястрами. Валиковые уступчатые обрамления окон дополнены бровками двух типов — обычным и волнистым, а также филенками, расположенными под проемами верхнего света. Карнизы включают пояс городков-кронштейнов. Усиливающееся влияние столичного классицизма отразилось в упрощении отдельных элементов декора.

Размеры памятника в плане: длина — 54,5 м, ширина — 30 м, высота — ок. 45 м. В 1983 г. по решению облисполкома Троицкая церковь поставлена на госохрану как памятник архитектуры местного значения.
Даже в искаженном и запущенном виде памятник сохранил барочную динамику своего художественного облика и роль главной архитектурной доминанты села.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство