крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Монастырские ансамбли XVII века.

Монастырские ансамбли XVII века.Рассматривая деревянное зодчество Вятской земли, нельзя не обратить внимание на такое своеобразное явление общественной и религиозной жизни как монастырь. Совместное проживание группы христиан в форме поселения отшельников впервые возникли в Египте в III—IV вв. н. э., в России — с принятием христианства и XI в. На Вятской земле монастыри известны с конца XVI в. Монастырь — в той или иной степени всегда изолированная от мира общность людей, регламентированная уставом. Внешне это выразилось в томф, что сгруппированные в том или ином порядке постройки монастыря окружались оградой. С точки зрения архитектуры комплекс монастырских построек рассматривался как архитектурный ансамбль. Сложный, развивающийся в течение многих десятилетий, с меняющимися во времени акцентом на функции — идеологическую, социальную, культурную, оборонную, но всегда — ансамбль. Одним из его постулатов была обязательная концентричность композиции, предполагавшая наличие центра, и идейного, и архитектурного, в качестве которого выступал храм. Согласно средневековым представлениям, он истолковывался как «земное небо», как «око Божье». В архитектурной композиции ансамбля храм играл роль доминанты. Вся остальная застройка подчинялась ей. В городах возникавшие монастыри во всех случаях становились важным структурным элементом города. Возникший в глуши как поселение отшельника, монастырь со временем сам становился центром поселения, города... или останавливался в своем развитии на какой-то стадии, приходил в упадок и в памяти следующих поколений оставлял только название.

В 1580 году на Вятке в Хлынове был основан первый монастырь, по соборной церкви получивший название Успенского, а по имени основателя — Трифоновского. В конце XVIII века он включен в черту города и стал очень важной структурной единицей губернского центра. Подробное описание его храмов и менее подробное — жилых и хозяйственных построек содержится в «Дозоре Успенского монастыря», произведенном хлыновским городовым приказчиком Федором Рязанцевым в 1601 году.


Некоторые сведения о нем можно найти в «Писцовой книге» Афанасия Толочапова (1628 г.), в «Переписных книгах» за 1646 и 1678 гг. Несомненную ценность в качестве исторического документа имеет икона «Трифон Вятский перед Богоматерью», написанная икнописцем, хорошо знавшим и монастырь, и город Хлынов в последнем десятилетии XVII века. На ней, правда, показаны два только что построенных каменных храма — Успенская и Никольская надвратная церкви, но нас будут интересовать их деревянные предшественники, находившиеся на том же месте.

Монастырские ансамбли XVII века.Монастырь в средние века воспринимался как образ царства небесного на земле, а его планировка и композиция уподоблялась
«Небесному граду праведных — горнему Иерусалиму». Он изображался на русских иконах как обособленный город, обнесенный стеной, с расположенными по периметру жилищами праведных. В небесном граде протекал источник, цвели сады. В центре живописцы всегда помещали престол Бога и Агнца. В русских монастырях на его месте находился собор с престолом и жертвенником, на котором совершается символический обряд заклания агнца.

В XVII веке деревянный Успенский Трифонов монастырь представлял собой ансамбль, имевший в застройке, планировке и композиции общие типологические черты с другими русскими монастырями. Можно полагать, что и выбор места — на старом городском кладбище — был далеко не делом случая: здесь уже имелось необходимое на первое время помещение — две парные (летняя и зимняя) церкви. Через год Трифон собрал приплавленную из Слободского Благовещенскую, клетского типа церковь, в которой можно было отправлять службу на время постройки настоящей соборной церкви Успения. С завершением в 1589 году обширного шестишатрового Успенского храма монастырь получил, наконец, архитектурную доминанту, приковавшую к себе все остальные здания монастыря и всего правобережья речки Засоры. Он стал и центром композиции всех построек ансамбля.



Оградой обносили монастыри уже на ранней стадии строительства. На иконе Трифона Вятского хорошо видна замыкающая территорию деревянная ограда семнадцатого века, «забранная в бабки», и все второстепенные монастырские постройки, расположенные по периметру. В центре только собор. И свободное пространство вокруг него, и Святые ворота с надвратной церковью, поставленные всегда так, чтобы именно перед собором оказывался каждый входивший в них, и масштаб построек — все подчинялось собору. Подчинялось, но не изолировалось от него. Многошатровому завершению собора соответствовал и шатер деревянной надвратной Никольской церкви. «...Да храм в монастыре над Святыми вороты на столбах, круглой, во имя Николы Чюдотворца Можайского. Соруженье мирское», — указывает «Дозор ...» Федора Рязанцева. Подходивший к монастырю видел перед собой один шатер надвратной церкви, а за ним вдали шесть шатров собора. Надвратная церковь выражала мысль о божественном защитнике монастырских врат.

На втором плане и чуть правее ворот иконописец поместил колокольню: «Да в монастыре колоколна на 4 столбех с шатром, а на ней колоколов: колокол благовесник 37 пудов, розщелен, примни вятчан хлыновцов торговых людей; другой колокол 15 пудов, жалование блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси; два колокола 15 пудов, приклад старца Селиверста Чудовского; два колокола 3 пуда земские, Офонасьевские, да два колокола пуд, один розбит», — записывает Федор 1Рязанцев в 1601 году. Колокольня на четырех столбах была одним н из ранних типов церковных колоколен.

Правее и ближе к собору иконописец изобразил еще одну деревянную церковь, а перед ней — трапезную. Это более поздняя, построенная вместо сгоревшей церковь. Вот что сообщает о ней Переписная книга» 1646 года: «Церковь теплая с пределы во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в пределе престол Усекновения главы Иоанна Предтечи, да в пределе ж престол преподобного Сергия Радонежского Чудотворца». Трапезная в общежительных монастырях была вторым по времени возникновения сооружением. Общее «вкушение пищи» имело символический смысл, оно асоциировалось с Тайной вечерей. При ней всегда была особая церковь, и ее ставили ближе к собору, чем хозяйственные постройки. Церковь эта вместе с трапезной тоже сгорела в 1671 году и в дереве уже больше не возобновлялась.

«Дозор ...» Федора Рязанцева называет четвертую церковь монастыря: «...Да храм Иоанна Предтечи да преподобного Сергия древян клецки, с трапезой и с келарьскою, о два верхи, сооруженье мирское...» Эта церковь существовала еще в 1580 году, но была столь ветха, что в ней не служили. Перепись 1646 года о ней не упоминает. Значительно позже, уже за пределами XVII века, в том районе монастырской территории появится больничная церковь Афанасия и Кирилла с приделом Зосимы и Савватия.

По мере роста и расширения деятельности монастыря на его территории (и вне ее) появлялись новые постройки. «А келий в монастыре, — сообщает «Дозор ...» — келья архимандрита Трифона по 13 келий братских, да два сушила на погребех, да две житницы, хлеба в них нет, да поварня с хлебнею и в ней на братью есть варят, да другая поварня, на поварне два котла медных больших квасных, да четыре котла кашеварных малых».

К необязательным, но часто встречающимся постройкам относились часовни и надкладезные постройки. Часовни отмечали памятные места. Когда в 1684 году закладывали фундамент каменного Успенского собора, наткнулись на гроб Трифона; его выкопали и перенесли в часовню, специально построенную с южной стороны собора, где он находился до переноса мощей в собор в 1690 году.

«А братьи в монастыре всего 45 братов, да два попа беглых, да слуги монастырские, монастырские детеныши, наймиты монастырские летние, авсего в монастыре слуги диачков, и детенышев, и наймитов летные 38 человек».

И конце XVII века, с началом каменного строительства в монастыре, а затем с включением монастыря в городскую черту по регулярному плану 1784 года, архитектурный облик ансамбля значительно изменился, а его роль в застройке города стала существенно более весомой.
К концу XVII в. на Вятке было 18 монастырей. Большая часть их в XVIII в. была упразднена или выведена за штат. Об одном из них — Троицком мужском монастыре в селе Истобенском — мы имеем возможность рассказать на основании сохранившихся в архиве документов. Он был упразднен в 1771 году, но еще четверть века спустя в его строениях проживали несколько человек монашествующих.

В 1799 году губернский архитектор Ф. М. Росляков снял на план Троицкий монастырь. Вот какие пояснения дал он к этому плану:

Монастырские ансамбли XVII века.1. Церковь во имя Жнвоначальныя Троицы холодная с теплым приделом во имя Входа в храм Пресвятыя Богородицы...
2. Церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что на вратех, холодная...
3. Колоколня осмиуголная...
4. Настоятельския кельи в два этажа, из которых в верхнем игумен того монастыря, а в нижнем монашествующие жительствуют...
5. Поварня для братии и игумена, зделана из онбарушки, без полу и потолоку, покрыта на один скат...
6. Изба пекарная с сеньми, а при ней келья с чуланами...
7. Кельи и сушила, а под ними ледник и подвал...
8. Погреб вновь построен, но ледник без потолоку, одна яма с обрубом...
9. Бани братские под литерою С, а другие по литерою Д...
10. Выход под колодцом, и к нему приделан внизу рыбный садок...
11. Ограда монастырская сделана была рядами вокруг всего монастыря, покрыта кровлей...
12. Карстныя сараи, сделанныя на один скат...
13. Конюшенный двор...
14. Огород монастырский.
15. Крестьян экономических дворы и огороды.
16. Переулки.

Познакомившись с планом, мы убеждаемся в том, что и Троицкий монастырь, малочисленный и далеко не процветающий, построен по тем же канонам, общим для всех русских монастырей. Концентричная планировка; подчеркнутая центральным положением, свободным от застройки круговым пространством, контрастом размеров главенствующая роль храма; подчиненное положение всех остальных, кроме трапезной, отодвинутых от центра и прижатых к ограде построек монастыря; непременное равнение Святых ворот с надвратной церковью на главный храм.

Другой, более совершенной и значимой как с точки зрения функциональной, так и по своему архитектурному облику выглядит шатровая колокольня, выстроенная восьмериком от земли; но она не становится от этого ни композиционным, ни смысловым центром ансамбля. Ее положение — на пути к храму — и ее линейный характер отводят ей роль второстепенного сооружения. Не претендует на главную роль и вознесенная на высоту Святых ворот богословская церковь с ее усложненным галереей профилем, видимая со стороны долины за несколько верст. Приближаясь, путник проходит два издалека видимых ориентира — ворота, колокольню — и оказывается перед третьим — храмом, своей целью.

При детальном осмотре губерский архитектор Ф. М. Росляков пришел к выводу, что «оную церковь по великой ветхости в починку произвесть невозможно». В 1799 году он сочинил проект каменной приходской церкви вместо прежней, монастырской, и к 1808 году она была построена на месте прежней и освящена так же — во имя Живоначальной Троицы.

А. Г. Тинский

АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО ТРИФОНОВА МОНАСТЫРЯ, XVII - XIX вв
Успенская многошатровая церковь Трифонового монастыря.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство