крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Административное здание конца XVII века. Хлыновская приказная изба.

Административное здание конца XVII века. Хлыновская приказная изба.Приказы как органы центрального управления существовали в России с XVI до начала XVIII века. Сформированные вначале по функциональному признаку (Посольский, Разбойный, Каменных дел и др. приказы), с течением времени они изменили сферу деятельности, структуру, численный состав, подчиненность. Число их к копну XVII века достигло восьмидесяти. На местах органы управления территорией подчинялись непосредственно воеводам и были многофункциональными: их деятельность касалась всех сторон жизни населения. Назывался такой орган приказной (разрядной, съезжей) избой. В Хлынове приказная изба находилась в кремле и занимала довольно крупное трехэтажное здание, вновь выстроенное в 1688—1692 годах по соседству с архиерейским двором. Во главе ее стоял дьяк, которого назначала Москва одновременно с назначением воеводы. В его подчинении находились подьяки (писцы), приставы, рассыльщики, сторожа. К 1678 году число подъячих возросло до 19, да всех прочих служителей было не менее 20. Это был исполнительный орган при воеводе; он отвечал за выполнение всех указов, от имени «великого государя царя и великого князя» рассылаемых центральными приказами; одной из основных задач был сбор многочисленных местных и государственных налогов и всякого рода платежей.

Приказная изба от имени воеводы творила и суд и расправу на подчиненной ему территории. Не забывая и себя, она выколачивала всевозможные подношения — «въезжее пособие», «в почесть», «сошный хлеб», «харчевые деньги» просто «подарки» в «подносные дни», которых по календарю для воеводы, например, насчитывали несколько десятков. Совсем не случайно именно в это «приказное» время сложил народ пословица - «не бранись с тюрьмою да с приказной избою».

Почти ничто не отличало главное административное здание Хлынова от жилых построек состоятельных горожан. Разве только своеобразный вымпел, флажок «из белова железа», на нише над шатровой кровлей приказной избы — знак государственной принадлежности. Да большие по размеру затянутые слюдою «красные» окна, которые были еще редкостью: слюду привозили из Восточной Сибири, она была дорогой. Обычная изба-двойня — две клетки, поставленные рядом на высоком подъизбице, на подклете. Сени «на режу», который в оличии от подклета никак не использовался, у передней избы; и одномаршевая крытая лестница с непременным рундуком. Над каждой избой двойни — третий, холодный этаж для летнего времени — «чердак», а над ним традиционный шатер на четыре ската. Такое летнее помещение в жилых домах обычно называют попалушей, но мы сохранили за ним то название, которое дал писец — чердак. Стены его устроены тоже по-летнему — из теса, и пластин, «забранных в бабки», как это и сейчас делают у неотапливаемых помещений или у глухих оград. К задней избе двойни приставлена третья жилая клеть со своими сенями, тоже поставленная на подклет, как водится на севере. Но здесь не сидят писцы и не готовят отписки на государевы указы: здесь допрашивают взятых на правеж и неделями держат безвестно тех, кому в тюрьме не место. Подклет из посада не виден, голоса узников не слышны — перед ним высокая кремлевская стена.

Когда стольник и воевода Андрей Римский-Корсаков сдавал Вятке «два города и городовые ключи» своему преемнику, ближайшему окольничему Ивану Матюшкину, дьяк из хлыновцев Степан Рязанцев, ведавший всеми делами и штатом приказной избы, поместил в «Росписном списке» 7202 (1694) года справку, которую мы приводим здесь в том виде, в каком она была тогда написана, не меняя ни орфографии, ни знаков препинания.

«Да по указу великих государей при думном дворянине и воеводе что ныне околничей при Андрее Ивановиче Леонтьеве построена вновь в кремле городе приказная изба двойня на онбарах да перед передней срублены сени на режу и учинен сход, да посторонь задние срублена изба на онбаре же для роспросу всяких нужных дел, а промеж избы учинены сени, и те сени и изба свершены доготова и на той избе поставлен шатер и покрыт тесом, а на шатре поставлен знак белова железа, да на приказной избе на двойне основан чердак и зделаны два шатра, и те шатры и чердак покрыты тесом, а на шатрах поставлен знак белова железа, а то все построено из казны великих государей и тому строению в приказной избе книги выборного Антона Носкова за ево рукою.

Да при стольнике и воеводе при князе Михаиле Яковлевиче Хилкове тое ж приказные избы построено в чердаках забрано о готовые бабки тесом и поделаны окошка и намощен пол, а то строение строено ис казны же великих государей из неокладныя доходов». «Росписной список» города Вятки приема воеводы на И. А. Матюшкина. Андрей Иванович Леонтьев был воеводой на Вятке в 1686—1689 гг. Михаил Яковлевич Хилков — воевода на Вятке в 1689—1692 гг.

Осенью 1700 года в Хлынове случился пожар, при котором выгорела центральная часть города, в том числе и кремль с приказной избой. Вот как описывает этот пожар один из местных исторических источников — «Временник, еже нарицается «Летописец Российских князей...» (публикация А. Верещагина):

22 сентября 7209 (1700) года «учинился пожар в Хлынове у Засоры, у Савы Вепрева, и згорели церкви все, и иконы, и книги, и ризы, и людей 6 человек, и кремль город весь, и на посаде по Московской и Спенцынской, и Копанская улицы, и в подгорье все до земских бань, и Успенский монастырь, и девичья церковь».

Административное здание конца XVII века. Хлыновская приказная изба.Ни один из родившихся после 1700 года людей приказнук избу конца XVII века уже не видел. До наших дней сохранилось единственное изображение ее, сделанное неизвестным хлыновских иконописцем в последнем десятилетии семнадцатого века — Hа иконе «Трифон Вятский перед Богоматерью» (после реставрации находится в Кировском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых). Посетитель музея обнаружит три шатровые крыши приказном избы в левом нижнем углу изображения кремля, рядом юго-западной угловой кремлевской башней, «что за епископлим двором»

Через много лет, при подготовке к печати сборника «100-летие Вятской губернии», ученик гимназии А. И. Кабалеров сделал рисунок кремля, каким сумел его разглядеть через потемневший от времени слой олифы на старинной иконе. Рисунок Кабалерова был помещен в первом томе «100-летия...» под названием «Стольный Хлынов стоит над рекою Вяткою». Впоследствии рисунок использовали авторы ряда работ по истории Вятской земли, и он получил известность. На рисунке Кабалерова приказная изба изображена в виде трех шатровых построек, две из которых завершены крестами по вполне простительной ошибке художника, который снял только угадываемые на потемневшей иконе «знаки» за кресты. Подробное описание хлыновской приказной избы в «Росписном списке» Римского-Корсакова и изображение ее на иконе использованы при постройке макета, фотография которого позволит читателю представить себе архитектуру давно утраченного административного здания конца XVII века.

А. Г. Тинский
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство