крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Дом Г. М. Вяземского.

Метрах в трехстах за городовой стеной хлыновского посада по древней Никитской улице с разрешения преосвященного Дионисия «тщанием и иждивением гостиной сотни купца Григория Михайловича Вяземского» в 1718 году была построена каменная Владимирская церковь. Место у перекрестка современных улиц Карла Маркса и Молодой Гвардии, где стоит пятиэтажный дом с ателье «Кировчанка», с начала XVII века принадлежало роду Вяземских: Семейке (1628 год), Оске (1646 год), потом Вяземскому Мишке и его сыну Григорию. Здесь и был построен двухэтажный каменный дом. В 1729 году на речке Большая Кирса, на землях Верховятского монастыря он основал железоделательный завод. О доме Вяземского в пригородной слободке документы сохранили очень мало сведений. В 1771 году «по владенному указу» дом стал собственностью купца Семена Прозорова, через неделю куплен чиновником Ветохиным, а в 1799 году принадлежал золотых и серебряных дел мастеру Андрею Двойнишникову. В акте покупки он назван «старым». Старожил Вятки купец А. Е. Рязанцев в своих воспоминаниях указывал, что дом разобран около 1863 года. Ни чертежей, ни фотографий, ни словесных описаний. Только на конфирмованном в 1784 году плане города показан черный прямоугольник дома на площади Владимирской церкви. О времени постройки дома никаких сведений нет. Возможно, он был построен и одновременно с церковью, но более вероятно, что в период между 1718 и 1729 годами, когда постройка храма была окончена, а хлопоты, связанные с постройкой завода, еще не начинались.

В русской строительной практике издавна существовал обычай строить «по образцу», «по подобию». Начиная строительство домов из нового материала — кирпича — мастера каменных дел и заказчики вполне естественно обратились к привычному плану крестьянской избы и обычному на севере типу избы на подъизбице, роль которой перешла к каменному подклету-погребу. Можно сказать, что в Хлынове строительство каменных жилых зданий начиналось с «погребов» еще в 1676—1683 гг. в кремле на архиерейском дворе, а в начале восемнадцатого века и на посаде (питейная изба, дом Толмачева). Позднее, к середине века зависимость от форм деревянного зодчества если и не исчезает совершенно, то сильно ослабевает.

А. А. Тиц в серьезном и обобщающем труде «Русское каменное зодчество XVII века» поместил карту-схему распространения каменного жилого зодчества в Русском государстве XVII века. К сожалению, мы видим на ней на месте Вятской земли только обширное белое пятно в плотном кольце городов, в которых факт каменного строительства был известен: Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Вологда, Великий Устюг, Соликамск, Новое Усолье, Кунгур. Вятка оставалась страной незнаемой, неизведанной. Терра инкогнито. Теперь мы могли бы показать на карте кружок с надписью «Хлынов» и поставить рядом несколько значков, помеченных XVII и XVIII веками.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство