крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

«Образцовые» проекты 1809-1812 гг.

«Образцовые» проекты 1809-1812 гг.Комиссия о строении городов Санкт-Петербурга и Москвы к 1796 году свою задачу выполнила и была упразднена. Однако, отобранными ею «образцовыми» проектами домов и лавок продолжали пользоваться еще больше десяти лет. На их основе застраивал Вятку и уездные города Ф. М. Росляков. Жилые дома 1790-х годов и сегодня составляют еще компактные группы на Московской улице и поодиночке вкраплены в застройку центральной части улиц Карла Маркса, Дрелевского, Герцена, Большевиков. Одноэтажные каменные лавки тех лет когда-то оформляли все четыре угла перекрестка Спасской и Казанской (Дрелевского и Большевиков) улиц, заполняли южную часть древнего торга. Но всему когда-то приходит конец.

В начале второго десятилетия XIX века вчера еще достаточный набор «образцовых» проектов (дома да лавки) уже не удовлетворял горожан. В нем не было проектов казенных зданий, и застройка городских центров задерживалась. В Вятке за 25 лет после 1790 года не было построено ни одного капитального казенного здания, и для жительства губернаторов, для приказа общественного призрения, гимназии, аптеки, почтового ведомства приходилось покупать дома обывателей, а потом перестраивать их. Не было проектов двухэтажных лавок, мастерских, фабричных заведений, хозяйственных строений. Не было и дешевых домов, и крупных доходных домов, рассчитанных на отдачу в наем. Не имели достаючно широкого выбора архитекторы, а градоначальники и полицмейстеры, ведавшие застройкой в уездных городах, где не полагалось архитекторов по штату, были недостаточно сведущи в архитектуре, чтобы помочь обывателю в выборе проекта по его достатку и вкусам. Им и широкому кругу обывателей нужна была помощь. И она пришла — в виде «Руководства к гражданской архитектуре или зодчеству», которое в 1804 вышло вторым изданием. Оно помогало застройщикам выбрать материалы и наиболее подходящие конструкции, грамотно составить план здания, да и построить с достаточной прочностью. Вторую задачу — разработку проектов зданий, какие настоятельно требовал новый век, призвана была решить созданная в 1806 году при МВД Строительная комиссия. Решать ее нужно было уже на новой основе. Предыдущий период, период зрелого классицизма привел в русской архитектуре к «триумфу колонн», и буквально «по всей России забелели колонки дворянских гнезд» (Игорь Грабарь). Теперь же, когда речь шла о массовой застройке сотен российских городов, ту же задачу — строить «в благородном, простом и величественном вкусе» — нужно было решать в предельно простых и выразительных формах, совсем не обязательно используя традиционный ордер: основание — колонна — балка. Наступал завершающий период классицизма — ампир.

В 1809 году архитекторы А. И. Руска и В. И. Гесте закончили проектирование и передали в гравировку два альбома с проектами «образцовых» фасадов жилых домов, в каждом по 50 фасадов. В 1811 году Л. И. Руска и В. П. Стасов закончили изготовление пятого альбома с проектами ворот и оград. Через год тот же Стасов выпустил третий и четвертый альбомы со 125 проектами фабричных зданий, ремесленных мастерских, больших доходных домов и домов для бедных. Оценивая их значение для планомерной застройки регулярных городов (для Вятки — по плану 1812 года), можно было утверждать, что они стали типовыми даже с современной точки зрения. При жесткой регламентации размеров (длина дома, высота стены и высота крыши, интервал между строениями) и пропорций фасадов, они оставляли большую свободу действий местному архитектору. Застройщик получал заказанный проект после утверждения в составе двух чертежей — плана участка со всеми строениями и фасада здания. Внутреннюю планировку он определял сам.

Авторы использовали два пути. С одной стороны, для фасадов одного и того же размера они предлагали несколько вариантов композиции и обработки архитектурными деталями, с другой стороны, для фасадов одинаковой композиции и с одним набором деталей предлагали несколько вариантов размеров здания. Такой подход позволял резко увеличить разнообразие фасадов при сохранении стилевого единства. Не допускались изменения, которые могли бы разрушить единый стиль и регулярность застройки города, Можно сказать, что рекомендованные фасады полностью соответствовали конфирмованным регулярным планам вятских городов, были «на одно лицо» с этими планами. Застройка древнего города с его естественной, сливающейся с рельефом сеткой улиц выглядела бы, наверно, нелепо, если бы на этих извивающихся улицах поставить в одну линию современные дома-коробки. Но не менее абсурдна и застройка регулярного города с его прямолинейными улицами домами, совершенно лишенными регулярности (правильности). С 1814 года правительство установило строжайшую отчетность губернаторов о постройке домов по «образцовым» проектам. Строить в городах помимо утвержденных фасадов было запрещено.

Как же на Вятке использовали рекомендации Строительной комиссии? Какие проекты использовали чаще? Каким материалам отдавали предпочтение? В архиве губернской канцелярии сохранились отчеты с 1814 по 1826 год (позже — сведения отрывочные). За первые 8 лет в первой части города Вятки было построено 20 каменных и 44 деревянных дома; во второй части, южнее Засорпого оврага, — 9 каменных и 68 деревянных. Если в первой части быстрее увеличивалось число каменных домов (ее застраивали практически с 1790 года), то во второй части, где массовая застройка начиналась позже, число домов быстрее прирастало за счет деревянных строений.

В 1823 году в губернском центре насчитывали 81 каменный дом, в числе которых было и 6 старых, «неплановых», 42 дома полукаменных и 531 дом деревянный. Почти половина домов еще оставалась от старого города Хлынова. Город был деревянным. Как мы уже знаем, альбомы 1809—1812 годов предлагали 225 фасадов. Жители города использовали около сорока. Одни из них применялись многократно, другие — всего один-два раза. Чаще применялись проекты небольших домов со скромным архитектурным оформлением, по которым можно было построить и каменный, и деревянный дом. Явное предпочтение жители города отдавали альбому архитектора В. П. Стасова: по его фасадам № 9 и № 10 выстроили 142 дома (69% из числа учтенных строений). Это проекты одноэтажных домов на три и пять окон по главному фасаду и без особых «украшений». Такие деревянные дома предпочитали ремесленники, мелкие торговцы, низшее чиновничество. На втором месте шел проект № 86 из второго альбома, по которому выстроено 8% домов — каменных, на два этажа при семи фасадных окнах, с центром, выделенным тремя закругленными вверху окон ными нишами. Такие дома строили купцы средней руки. За ними по популярности у жителей шел проект № 23 из того же альбома — двухэтажный семиоконный каменный или полукаменный дом («на погребном этаже»); по этому проекту выстроено 7% домов.

А что же в уездных городах? Там за тринадцать лет, с 1814 по 1826 год, построено по «образцовым» фасадам значительно больше — 486 домов, в том числе 30 каменных (6,2%) и 426 деревянных (87,6%)'. Меньше всего строил Санчурск — всего два каменных и три деревянных дома. Больше всего — Уржум (один каменный и 120 деревянных) и Слободской (9 каменных и 88 деревянных домов). Ни одного дома не построил за это время Кай. В городе Орлове построено больше всех каменных домов — 12. Как видно, большинство населения «малых вятских городов» предпочитало строить одноэтажные деревянные дома на три и пять окон. Трехоконным домам отдавали предпочтение жители Котельнича, где они составили две трети застройки тех лет (56 домов). Пятиоконные дома пришлись ко двору жителям Яранска, Орлова, Малмыжа и Слободского, где их доля достигала 85% (в Яранске, например). Проекты № 9, № 12 и № 87 из альбома Стасова и № 39 из первого альбома стали самыми «массовыми»: по ним было построено в те годы в уездных городах 290 жилых домов. В течение первых пяти лет после введения отчетности Вятская губерния по числу построенных по «образцовым» проектам домов среди 35 губерний занимала девятое место, совсем немного уступая Ярославской и соседней Нижегородской губерниям.

В течение первой половины века область применения типовых проектов все время расширялась. В 1819 году вышли «образцовые» проекты станционных домов, в 1824 году — проекты церквей, в 1828 — проекты тюремных зданий и присутственных мест. Последнее собрание обязательных фасадов растянулось на длительный период — с 1840 по 1856 год. Почти все эти издания — одни больше, другие меньше —коснулись и Вятской губернии. Жилые дома и почтовые станции, мосты и ледорезы, этапные тюрьмы на почтовых трактах и присутственные места в уездах. Со временем их обязательность становилась все более иллюзорной, и в 1858 году запрещение строить помимо «образцовых» проектов было окончательно снято. Отныне правительство перешло к негативной регламентации и уже не указывало, как строить, предпочитая указывать на то, что и как строить нельзя.

В середине века определяющим фактором общественного развития стал рост капиталистических отношений. Широкая регламентация строительства и подчинение его интересам государства сковывали индивидуалистический характер нового общества. Единый стиль проектов начала века, обеспечивший единство архитектуры и застройки городов, был объявлен безвкусицей. Вот в каком виде преподнес эту мысль в конце сороковых годов один из апологетов нового («псевдо-русского») стиля архитектор Карл Тон: «фасады сии, составленные без соблюдения правил и вкуса, не соответствуют потребностям настоящего времени».

Так заканчивался в Вятской губернии очередной период, оставивший в ее архитектуре глубокий след, оформивший «ампирный» характер застройки ее городов, сохранившийся в памяти многих поколений вятчан. Наступало новое время.

А. Г. Тинский.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство