крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Архитектурные стили второй половины XIX века.

Архитектурные стили второй половины XIX века.Русский классицизм возник в середине XVIII века и очень быстро — в последней трети века — стал господствующим в архитектуре России. Бурная строительная деятельность в эпоху Екатерины Второй означала возвращение к еще более ранним образцам Древней Греции и Древнего Рима. Строгость и благородство древних образцов воспринимались как мера истинной красоты. И красота города как единого целого уже не могла ощущаться без регулярности его улиц и площадей. Подчинение строительства государству, самая широкая регламентация архитектуры и застройки городов со стороны дворянского государства стали необходимым условием развития и укрепления классического направления архитектуры. Рост капиталистических отношений, в первой половине века еще достаточно скрытый, в середине века убыстряется и приводит к тому, что на первый план вместо общегосударственных принципов выступают интересы индивидуалистические, характерные для капиталистического общества. Расшатывается и, лишенная корней, в конце концов приходит к упадку, стилевая основа классицизма. Теперь уже совершенно иначе оценивается система «образцовых» проектов 1809—1812 годов. Она уже «не соответствует потребностям» середины века. Появляются новые серии проектов, рассчитанные на самостоятельные слои городского населения. В них уже исключено все то, что было непогрешимым и обязательным. В шестом десятилетии века все «образцовые» проекты отменяются. Их отмена была уже официальным отказом от классицизма.

На смену классицизму пришло смешение стилей прошлого, характерное для капиталистической формации. Оно носит специальное название — «эклектика». Все архитекторы второй половины века знали этот стиль. Их обучали эклектике, как и другим стилям, выдавая академические задания на проектирование объектов во всех стилях. Изучали его и архитекторы, работавшие в Вятской губернии — законы государства действовали на всей его территории.

Впервые начатки смешения стилей в вятской архитектуре применил находившийся здесь в ссылке академик А. Л. Витберг. Он запроектировал Александро-Невский собор для Вятки, где в крестово-купольной системе во внешнем оформлении фасадов на барабане и на основных стенах применил удлиненные готические формы окон, завершая их треугольными кокошниками. Конечно, Витберг не копировал формы, взятые из других стилей, он их Существенно перерабатывал. В конце XIX века при реконструкции женской гимназии в Вятке (ныне школа № 22 на Московской улице) формы, взятые из византийского и барочного стилей, были использованы архитектором И. А. Чарушиным без какой-либо их переработки. Стремление к стилизаторству И. А. Чарушин привез в Вятку в качестве своего архитектурного багажа, полученного еще в Академии Художеств; он пользовался им в течение всего дореволюционного периода своей деятельности. Помимо церкви женской гимназии, это стремление архитектора нашло отражение при архитектурной отделке банков на улице Дрелевского. Будучи крупным и творчески мыслящим архитектором, Чарушин не следовал здесь какому-то определенному образцу, и в стилевую характеристику своих работ вносил большое разнообразие. Банк Внешней торговли, построен в 1911 г. Банк Ф. Веретенникова, ныне Дом офицеров, № 23, построен в 1913 г. Банки он выполнил в неогреческом и неоримском стилях. В оформлении построек в парке «Аполло» заметны отзвуки китайского и мавританского направлений. Деревянные здания летнего театра и эстрады не сохранились. В особняке Т. Ф. Булычева, построенном в 1909—1911 годах (ул. Ленина, № 96) он обратился к английской готике, используя здесь же и ассирио-вавилонские элементы. В магазине Клабукова и Ухова (ул. Дрелевского, 15, построен в 1909—1910 годах) Чарушин отдал должное чистому модерну его ранней поры, вводя в обиход разнообразные детали специально нового их вида, трактованные, правда, субъективно, но весьма выразительно. Для обогащения впечатления он применил и использовал и новые отделочные материалы и приемы: цветную штукатурку и облицовку, бетон, гнутое железо, стекло и дерево. В этом здании Чарушин впервые применил полукруглое очертание угла с расположенным на нем главным входом. Такое решение применялось в модерне и до Чарушина (в московской и петербургской архитектуре); для него этот прием становится излюбленным и неоднократно используется и после революции.

Все вятские архитекторы после Чарушина испытывали его влияние и вполне естественно вносили в свои проекты все, что он поддерживал. Построенная по проекту Э. К. Нюквиста на Гласисе (ныне Октябрьский проспект) лютеранская кирха получила формы Восточной Прибалтики, а татарская мечеть М. В. Дружинина — формы мусульманской архитектуры несомненно под влиянием И. А. Чарушина. Сам Чарушин к юбилею династии Романовых «проектировал Федоровскую церковь в формах, близких к стилю модного тогда столичного архитектора В. А. Покровского. Церковь построена в начале современной улицы Розы Люксембург. Разобрана в начале 1970-х годов.

Стилизаторство и эклектика, появившиеся в середине XIX пека, от всех других стилей отличались по своему существу тем, что были явлением подражательным. «Натуральным» же стилям соответствовали и свои материалы. Так, готические детали выполнялись из естественного камня, а в подражательных стилях второй половины XIX века они подделывались из кирпича; египетские формы в «натуральном» стиле выполнялись из естественного камня, а подделывались в конце века — из бетона.

В 1890 годах в русской архитектуре возникает особый этап. Его лозунг — отказ от подражательности и создание новых, созвучных времени форм.

Б. В. Зырин.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство