крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Градостроительство на Вятской земле. Часть V.

Монастыри в структуре городов. Село Ноли.

Градостроительство на Вятской земле. Часть V.Важным структурным и образным элементом русских городов являлись монастыри, появившиеся на Руси вскоре после принятия христианства. Монастыри были духовными центрами. Монастыри строились как укрепленные пункты — по тем же градостроительным законам, что и города — со своими стенами, святыми воротами в них, башнями, лобным местом и храмами. «Только в отличие от мирского города, где соединялось мирское и духовное начала жизни, в монастыре все было посвящено духовному началу».

Монастыри выполняли различные функции — оборонную, экономическую, политическую, социальную, культурную. Активное проникновение в средние и северные части Руси монашества произошло еще в XIV—XV вв., однако в период возвышения Москвы как столицы государства вся русская земля была расцвечена многочисленными монастырями. Церковные и светские власти придавали большое значение приумножению монастырей в малолюдных и малокультурных краях, считая, что это должно было способствовать обращению в христианство языческих народов. Монастыри призваны были явиться базами дальнейшей колонизации, очагами культуры. Поэтому миссионерская деятельность монастырей по распространению идеалов православия на вновь присоединенных территориях всячески поощрялась правительством.

В конце XVI века при непосредственном содействии Строгановых возникают первые монастыри на Вятской земле. Большинство вятских монастырей было основано в городах, старых и новых, как, например, Успенский Трифонов и Преображенский в Хлынове, Спасский в Орлове, Предтеченский Христорождественский в Слободском, Троицкий на Каменном городище в Елабуге. Существовали на Вятке монастыри, возникшие как пригородные (позже они «вросли» в город и стали городскими). И те, и другие оказали значительное влияние на развитие планировочной структуры своих городов.

Так, Крестовоздвиженский (Богоявленский) монастырь в Слободском определил преимущественное развитие Слободского посада в северном направлении, а Вознесенский в Яранске дал импульс развитию Яранского посада к югу от торга. Ансамбли городских монастырей контрастно выделялись в городской застройке, существуя как самостоятельные комплексы, но одновременно активно входили и в композицию города, формировали его силуэт. Некоторые вятские монастыри и пустыни существовали как самостоятельные центры, вокруг которых образовывались и развивались поселения. К ним можно отнести Екатерининский (Верховятский), Верхочепецкий (Крестовоздвиженский).

Забегая вперед, следует напомнить, что к концу XVII века на Вятской земле существовало 18 монастырей. Правительство щедро наделяло их землей и к означенному времени самым крупным на Вятке частным землевладением стало монастырское. Многочисленными вотчинами владел Успенский Трифонов монастырь. В одной из них на берегу реки Вой монастырские старцы в 1653 г. основали погост Никольский с церковью святого Николая Чудотворца, съезжей избой, хлебными амбарами и монастырским двором. Со временем погост стал планировочным и композиционным центром села Ноли, развивавшегося в северном и северо-восточном направлениях. Городом и уездным центром Нолинском село было определено в 1780 г.

Л. Б. Безверхова.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство