крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Градостроительство на Вятской земле. Часть VII.

Вятские города в XVII и первой половине XVIII века.

XVII век, отмеченный внутренними распрями и интервенцией, поколебавшими социальные и духовные устои феодальной Руси, завершал русское средневековье. Победа светской власти над церковной приводит к переориентации религиозного мировоззрения, к проникновению светского начала во все сферы жизни. Преодолевая последствия «смуты» и нашествия польско-шведских интервентов, нанесших тяжелый урон городам, страна возвращалась к созидательной градостроительной деятельности. Градостроительство разворачивается в небывалых до того масштабах и за короткое время достигает своей кульминации к середине века.

Новый подъем российского градостроительства поражает размахом и темпами, не имеющими прецедентов. Он стал возможен благодаря тому, что градостроительное дело полностью перешло в ведение государства. Руководство строительством и градостроительством в том числе осуществляли централизованные правительственные учреждения — Приказы, окончательно сформировавшиеся в XVII в. и действовавшие на всей территории страны от имени царя и боярской думы. Стратегию градостроительства диктовала необходимость освоения богатых земель Поволжья, Сибири, укрепления порубежных земель, заселения новых территорий на юге и в Малороссии, воссоединившейся с Россией. В основе новых городов строились по чертежам крепости регулярных очертаний с применением военно-инженерных достижений. Последующее развитие таких городов проходило в соответствии с русской градостроительной традицией. Созидательная деятельность распространялась и на многие старые города Руси, которые подвергались перестройке. В градостроительной практике наблюдается тяготение к геометрически правильным планировкам. Значительные преобразования коснулись застройки. Почетное место отводилось теперь в центрах городов зданиям светского назначения, однако роль культовых зданий продолжала оставаться доминирующей.

К концу XVII века завершалось становление древнерусских городов, формировавшихся под влиянием определенных закономерностей, сочетавших в себе обобщенный опыт и передовые идеи эпохи, национальные черты и региональные традиции.

О том, какими стали русские города (и вятские в том числе) на рубеже XVII—XVIII вв., что влияло на особенности структуры, характер планировки и застройки, как формировалась их архитектурно-пространственная композиция дают представление различные источники. Такими источниками являются сохранившиеся фрагменты планировки или застройки, подробные геодезические планы XVIII в., зафиксировавшие планировочную структуру, главные здания и сооружения. Дополняют картину летописные, экономико-географические, статистические, исторические, литературные сведения. Прямыми свидетельствами современников выступают изобразительные иконографические, графические материалы. Переосмысление информации позволяет со значительной степенью достоверности воссоздать архитектурный облик каждого города, выявить общенациональные черты русского средневекового градостроительного искусства.
Наиболее распространенными на Руси были города секторно-мысового типа, возникавшие на развилке двух разновеликих рек. Процесс эволюции города шел в определенной последовательности: зарождение, постепенное освоение территории возле ядра, обустройство ближнего заречья, переход в дальнее заречье. Па следующих этапах осуществлялось укрепление освоенных участком крепостными сооружениями, которые как бы фиксировали каждую стадию развития города.

Главной особенностью русских средневековых городов было развитое зонирование. Структурный костяк составляли крепость-кремль и торг у его стен, к которым сходились дороги-улицы с располагавшимися вдоль них посадами и слободами. Функциональным центром являлись кремль и торг. Сердце структуры — кремль — обычно возвышался, доминируя силуэтами стен, церквей, среди которых выделялся городской собор. В крупных городах торг мог иметь развитую систему торжков, отмеченных собственными храмами. Особое место в структуре городов занимали городские и пригородные монастыри, в замкнутом пространстве которых, подчиняя себе в определенной степени другие постройки, главенствовал монастырский собор. Планировка посадов и слобод развивалась в соответствии со всеми элементами города, центр каждой из них акцентировал свой храм. Постановка городских церквей на холмах вдоль рек и озер выразительно подчеркивала пластику ландшафта. В свою очередь характер ландшафта подсказывал приемы пространственной композиции: «стелющуюся по местности массовую деревянную застройку среди зелени, чередующуюся с огородами и выгонами; свободную архитектонику оборонных сооружений, прямолинейно строгих на равнинах и с живописными уступами на крутоярах; выразительную постановку высотных доминант».

Многочисленные приходские храмы посадов и слобод, монастырские храмы, храмовые комплексы на торгах, в сочетании с рядовой застройкой, подчиняясь главному идейному и композиционному центру, — городскому собору, составляли многозвучный архитектурный ансамбль. Городской собор мыслился средоточием города: храмом в храме. Сам город, по средневековым представлениям, являлся просторным храмом среди нерукотворной, имеющей божественное начало природы. Город как бы «лепился по месту», в гармонии с живой природой формировался его уникальный силуэт, рождался неповторимый зрительный образ русского средневекового города.

Вятские города таким же интенсивным развитием завершали свой средневековый период. К их числу прибавилось еще два новых города: упоминавшийся ранее Нолинск и возникший на левом берегу реки Чепцы как удмуртское село, Глазов.

Результаты градостроительных исследований, проведенных по всем городам Вятской земли, вниманию читателей представлены в форме таблиц (В предыдущих частях статьи «Градостроительство»). Их 13 — каждая посвящена одному городу и иллюстрирует последовательность развития его планировочной структуры, застройки, архитектурно-пространственной композиции. Для удобства все планы приведены к единому масштабу, одинаково сориентированы по сторонам света и размещены на листах в одном и том же порядке: в верхней части листа — планы дорегулярного периода, в нижней — регулярного. Информацию о застройке и градостроительной композиции дополняют прорисовки иконографических материалов, графические реконструкции (иногда гипотетические), фотографические документы, проекты известных архитекторов XIX века, графо-аналитические схемы. Венчают каждый лист виды городов, выполненные в конце XVIII — начале XIX века. Реконструкция выполнена автором (Л. Б. Безверховой) в 1995 году.

Хлынов, являясь самым крупным и значительным городом Вятской земли, интенсивно рос, расширяя свои границы, изменяя внутренние функциональные взаимосвязи, усложняя планировочную структуру. После учреждения самостоятельной Вятской и Великопермской епархии (1656) Хлынов становится «стольным градом», а его кремль — исключительно культовым центром, включающим резиденцию епископа. В Хлынове начинается каменное строительство.

Кремль «освобождается» от приходских храмов, вынося их на посад и на расширившийся торг. К северу от кремля, за городовой стеной располагается женский монастырь, основанный в 1624 г. Возводятся храмы в примкнувших к городу слободах, которые своим появлением усложняют систему планировки города, переводя ее из веерной в ветвистую центрического типа. С 1663 г., в соответствии с распоряжением правительства, в Хлынове начинается возведение новой оборонительной системы укреплений. Система эта состояла из двух линий: первая — кремль, вторая — «земляной город», окруживший посад по его новым границам. Новые укрепления, вместе с гражданскими и культовыми зданиями, в сочетании с ландшафтом, составили единый, гармоничный архитектурный ансамбль, определив «тему» градостроительной композиции города на далекую перспективу.

Котельнич и Орлов были важными торговыми центрами, что стимулировало их рост и развитие. Планировка Котельнича завершила стадию веерной системы центрического типа. Определились главные функциональные и композиционные центры. Развитый торг отмечали Архангельский и Троицкий соборы, несколько церквей возвышались среди стелющейся застройки посада. Усиливал силуэт города главный храм Предтеченского мужского монастыря, расположенного за Балакарицей на высоком Вятском берегу. Храм этот во имя Святого предтечи Иоанна, ставший приходским после упразднения монастыря, и его деревянную колокольню мы можем увидеть на панораме г. Котельнича.

Орлов сохранял порядковую систему планировки нецентрического линейного типа. Торг, развиваясь вдоль реки, был открыт к ней своими храмами. Храмы торга (церковь Николая Чудотворца и Троицкий собор) словно нанизывались на нить главной магистрали, возглавляли череду храмов, акцентирующих важные планировочные узлы. Главный храм Спасского монастыря включался в композицию в обрамлении ограды. За речкой Воробьихой, замыкая череду, возвышалась посадская церковь Благовещания.

У стен Слободской крепости, за ручьем, активно развивался обращенный к посаду торг. Храмы торга в созвучии с кремлевскими храмами создавали могучий композиционный аккорд, отмечая средоточие смысла и духа города. От торга в южном, юго-западном и северном направлениях развился посад. Преобладание северного направления развития было обусловлено как природными факторами (крутая излучина р. Спировки и протекающая почти параллельно ей р. Козулька делали единственно возможным развитие посада в узком перешейке), так и естественным тяготением к слиянию главного посада с монастырской слободкой, развившейся при Богоявленском монастыре. Город Слободской жестко закрепился на высоком правом берегу Вятки, веерной системой планировки центрического типа объединившей в единый организм главные планировочные узлы, отмеченные доминантами храмов. Глядя на панораму города с северо-восточной стороны, на реку, стремительно несущуюся на город и созвездие храмов, как бы «вышедших» ей навстречу, ощущаешь идею города как гармонию противопоставления двух стихий — божественной и рукотворной.

XVII век для города Кая — век угасания. Хотя и он являлся центром обширного уезда, входившего в состав теперь уже Пермской земли, но утрачивал главный смысл своего существования. Ветшали крепостные стены, застройка посада. Храмы, сохраняя печать былого могущества города, еще долго напоминали о нем. На панораме конца XVIII — начала XIX вв. зафиксированы Воскресенский собор, Николаевская церковь, Преображенский монастырь среди стелющейся застройки города, кладбищенская церковь в отдалении на холме.

Елабуга и Уржум завершали развитие порядковой системы планировки нецентрического линейного типа. Торги этих городов обратились к рекам,, а посады развивались вдоль них. Главные планировочные узлы фиксировали храмы.

Посад Царевосанчурска, развиваясь в Казанском направлении от торга, разместившегося у стен крепости, определил городу полукруглую систему планировки веерно-центрического типа. Объемно-пространственную композицию города формировали храмы крепости и посада.

Развитие Яранского посада привело к завершению формирования сегментной системы планировки веерно-центрического типа. В южном направлении главный посад в процессе роста соединился со слободой Вознесенского монастыря. Развитая объемно-пространственная композиция города строилась на подчинении малых акцентов, представленных комплексами Знаменского-Мариинского и Вознесенского монастырей, главному ансамблю торга и крепости, включающему Преображенский собор, Успенскую и Троицкую церкви.

Планировочная структура Малмыжа представляла секторно-замкнутую систему веерно-центрического типа. В объемно-пространственной композиции главными ориентирами являлись храмы крепости и открытого к посаду торга, которые подчиняли себе стелющуюся рядовую застройку.

Сложное планировочное секторно-мысовое развитие Сарапула завершилось сочетанием порядковой нецентрической прямоугольно-прямолинейной системы планировки в прибрежной, низинной части и веерной центрической системой планировки — в мысовой возвышенной части города. Главный холм венчали храмы крепости, подчиняя композиционно вертикали приходской Покровской церкви.

Нолинск и Глазов в XVII в. только лишь начинали свое планировочное развитие, но их веерно-центрическая планировка с храмами в качестве композиционных центров предопределялась достаточно ясно.

Так заканчивался первый этап градостроительства на Вятской земле. Этап, когда живописные качества города, его художественный образ и слияние с природой ценились еще высоко.

Л. Б. Безверхова.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство