крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Ансамбль соборной площади Лальска.

Лузский район, поселок городского типа Лальск.

Ансамбль соборной площади Лальска.Во второй половине XVI в. бежавшие от расправы Ивана Грозного новгородцы основали на правом берегу реки Лалы Никольский погост. Вместе с уже существовавшим рядом городком Ботище он положил начало Лальску.

Согласно писцовым книгам 1620 г. Лальский Никольский погост был обнесен деревянным острогом с восемью башнями и тремя воротами. Внутри острога, в восточной его части, выходившей на излучину Лалы при впадении речки Бычихи, стояли две деревянные холодные церкви: Николая Чудотворца (шатровая) и Флора и Лавра (клетского типа). Упоминается и третья — «Офанасия Александрийского», которая за год до переписи сгорела.

В течение первой половины XVIII в. взамен деревянных были сооружены два монументальных каменных храма — Воскресенский собор и Благовещенская церковь, а также соборная колокольня. Тем временем укрепления острога обветшали и в 1759 г. были разобраны.

В 1784 г. для Лальска, возведенного было в ранг уездного города, Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы составила генеральный план. Разработанный на принципах регулярности, он, помимо строго прямоугольной сетки кварталов, предусматривал устройство нескольких площадей, в том числе соборной. Ось площади, вытянутой с севера на юг, оказалась параллельной проходящей по соседству главной улице города. К площади была «привязана» одна из вновь прокладываемых поперечных улиц (Соборная, ныне Красноармейская), ориентированная на Воскресенский собор и его колокольню. С восточной стороны площадь раскрывалась на реку Лалу и на заречные дали.

Ввиду начавшегося упадка Лальска (в 1796 г. обращен в заштатный город) осуществление генерального плана замедлилось, а некоторые его положения и вообще не были реализованы. В частности, храмы на соборной площади так и не получили достойного «обрамления». Более того, границы самой площади, поскольку застройка ее сторон была редкой или вовсе отсутствовала, остались довольно условными. Поэтому ее объемная композиция всецело определяется храмами. Зато в пространственном отношении цель, преследовавшаяся градостроителями, была достигнута: соборному ансамблю обеспечено превосходное восприятие с реки. Это легко почувствовать, встав напротив, когда оба храма выстраиваются в линию. Не менее хороши и другие видовые точки на противоположном берегу. У поворота реки из-за сложного многочастного Воскресенского собора выдвигаются более крупные, обобщенные массы Благовещенской церкви. Вниз по Лале они, наоборот, «наплывают» на собор, а левее выдвигается вертикаль колокольни. Оба храма объединяет «скульптурность» алтарей, ритм фасадных полукружий, и главное — устремленность ввысь. Ярусность завершений придает ансамблю островыразительный силуэт. Прекрасным дополнением являются группы деревьев, отражение в воде и тихий, идиллический ландшафт.

Воскресенский собор построен в 1698—1717 гг. мастерами из Соли Галицкой Андреем Бросаловых и Ильей Новожиловых. Его сооружение началось с Никольского придела, преемника старого деревянного храма во имя Николая Чудотворца. Освященный шестью годами ранее самого собора, придел композиционно автономен. Это заранее предусматривалось храмоздаиной грамотой: «...и в придел двери учинить из паперти, а не из церкви». Действительно, он имеет особую небольшую паперть — продолжение галереи собора. Его объемное решение в виде широкого восьмерика на четверике для придела довольно необычно. Оно явно восходит к стоявшей на том же месте деревянной церкви. Сколько живописности внесено этим прилепившимся к северной стене собора одноглавым храмиком. Основной же объем церкви — кубический, с трехчастной апсидой, увенчанный пятиглавием. Своим ярко выраженным вертикализмом он контрастирует с пристроенной с запада и частично с севера низкой галереей. В галерею ведет традиционное крыльцо на массивных столбах-кубышках, с двойными арочками и гирьками.

Если композиция собора в целом и отдельных его частей (кроме разве что граненых барабанов глав) выдержана в духе зодчества середины XVII в., то богатый и разнообразный декор отражает уже барочные веяния. Данью традиции являются только кокошники. Даже в изразцовом убранстве, очень сходном с памятниками Устюга Великого (изображения сказочных птиц, «вазоны» с цветами) использован новый прием — широкий фриз (вместо дробления на ширинки) со вставками, еще раз употребленный на галерее. Примечательны тонкие спаренные, а на углах — тройные колонки. Они тянутся почти во всю высоту стен и в укороченном варианте повторены на уровне кокошников. Это начало освоения классического ордера. Достаточно вглядеться в капители, чтобы различить и оригинально исполненный валик — «эхин», и плиту — «абаку». А на восьмерике придела капители близки к ионическим. Сильнее всего мотивы барокко в обрамлениях окон. Витые колонки с теми же «ионическими» капителями (у одного наличника — даже «коринфскими») несут антаблемент и разрезной фронтончик, в верхнем ряду наличников заполненный орнаментальным узором. Заслуживает внимания и киот на восточной стене храма. Колонки заменены в нем пилястрочками, вопреки канонам суживающимся книзу. У всех этих деталей вполне определенный источник — Введенский собор в Сольвычегодске, чьим «пригородом» долго числился Лальск. Роскошной белокаменной резьбе названного памятника и подражали строители Воскресенского собора, правда, в ином материале — кирпиче. Так строгановская линия «московского барокко» нашла ответвление не только на Вычегде, но и на Лале.

В 1777 г. собор украсился внутри лепными картушами с росписью. Это проделали устюжане — штукатуры Петр и Михаил Червяковы, живописцы Иван и Борис Березины.

В 1835 г. был освящен выстроенный по заказу купца Сумкина придел св. Митрофания Воронежского. Будучи соединенным крытым переходом на арке с Никольским приделом, он «растянул» композицию собора, усилив ее асимметрию. Шатровый верх, наличники подражают древнерусскому зодчеству.

После того, как пожар 1725 г. уничтожил деревянную теплую церковь во имя Благовещения и Кирилла и Афанасия Александрийских, в 1732 г. было дано разрешение строить каменную, освященную лишь через тридцать лет, в 1762 г. Ее композиция сжато и точно охарактеризована в старой описи: «Церковь с трапезою и папертью об одном крыльце, над двенадцатью палатками». Первый этаж — подклет и впрямь представлял собой разгороженный на отдельные «палатки» склад для купеческих товаров. Собственно храм дополнен просторной трапезной, к которой примыкает паперть, некогда — с двумя боковыми всходами. Алтарь полуовальной формы, в нижней части особенно пластичных очертаний.

Увенчание храма очень эффектно: три энергично убывающих восьмерика. Однако оставшиеся на стенах контуры прежних «полуглавий» свидетельствуют, что современное завершение храма — результат позднейшей надстройки. Это подтверждается и тем, что восьмерики не открыты вовнутрь храма. Дата надстройки документами не установлена. Предположительно — конец XVIII в. Силуэт Благовещенской церкви и всего ансамбля от этого, разумеется, весьма выиграл.

Подклет расчленен лопатками в полном соответствии с внутренней планировкой. Не просто декоративны и колонки храма, и трапезной: они закрепляют углы объемов, фиксируют их поперечные оси. Пропорции колонок, «валиковые» капители и т. п. полвека спустя почти повторяют ордерные элементы Воскресенского собора. То же можно сказать и о большинстве наличников. Впрочем, убранство Благовещенской церкви более сдержано. Тут значительное место отведено гладкой стене, оттеняющей затейливость деталей. Стилистически Благовещенская церковь родственна современным ей устюжским памятникам, но выделяется своим пропорциональным строем, особой высотностью завершения. Заметим, что пристроенное к западному фасаду храма в 1887 году по проекту вологодского архитектора Федорова крыльцо-колокольня, весьма неуклюжее и сухое по формам, не улучшило архитектуры памятника.

Соборная колокольня начата в 1729 г. «иждивением» купцов Норицыных. На четверике, имевшем проход (соборный ансамбль был обнесен оградой, и колокольня являлась «надвратной») возведен стройный восьмигранный столп. Над арками звона имелись еще два восьмерика и шпиль — композиция, типичная для устюжской школы. С Устюгом перекликается и декорация лальской колокольни. Однако надо помнить, что многое привнесено при восстановлении колокольни после пожара 1763 г. Всевозможные кронштейны, ширинки основания и нижней части столпа, по всей видимости, изначальные, тогда как четкие прямоугольные обрамления граней с заполнением чем-то вроде рокайлей появились при «возобновлении» в 1765 г. Тогда же были установлены башенные часы, устроенные на средства посадского Ивана Рысева «и всего гражданства». Сделал их местный мастер Николай Попов.

Несмотря на понесенные утраты (сломан шпиль вместе с поддерживавшим его восьмериком, а о часах напоминают лишь круги-медальоны), колокольня остается высотной доминантой ансамбля и главной вертикалью всего Лальска.

Л. Г. Хрипунова.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство