крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Комплекс домов служителей Спасского собора, начало - середина XIX в.
Комплекс домов служителей Спасского собора, начало - середина XIX в.Комплекс из трёх домов и соединяющей их каменной ограды с воротами построен на западной стороне Казанской улицы. Разбивка этой части квартала была сделана ещё в начале XIX века в соответствии с планом города 1784 года (первый отвод места произведён в 1810 году) и сохранялась вплоть до середины 1920-х годов. Застройка здесь предусматривалась только каменными домами, так как квартал граничил с парадной площадью - напротив выстроенных в начале - середине XIX века жилых домов служителей Спасского собора располагался административный центр губернской Вятки.

Два первых здания, считая от современной улицы Энгельса, поставлены по красной линии улицы Большевиков, а третье сдвинуто в глубину квартала. Оно развёрнуто главным фасадом на северо-восток и вместе с участком каменной ограды (утрачен) образовывало застройку южной половины полукруглой площади, обращенной к присутственным местам.

  Комплекс домов служителей Спасского собора. Жилой дом, 1824 - 1826 гг.
ул. Большевиков / Энгельса, 71/1.

Комплекс домов служителей Спасского собора. Жилой дом, 1824 - 1826 гг. Первое из построенных зданий комплекса было закончено к 1826 году. Возводилось оно по проекту вятского губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля.

В то время обязательной отправной точкой в творческой работе архитектора являлись «образцовые» фасады. Поэтому, проектируя дом для церковнослужителей, Дюссар де Невиль также воспользовался одним из «образцов». Считается, что это был фасад № 57 из альбома архитектора Стасова 1812-1826 годов. Архитектор несколько изменил «образец» - уменьшил количество окон по фасаду, и получил таким образом совершенно иные пропорции здания, внёс коррективы и в его декоративное оформление. Прошедший школу В. П. Стасова и О. Монферрана, у каждого из которых он отрабатывал по два года после окончания Академии художеств в Санкт-Петербурге, Дюссар де Невиль пытается создать (соответственно возможностям заказчика) образец постройки отнюдь не провинциальный. Эта работа архитектора стала одной из лучших за его вятский период.
  Комплекс домов служителей Спасского собора. Жилой дом, 1842 г.
ул. Большевиков, 69.

Губернский архитектор И. Т. Соловкин в 1842 году продолжил создание комплекса домов служителей Спасского собора. Заданный Дюссар де Невилем архитектурный масштаб и характер декора послужили отправной точкой для И. Т. Соловкина в создании собственного решения фасада. Для его дома также характерны крупные архитектурные детали и хорошая их прорисовка. В отличие от усадебного характера дома Дюссар де Невиля постройка Соловкина выглядит более городской.

Цокольный этаж той же высоты отделан белокаменной плитой с замковыми камнями над окнами. Первый этаж сохраняет размер горизонтального руста, применённого Дюссар де Невилем, но у замковых камней над окнами он изломан и повторяет их форму. Второй этаж не имеет украшений, кроме сандриков на кронштейнах, размещённых через окно и выполненных из опоки.

Здание по-прежнему является жилым домом, но его внутренняя планировка изменена в соответствии с современными требованиями.

  Комплекс домов служителей Спасского собора. Жилой дом, 1853 г.
ул. Большевиков, 67.

Комплекс домов служителей Спасского собора. Жилой дом, 1853 г.Последний из домов комплекса построен по проекту архитектора А. Ф. Глазырина. Он отличается от остальных не только положением в застройке улицы, но и архитектурой. Это естественно, так как к середине века классицизм, как стиль, всё более уступает место эклектике, даже в провинции.

Цокольный этаж этого дома выше, чем у двух предыдущих. Первый и второй этажи почти не отличаются друг от друга по масштабу и декору. Центр здания выделен че-тырёхпилястровым портиком. Над ним возвышается мезонин в три окна с треугольным фронтоном в завершении. Входы с торцов здания пристроены позднее. Так же как у первых двух домов используются опочные детали - базы, капители и облицовка цоколя.

Дом выглядит уже более провинциальным по отношению к двум первым, но вместе с ними образует интересный комплекс застройки улиц первой половины XIX века.
  Комплекс домов служителей Спасского собора. Каменная ограда с воротами, середина XIX в.
ул. Большевиков, 69, 71/1.

Комплекс домов служителей Спасского собора. Каменная ограда с воротами, середина XIX в.Каменная ограда, соединявшая все дома комплекса между собой, устраивалась по мере застройки участков улицы. Сейчас она существует только между первыми двумя домами. Из трёх ворот сохранились одни.

Дошедший до нас фрагмент ограды имеет рустованную плоскость стены и облицованный гладкими опочны-ми плитами цоколь. Ворота представляют собой два двухколонных портика, каждый из которых заключает арку калитки и завершён столбчатым аттиком. Первоначальные заполнения ворот и калиток утрачены.

Ограда органически входила как стилевое дополнение в комплекс застройки улицы.
  Комплекс застройки площади Предтеченской церкви, XVIII - XIX вв.
ул. Свободы и Степана Халтурина.

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви, XVIII - XIX вв.

Население Хлынова быстро росло, и это требовало новых храмов. По просьбе горожан в 1710 году даётся храмозданная грамота на строительство нового храма Иоанна Предтечи на северо-западной окраине города. Сначала это был деревянный храм - перевезённая сюда старая Покровская церковь, но уже через несколько лет прихожане «испрашивают разрешения» на строительство каменного. В сёлах и небольших городах любая приходская церковь образовывала вокруг себя площадь. На плане города, выполненном в 1759 году, около храма, в конце Воскресенсенской улицы уже показана площадь в виде, неправильного многоугольника.
  Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Церковь Иоанна Предтечи, 1717 г.
ул. Свободы, 54в.

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Церковь Иоанна Предтечи, 1717 г.В ряду памятников вятского зодчества конца XVII -начала XVIII столетий храм Иоанна Предтечи занимает особое место. Уникально его объёмно-пространственное построение в виде двусветного восьмерика от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторила свой деревянный прототип - храм Покрова. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова по построении на её месте в 1709 году каменного храма, была перенесена на окраину посада, где «новоселебные» жители во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать новый приход. 17 июня 1711 году старый деревянный сруб занял новое место «близ земляного городового валу, по за острогу» «при концах Воскресенской и Ильинской улиц» «на Герасимовском Шмелёва огородном месте». В том же году он был переосвящён во имя Иоанна Предтечи.

В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Храмозданная грамота на построение тёплого придела Грузинской иконы Божией Матери с колокольней была дана епископом Алексием 10 ноября 1723 года. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м - 30-м годам XVIII столетия. От этой части постройки данаших дней дошли отдельные фрагменты нижнего яруса колокольни. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга и, «прижившись» на местной почве, воспроизводилась вплоть до конца XVIII века.

С 1775 года начались подготовительные работы по перестройке завершения холодного храма. Два малых последовательно уменьшающихся световых восьмерика «наподобие здешней градской Знамения Пресвятые Богородицы церкви» были возведены на фигурной гранёной кровле.
  Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Сторожка при церкви Иоанна Предтечи, конец XIX в.
ул. Свободы, 54г.

Каменная сторожка расположена в линии церковной ограды в северо-западном углу территории храма. Небольшая прямоугольная в плане постройка перекрыта двускатной кровлей с щипцовыми фронтонами по торцам. Фасады почти лишены декора, что обусловлено функциональной особенностью помещения. Лопатки по углам объёма, сухарики в завершении, клинчатые перемычки проёмов, вот и весь набор деталей архитектурного оформления стен.
  Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Дом П. Г. Жгулёва, конец XVIII в.
ул. Степана Халтурина, 17.

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Дом П. Г. Жгулёва, конец XVIII в.Одноэтажный деревянный дом мещанина Петра Григорьевича Жгулёва построен в середине 1790-х годов на самой окраине Вятки по проекту Ф. М. Рослякова, рассчитанному на жителей городских окраин, не имеющих возможности строить жилище по «образцовым» фасадам для «недостаточных» хозяев, которым было «не по карману» соблюсти все требования «регулярного» строительства.

Шестистенок П. Г. Жгулёва выстроен из крупных брёвен на каменном фундаменте, имеет непривычное для классицизма чётное число окон на главном фасаде. Обязательные для деревянных домов этого периода обшивка сруба тёсом, балюстрада или парапеты на крыше, рустовка углов отсутствуют.
  Комплекс застройки площади Предтеченской церкви, Дом В. Калинина, 1-я половина XIX в.
(дом, в котором жил архитектор И. А. Чарушин и где прошли детские и юношеские годы писателя и художника Е. И. Чарушина)
ул. Степана Халтурина, 15.

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви, Дом В. Калинина, 1-я половина XIX в.Первым известным сегодня владельцем здания был купец В. Калинин, который в 1857 году продал «деревянный на каменном фундаменте дом» чиновнице Ардашёвой. От неё в 1871 году имение перешло учителю А. Редникову, и уже у вдовы Редникова в августе 1895 года усадьбу с домом покупает губернский архитектор И. А. Чарушин, который жил здесь вплоть до 1930-х годов, до своего отъезда в Ленинград.
При Чарушине здание дважды перестраивалось: в 1897 году (расширено на сажень) и в 1907 (сделан пристрой); были устроены водопровод и канализация, калориферное отопление и электроосвещение.

Реконструируя постройку и приспосабливая её для проживания своей семьи и под архитектурную мастерскую, Чарушин в полной мере проявил мастерство архитектора-художника. Он создал неброский, но запоминающийся образ дома. Архитектор усложняет композиционное решение здания - он пристраивает к первоначальному простому прямоугольному объёму (с ритмичным рядом окон) дополнительный (с тройным окном).
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство