крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Ансамбль вятской духовной семинарии, Южный учебный корпус, 1795 г.,ул. Кирпичная.
Ансамбль вятской духовной семинарии, Южный учебный корпус, 1795 г.,ул. Кирпичная.Корпус расположен в южной части ансамбля, замыкая пространство внутреннего дворика, к которому обращен главным фасадом.

Здание каменное, двухэтажное, в плане имеет Г-образную форму. В решении фасадов, наряду с общими чертами русского классицизма, чётко просматриваются приёмы, характерные для творчества Ф. М. Рослякова: вертикальное членение фасадов плоскими лопатками, наличники окон в виде рамок, квадратные ниши под окнами первого и прямоугольные - под окнами второго этажей. Венчает плоскость стены сложный карниз. Торцовые фасады дополнены фронтоном, окна второго этажа здесь украшены сандриками.

Реконструкция после пожара 1819 года, выполненная по проекту архитектора И. Д. Дюссар де Невиля, и более поздние пристройки, незначительно изменив объёмно-пространственное решение южного корпуса, не нарушили его архитектурно-художественный облик.
  Ансамбль вятской духовной семинарии, Северный учебный корпус, конец XVIII в., ул. Кирпичная.
Северный учебный корпус ансамбля Вятской духовной семинарии замыкает пространство внутреннего двора, обращен главным фасадом на юг.

Время строительства северного учебного корпуса -конец XVIII - начало XIX веков. Построено здание по проекту Ф. М. Рослякова, решено идентично с южным учебным корпусом.Как и южный корпус здание двух этажное, в плане имеет Г-образную форму. С западной стороны к нему примыкает небольшой двухэтажный пристрой. Такой же пристрой, в настоящее время утраченный, существовал с северной стороны.

В 1819 году, после пожара в южном корпусе, семинария разместилась здесь.
  Ансамбль вятской духовной семинарии, Поварня, 1827 г., ул. Кирпичная.
Ансамбль вятской духовной семинарии, Поварня, 1827 г., ул. Кирпичная.Западный корпус ансамбля завершает формирование внутреннего двора, ограниченного с востока архиерейским домом, с севера и юга учебными корпусами. В здании размещались учебные классы и семинарская поварня. Построен корпус по проекту И. Д. Дюссар де Невиля.

Объёмно-пространственное решение постройки претерпело значительные изменения, о его первоначальном характере можно судить лишь по архивным материалам.

Основной объём здания прямоугольный в плане. С западного фасада к нему примыкают одноэтажные каменные пристрой, служившие некогда первым ярусом деревянных ризалитов. Ризалиты, а также деревянный балкон, опиравшийся на шесть колонн, ныне утрачены. Планировка этажей зальная и анфиладная. Ранее этажи сообщались между собой внутренней лестницей. В настоящее время этажи изолированы друг от друга.

Архитектурное оформление фасадов поварни отвечало единому решению всего ансамбля, хотя набор элементов здесь несколько усложнился. На фасаде чередуются недекорированные окна и окна, украшенные наличниками и сандриками, с рядами балясин в подоконных нишах. В декоре фасадов преобладают горизонтальные членения в виде междуэтажного и венчающего карнизов.

Корпус семинарской поварни был органично вписан автором, сумевшим проникнуться замыслом предшественника, в уже существовавший архитектурный ансамбль.
  Ансамбль корпусов Губернских присутственных мест, 1790 г. / проезд Динамовский, 2, 4
Ансамбль корпусов Губернских присутственных мест, 1790 г. / проезд Динамовский, 2, 4

По составленному комиссией о строении городов Санкт-Петербурга и Москвы и 13 августа 1784 года утверждённому Екатериной II «Плану Вятского наместничества городу Хлынову, назначенному быть губернским городом» было определено место для губернских учреждений - это часть территории, прилегающей к реке Вятке на южном берегу Раздерихинского оврага, известная тогда в городе под названием Ветроум.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря, XVII - XIX вв.
Киров, ул. Лесная - Горбачева - Урицкого.

Ансамбль Успенского Трифонова монастыря, XVII - XIX вв.

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Успенский собор, 1689 г.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Успенский собор, 1689 г.Первое каменное сооружение ансамбля - Успенский собор, строительство которого велось с 1684 по 1689 годы, является самым древним из дошедших до нас каменных сооружений вятского края. Назначение храма быть главным монастырским зданием и определило его тип: пятиглавый, четырёх-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Первоначальное деревянное позакомарное покрытие в 40-е годы XVIII столетия было заменено на четырёхскатную железную кровлю, а в 1810 году деревянные крыльца уступили место каменным колонным портикам, возведённым по проекту губернского архитектора М. Кисельникова. Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трёхчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчёркивают центричность объёмной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность. Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 году каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём.

Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII столетия выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Настоятельские палаты, 1719 г.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Настоятельские палаты, 1719 г.В линию северной границы монастырской территории в 1719 году был возведён двухэтажный корпус настоятельских келий на высоком подклете. Его несложная планировочная схема повторяет композицию деревянной трёх-частной избы с сенями, расположенными посередине. В 1827 году корпус был расширен за счёт двухэтажной пристройки с западной стороны, а деревянный рундук - с востока, ведущий в просторные апартаменты второго этажа, в результате перестройки уступил место широкой парадной лестнице в крытом переходе, соединившем настоятельские палаты с Никольским надвратным храмом.

В помещениях первого этажа, перекрытых сводами, размещались казначейская и монастырский приказ, в верхнем этаже - комнаты настоятеля. Деревянное гульбище опоясывало дворовую часть здания до рубленого «на отлёте» крыльца, через которое можно было попасть в сени нижнего этажа. В 1821 году галерею сменил балкон на металлических консолях.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Никольская надвратная церковь, 1692 - 1695 гг.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Никольская надвратная церковь, 1692 - 1695 гг.Деревянный Никольский надвратный храм был построен в конце XVI века, наметив северную границу монастырской территории. В 1690 - 1695 годах он перестроен в камне. Первоначально храм имел пятиглавое завершение, но после пожара 1752 года надвратная церковь получила деревянный сводообразный потолок, четырёхскатную кровлю и одну деревянную главку на тонком барабане. К 1764 году глава на Никольском храме уже была обита железом.

В церковь, где служили раннюю обедню, можно было попасть по внутристенной лестнице, расположенной в толще западной стены трапезной. В результате перестройки в 1827 году вход заложили, а храм соединили с палатами настоятеля лестничной клеткой в виде овального эркера. Работы по реконструкции были выполнены известным на Вятке мастером Иваном Павловым Смирновым по проекту губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля. В 1853 году над средней частью храма устроили зал для монастырской библиотеки, ликвидированный во время ремонта 1910 года.

Композиционное решение Никольской церкви традиционно для надвратных комплексов. К основному кубу храмового объёма, поднятому на высокий подклет, с востока и запада примыкают равновеликие по высоте полукруглая одночастная апсида и небольшая трапезная. Высокое мастерство отличает художественное решение фасадов памятника. Пояса уступчатых ниш-ширинок с фигурными розетками, отмечающие углы подклетного этажа, продолжены тонкими полуколонками. Два яруса тройных окон обрамлены изящными наличниками, составленными витыми и гладкими полуколонками, трёхлопастными кокошниками и пластичными спиралями в завершении оконных проёмов верхнего света.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Колокольня, 1714, 1998 гг.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Колокольня, 1714, 1998 гг.Деревянная шатровая звонница на четырёх столбах была срублена в Успенском монастыре в конце XVI столетия. В 1710 году архимандрит Александр хлопочет о сооружении каменной колокольни. По царскому указу на строение были выделены средства из государственной казны. В 1714 году звонница пополнила каменные здания монастыря. Её монументальный столп, увенчанный главкой с крестом над ярусами звона, связывал воедино всю группу центральных сооружений монастыря, сообщив их асимметричной расстановке уравновешенность и необходимую законченность.

После пожара 1752 года завершение колокольни было перестроено, при этом сохранена ярусная композиция венчающей части. Работы по восстановлению звонницы были окончены к 1764 году, а в 1779 кузнец Василий Мерин «с товарищи» перекрыл её железом. До этого колокольня имела тесовые кровли с узорными подзорами. В XIX столетии её верхний ярус украсили часы.

Среди особо ценных колоколов летописец отмечает большой колокол весом 525 пудов с изображением на одной стороне образа Успения Божией Матери, а на другой - Преподобного Трифона. Колокол был отлит хлыновцем Иваном Головиным в 1762 году «безденежно в вечный помин по душе своей». Среди прикладных значились и более древние колокола: благовест был жалован обители торговыми людьми, другой колокол, весом 18 пудов, - дар царя Фёдора Иоанновича, а два колокола в 15 пудов каждый являлись «прикладом» старца Московского Чудова монастыря Селивёрста. Из древних колоколов, благовест которых слышали во времена Трифона, уже к 50-м годам XIX века оставалось только два.

В начале XX столетия колокола были перелиты на Слободском заводе наследников Бакулева без сохранения надписей и форм.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Благовещенская церковь, 1728 г.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Благовещенская церковь, 1728 г.Каменный Благовещенский храм был выстроен «тщанием» архимандрита Парфения.

Церковь представляет собой характерный образец посадского культового здания. Пятигранный алтарь, массивный двусветный четверик и трапезная, до 1778 года использовавшаяся как столовая с кухней для братии, равны по ширине. Эффектная кровля над основным храмовым объёмом и причудливая барочная главка повторяют в своих формах первоначальную тесовую «курму». Строго по центральной оси располагался небольшой притвор, решённый в виде глухого крыльца. Выстроенная несколько позднее основных монастырских сооружений, Благовещенская церковь относится к переходному периоду в развитии местной школы каменного зодчества. В декоративном решении фасадов органично уживаются формы причудливого «узорочья» и скромные элементы петровского барокко. Принципы архитектуры нового времени сказываются в резком упрощении фасадного оформления. Лопатки-пилястры, скромные «ушастые» наличники, большие плоскости гладких стен, заимствованные из арсенала новых стилевых приёмов, определяя художественный облик памятника, сочетаются с широкой лентой богатого карниза и скульптурными профилями ложных закомар, типичных для местного зодчества первого этапа его развития, тяготевшего к наследию предшествующего столетия.

В советское время в здании размещался бараночно-сухарный комбинат. В настоящее время здание освобождено и начаты работы по его реставрации.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство