крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Питейный дом, середина XVIII в.
Киров, ул. Дрелевского, 4Б.

Питейный дом, середина XVIII в.«Питейный дом с подвалом», известный в настоящее время под названием «приказная изба», является одним из немногих памятников гражданской архитектуры Хлынова, сохранившихся со времён его дорегулярной застройки. Наиболее вероятно появление этого здания после одного из больших пожаров первой половины XVIII века. Впервые оно упоминается в перечне «публичного строения», составленном городским головой Яковом Машковцевым в 1771 году. Питейный дом показан и на фиксационном плане города 1795 года, выполненном губернским архитектором Ф. М. Росляковым.

Это одноэтажная постройка на высоком подклете, вписанная в сложный рельеф склона Засорного оврага. Характерная трёхчастная планировка дома восходит к традициям XVII века, перешедшим в каменную архитектуру из деревянного зодчества. В центре плана расположены сени, а по бокам - более просторные помещения, перекрытые лотковыми сводами с распалубками. Членение площади подклета, предназначенного для хозяйственных нужд, аналогично.
  Родовспомогательное отделение губернской больницы, 1904 г.
Киров, ул. Свободы / Энгельса, 64/24.

Родовспомогательное отделение губернской больницы, 1904 г.Губернское родовспомогательное отделение построено по проекту архитектора Г. Г. Кугушева и до настоящего времени сохранило своё первоначальное назначение: здесь размещается роддом № 1.

Здание эклектично по своей архитектуре и относится к наиболее характерным представителям группы памятников «кирпичного стиля». Основной особенностью этих памятников является то, что декорировка их выполнена исключительно кирпичными, в редких случаях белокаменными деталями.

Архитектурное решение фасадов основано на использовании декоративных приёмов итальянского ренессанса. Первый этаж здания рустован и отделяется от второго высоким промежуточным карнизом. Оконные проёмы второго этажа оформлены плоскими наличниками с очень развитыми прямыми сандриками. Далеко выдвинутый вперёд венчающий карниз поддерживается пластичным поясом кронштейнов. Центром композиции служит выходящий на перекрёсток скошенный угол. На первом этаже здесь устроен главный вход, на втором - небольшой балкон, завершается угловая плоскость высоким аттиком.
  Северная поликлиника, 1930 г.
Киров, ул. Карла Маркса, 17.

Северная поликлиника, 1930 г.Одновременно с началом строительства мясокомбината и подошвенного завода, новых общежитий и жилых домов для рабочих в северной части города встал вопрос и о медицинском обслуживании рабочего района.

Проект новой поликлиники составлен архитектором А. А. Дубровским в 1929 году. После широкого обсуждения места постройки городской общественностью в июне того же года собралась комиссия из врачей и представителей всех заводов, которая голосованием постановила отвести для поликлиники площадку неподалёку от строившихся предприятий, севернее Профсоюзной улицы. К строительству приступили тотчас же, и к осени двухэтажное кирпичное здание вчерне было построено, а в 1930 году поликлиника приняла первых больных. Сейчас здесь находится поликлиника № 1 горбольницы № 1.
  Сельскохозяйственное техническое училище, 1902 - 1904 гг.
Киров, Октябрьский проспект, 125.

Сельскохозяйственное техническое училище, 1902 - 1904 гг.Здание построено для Вятского среднего сельскохозяйственно-технического училища имени императора Александра II по проекту архитектора Казанского учебного округа В. К. Бечко-Друзина, под наблюдением Я. П. Максимовича. После революции училище было преобразовано в техникум, на базе которого в 1930 году организован зооветеринарный (с 1945 года сельскохозяйственный) институт. С начала Отечественной войны на территории бывшей училищной усадьбы разместилось эвакуированное предприятие - «пулемётный завод».

Главное училищное здание и надстроенное на этаж двухэтажное здание квартир служащих ныне соединены между собой пятиэтажной вставкой и с семиэтажным производственным корпусом по улице Молодой Гвардии.

Фасад главного здания училища претерпел незначительные изменения (уничтожены парадное крыльцо со стороны улицы, решётка на крыше, лепнина на центральном аттике). Здание (без пристроев) прямоугольное в плане, каменное. Первые два этажа рустованы. Большие арочные окна верхнего этажа декорированы наличниками с замковыми камнями (также декорированы и окна среднего этажа), узкие простенки украшены ширинками и лопатками. Три ризалита главного фасада (по центру и по краям), подчёркивающие симметрию здания, завершаются аттиками, на которых выложены даты постройки «1902» и «1904».
  Серафимовская церковь, 1907 г.
Киров, ул. Урицкого, 25.

Серафимовская церковь, 1907 г.Единоверческая церковь существовала в Вятке с 1902 года. Сначала для её служб использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря, а через два года, несмотря на малочисленность прихода (около 170 человек), по указу Вятской духовной консистории 13 июня 1904 года был заложен новый каменный храм единоверцев.

Вятский губернский архитектор И. А. Чарушин разработал несколько проектов церковного здания, один из которых - деревянной церкви, датированный 1904 годом, хранится в областном госархиве. Проект каменной церкви, по которому велось строительство, находится в семейном архиве Чарушиных.

Храм возводили на средства прихожан. В «Ведомости о церкви за 1913 год» указано, что здание построено на пожертвования купцов Я. Тырышкина и К. Ярунина. В частности, Константин Кириллович Ярунин пожертвовал землю и два дома на углу Орловской и Успенской улиц.
Место, предназначенное под строительство, было не очень удобным - узость и малая площадь участка, зажатого в окружающей городской застройке, обусловили вынос алтарной апсиды храма на красную линию Успенской улицы. Чарушин, проектируя церковь, успешно выходит из трудного положения, создав оригинальную планировочную схему постройки.
  Скорбяще-Богородицкая церковь, 1908г. (утрачен)
Место на левой стороне ул. Советской, в квартале между улицами Свободы и Володарского (последний адрес - ул. Советская, 32)

Скорбяще-Богородицкая церковь, 1908г. (утрачен)Постройка в Вятке церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» при убежище Братства для попечения о слепых связана с длительной благотворительной деятельностью вятчан. В 1893 году учительница вятского «Дома трудолюбия» Нина Николаевна Попова, встретив слепого мальчика, обучила его грамоте при помощи книг с рельефным шрифтом Брайля. После этого удачного опыта у Н. Н. Поповой зародилась мысль о создании школы для обучения грамоте и ремёслам слепых детей.

В 1905 году на деньги зажиточного крестьянина Ивана Яковлевича Шихова было приобретено пустое место на Богословской улице: между улицами Никитской и Царёвской. В этом же году на собрании Братства слепых было решено создать строительный комитет по возведению общежития. Строительный комитет возглавил член вятского комитета попечительства о слепых Фёдор Ездаков. Отец Иоанн Крондштадтский подарил комитету икону Божией Матери «Всех скорбящих радости» и благословил при общежитии построить домовую церковь.
  Старообрядческая молельня, 1910 г.
Киров, ул. Ленина, 100.

Старообрядческая молельня, 1910 г.Построена на усадьбе и на средства купца Дениса Фаддеевича Зонова для общины верующих - старообрядцев поморского толка. Государственная политика не поощряла распространение «старой веры», поэтому молельня, хотя и расположена на одной из главных улиц города, но не вынесена на красную линию её застройки, а сдвинута в глубину квартала.

Поморский толк - одно из течений старообрядчества, отвергающее церковно-православную иерархию, таинство священства. Эта особенность вероучения нашла отражение в архитектурно-планировочном решении культовых построек поморцев — их молитвенные здания лишены алтаря (алтарь в христианских храмах - помещение, где священнодействует духовенство). В остальном решение молелен соответствовало канонам русской православной церкви, утвердившимся в ней до церковных реформ, проведённых патриархом Никоном во второй половине XVII века.
  Сретенская (Пятницкая) церковь, 1705 - 1712 гг. (утрачена)
Место на набережной Грина между домами №2 и 4 по проезду Динамовскому.

Сретенская (Пятницкая) церковь, 1705 - 1712 гг.  (утрачена)Каменная холодная Пятницкая церковь заложена по храмозданной грамоте архиепископа Дионисия «в большом городе у Слудских ворот на кладбище» вместо двух деревянных храмов: холодного и тёплого. Самое раннее упоминание о них содержится в духовном завещании хлыновца Ивана Шелома от 3 июля 1574 года.

Постройка относится к тому времени, когда «московское» («нарышкинское») барокко начинало вытеснять декоративное узорочье, планировка храмов - приобретать симметричность и простоту, а их высота подчёркивалась многоярусностью. Новое только пробивалось сквозь завесу накопленного хлыновскими мастерами опыта «каменного строения» и преодолевало глубокие традиции деревянного зодчества. Асимметричность композиции каменного храма закрепила взаимное положение былых деревянных церквей: на месте холодной заложен алтарь, на месте тёплой - колокольня. Сложенная в виде глухого восьмигранного столпа с уникальным «повалом» - расширением ствола при переходе к ярусу звонов, - она убеждает в устойчивости традиций.
  Спасский собор, 2-я половина XVIII в.
Киров, ул. Большевиков, 50.

Спасский собор, 2-я половина XVIII в.Каменный Спасский собор был выстроен на древнем торгу вместо деревянной Троицкой церкви ещё в 1693 году. После большого пожара 1752 года, сильно повредившего храм, по Указу синода от 1761 года здесь решено было возвести двухэтажный храм. Строительные работы, затянувшиеся до конца века, были начаты с середины 1760-х годов. Этот собор был одним из первых сооружений нового классицистического стиля, пришедшего на смену пышным формам Вятского барокко в последней четверти XVIII столетия. Строительство храма по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года перешло под надзор Ф. М. Рослякова. По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых освятили только в 1818 году.

Расположенное на гребне спуска, ведущего к реке Вятке, здание играло заметную роль в планировке старой части города. Горделиво возвышаясь среди невысокой застройки, оно властно стягивало к себе перспективы окружающего ландшафта.
  Театр (концертный зал), 1877 г. (утрачен)
Многие годы в Вятке не было театрального здания, и для театральных представлений и концертов арендовались маловместительные и неприспособленные помещения в частных домах или летнее здание («вокзал») в Загородном саду.
23 сентября 1876 года городская дума заслушала сообщение городского головы о предложении губернатора отвести на старой Хлебной площади место для постройки театра и концертного зала...

Театр (концертный зал), 1877 г.  (утрачен)


студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство