крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Трёхсвятительская церковь, 1711 - 1717 гг.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Трёхсвятительская церковь, 1711 - 1717 гг.Памятник расположен на юго-западном участке территории монастыря. Своё летоисчисление церковь ведёт ещё с тех давних времен, когда Семёновскую пустошь, позднее отданную под мужскую обитель, занимало городское кладбище. В описи 1610 года Ф. Рязанцева значится храм «Иоанна Предтечи да преподобного Сергия, древян, клецки с трапезою и келарскою о два верха, сооружение мирское». После пожара 1700 года, уничтожившего почти все деревянные монастырские сооружения, архимандрит Александр хлопочет о построении каменной больничной церкви. Только в 1711 году с «указа великого государя» Петра I были заложены больничные кельи с домовым храмом, который в 1717 уже освятили в честь Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Во время большого пожара 1752 года памятник сильно пострадал. Средства на его восстановление пожертвовал вятский публичный нотариус Пётр Пупырев, пожелавший освятить храм во имя своих патронов - Московских святителей Петра, Алексея и Иона. Ремонтные работы были окончены в 1775 году, а устроенный после пожара с северной стороны алтаря Зосимо-Савватиевский придел просуществовал здесь до 1778 года. Больничные палаты, примыкавшие к западному фасаду, за ветхостью были разобраны в 1799 году.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Братский корпус, 1717-1725, 1742 гг.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Братский корпус, 1717-1725, 1742 гг.Одноэтажный корпус каменных келий для монастырской братии был выстроен к востоку от надвратной церкви между 1717-1725 годами. Декоративные мотивы его фасада - это всё то же русское «узорочье», в духе которого возведены рядом стоящие здания Никольского храма и настоятельских палат.

В 1742 году братский корпус продолжили, возведя двухэтажные палаты в одной связи с северо-восточной башней. Этот келейный корпус стал самым значительным гражданским сооружением монастыря. Его прямоугольный блок расположен по красной линии улицы Горбачёва, формируя своим протяжённым объёмом парадный фасад ансамбля со стороны Засорного оврага.

Внутренняя планировочная схема палат восходит к традициям жилого деревянного дома. Каждая изолированная келья-секция, состоящая из сеней и жилых помещений по бокам, имела отдельный вход. Деревянные галереи-гульбища с лестничными всходами и крыльцами вносили оживление в аскетический облик здания, почти лишённого декора.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Ограда и башни монастыря, середина XVIII в.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Ограда и башни монастыря, середина XVIII в.Строительство каменной монастырской ограды взамен деревянной было начато в 1742 году. Её северную линию определили фасады братских келий, настоятельского корпуса и Никольского храма, а северо-западную точку наметила башня с шатровой кровлей. Сооружения Трифонова монастыря с момента своего возведения не имели оборонного значения, поэтому башни ограды использовались под хозяйственные нужды. В северо-западной башне хранили овощи, а с 1888 года она была отдана под склад имущества и вооружения дружины государственного ополчения. Подобные полукаменные башни, фланкирующие южную линию ограды, строительство которой велось в течение 1774 и 1775 годов, служили в качестве хлебных амбаров и использовались под сеновал. С 1906 года в юго-восточной башне размещалась церковно-приходская школа. На западном участке ограждения помещались ворота с караульней. Здесь же в 1764 году возвели малые братские кельи, отведённые за ненадобностью под классы и жильё для учеников и учителей духовной семинарии. Позднее здание сдавалось под жильё. С востока в 1799 году была выстроена каменная поварня, вошедшая в ленту монастырского ограждения, завершавшегося на северо-востоке трёхэтажной башней братских келий.
  Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Надкладезная часовня, 1990 г.
Ансамбль Успенского Трифонова монастыря. Надкладезная часовня, 1990 г.Из-под уступа западного склона к речке Хлыновице бьют родники. В период основания монастыря для сбора ключевой воды здесь был устроен колодец, который по преданию выкопал сам архимандрит Трифон. В это же время над колодезным срубом поставили деревянную часовню. Очевидно, эта первая часовня сгорела во время одного из пожаров.

Когда в монастыре началось строительство каменного Успенского собора, у его южного фасада для упокоения мощей Преподобного Трифона срубили специальную деревянную часовню. В 1689 году монастырскую святыню перенесли в отстроенный собор, а сруб часовни-усыпальницы, как особо чтимую реликвию, установили над Трифоновским колодцем. В описи 1764 года отмечено, что часовня имела размер 3x3 сажени. Около её восточного фасада находился большой, вкопанный в землю чан, который наполнялся вытекающей по деревянному жёлобу колодезной водой. Тут же располагались рыбные садки и монастырские огороды. Обилием чистой родниковой воды пользовались и жители города.

В течение XVIII - XX веков часовню не раз перестраивали, а в 1930-е годы разобрали. В ходе реставрации монастырского ансамбля было принято решение о воссоздании надкладезной часовни. Не располагая сведениями о её первоначальном облике, новое здание устроили в виде сооружения традиционного клетского типа с притвором (1990 год, архитектор Е. Л. Скопин). Непрерывное журчание воды, древние формы часовни, заботливо оформленный источник и парящие в небе главы Успенского собора придают неповторимый колорит этому живописному уголку монастырского ансамбля.
  Ансамбль церкви Троицы в Макарье, конец XVIII - начало XX вв. / ул. Проезжая, 27
Ансамбль церкви Троицы в Макарье, конец XVIII - начало XX вв. / ул. Проезжая, 27Группа памятников, составляющая ансамбль Троицкой церкви, расположена в заречной части города на территории бывшего села Макарья, входившего в состав Вятского уезда. Кроме самого храма, являющегося композиционным центром и архитектурной доминантой комплекса, ансамбль формируют святые ворота и ограда, сторожка и часовня, стоящие на храмовом дворе, и построенное напротив здание церковно-приходской школы.

История образования макарьевского прихода относится к середине XVII века. По храмозданной грамоте от 1646 года усердием слободского священника Митрофана Кошурникова здесь срубили деревянную часовню, получившую наименование в честь Макария Унженского. Основанный на бойком Сибирском тракте, погост быстро богател, и шесть лет спустя сын Митрофана иерей Вознесенского собора города Слободского Елисей строит на месте часовни одноимённый деревянный храм.

Троицкую церковь - памятник архитектуры «вятского барокко» построили в 1768 - 1775 годах. В то же время возвели церковные ворота и ограду. Облик старой ограды, к сожалению, не сохранился; в 1880 году при работах по расширению и реконструкции церковной территории её заменили на новое ограждение, выполненное с нарушением стилевого единства комплекса. Тогда же в линию с северным участком ограды разместили церковную сторожку, оказавшуюся полностью обстроенной в наше время.
  Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Ворота и ограда, 1770-е, 1988 гг.
Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Ворота и ограда, 1770-е, 1988 гг.Архитектурной жемчужиной по праву считаются церковные ворота. Построенные в 1770-е годы, они повторяли барочные формы храма, гармонично дополняя единый стилевой замысел погоста.

В центре трёхчастной композиции - высокая проездная арка, завершённая эффектным поднятием сходящихся волют карниза и главкой. По бокам располагались калитки, отделённые от ворот спаренными колонками на постаментах. Ломаный план постройки с западающей центральной частью усиливался вынесенными за его линию колончатыми пьедесталами и контрфорсами. Этот мастерский строительный приём, дополненный выразительным рельефом карнизной линии и знакомым по храму набором фасадного декора, создавал ощущение объёма, не свойственного обычно постройкам такого типа.
  Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Часовня, 1990 г.
Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Часовня, 1990 г.Спасо-Александровская часовня была построена в 1884 году на приходском кладбище села Макарья (теперь Старо-Макарьевское). Проект выполнил в 1876 году инженер-архитектор А. С. Андреев. Заготовка материалов и строительство велись с 1881 года хозяйственным способом силами прихожан. Известно, например, что 10 тысяч штук кирпича поставил местный крестьянин Я. И. Трушков.

В интерьере часовни находился позолоченный одноярусный иконостас с тремя образами: Спаса Нерукотворного, Смоленской Божией Матери и Александра Невского. Раз в год, 16 августа, в часовне совершался молебен, а на площадке перед нею - вселенская панихида.

Впечатляющий облик кладбищенской часовни, подчёркивающий её мемориальное предназначение, решался традиционными архитектурными средствами. Стройный односветный восьмерик, каждая из граней которого оканчивалась килевидными закомарами, имел завершение в форме светового восьмигранника с венцом кокошников над окнами, перекрытого шатровой кровлей. Цельная столпообразная композиция одноглавой часовни-памятника напоминала знакомые образцы древнерусского шатрового зодчества. Кстати, подобный памятник был построен и существует до сих пор при Спасском соборе города Елабуги.
  Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Церковь Троицы, 1768 - 1775 г.
Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Церковь Троицы, 1768 - 1775 г.Приходский Троицкий храм был заложен в 1768 году артелью каменщиков из Хлынова, возглавляемой Никитой и Данилой Горынцевыми - черносошными крестьянами «Вологодского наместничества Устюжской области Двинской трети Ярокульского стану деревни Онисовой». В артель входили П. Тупасов и В. Швецов, ставшие позднее опытными мастерами, работавшими по самостоятельным подрядам.

Взнос, позволивший начать строительство, поступил из церковной казны соседнего Волковского прихода. Организацией работ и заготовкой материалов руководил церковный староста отставной вахмистр Василий Трушков.
В 1772 году построили тёплую часть храма, которую разместили в трапезной, и освятили два престола: южный - в честь Иконы Богородицы «Взыскание погибших», и северный, посвященный Макарию Унженскому. Главный Троицкий престол был освящён после окончательного возведения церкви в июле 1775 года.

Основное достоинство Троицкого храма, придающее ему исключительную архитектурную значимость. - выразительная цельность художественного облика. Небольшая палатка-усыпальница, тактично пристроенная в 1875 году по проекту инженера-архитектора А. С. Андреева, не нарушила стилевого единства памятника. По своей объёмной композиции храм относится к постройкам ярусного типа, получившим широкое распространение на Вятке в 60-80-е годы XVIII века. Эти памятники отличает нашчие двух световых восьмериков, установленных на двухъярусном четверике собственно церкви.
  Аптека Бермана, 1910-е гг. ул. Ленина / Горбачева, 81/24
Аптека Бермана, 1910-е гг.  ул. Ленина / Горбачева, 81/24Вятская городская аптека № 2 известна многим кировчанам как «аптека Бермана». Именно он, купив у Фабера его одноэтажную деревянную аптеку в 1910 году, строит на её месте новое двухэтажное каменное здание того же назначения. Постройка закончена к 1917 году, а в 1918 уже национализирована и передана вятскому горздраву.

Здание размещается на остром углу пересечения улиц. С юга оно было сблокировано с полукаменным домом Хлебниковой, построенным в 1863 году, а с запада пристроено к одноэтажному деревянному дому. Сейчас оба дома уже снесены, а на их месте высятся современные каменные здания.

Проект на постройку аптеки в архивах пока не найден, автор не известен.
Аптека Бермана - позднее произведение стиля модерн. Декоративное решение фасадов очень простое, хотя некоторые детали к нашему времени утрачены. Композиционным центром здания является небольшая по площади часть фасада - скошенный угол.
  Ахтырская кладбищенская церковь, 1795 г. / ул. Красноармейская, 43
Ахтырская кладбищенская церковь, 1795 г. / ул. Красноармейская, 43Каменная церковь вместо деревянной на старом Ахтырском кладбище была построена в 1795 году по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Строительство велось «иждивением» коллежского советника Иоанна Безрукого и его жены Параскевы Сергеевой.

Этот храм по своему композиционному решению являлся разновидностью своеобразного типа построек -восьмерик на четверике. Культовые сооружения подобного построения составляют самую обширную группу памятников, выстроенных в вятском крае на рубеже XVIII -XIX столетий. Основной кубический объём с полукружием апсиды и аттиковым ярусом (формы, переходной от четверика к восьмиграннику) был увенчан крупным граненым барабаном. Над папертью трапезной, вытянутой по оси север-юг, возвышалась невысокая колокольня.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство