крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Дом П. И. Бальхозина, 1878 г. ул. Воровского / Володарского, 27/138
Дом П. И. Бальхозина, 1878 г.  ул. Воровского / Володарского, 27/138В 1878 году на углу Семёновской и Никитской улиц по проекту замечательного вятского архитектора Н. А. Андриевского был построен небольшой, но очень грациозный особняк. Здание имеет цокольный и наземный этажи и мезонин. В облике дома явно прослеживаются черты так называемого петровского барокко. Взяв за основу композиционные и художественные приёмы начала XVIII века, Андриевский тактично ввёл в архитектуру особняка элементы более позднего барокко, придав зданию большую живописность и своеобразие. Даже в цвете - сочетание тёмно-красных, брусничного оттенка кирпичных стен с белокаменными деталями - автор как нельзя более приблизился к барочным образцам. Высокий цокольный этаж, компактный план и наглядно выраженный вертикализм в архитектурно-декоративной проработке придают памятнику пропорциональный характер, и он выглядит очень стройным. Удачно завершение главного фасада. Плавно очерченные боковые аттики сливаются в единое целое с венчающим белокаменным фронтоном, украшенным крупномасштабной резьбой и вазоном в виде лилии. Подавляющее большинство элементов декора выполнено из белого камня. Искусно вырезанные сандрики, волюты, панели в подоконных нишах, венчающий фронтон выдают руку большого мастера.

В 1989 году здание отреставрировано. Работы произвела фирма «АРСО».
  Дом К. С. Бехтеревой, 1845 г. ул. Горбачева, 18
Дом К. С. Бехтеревой, 1845 г. ул. Горбачева, 18Набережная Засорного оврага рядом с монастырём была тесно застроена уже в начале XVIII века (здесь находилась большая Заоградная слободка, принадлежавшая монастырю), и потому перепланировка её представляла известные трудности. Участок на углу Хлыновитской и Набережной улиц - место бывшего монастырского служителя Прокопия Гнусова - отводился для застройки по регулярному плану не один раз, но долго ещё оставался незастроенным. В 1835 году здесь был плановый дом П. Кузнецовой, в начале 1840-х годов купленный чиновницей К. С. Бехтеревой, которая и построила сохранившийся доныне полукаменный дом, а в 1848 году сделала к нему пристройку для кухни. Проект дома составил И.А. Костарев, вятский губернский архитектор, в середине 1840-х годов.
  Дом Ф. В. Веретенникова, 1816 г. ул. Дрелевского, 26
Дом Ф. В. Веретенникова, 1816 г. ул. Дрелевского, 26Незадолго до 1799 года бухгалтер казенной палаты А. Г. Кротов вблизи от Хлебной площади, на южной стороне Спасской улицы, построил полукаменный дом на семи саженях (утрачен, последний адрес - улица Дрелевского, 28), но вскоре продал его купцу первой гильдии Фёдору Веретенникову, чьим именем позже будет назван банк взаимного кредита. Купцу нужен был дом каменный, и по его просьбе губернатор предписал губернскому архитектору Н. А. Андреевскому «сочинить план» для постройки полутораэтажного каменного дома. Проект был сделан, и уже в отчёте за 1816 год в числе двух строившихся в городе по высочайше утверждённым проектам домов губернатор назвал и дом Веретенникова.

Выбрав «примерный» проект под № 86 из второго альбома, архитектор по желанию заказчика сократил длину дома на два окна и, используя рельеф, кроме двух полных этажей предусмотрел и высокий цокольный этаж, полностью надземный со стороны дворового фасада. С северной стороны цокольный этаж с течением времени, после благоустройства улицы Дрелевского, оказался в земле, а его окна - в глубоких приямках.
  Дом Г. М. Вяземского.
Метрах в трехстах за городовой стеной хлыновского посада по древней Никитской улице с разрешения преосвященного Дионисия «тщанием и иждивением гостиной сотни купца Григория Михайловича Вяземского» в 1718 году была построена каменная Владимирская церковь. Место у перекрестка современных улиц Карла Маркса и Молодой Гвардии, где стоит пятиэтажный дом с ателье «Кировчанка», с начала XVII века принадлежало роду Вяземских: Семейке (1628 год), Оске (1646 год), потом Вяземскому Мишке и его сыну Григорию. Здесь и был построен двухэтажный каменный дом. В 1729 году на речке Большая Кирса, на землях Верховятского монастыря он основал железоделательный завод. О доме Вяземского в пригородной слободке документы сохранили очень мало сведений. В 1771 году «по владенному указу» дом стал собственностью купца Семена Прозорова, через неделю куплен чиновником Ветохиным, а в 1799 году принадлежал золотых и серебряных дел мастеру Андрею Двойнишникову. В акте покупки он назван «старым». Старожил Вятки купец А. Е. Рязанцев в своих воспоминаниях указывал, что дом разобран около 1863 года. Ни чертежей, ни фотографий, ни словесных описаний. Только на конфирмованном в 1784 году плане города показан черный прямоугольник дома на площади Владимирской церкви. О времени постройки дома никаких сведений нет. Возможно, он был построен и одновременно с церковью, но более вероятно, что в период между 1718 и 1729 годами, когда постройка храма была окончена, а хлопоты, связанные с постройкой завода, еще не начинались.
  Дом Голикова.
Отвечая на «Вопросные пункты» Комиссии о строении городов, городской голова Яков Машковцев в числе трех каменных публичных строений указал и женскую богадельню. Разрозненные сведения о ней нашлись во многих документах последующих лет. В «Описи общественным домам и зданиям» 1839 года читаем: дом двухэтажный, каменный, «древней архитектуры». Принадлежит городу около восьмидесяти лет, был будто бы пожертвован каким-то «откупщиком Голиковым для богоугодных заведений» и находится на нижней торговой площади'. В том же году дом был обследован исполнявшим должность губернского архитектора Иваном (Головкиным, который отметил, что на стенах второго этажа и на сводах первого есть трещина; потолки и тесовая кровля погнили; на первом этаже кирпичные полы сохранились2. Показано это здание и на планах города («росляковском» плане 1795 года и на конфирмованном плане 1784 года в томе «Чертежи городов» Свода законов Российской империи) — на западном берегу кремлевского рва у «большого моста» с торговой площади к Спасскому спуску.
  Дом Я. Ф. Гусева, 1812 г. ул. Большевиков / Энгельса, 73/2
Дом Я. Ф. Гусева, 1812 г. ул. Большевиков / Энгельса, 73/2В число 13 каменных зданий, которые были сооружены в Вятке с 1804 по 1812 год, входил и дом купца Якова Гусева, построенный на углу Казанской и Преображенской улиц по проекту исполняющего обязанности губернского архитектора М. А. Анисимова в 1810 - 1812 годах. Здание представляет собой двухэтажный, значительной протяжённости жилой дом. Помимо двух наземных этажей, имеющих коридорно-апартаментную планировку, есть ещё цокольный этаж. Жилые дома подобного типа, в основу которых положены примерные проекты конца XVIII - начала XIX веков получили широкое распространение в застройке русских городов в эпоху классицизма.

Архитектура здания носит явно выраженный классицистический характер. Главный фасад памятника, как и соседнего дома, был обращен в сторону официальной плац-парадной площади (теперь на её месте стадион «Динамо»). Строго по оси симметрии расположены парадный вход на первый этаж, балкон и небольшой фигурный аттик. Нижний этаж здания рустован; тонко профилированные оконные наличники включают замковые камни. Над окнами второго этажа помещены карнизы-сандрики.
  Дом П. П. Гусева, 1818 г. ул. Орловская / Большевиков, 17/93
Дом П. П. Гусева, 1818 г. ул. Орловская / Большевиков, 17/93Двухэтажный каменный дом купца Петра Гусева на северной окраине новой Хлебной площади был первым, с него начиналась застройка периметра площади домами купцов «второй волны». Казанская улица (ныне улица Большевиков) в те годы была магистральной: только она через единственный на всём протяжении Засорного оврага земляной мост обеспечивала прямую связь со второй частью города и югом губернии.

Построенный по проекту губернского архитектора И. А. Андреевского дом, как и его аналог в «Собрании фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробированных», выдержан в духе провинциального классицизма, лаконичного по изобразительным средствам, строгого и ясного.

Как памятник архитектуры дом был внесён в «Список памятников градостроительства и архитектуры Кировской области на 1955 год», но это односторонняя характеристика здания, которое достойно представляет целый период в истории культуры вятской земли.
  Дом И. Двойнишникова, около 1804 г. ул. Маклина / Карла Маркса, 1/95
Дом И. Двойнишникова, около 1804 г. ул. Маклина / Карла Маркса, 1/95По генеральному плану 1784 года город был разбит на регулярные кварталы. Предстояла большая работа по его перестройке в соответствии с новой городской сеткой. Каменные дома, возводимые на перекрёстках улиц, играли важную градостроительную роль, закрепляя новую структуру планировки.

Жилой дом на углу улиц Бутырской и Владимирской был построен купцом Двойнишниковым по проекту Ф. М. Рослякова в начале XIX столетия. Позднее большая усадьба с домом перешла к другим владельцам.

Небольшой двухэтажный кирпичный дом - пример рядовой застройки Вятки рубежа XVIII -XIX веков. Плоские уличные фасады одинаковы по композиции. Прямоугольные окна с замковыми камнями, ниши, простые профили карниза - немногочисленные декоративные детали скромного здания, представляющего собой типичный образец провинциального классицизма.
  Дом наследников Д. Деньшина, около 1879 г.
Киров, ул. Большевиков / Молодой Гвардии, 85/23.

Дом наследников Д. Деньшина, около 1879 г.Полукаменный двухэтажный дом под четырёхскатной крышей, прямоугольный в плане, с пристроями со двора. Совсем без декора, который, видимо, уничтожен во время ремонтов и перестроек.

Возведён примерно в 1879 году на месте ветхого деревянного, на фундаменте, тоже двухэтажного дома (план 1819) наследниками мещанина Дементия Деньшина. Вскоре (до 1886) дом приобрёл крестьянин П. Тимкин.

У Тимкина в начале XX века квартировал художник-иконописец Василий Иванович Кротов (примерно 1879-после 1917). В 1906 году квартира (дом Тимкина на Казанской) была одним из двух мест сбора экспонатов 2-ой Вятской художественной выставки, участником которой стал и В. Кротов.

Согласно монографии итальянского искусствоведа Д. Никодеми, среди учеников В. И. Кротова был молодой А. В. Исупов.
  Дом и флигель усадьбы Ф. Л. Ездакова, 1905 - 1906 гг.
Киров, ул. Энгельса/Володарского 39/93, 39а.

Дом и флигель усадьбы Ф. Л. Ездакова, 1905 - 1906 гг.Северо-западный угловой участок на пересечении улиц Преображенской и Никитской, долгое время принадлежал семье Редниковых. В середине 70-х годов XIX века здесь стояли: на углу - полутораэтажный каменный дом, а по улице Преображенской - трёхэтажный деревянный флигель. В 1880-х годах эти два здания перестроены - за отставным солдатом А. Ф. Редниковым в эти годы уже числятся каменный двухэтажный дом и полукаменный флигель.

В 1905 году эту недвижимость с участком у Редниковых приобретает вятский мещанин Ф. Л. Ездаков. В этом же году начинается переустройство каменного дома по проекту Э. К. Нюквиста. Старое здание сносится до верха цокольного этажа и надстраивается ещё два этажа. Сейчас облик дома почти не отличается от проектного. Единственное отличие - это появление на скошенном углу балкона на металлических кронштейнах. Декоративное решение фасадов в «кирпичном стиле» характерно для своего времени. Кирпичные детали здания имеют ретроспективное готическое направление, наиболее ярко его отражают парапетные столбики и слуховое окно...
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство