крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Дом Н. Л. и В. Л. Калининых, 1792 - 1796 гг. ул. Дрелевского / Володарского, 20/104.
Дом Н. Л. и В. Л. Калининых, 1792 - 1796 гг. ул. Дрелевского / Володарского, 20/104.Место для постройки деревянного дома «на 12-ти саженях» и двух флигелей при нём купцам Калининым отведено на южной стороне Спасской улицы 22 августа 1792 года (по улице - 50, по сторонам - по 40 сажен, позже глубина участка увеличена - до Копанской улицы). Тогда же архитектор Филимон Росляков выдал им и проект (план места, планы этажей, фасады).

Поклонник классицизма, Ф. М. Росляков и здесь руководствовался строгими правилами и при планировке усадьбы, и при проектировании жилых зданий. Его проект не был индивидуальным, но не был и типовым: Росляков не отступал от принципиальных решений, разработанных ранее при восстановлении города Твери после пожара и принятых на государственном уровне в качестве типовых, ни от тех шести проектов, которые комиссия о строении города препроводила во все губернские города с конфирмованными планами городов.
  Дом С. А. Кириллова, 1900-е гг. ул. Ленина / Степана Халтурина, 70/8
Дом С. А. Кириллова, 1900-е гг.  ул. Ленина / Степана Халтурина, 70/8Около 1900 года Семён Афанасьевич Кириллов приобретает место на углу Николаевской и Пятницкой улиц, где отстраивает каменный дом с подвалом и лавкой. Здание изначально имело водопровод и канализацию. По сведениям старожилов в годы НЭПа домом владел некто Иван Демьянович Крюков, также державший магазин с самым широким ассортиментом товара. И по сегодняшний день использование памятника аналогично первоначальному, только в верхнем этаже вместо комфортных купеческих апартаментов устроены коммунальные квартиры.

Здание расположено в довольно бойком для торговли месте - на перекрёстке в старом центре города. Трёхэтажный (с цокольным этажом включительно), Г-образный в плане дом, раскинувший «крылья» вдоль улиц, имеет усечённый внешний угол, выходящий на стык магистралей -приём, широко распространённый для угловых построек конца XIX - начала XX веков. Логично, что грань фасада, приходящаяся на этот угол, увеличена по высоте за счёт ступенчатого аттика и является центром композиции здания, его наиболее декорированной осью.
  Дом Н. И. Клабукова, 1915 - 1926 гг. ул. Московская /Ленина, 6/71
Дом Н. И. Клабукова, 1915 - 1926 гг.  ул. Московская /Ленина, 6/71В 1915 году купец Н. И. Клабуков начинает строительство дома на углу Николаевской и Московской улиц по проекту гражданского инженера Ф. Ф. Яголковского. Однако строительство не было закончено, здание выгорело, и только с 1925 года начались работы по его восстановлению, в ходе которого оно было приспособлено под гостиницу. С 1935 года здесь размещались партийные и советские органы. Сейчас дом занимает центральная городская поликлиника.
Здание обладает явными признаками модерна в преддверии конструктивизма. Со стороны перекрёстка угол Г-образного в плане дома срезан и акцентирован парадным входом, балконами на втором и третьем этажах, фигурным аттиком. Гранёный эркер, заключающий лестницу на верхние этажи и выступы дополнительного корпуса со двора, усложняют плановую композицию.
Сложность рельефа участка застройки обуславливает разную высоту видимой части стены полуподвала и неравную длину крыльев по линиям улиц.
В декоративном убранстве применены классицистические формы с упрощённой проработкой отдельных элементов. Нижние этажи, трактованные как высокий цоколь, лишены декора и гладью своих стен противопоставлены верхним. Проблему организации больших фасадных плоскостей архитектор решает, вводя вертикальные лопатки, чётко и строго членящие стену. Лёгкие выступы ризалитов увенчаны парапетными стенками, которые объединены с тумбами металлическими решётками. Высокие узкие окна разделены колоннами и по второму этажу укрупнены лучковыми перемычками с замковыми камнями.
Значительному по габаритам зданию, имеющему чёткую структуру и строгость при обилии декора, придан столичный размах и монументальность. Оно и сегодня играет важную роль в панораме центральных улиц, определяя масштаб исторической части города.

  Дом и флигель усадьбы И. С. Колошина, 1792 - 1795 гг. ул. Московская, 30, 32/68а
Двухэтажный каменный дом с глубоким подвалом и антресолями в южной части И. С. Колошин построил по проекту Ф. М. Рослякова. Художественные принципы классицизма, утвердившиеся уже и в глубокой провинции, требовали от архитекторов предельной ясности решений, диктовали прямоугольную форму плана, статическую, уравновешенную композицию, скупость декоративных средств. Этим требованиям проект Ф. М. Рослякова удовлетворял вполне. Едва заметно выступает из плоскости фасадной стены её средняя часть, получают полукруглое завершение три её центральных окна, чуть укрупняются сухарики под карнизом - вот и все приёмы, использованные архитектором для выделения центра фасада. Скромен, почти незаметен декор. Чисты плоскости двухэтажных лопаток. Высота дома сомасштабна человеку, улице. Только однажды за свою почти двухсотлетнюю историю главное здание усадьбы Колошина подверглось серьёзной перепланировке. Произошло это в 1896 году, когда по проекту И. А. Чарушина на втором этаже устроили квартиру директора банка, а со двора сделали одноэтажную пристройку.
Иная судьба была уготована второму зданию, которое следовало построить в восточной части усадьбы, в конце века занятой ещё руинами Московской башни и вала. В 1795 году Колошину разрешили вместо деревянного флигеля поставить по Московской улице «каменную стену-галерею», а за ней, во дворе, - деревянный дом «дабы вид того дому был с лицевой стороны наподобие каменного строения». Построил Колошин одноэтажный каменный флигель. В 1822 году, используя каменную стену, он возводит на этом месте одноэтажный дом с мезонином по фасаду № 85 из альбома 1809- 1812 годов. Наконец, уже после 1895 года, когда усадьба принадлежала благотворительному обществу, над одноэтажным флигелем был сделан второй этаж, и он получил тот вид, который имеет на старой открытке...
  Дома усадьбы Г. С. Колошина, конец XVIII в.
Киров, ул. Московская, 31/101, 33.

Дома усадьбы Г. С. Колошина, конец XVIII в.Участок Московской улицы, примыкающий к Хлебной (ныне Театральной) площади, вятские купцы начали застраивать каменными домами уже через 3-4 года после утверждения плана губернской Вятки. В 1791 году на углу Московской и Никитской улиц были построены двухэтажный каменный и деревянный дома столоначальника Луки Шумилова и купца Григория Колошина. К концу века оба дома принадлежали Колошину.

В 1799 году вместо деревянного дома он построил одноэтажный каменный дом, хотя в 1798 году обращался с прошением «дать фасаду» на деревянный. Это не удивительно, поскольку по «примерным» фасадам конца века можно было строить здания и деревянные, и каменные. Фасад и план усадьбы составлены Ф. Росляковым. Впервые эта постройка упоминается в «Книге городовых обывателей» за 1799- 1801 годы: «Колошин Г. С., 47 лет, купец из крестьян. Дом на Московской улице, идучи из города на правой стороне, каменный». На снятом с натуры в 1799 году плане Вятки каменный дом на углу Московской и Никитской улиц уже показан. Кроме этого, Колошин имел ещё дом в Стефановской слободке, но жил здесь.

В середине 1810-х годов двухэтажный усадебный дом сгорел. При пожаре пострадало и угловое здание. В 1825 году его отремонтировали по проекту архитектора И. Д. Дюссар де Невиля. Крышу свели заново, и при этом со стороны двора выделали «чердак» - жилое помещение. По этому поводу полиция сообщала, что крыша по крутости «доходит до безобразия». Сгоревший двухэтажный каменный дом вдова купца Ксения Колошина восстановить не могла.
  Дом И. С. Колошина, около 1823 г. ул. Дрелевского, 45.
Дом И. С. Колошина, около 1823 г. ул. Дрелевского, 45. Каменный, двухэтажный, с деревянным мезонином, прямоугольный в плане дом. Оштукатурен. Окна без наличников. Широкий венчающий карниз с пояском «сухариков» и гладкой лентой фриза прерывается стеной мезонина.

Судя по старой фотографии, дом имел два балкона на улицу (у мезонина и по центру второго этажа), стоял в окружении деревянных, на каменных фундаментах, флигелей, между домом и флигелями находились двое-одинаковых ворот, подчёркивающих симметричность усадьбы. Построен около 1823 года купцом И. Колошиным. В 1835 году значится за почтмейстершей Казимирской (это предполагает посещение дома А. Л. Витбергом и А. И. Герценом). Следующие хозяева - купец А. Куклин и акушер И. Фёдоров.

В 1865 году у Фёдорова открылось третье в Вятке фотографическое заведение Хлебникова (затем Платунова).
  Дом П. И. Коршунова, 1850-е гг. ул. Ленина / Орловская, 102/19
Дом П. И. Коршунова, 1850-е гг.  ул. Ленина / Орловская, 102/1920 октября 1852 года владелец участка на углу улицы Вознесенской с Хлебной площадью П. И. Коршунов получил разрешение на постройку одноэтажного деревянного дома, но построил небольшой, всего на пять окон по фасаду каменный дом. По раздельному акту в 1862 году здание перешло к дочери Коршунова Афанасии и в 1869 было продано ею крестьянской жене Фёкле Кальсиной. Следующий владелец - купец В. Н. Герасимов, увеличил длину дома по Вознесенской улице вдвое пристройкой к его северному торцу, да ещё примкнул к зданию каменную лавку, а по Орловской улице построил деревянный корпус лавок на 5 отворов и каменный амбар во дворе. Однако в 1910 году купец был объявлен несостоятельным, должником, и всё его владение было продано с молотка. Купил двухэтажный каменный дом с подвалом, место 14 на 28 сажен и все дворовые постройки крестьянин М. П. Косолапов. Богатеющий, но всё ещё не приписанный к купечеству, он продолжил, формирование усадьбы. В 1910 году по проекту городского техника Э. К. Нюквиста он построил в глубине двора деревянный амбар, а через два года второй, но уже в два этажа и каменный.
В 1918 году домовладение Косолапова, включая и устроенную им в одном из амбаров маслобойню, было муниципализировано и на пятилетний срок передано в аренду мастерским учебных пособий...
  Дом Г. Котлецова, 1852 г. ул. Большевиков, 65
Дом Г. Котлецова, 1852 г.  ул. Большевиков, 65Полукаменный двухэтажный дом, прямоугольный в плане, под четырёхскатной крышей, в пять окон по фасаду, обшит тёсом.
Построен священником Г. Котлецовым, который вскоре (1864) продал своё усадебное место с домом и флигелем (из переделанной в 1862 году кухни) чиновнице М. М. Бехтеревой. В 1920-х годах последний владелец его, живший в Петрограде В. М. Бехтерев, подарил дом и все усадебные постройки городу для устройства здесь приюта или какого-либо благотворительного учреждения.
Дом не раз перестраивался, удлинялся в сторону двора. При ремонтных работах 1957 года уничтожен палисадник, а в середине 1960-х годов практически полностью заменены верхний этаж и крыша.
Памятник республиканского значения (с 1960). На фасаде - мраморная мемориальная доска, напоминающая, что в доме в 1865 - 1872 годах жил академик В. М. Бехтерев.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 -1927) - невропатолог, психиатр, психолог и морфолог, академик (с 1899), основатель института мозга; почётный член Вятского горсовета (с 1925).
Несомненно, дом связан с именем В. М. Бехтерева. Но жили Бехтеревы в стоявшем на усадьбе бревенчатом одноэтажном флигеле (не сохранился) с мезонином, что зафиксировано в городских оценочных книгах 1871 и 1877 годов. Сам дом сдавался квартирантам, из которых следует отметить чиновника П. Базилевского - тестя В. М. Бехтерева, и ученика городского четырёхклассного училища А. Дубенского.
Аркадий Григорьевич Дубенский (1883 -1966) - американский музыкант и композитор. Играл в оркестре Большого театра, Нью-Йоркском симфоническом оркестре (1921 - 1953), автор опер, «Русской сюиты», симфонической сюиты «Русские колокола».
  Дом И. Кочурова, 1805 - 1807 гг. ул. Московская /Ленина, 7/69
Дом И. Кочурова, 1805 - 1807 гг. ул. Московская /Ленина, 7/69Дом был выстроен купцом Кочуровым между 1806 - 1807 годами по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова на углу двух центральных городских улиц - Московской и Вознесенской, где по проектному плану 1784 года начиналась диагональная Филейская улица, в 1804 году упразднённая.
Строгий ритмический ряд оконных проёмов, спрятанных в вытянутые на два этажа углубления - кассеты, выступающие прямоугольные ширинки между окнами первого и второго этажей, - «по-росляковски» скромный набор декоративных средств.
В середине XIX века купеческий дом приобретает титулярный советник С. П. Лавров. С конца 50-х до 1884 года совладельцем Лаврова был известный вятский общественный деятель А. А. Красовский. В 1859 году в этом здании открывается его библиотека с читальным залом, а в 1861 - небольшой книжный магазин. Возможно, с этим связано удлинение здания по Московской в 1862 году: открытие магазина и библиотеки несколько стеснило основных хозяев здания - Лавровых, и они расширили его каменным пристроем. В 1875 году по особому указу царя Александра II библиотеку и магазин закрыли, а их владелец был заключён в тюрьму за продажу и распространение запрещённой литературы. С 70-х годов XIX века в деревянной пристройке к дому существовала фотография. В 1885 дом переходит во владение дочери Лаврова - Марии Сергеевны, а в 1910 его покупает Иван Алексеевич Смольянинов. Сразу же, на участке, приобретённом вместе с домом, купец Смольянинов начинает строительство целого комплекса новых зданий. Первый дом, частично занятый магазином, он возводит по Николаевской улице, а в 1912 году соединяет его и старое здание 4-этажной вставкой (в ней разместилась фотография Жаковича). Тогда же Смольянинов застраивает участок и вдоль Московской улицы, и по периметру двора. В частности, на Московской появляется здание Сибирского торгового банка с магазинами в первом этаже. Назначение этого дома до сих пор остаётся прежним. Архитектура новых построек выдержана в стиле модерн и сохраняет ряд интересных элементов - это решётки балконов и лестниц, двери с художественной резьбой, полы из метлахских плиток.
  Дом К. Крекнина, 1821 г. ул. Орловская, 30
Распространение в Вятке капокорешкового промысла - производства шкатулок, ларчиков, портсигаров - относится к середине XIX века. Большой известностью пользуются карманные часы из капа вятских умельцев Бронниковых. Выработкой их занимались три поколения семьи: Семён Иванович, его сыновья Михаил и Николай и внук Николай Михайлович, последний часовой мастер из их рода.

Семён Иванович Бронников (1800 - 1875) родился в Вятке в семье искусного столяра Ивана Тихоновича Бронникова. С. И. Бронников начал работать как мастер каповых изделий, однако, считая это занятие слишком простым по технике, он решил делать из капа деревянные карманные часы. После продолжительного и упорного труда С. И. Бронников сделал деревянные карманные часы, необыкновенно изящные, с верным ходом. Диаметр их 3,5 см. Корпус часов и отдельный для них футляр художественной работы сделаны из капа, механизм, циферблат и цепочка из пальмового дерева, стрелки, часовая и секундная — из жимолости, пружина - из закалённого бамбука, места для цифр в циферблате выложены перламутром, минутная стрелка тоже перламутровая. Первые карманные часы из капа С. И. Бронникова были показаны на выставке в Вятке в 1837 году. Окрылённый успехом, он стал продолжать изготовление часов, обучив мастерству своих сыновей.
Деревянные часы Бронниковых многократно экспонировались на местных, столичных и международных выставках. За своё искусство мастера получали дипломы, медали, премии.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство