крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Игра в готическую имитацию по-вятски.
Игра в готическую имитацию по-вятски. Богатый историей вятский особняк, известный в Кирове как «здание ФСБ», был построен местным архитектором И. А Чарушиным для богатого купца, промышленника и мецената Т. Ф. Булычева. Особняк был закончен в 1911 году, но из-за семейных проблем купца дом пустовал. Спустя несколько лет дом был продан городу под госпиталь. Позже использовался для размещения военных и силовых ведомств.

Эклектичная, богатая декором неоготика с восточными мотивами была наиболее респектабельным, романтичным и модным стилем в конце XIX века. Это был один из стилей Британской Империи, находившейся на пике своего мирового могущества, в котором сплетались английские ответвления готического стиля: перпендикулярный стиль, стиль с архитектурными элементами национальных культур британских колоний.

История появления такого особняка на Вятке начинается с желания Тихона Филипповича Булычева вернуть на малую родину дочь, привыкшую к столичной жизни. Купец решил выстроить ей самый лучший, современный, комфортный дом столичного уровня с модным на ту пору архитектурным обликом.
  §1. Кировский дизайн — миф или реальность?
§1. Кировский дизайн — миф или реальность?
Дизайн — это война.
А. Лебедев.


Современный российский дизайн занимает далеко не первое место. Учитывая, что творческий полет мысли присущ каждому homo sapiens без исключение, то преградами для высокого качественного творчества являются только собственные и социальные парадигмы, условия ведения и реализации объекта творчества. Стоит разобраться, что же такое кировский дизайн, если у него будущее и что мешает ему выйти на более высокий уровень. Этому и будет посвящен цикл статей «Кировский дизайн — миф или реальность?».


Этот материал, надеюсь, станет полезен всем, кто сталкивается с творчеством. На примере кировского дизайна будут отображены проблемы выходящие за рамки Кирова, может даже проблемы российского уровня или даже фундаментального. Посмотрим каков будет результат: если кто-то найдет для себя что-то новое, сможет по-иному взглянуть на проблемы и улучшить себя, — значит статьи были созданы не зря.
  §2. Методология.
§2. Методология.
Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.
Платон.


Прежде чем придается размышлениям и анализу, определимся с общими понятиями и рамками, в которых придется оперировать.

Методика творчества.

Любое творчество, начинается с идеи. Идея является основной задумкой, толчком, мотиватором, катализатором и стержнем будущего проекта. За время воплощения и проработки проекта идея трансформируется приживается в своем воплощении и приобретает новые краски, интерпретации и звучание, меняясь или трансформируясь порой до неузнаваемости.

Стоит отдельно рассмотреть протоидею (концепцию) — чистую осеняющую вспышку-просветление, которая предстоит перед проектным процессом, становится его стержнем. Первоидея является тем толчком, который рождает азарт, творческий зуд, когнитивный диссонанс между тем, что надо воплотить и тем что пока еще имеется в мире. Любая протоидея стремится найти воплощение.
  §3. Ремесло vs. дизайн.
§3. Ремесло vs. дизайн.
Отделяйте зерна от плевел.
Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24—30


В предыдущей статье, была затронута тема определения качества объекта дизайна, которое не может быть измерянно в принципе. Но качество можно оценить по косвенным признакам, если объект выжил в обществе и снискал популярность — значит такой объект имеет удачный качественный дизайн.

Из-за размытости понятия дизайн к нему ошибочно относят смежные области, а иногда и совсем случайные явления. Например, дизайн ногтей или бикини-дизайн. Точно дать понятие дизайн пока никому не удавалось, но можно определить становление его как явления, границы, в которых он находится.

Явление дизайн включает в себя две сущности: материальную (функционально-технологическая) и нематериальную (культурно-эстетическая). Прародитель дизайна с материальной стороны — ремесло (гончарное, кузнечное, столярное, зодчество, печатное дело и др.), с нематериальной — искусство (декоративно-прикладное, архитектура, живопись, гравюра и др.). Но что отличает дизайн от искусства и ремесла?
  §4. Искусство vs. дизайн.
§4. Искусство vs. дизайн.Дизайн состоит из двух сущностей: материальной (функционально-технологической) и нематериальной (культурно-эстетической). Ремесло отличается от дизайна материальной составляющей — технологичностью, — всё это установили в предыдущей статье «Ремесло vs. дизайн». Пришло время поговорить о культурно-эстетической составляющей.

Изначальное понимание слова искусство — это мастерство, то есть превосходное владение ремеслом. Слово культура — правильное возделывание земли с хорошим урожаем. Почему же тогда с цивилизационным развитием произошло разделение искусства и ремесла?

Введем понятие нарратив. Под этим словом будем понимать смысловую нагрузку объекта: смысл, символику эпохи, идеологию, художественный язык, сакральность, послание и прочее — все то, что не несет утилитарной функции, а существует как бы отдельно от предмета, является его производной. Искусство в современном понимании появилось, когда ценность нарратива превысила ценность функционального и физического воплощения, превратив его в носитель. После же компьютерной революции исчезает и осязаемое человеком воплощение носителя.
  §5. Дизайн и актуальность.
§5. Дизайн и актуальность.
Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.
Гегель.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.
Л. Толстой


Дизайн вобрал в себя возможности и ограничения от двух своих прародителей: искусства и ремесла. В отличие от ремесла он стал на порядок технологичнее, качественнее и дешевле. А в отличие от искусства массовее, доступнее, понятнее и универсальнее.

• Срок жизни ремесленного продукта (стула, платья, жилого дома и тп.) определен временем, в течении которого он выполняет свои функции.

• Срок жизни произведения искусства (скульптура, фильм, памятник архитектуры) определен временем, в течение которого оно имеет культурно-историческую ценность.

• Срок жизни предмета дизайна ограничен актуальностью его использования.
  §6. Инновационность и оригинальность.
§6. Инновационность и оригинальность.
…это ведь все равно, что сказать «прогрессивная медицина XIX века». Вы бы пошли на прием к дантисту XIX века!?
Нет уж, увольте.
Британский дизайнер Росс Лавгроув про направление «ретро» в дизайне.


Создание качественного продукта — цель каждого творца. Сделать оценку качественности возможно лишь, выделив черты объектов обладающих признаками, которые считаются качественными. Но из-за двойственной природы дизайна, множества мифов, спутывания со смежными отраслями, не дает возможность выявить общие универсальные и ясные критерии оценки качественности именно дизайна, не отвлекаясь на частные случаи.

Дизайн некоторых объектов с материальной (функционально-технологической) и с нематериальной (культурно-эстетической) стороны мог обладать несомненными достоинствами, но быть не востребованным среди людей. И наоборот дизайн мог быть сравнительно посредственным с обеих сторон, но обладать неожиданной популярностью. Не стоит и уповать на «невидимую руку рынка» Адама Смита, что мол покупатель сам проголосует рублем за востребованный продукт.
  §7. Протоидея.
§7. Протоидея.
Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции.
Иоганн Вольфганг Гете.


Протоидея (концепция) — окрыляющая мысль, захватывающее наваждение, творческие зуд, откровение, просветление, — сложное абстрактное понятие, которое легче прочувствовать нежели описать. Главная цель и ценность творца — это привносить и воплощать в действительности идеи еще не существовавших до ныне явлений и предметов.

Существует множество взглядов и учений понимания сущности и природы идеи: от, философских, религиозных и эзотерических, до бытовых и надуманных.

Важно отличать протоидею и идею самого объекта (нарратива). Протоидея существует как задумка-призрак, не облаченная ни в какую форму. Это может быть просто оригинально соединенная логическая цепочка или неясный образ-ответ на не согласующуюся задачу.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство