крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Церковь Иоанна Предтечи, 1717 г.

ул. Свободы, 54в.

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Церковь Иоанна Предтечи, 1717 г.В ряду памятников вятского зодчества конца XVII -начала XVIII столетий храм Иоанна Предтечи занимает особое место. Уникально его объёмно-пространственное построение в виде двусветного восьмерика от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторила свой деревянный прототип - храм Покрова. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова по построении на её месте в 1709 году каменного храма, была перенесена на окраину посада, где «новоселебные» жители во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать новый приход. 17 июня 1711 году старый деревянный сруб занял новое место «близ земляного городового валу, по за острогу» «при концах Воскресенской и Ильинской улиц» «на Герасимовском Шмелёва огородном месте». В том же году он был переосвящён во имя Иоанна Предтечи.

В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Храмозданная грамота на построение тёплого придела Грузинской иконы Божией Матери с колокольней была дана епископом Алексием 10 ноября 1723 года. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м - 30-м годам XVIII столетия. От этой части постройки данаших дней дошли отдельные фрагменты нижнего яруса колокольни. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга и, «прижившись» на местной почве, воспроизводилась вплоть до конца XVIII века.

С 1775 года начались подготовительные работы по перестройке завершения холодного храма. Два малых последовательно уменьшающихся световых восьмерика «наподобие здешней градской Знамения Пресвятые Богородицы церкви» были возведены на фигурной гранёной кровле.

Несколько раз перестраивали изначально асимметричную однопридельную трапезную. Первая перестройка относилась к концу XVIII столетия; предположительно, по проекту губернского архитектора И. Д. Дюссар де Невиля в 1825 году тёплый храм был вновь переложен местными каменщиками во главе с подрядчиком Смирновым. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX века в холодной церкви устроили новый восьмиярусный иконостас с золочёной резьбой, а на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела.

Низкая и тёмная трапезная перестраивалась ещё раз в 1898 году по документации, разработанной И. А. Чарушиным. В результате проведённой реконструкции высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить верхнее освещение.

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. Церковь Иоанна Предтечи, 1717 г.Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

Большой сдержанностью отличается архитектурное убранство колокольни, плоскостной характер которого станет стилистическим признаком вятских построек 40-50-х годов XVIII века, сменив калейдоскопичность фасадной орнаментики первых каменных сооружений. Лапидарная трактовка архитектурного решения экстерьеров трапезной, присущая позднему классицизму, и сухой «псевдорусский» характер надстройки оттеняют пышность прихотливого кирпичного убранства старой части памятника, который является одним из лучших примеров самобытного творчества местных народных каменщиков.

Восьмериков завершения храма и верхних ярусов колокольни здание лишилось в 1930-е годы, когда его помещения были переоборудованы под партийный архив. С 1960-х годов здесь размещались планетарий и областное отделение общества охраны памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов здание храма вернули общине верующих и в нём возобновились церковные службы.

Утраченные части памятника восстановлены в 1990-х годах (производство работ - фирма «Арсо», ведущий архитектор проекта реставрации И. Г. Носков). В настоящее время фирма «Арсо» продолжает реставрационные работы в интерьере храма, благоустраивается его территория.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство