крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920

г. Белая Холуница, улицы Ленина, Пятова, Глазырина, плотина.

Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920Комплекс машиностроительного завода в его современных границах размещается на обширном участке площадью около 19 га центральной правобережной части города между улицами Ленина, Пятова, рекой Белая Холуница и насыпью плотины. Старейшая промышленная площадка, на которой в 3-й четверти XVIII века была построена плотина, зародилось железоделательное производство и сосредоточено в настоящее время большинство сохранившихся исторических построек завода, находится непосредственно у насыпи плотины и занимает мысовой участок площадью около 6,5 га между прудом и рекой.

Причиной закладки завода на реке Большая (Белая) Холуница послужил неудачный опыт первого года эксплуатации Климковского чугуноплавильного и железоделательного предприятия.

При его строительстве планировалось не только выплавлять чугун, но тут же перерабатывать его в железо. Однако механический потенциал воды, скапливаемой в пруду, оказался эффективен только для приведения в действие доменного колеса. Для работы кричных молотов по выделке железа и изделий из него требовалось большее количество воды, что было возможно только в весеннее половодье и при внезапном обилии осадков. А сезонный характер работы основного железоделательного производства никого не мог устроить.

На основании рапорта шихмейстера В. Клепнина, отправленного с докладом в Берг-коллегию, первый владелец генерал А. И. Глебов получает разрешение расширить Климковский завод путем строительства другого переделочного молотового завода на реке Белая Холуница в дачах черносошных государственных крестьян. Место для закладки нового предприятия было выбрано А. С. Ярцовым в ходе его геологических
железорудных изысканий. Под его непосредственным руководством производились работы по строительству плотины и завода. Главным условием выбора участка стал природный фактор местности, позволявший получить водохранилище с зеркалом большой площади. Долина реки имела здесь широкую, обрамленную возвышенностями пойму (более 250 саж.), которая каждой весной заливалась водой. Вначале завод именовался Ново-Троицким Белохолуницким в память о Троицком Холуницко-Верховятском монастыре, закрытом по секуляризации 1764 года.


Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920Составлен по оценочной описи 7 сентября 1832 года. РГАДА (Копия БИМ): 1 - бывшее русло реки Белой Холуницы, 2 - укрепление берега реки ряжем 31 саж. пробитым шпунтованным тыном, 3 -для укрепления плотины в её тело заложена заимка из ряжей длиной 60 саж. пробита шпунтованным тыном, 4 - глиняная насыпь плотины до 1-го прореза 116 саж., 5-6-боковые укрепления плотины из ряжей и свинок, 7-1-й прорез ларе-вой, 8 - 2-й прорез вешняный, 9 - 3-й прорез ларевой, 10 -первое среднее укрепление прорезов из ряжей и свинок, 11 -второе среднее укрепление прорезов из ряжей и свинок, 12 -продолжение земляной плотины от третьего прореза до левого берега 62 саж. (общая длина плотины с прорезами - 217 саж. 1 3/4 арш.), 13 - пристань 23 саж., 14-16 - «красные брусья» и запорные устройства, 17-19 - сливные мосты (короба) прорезов, 20-21 - дощатый настил над средним прорезом и сливными мостами, по которому вывозился пиловочник из лесопильных мельниц, 22 - «красный мост» для проезда гужевого транспорта и пешеходов, устроен на концах сливных мостов прорезов, 23-24 - лесопильные мельницы, 25 - листокатальная (плющиленная и дощатая) фабрика, 26 - водопроводный ларь для подачи воды на 13 водяных колес, 27 - большая кричная фабрика, 28 - малая кричная фабрика, 29 - дощатая фабрика, 30 - воздуходувная, 31 - большой водопроводный ларь для трех фабрик, 32 - амбар для хранения леса, 33 - кузница и слесарная под общей крышей, 34 - амбар для хранения железа, 35 - конюшенный двор, 36 - Троицкая церковь, 37 - заводоуправление.





Первоначально в комплекс построек основного производства кроме плотины входили большая и малая кричные фабрики, плющильная и гвоздильная фабрики. Технологическим оборудованием большой кричной фабрики служили 9 кричных горнов и 5 плющильных станов для выделки листового и сортового железа с дощатыми молотами и печами при них, 10 действующих молотов и 2 запасных. Первые два кричных молота были пущены в действие 18 ноября 1765 года. Кроме того, в качестве вспомогательного производства были построены кузница, слесарная фабрика и две лесопильные мельницы. В 1777 году в состав оборудования завода входили 6 действующих молотов и 12 горнов. К концу XVIII века на заводе насчитывалось 15 расковочных молотов для ковки чугуна и столько же кричных горнов, не считая остального технического оснащения. Построенные позднее вторая (малая) кричная фабрика, дощатое, плющильное и лудильное отделения дополнили производственный комплекс завода. Все здания были деревянные, крытые железом, кроме лудильной - первой кирпичной постройки на заводе. Выработка предприятия на рубеже XVIII—XIX веков составляла более 140 тыс. пудов железа в год. Административно-техническое подчинение Хо-луницких заводов с первых лет их деятельности относилось к Уральскому горнозаводскому округу. С 1797 года эту функцию выполняло Екатеринбургское правление, годом позднее - Главное Верх-Исетское.

Малая кричная и дощатая фабрика (1769-1838) была построена в первые годы формирования заводского комплекса на левом берегу реки у основания плотины. Находилась рядом с большой кричной фабрикой (см. п. 9.1) в качестве вспомогательной и была поставлена параллельно ее корпусу в выемке берегового склона.

Деревянное каркасное прямоугольное в плане сооружение длиной 37 саж. 2 арш. и площадью 1588 кв. м. Стены устроены на обвязанных бревенчатых стойках и горизонтально забраны в пазы горбылем и подтоварником. Скатная крыша на деревянных стропилах с покрытием из листового железа имела 3 квадратных в плане «жаровых пролета» и 7 слуховых окон. Планировка делилась на три части по технологическому принципу: собственно малая кричная фабрика (16 саж. в длину), меховая (4 саж.) с воздушными горнами и дощатая (плющильная) - 16 саж. 2 арш.
В 1850-е годы новое сооружение фабрики возвели на правом берегу и переоборудовали в сварочно-прокатный цех, где наладили выпуск крупнопрофильного сортового железа. В ходе дальнейшей модернизации, произошедшей в 1870-х годах, цех перестраивают в пудингово-сварочный, на работах в котором были заняты 416 человек.

На строительстве плотины, фабрик завода, а также тяжелых подготовительных работах -рубке и корчевке леса, планировке земли - трудились в основном крепостные крестьяне поместий А. И. Глебова, переселенные семьями из-под Тулы, Костромы, Нижнего Новгорода и Вологды. Были задействованы вольнонаемные и покупные крестьяне окрестных деревень. Тот же трудовой контингент наряду с уральскими специалистами сформировал профессиональный состав рабочих завода и соответственно жителей поселения при нем. По данным 1769 года, на заводе трудились 186 человек, а в 1809 году - уже 869, из которых 542 человека были крепостные, а 327 - вольнонаемные.

С 1806 года в период, когда владельцем предприятия являлся А. И. Яковлев, на заводе было введено новое производство по изготовлению мелкосортного железа в прутках четырехгранного и круглого сечения, а также освоен выпуск листовой жести. Значительное расширение предприятия произошло при создании двух вспомогательных железоделательных заводов - Богородского (1814) и Нижне-Троицкого (1815), заложенных ниже по течению реки Белая Холуница, а также с окончанием строительства чугуноплавильного и железоделательного Чернохолуницкого завода (1769-1810) (п. Черная Холуница Омутнинского р-на Кировской обл.). В начале 1838 года на заводе по предложению губернатора и финансовой поддержке слободского купца П. П. Гусева был выполнен ответственный заказ - отливка по рисунку А. Л. Витберга чугунной решетки и ворот для ограды Александровского сада города Вятки. В апреле 1838 года заводы были куплены Д. Д. Пономаревым, а после его смерти в 1844 году перешли во владение его вдовы А. П. Пономаревой.

На тот период фабрики Главного Холуницкого завода имели следующее оборудование:
А). Две кричные большая и малая - 33 горна и 33 молота, при которых находились 3 «цилиндрические машины для раздувания».
Б). Одна плющильная, оснащенная 18 самодувными печами с плющильными станами для переделки широкополостного железа на болванки, проката шинного железа и его разделки.
В). Однадосчатая. При ней 21 самодувная печь и 6 молотов для окончательной переработки поступавших из плющильной фабрики болванок в листовое железо разных сортов.
Г). Лудильная для антикоррозионной обработки листового кровельного железа, существовавшая при заводе, с 1824 года была остановлена, а здание приспособлено исключительно для хранения готовой продукции.
Д). Колотумечная с 1 горном и 4 деревянными молотами для правки листового и выделки дюймового профильного железа.
Кроме этого, в черте заводской ограды находились четыре сторожки (две из них - каменные), амбар «для толчения мусора», два угольных сарая для фабрик левобережной стороны завода, сараи для лесоматериала и глины, амбар для лыка, отдельный угольный сарай для обслуживания листокатальной фабрики и кузницы.


Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920Две лесопильные мельницы являлись частью комплекса плотины и были построены одновременно с ней. Они примыкали к быкам плотины сразу за запорными устройствами и стояли на ряжевом основании между сливных мос тов прорезов. Это позволяло использовать на-пор воды с максимальной отдачей.

Представляли собой двухъярусные деревянные каркасные сооружения длиной 20 саж., шириной 5 саж., высотой до крыши 4 саж. 10 верш. Были устроены на двойных обшитых тесом и обвязанных на стыке стойках. На уровне обвязки между этажами был настлан бревенчатый пол в виде наката. Помещения верхних ярусов, где находились собственно пильни, совещались шестью окнами. Крыши двускатные с двумя слуховыми окнами крыты листовым железом. Пильни имели по обоим торцам сворные ворота. Одни, со стороны плотины, служили для загрузки леса; другие, с противоположного конца - для вывоза досок. Для удобства транспортировки пиломатериала между прорезами был устроен сплошной настил из плах, который соединялся с «красным мостом». На нижнем ярусе непосредственно у воды находились водяные колеса и механизмы, необходимые для вывоза досок. На том же ярусе кроме водяных колес находились механизмы, необходимые для приведения в действие пило-рам. В одной мельнице помещалось две пилорамы, каждая из которых была оборудована 4 пилами; в другой было установлено два водяных колеса и 4 пильные рамы. Лесопильные мельницы за все годы существования завода приносили немалый доход его владельцам.

На рубеже XIX-XX веков в ходе общего технического перевооружения предприятия водяные пильные мельницы на плотине ликвидировали. Новый лесопильный цех поставили у насыпи плотины около пристани. Пилорамы начали работать под действием пара, поступавшего из котлов большой кричной фабрики, находившейся по соседству. С 1909-го по 1916 год лесопилка находилась на консервации.

Для обеспечения потребностей производства в гужевом транспорте при заводе имелся конюшенный двор. Он занимал особую территорию площадью 2310 кв. саж. с западной стороны за оградой завода и был размещен между пожарным депо и материальным складом. Это был комплекс огороженных заплотом деревянных служб, необходимых для содержания и использования 194 голов лошадей, стоянки телег и саней. Он состоял из конюшни с пригоном и необходимым числом стойл, машинной и сторожевой изб, каретного сарая, кучерской избы, двора для хранения фуража и важни для взвешивания повозок, стоявшей посредине двора.

Сохранилось подробное описание всех построек конюшенного двора; остановимся на главной из них - собственно конюшнях. Крупное протяженное прямоугольное в плане сооружение, длина которого (77 саж.) по наружной стене определяла габарит конюшенного двора в целом. Построено на бабках и ленточном ряжу, занимая в ширину 4 саж., а в высоту до крыши - 5 арш. Двускатная крыша из двухслойного теса, концы которого упирались в потоки, была выполнена по жердевой обрешетке и оборудована 9 слуховыми окнами. Кроме наружных, имелось еще 8 капитальных стен, деливших план конюшни на 9 разных по площади отсеков, которые сообщались с территорией двора через 10 створных ворот. Полы и потолки были настланы из плах. Стойла для лошадей имели каркасную конструкцию в виде заплотных тесовых заборок. Для въезда на сенник, который находился в чердачной части конюшни, с ее торцов были устроены 2 взвоза длиной по 7 саж. каждый. Бревенчатые настилы взвозов шириной по 5 арш. опирались на стойки.

С середины XIX века на предприятии начали применяться новые формы технической интеграции, повышается профессиональный уровень инженерного персонала. В 1846 году помощник приказчика И. Перминов был направлен на Уральские заводы аналогичного профиля для обучения и приобретения опыта в освоении передовых металлургических технологий. С подобной же целью в 1856 году на Боткинские заводы был командирован конторский чертежник Д. Колесников. При содействии иностранных специалистов, приглашенных из Франции, на заводе был введен прогрессивный контуазский способ выработки кричного железа. Полосовые изделия предприятия широко использовались при строительстве общественных зданий из кирпича для армирования кладки, устройства затяжек и воздушных связей.

Подлинно революционные преобразования в техническом развитии предприятия и реконструкции его производственных построек произошли во второй половине 1850-х годов, что было связано с назначением В. С. Пятова на должность управляющего заводов Холуницкого округа. Владелица А. П. Пономарева пригласила его как зарекомендовавшего себя талантливого специалиста и опытного производственника. За время пребывания Пятова на заводе (1855-1864) произошла перестройка большой кричной фабрики с переносом ее корпуса на противоположный берег реки, организовано литейное производство, построено новое двухэтажное промышленное здание - «механическое заведение» (1855-1857 гг.) и проведена реконструкция «листокатальной фабрики». Внедрение самых передовых методов технологии прокатного производства потребовало массового применения кирпича при возведении капитальных корпусов завода и позволило осуществлять активную благотворительную деятельность в области церковного строительства. С 1865 года в течение пяти лет заводы находились «под казенным присмотром», а в 1870-м были выкуплены британским подданным В. Рекстер-Вагставом. В этот период на Холуницком заводе управляющим В. В. Грамматчиковым был введен пудлинговый способ выработки железа.

В 1873 году Холуницкие заводы приобретены А. Ф. Поклевским-Козелл, а с 1890 года перешли во владение его старшего сына. На должность управляющего в 1882 году был назначен А. А. фон Зигель, начинаются активное усовершенствование и модернизация производства. Важное значение для совершенствования технологии плавки чугуна и увеличения выпуска железной продукции имела деятельность инженера М. А. Павлова, отдавшего несколько лет работе на Главнохолуницком и Климковском заводах. В 1887 году в состав Холуницкого округа вошел Запазнинский завод. Реконструкция доменных печей, проведенная М. А. Павловым, позволила к 1893 году вдвое увеличить суточную выплавку чугуна и довести ее до 800 пудов, а также значительно сократить при этом употребление горючего материала. Все контуазские кричные горны были переоборудованы на закрытые; построены 5 пудлинговых и 5 сварочных печей системы Сименса и Боэциуса; смонтированы новые прокатные станы для сортового железа, приводимые в движение турбинами. В то же время началась разработка торфа, который активно применялся в качестве топлива взамен другого горючего материала. К концу 1880-х гг. годовая производительность заводов Холуницкого горного округа достигла наивысшего объема и составила более 500 тыс. пуд. сортового железа и около 900 тыс. пуд. чугуна. Применение изделий завода в этот период - чугунных труб диаметром 2,5 дюйма - позволило проложить первый водопровод по территории губернской больницы с подачей воды под давлением. На период конца XIX века приходится выполнение наиболее престижных заказов, связанных с массовым оформлением индивидуальными и унифицированными литыми высокохудожественными изделиями из чугуна общественных зданий и сооружений многих городов губернии и самого завода. Благодаря таким умельцам своего дела, как литейный мастер Юсупов, столяр-модельщик Алпатов и другим, на заводе умели изготовлять и сложные детали машин, и художественные кабинетные предметы по образцам изделий Каслинского завода. Наиболее общественно значимый из подобных заказов -решетка и ворота для ограды Александро-Невского собора города Вятки, изготовленные по рисунку И. А. Чарушина. Особое распространение получили чугунные лестницы с перилами, вводимые в интерьер реконструируемых и вновь строящихся зданий, половые плиты с рисунком, зонты, ограждения парапетов, металлические конструкции перекрытий и другие изделия.

На рубеже XIX-XX веков механизация производственных процессов достигла наибольшего охвата. Почти полностью была произведена замена водяных колес на турбины и механические молоты, которые приводились в действие паром, получаемым от котлов, отапливаемых отходящими газами кричных горнов. Однако это оборудование уже не отвечало передовым технологическим требованиям, в соответствии с которыми были оснащены крупные предприятия Урала. В результате технического отставания и резко возросшей конкуренции долг предприятия составил более 3,5 млн. руб. Одной из косвенных причин кризиса стал уход А. А. Зигеля от дел управления предприятием и разорение владельца. Совокупность причин привела к значительному спаду производства, резко отразилась на конкурентной способности предприятия и в итоге привела к временному прекращению действия заводов.

Остановка завода сильно отразилось на экономическом и демографическом состоянии поселка. В то время население округа в совокупности составляло более 22 тыс. человек, из которых не менее 1000 семей - крестьяне окрестных деревень, оседло проживавшие на территории заводских поселений. Активная занятость при заводах местного крестьянства объясняюсь низкой агрономической пригодностью земель для возделывания сельскохозяйственных культур и конкуренцией в сфере народных ремесел. Трудоспособная часть населения в поисках заработка была вынуждена мигрировать в другие регионы, в основном на Урал. Намерение о передаче заводов на государственное содержание не нашло понимания; государственный совет отклонил предложение о выдаче предприятию промышленной ссуды. Рассматривалось предложение и о передаче предприятия в аренду коллективу рабочих и служащих, но в результате было введено конкурсное управление. В итоге был выбран наиболее правильный путь выхода из создавшейся кризисной ситуации - изменение профиля деятельности завода на выпуск машин и оборудования для сельского хозяйства.

Новый вид деятельности предприятия потребовал реконструкции существовавших к тому времени производственных площадей. В 1916 году начато возведение сборочно-малярного цеха, построена небольшая электростанция мощностью 35 КВт для освещения производственных помещений и некоторых жилых построек. Перед резолюцией 1917 года завод представлял небольшой промышленный комплекс, состоящий из плохо оснащенных кузнечного, литейного, механического и сборочного цехов. Кузнечный цех как один из ведущих имел ручные прессы, пружинные молоты, несколько горнов для ковки и кубовые ножницы. Все механизмы приводились в действие от общей трансмиссии, для вращения которой в цехе были установлены два маломощных, работающих на дровах локомобиля. В литейном цехе стояли две вагранки на древесном угле. Воздух подавался вентилятором, находившимся в механическом цехе. Станочный парк механического цеха исчислялся всего десятью единицами. Это были токарные, сверлильные и фрезерные станки - несовершенные, низкой производительности.

Ремонт старых промышленных построек и оживление нового строительства приходится на конец 1920-х годов. В 1926 году сдана в эксплуатацию электростанция, закончена реконструкция цеха №5. Кроме того, построили сборочно-механический и кузнечно-прессовый цехи, здание цеха №1. В конце 1941 года на существовавших к тому времени производственных площадях был размещен эвакуированный с Украины Никопольский завод подъемно-транспортного машиностроения. В результате этого объединения предприятие приобрело специализированный профиль, определивший значимость, технические и планировочные принципы его развития на последующие десятилетия.

За годы войны были построены инструментальный и деревообрабатывающий цехи, переоборудовано помещение механосборочного цеха. К литейному корпусу был пристроен дополнительный объем, вдвое увеличивший его размеры. Устроены новые помещения для химической лаборатории и локомобильной станции; начаты работы по реконструкции плотины, в ходе которых была установлена мощная гидротурбина. Для блока вспомогательных цехов построена центральная котельная.

Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920За послевоенное десятилетие Белохолуницкий машиностроительный завод стал одним из основных предприятий СССР по выпуску подъемно-транспортного оборудования. Увеличение выпуска продукции стимулировало продолжение работ по реконструкции и расширению предприятия. В 1955 году завершается строительство ЛЭП, что позволило через два года открыть участок гальванопокрытий. С 1959-го по 1965 год проводились работы по возведению капитальной железобетонной плотины, заменившей старую деревянную. В те же годы построили цех металлоконструкций. Наиболее крупный объект промышленного строительства начала 1980-х годов -блок цехов полезной площадью 14 тыс. кв. м. В четырех пролетах разместились современное оборудование двух механических участков сборки конвейеров, склады металла и готовой продукции. Реконструкция предприятия была продолжена и в последующие годы.

Планировочный принцип формирования заводского комплекса был основан на максимальном использовании приводного действия воды, технологической последовательности поточного производства и увязкой с перепадом рельефа. Заводской комплекс имеет сложную планировку, которая сформировалась за время существования предприятия в результате многократных перестроек, реконструкций и расширения производства. Основные исторические производственные корпуса и промышленные постройки сосредоточены на территории, тяготеющей к реке и плотине. Они состоят из нескольких разновременных объемов, образующих внешне иррациональное по планировочной конфигурации сочетание. Их взаимно перпендикулярная связь между собой была обусловлена технологической последовательностью выпуска продукции и сопутствующим техническим обслуживанием оборудования. Ориентация корпусов на местности подчинена направлению русла реки и расположению плотины. Основная транспортная магистраль, пересекающая современную территорию завода от проходной до реки, совпадает с направлением дороги, проходившей прежде через «красный мост» и соединявший обе части поселения. Одна из сторон дороги являлась западной границей старого завода и отделялась глухим деревянным заплотом. Правый берег реки у моста был укреплен от размыва бревенчатой ряжевой стенкой. На другой стороне дороги в 1870-е годы появились несколько заводских построек павильонного типа.

Сохранившиеся исторические постройки завода принадлежат периодам развития предприятия с сер. 1850-х по кон. 1920-х годов. Наиболее старым из промышленных зданий завода является двухэтажный корпус, расположенный параллельно насыпи плотины у ее основания -«механическое заведение», построенное В. С. Пятовым в 1855-1856 гг. Эта постройка стала основной при формировании разветвленного производственного комплекса, в состав которого постепенно вошли прокатный корпус (кон. 1890-х- 1917, 1928, 1930 гг.), кузница (1878 г., кон. XIX - нач. XX вв.) и литейный участок (1897 г.). Кирпичное пожарное депо (теперь - столовая, сохранился только первый этаж) взамен бывших до того для охраны завода от пожаров четырех бревенчатых сторожек, по сохранившимся сведениям, построено в 1875 году. Однако судя по архитектурной обработке и фактуре кирпича уцелевшего первого этажа этой постройки, здание могло быть полностью перестроено в начале XX века. На фасаде здания бывшего депо установлена мемориальная доска в форме щита с надписью: «Здесь, на Белохолуницком железоделательном заводе, в 1858 году впервые в мире мастером Василием Пятовым была изготовлена броня способом проката».

Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920Завод железоделательный и чугунолитейный, 1765-1920


Другая отдельно стоящая историческая производственная постройка находится за пожарным депо на красной линии центральной внутризаводской аллеи, идущей под прямым углом к улице Ленина от проходной вглубь территории - инструментальный магазин 1878 г. Обособленно расположена и электростанция 1926 г., привязка которой по другую сторону сливных мостов плотины была продиктована стесненностью участка возле производственного корпуса и необходимостью быть в непосредственной близости от воды. Также в стороне от производственных фабрик на берегу реки находился склад готовой продукции 1 -й пол. XIX века. В прежние годы территория завода была частично распространена и на левобережную сторону у плотины, где находились вспомогательные деревообрабатывающее и кирпичное производства. От тех лет сохранился кирпичный сарай «сушилка», ул. Глазырина, 2, время постройки которого визуально можно отнести к рубежу XIX-XX веков, хотя по краеведческим источникам возведение «сушилки» приписано к 1878 г.

Варанкин А. А. Белохолуницкий завод в первой половине XIX в.;
История и культура Волго-Вятского края. Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции, Киpoв, 1994, - С. 147-150; Павлов М. А. Воспоминания Металлурга. - Киров, 1992. - С. 132-164;
Порошин И. В. Первый в российской провинции. Новые сведения о Холуницких заводах;
Холуницкие зори. - Белая Холуница, 1991. -12 дек. (№46). - С.2;
Порошин И. В. Свидетели нашей истории;
Холуницкие зори. - Белая Холуница, 1993. - 12авг. (№96);. - С. 2;
Статистическое описание Холуницких чугуноплавильных и железоделательных заводов.;
ВГВ . - Вятка, 1839 - 26 авг. (Прибавл. №17 к №34). - С.65-66;
Тинский А. Г. Планировка и застройка города Вятки в XVII-XIX веках. Киров, 1976. - С. 130;
Тинский А. Г. Чугунные узоры.
Красное знамя. - Белая Холуница, 1970. - 24 нояб. (№ 141). - С.4.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство