крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Троицы, 1777-1783, 1792 гг.; нач. XIX в.; 1914 г. (утрачена).

Белохолуницкий район, Федосеевское сельское поселение, село Кинчино.

Церковь Троицы, 1777-1783, 1792 гг.; нач. XIX в.; 1914 г. (утрачена).Располагалась в центральной части села в нескольких десятках метров от берегового откоса. Кирпичные стены были побелены по обмазке с выделением краской поля закомар и отдельных архитектурных деталей. Храмозданная грамота на строительство храма с теплым приделом в честь Иоанна Златоуста выдана епископом Лаврентием в мае 1777 года по просьбе прихожан. Через пять лет, когда кирпичная кладка была завершена, придел освятили. Холодная церковь с главным престолом была освящена в октябре 1792 года.

По стилевому решению относилась к группе ярусных храмов «вятского барокко» (см. церковь Дмитрия Солунского в с. Пантыл), но вместе с тем обладала индивидуальными чертами, не характерными для подобных памятников. Так, четверик завершался полуярусом, в котором вместо обязательного полуглавия помещались ложные закомары. Такой прием часто использовался при постройках церквей более раннего периода, но в данном случае он выглядел декоративным анахронизмом, свидетельствующим о переходном характере архитектуры храма в Кинчино.

Планировка Троицкой церкви была выполнена по обычной для такого типа культовых зданий продольно-осевой схеме с пятигранным алтарем и трапезной в одну линию со стенами четверика. Пластический наряд фасадов четверика был наделен декоративными элементами, которые присущи памятникам местного барокко. Высокие окна верхнего света, находившиеся в прямоугольных «кассетах», были «прижаты» к разделявшим их полуколоннам и имели характерные наличники с сандриками в виде ломаных сложных бровок. Подоконный балясник содержал по шесть элементов, что являлось редким исключением в ряду подобных храмов. На углах колонны собирались в трехчастные пучки. В поле центральных закомар помещались малые окна третьего светового уровня. Западная стена, как видно на фотографии, обладала самобытным декором, состоявшим из сложных по очертанию кар-тушей и прямоугольных зеркал, убранных в верхней части волютообразными элементами. Тот же стилевой почерк отразился на декоре световых восьмериков. Высокая восьмилотковая кровля четверика, имевшая правильные очертания, была установлена на низком цилиндрическом основании, приподнятом над короткими скатами четверика. Исключительно стройный, пропорционально выверенный силуэтный рисунок храма, бесспорно, являлся украшением береговой панорамы села и его ближайших окрестностей.

Более спокойное решение фасадов нижнего яруса, включая трапезную, заключалось в ритмичном членении их поверхности пилястрами, которые были спарены в местах примыкания капитальных внутренних стен. Пилястры опирались на пьедесталы, а оканчивались характерными капителями. Карниз, пробегавший по верху стен, содержал ряд живописных кронштейнов-сухариков. Окна имели сандрики в виде бровок.
Постройка колокольни по трактовке архитектурных форм и рельефу фасадов могла относиться к первому десятилетию XIX века и стилистически принадлежать к числу местных памятников переходного периода от барокко к классицизму, столь характерных для творчества Ф. М. Рослякова. Это несложное по объему грузное трехъярусное сооружение подобно храму завершалось восьмилотковой кровлей в форме правильного свода с ложными люкарнами, увенчанного стройным шпилем на прямоугольном основании. Восьмерик яруса звона с гладким фризом был прорезан высокими арками, заключенными в простые прямоугольные ниши. В такие же ниши были вписаны крупные арочные окна среднего яруса -- четверика с диагональными гранями. Правильный четверик основания имел рустовку стен наполовину их высоты, продолговатую прямоугольную выемку под фризом и окантовку арок проемов. Привязка на продольной оси церкви с незначительным отрывом от ее западного фасада позволила через некоторое время (по отдельным источникам - в 1906 году) объединить колокольню с трапезной пристройкой двух скругленных углов.

После 1913 года по проекту И. А. Чарушина теплый храм был реконструирован.


Церковь Троицы, 1777-1783, 1792 гг.; нач. XIX в.; 1914 г. (утрачена).


Отношение Вятской духовной консистории с проектом «переустройства» Троицкой церкви от 26 ноября 1913 года было направлено для рассмотрения и согласования в Императорскую археологическую комиссию. Предлагалось увеличить площадь помещения храма путем расширения арочного проема, объединявшего его холодную часть с трапезной, и перебрать капитальную стену, отделявшую притвор теплого храма. В эту стену предполагалось врезать два компактных, симметрично расположенных по сторонам придельных алтаря, а центральную арку сделать как можно более широкой, переложив при этом свод над притвором. Площадь подсобных помещений тоже планировалось расширить, пристроив к колокольне полукруглые объемы для размещения сторожки и лестницы. В прошении особо подчеркивалось, что «предположенные к переустройству части церкви никаких украшений не имеют». В результате обсуждения проекта члены комиссии постановили пристройку к колокольне разрешить, но выполнить ее без закруглений и заподлицо со стенами трапезной. Кроме того, рекомендовали, если это окажется возможным, перекрыть крышу над трапезной, подняв конек с его первоначальной отметки, читающейся на западной стене четверика. Было высказано мнение и о более осмотрительном отношении к чрезмерному расширению арок, что может быть небезопасно в техническом отношении.

Троицкая церковь не сохранилась. На том месте, где она стояла, высится характерный, заросший крапивой продолговатый холмик, уставная ось которого ориентирована перпендикулярно берегу реки.

• Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. -Вятка, 1912.-С.510-511.
• ГАКО. Ф.619. Оп.7. &.А. Д. 140. Протоколы заседаний строительной комиссии за 1836 год
• ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д.5(1909г.) Шебалин В. И. -1
• Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии, рукопись. ЛЛ.450-451.
• ИИАК. Вып. 48. - Спб., 1913. - С.81.
• ИИАК. Вып. 52. - Спб., 1914. - С. 125-126.
• РГИА. Ф.799. -г- 33. Д.317. Л.55об.
• Церкви и приходы Вятской епархии ~о клировым ведомостям 1872 г.)// ВЕВ. - Вятка, 1873. марта(№5).-С.160-161.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство