крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.

Богородский район, Ошланское сельское поселение, село Ошлань.

Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.Заложена в июне 1772 года с благословения епископа Варфоломея на средства прихожан. Освящение придела в теплом храме во имя Алексия Человека Божия произошло в ноябре 1778 года. Главный престол в холодной церкви в честь Троицы освятили 4 октября 1788 года. В 1852 году по проекту «архитекторского помощника» А.С. Андреева трапезная была перестроена с добавлением нового придела, посвященного Гурию и Варсанофию Казанским Чудотворцам, который освятили в феврале 1864 года. Отдельно стоящая колокольня построена в 1815 году. Последняя, капитальная перестройка и расширение теплой церкви произошли в начале XX века.

В композиции церкви выделяется четверик холодного храма под четырехскатной кровлей, усложненной овальными, идущими от полуглавий к основанию завершения поднятиями. Увенчан четверик двумя ярусами световых восьмериков под выпуклыми барочными кровлями с луковичной главкой и кованым крестом. Складывается впечатление, что кровля четверика могла быть поднята во время одного из ремонтов, и цокольная часть нижнего светового восьмерика оказалась скрытой под ней.


Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.


Это, естественно, отразилось на пропорциональном соотношении четверика и восьмериков, при котором последние явно проигрывают в объемных и линейных сочетаниях. Плоский пространственный объем трапезной, перекрытый большой по площади двускатной кровлей, связывает храм с доминирующей вертикалью колокольни. Однообразие ее прямоугольных в плане ступенчатых ярусов компенсируется выразительным сложным завершением, состоящим из аттика над фронтонами, люкарн, пьедестала и короткого конусовидного шпиля с основанием в форме гофрированного цилиндра. Шпиль так же увенчан сохранившимся четырехконечным крестом с яблоком под ним. Портики, которые увеличивали объем нижнего яруса колокольни, утрачены.


Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.

Наиболее старая часть памятника - четверик холодного храма - один из вариантов прочтения композиции ярусного типа периода «вятского барокко». В классицистической архитектуре высокой четырехъярусной колокольни запечатлены художественные традиции, сложившиеся к первой четверти XIX века при строительстве подобных сооружений. Трапезная как самая поздняя часть памятника отличается прагматизмом формы и декора.


Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.Внутреннее пространство памятника представляет собой сложную развитую планировочную Структуру, окончательное формирование которой приходится на последний период реконструкции храма. От старой части церкви сохранились только пятигранный алтарь и четверик. Нижний ярус четверика был обстроен с трех сторон новыми притворами, имевшими с северной и южной стороны порталы с двухколонными портиками. Оконные проемы растесали и превратили в проходы, слившие площадь четверика в единую пространственную общность реконструированной церкви. Исключительной особенностью этой реконструкции является то, что перестроена была не только теплая церковь; значительному расш прению подвергся и холодный храм. При этом между собственно теплым храмом, отделенным глухой стеной с затворяющимся проемом и западным фасадом четверика, оставлено пространство в ширину трапезной наподобие нартекса. Обширное четырехстолпное пространство двухпрестольной трапезной имеет симметричную трехчастную структуру, состоящую из девяти ячеек, перекрытых лотковыми сводами на подпружных арках. Западная часть теплой церкви дополнена группой из четырех помещений, самое крупное из которых является притвором. Оригинально решен переход от храма к прежде отдельно стоявшей колокольне. Обычного в подобных случаях коридора фактически нет; небольшой планировочный интервал между нижним ярусом колокольни и разросшейся трапезной связан поверху арками боковых проходов и крестовым сводом между ними. Сама колокольня в плане имеет обычную массивную структуру в четыре пилона с высоким осевым проходом под цилиндрическим сводом и двумя палатками по сторонам. Отсутствие четырехколонных портиков, которые украшали когда-то со всех сторон стены нижнего яруса колокольни, значительно обеднило ее композицию. Внушительные габаритные размеры здания в плане составляют: длина - 64,0 м, ширина по трапезной - 24,0 м.

Декор стен холодной церкви и алтаря выдержан в стилевом контексте барочных традиций местной школы каменного зодчества, но в отличие от лучших образцов этого направления несколько схематичен и упрощен. Трехчастная разбивка стен пилястрами, на углах - спаренными, дополнена полуглавиями, профиль обвода которых повторяет сложный рисунок карнизного выноса. В основание карниза врезан поребрик, опирающийся на капители пилястр. Оконные наличники в виде рамок из тонких полуколонок выделены заваленными в центре сандриками, которые в свою очередь украшены розетками. Полуколонки на уровне пьедесталов пилястр перебиты полочками, под которыми профиль рамки меняется на прямоугольный и оканчивается подоконной профильной частью наличника. Такими же пилястрами и наличниками, но без скруглений в сандриках, оформлены грани алтаря. В тимпанах полуглавий помещены неглубокие киоты, окантованные профильной рамкой со срезанными на овал углами. Восьмерики имеют вытянутые проемы с рамочными наличниками, пилястры на постаментах и карнизы с поребриком. Однообразные фасады трапезной несут суховатый декор, состоящий из простых рамочных наличников, сдвоенных пилястр и карнизов, составленных напуском кирпича.

Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.Нижний ярус колокольни декорирован рустом на углах и спаренными пилястрами, которые фланкируют арочный проход в храм и глухие арки на боковых фасадах. Второй, промежуточный ярус, оформлен полукруглыми трех-частными окнами, боковые сегменты которых -ложные. Под окнами проходит утрированный рельефный балясник, имитирующий ограждение. Углы этого яруса так же оформлены рустом, но более крупным, чем на первом. Два верхних яруса, предназначенные для звона -кубических пропорций, прорезаны арочными проемами.










Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.• ВЕВ. - Вятка, 1873.-1 мая (№9). - С.304-305
• Вятская епархия. ... - С.371-372
• ГАКО. Ф.619. Оп.7. Д.31. Л.364 Протоколы заседаний Вятской губернской строительной комиссии за 1852 год
• ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д.5. Шебалин В. И. Указ. соч. Л.358
• ИИАК. Вып.46. - Спб., 1912. - С. 115-116.
№1. Автор: kulibinans (11 июня 2011 12:09).   
  
Спасибо за информацию. Я там был.

spacer spacer spacer
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство