крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Архитектурно-планировочное развитие города Слободского до середины XIX века.

Архитектурно-планировочное развитие города Слободского до середины XIX века.Слободской возник на магистральном Сибирском торговом пути, как небольшое торгово-ремесленное поселение, и в течение первого столетия существования его структуру определяли функции промежуточного опорного торгового пункта, северо-восточного форпоста Хлынова. С проведением в конце XVI в. Большой Сибирской дороги функции эти возросли в значительной мере. Б XVII в. когда была проложена торговая дорога к Ношульской пристани, город стал выполнять роль самостоятельного узлового центра на пересечении важных сухопутных и водных связей. Новые условия создавали предпосылки для активного градостроительного развития Слободского, как типичного средневекового города.

Основой его стал укрепленный городок-крепость, сосредоточивший функции административного, духовного, военного значения. Для размещения крепости был определен стратегически выгодный участок местности — высокий правый берег р.Вятки при впадении в неё речки Спировки. 275-саженная крепостная стена возводилась с использованием защитных свойств ландшафта в виде городней на дерево-земляном вал. Вал повторял очертания мыса, ограниченного с востока неприступным берегом Вятки, с северо-запада - крутым склоном оврага, с юга - глубоким «ископанным» рвом. Характер и очертания освоенной территории: высокий мыс на слиянии двух разновеликих рек, выбранный для постановки Слободской крепости «продиктовал» ее секторно-мысовый тип. Б свою очередь форма ядра крепости предопределила секторный тип города. Со временем, когда у стен крепости стали развиваться торг и посад, она преобразовалась в кремль. Кремлевскую стену усиливали две дозорные и две проездные шатровые башни, главная из которых - западная, была обращена к торгу, разместившемуся за оврагом. К торгу сходились основные дороги, с юго-запада на северо-запад пересекала дорога из Хлынова на Кай. Обращенность торга и его развитие вдоль трактового торгового пути создавали условия для выполнения им роли промежуточного торгового центра государственного масштаба. При этом для самого города торг сохранял значение связующего звена между кремлем и посадом, объемно-планировочного центра — средоточия дорог, посадских улиц, Торговых комплексов и храмов. В отличие от кремля и торга посад первоначально развивался менее активно. Даже его защите не придавалось особого значения. Пять главных направлений «задавали» тенденцию развития посада и определили первоначальную планировку города, как перекрестную разновидность порядковой системы нецентрического типа с предпосылками перехода в веерную систему центрического типа.

Архитектурно-планировочное развитие города Слободского до середины XIX века.К началу XVII в. традиционная трёхчастная структура, включавшая кремль, торг и посад, в Слободском утвердилась окончательно. Доминирующее значение, после проведения Большой Сибирской (Московской) дороги, возымел торг, где были сконцентрированы многочисленные торговые и сопутствующие им заведения. По их количеству Слободской даже опередил Хлынов. В 1628 г. он имел 35 лавок и 5 полок, то есть 40 торговых заведений, тогда как в Хлынове в это время было лавок около 30. На торгу, подтверждая его значимость, возводились многочисленные храмы. Всего в Слободском в первой четверти XVII в. насчитывалось 8 деревянных церквей. Пять из восьми были построены на торгу. Это были: церковь Вознесенская на торгу, церковь Спасо-Преображенская и Благовещенская с отдельно стоящими колокольнями, церковь Афанасьевская, церковь Иоанно-Предтеченская с колокольней. Слободской кремль с усилением общественного значения торга это значение терял. Утрачивалось оборонительное значение крепости, одновременно ослабевала роль кремля как административного центра. Физическое ветшание усугубляли частые, порой опустошительные пожары.

В Писцовой книге 1629 г. Доможирова читаем: «Город Слободской древянной, рубленой, над рекою над Вяткой, ветх, погнил, и развалился...». К вопросу о восстановлении крепостных сооружений больше не возвращались — в том не было стратегической необходимости, и их оставили «до изгноя». При этом за кремлём сохранились и еще более утвердились функции духовного центра. На его территории возвышались первые деревянные церкви Вознесенская и Екатерининская, отдельно стоящая колокольня, размещались служебные церковные здания и сооружения, жилые дома церковнослужителей. Позже именно здесь был возведен один из первых каменных храмов. Направление развития Слободского посада продолжала определять ориентация главных дорог. Зародившаяся в конце XVI в. веерная система планировки центрического типа активно прогрессировала. Главными в конце XVI — начале XVII вв. являлись юго-западное, Хлыновское, и южное, Глазовское, направления. В XVII в. Слободской посад начинает активно развиваться в северном, Шестаковском направлении. Причиной тому стало важное градоформирующее обстоятельство — возникновение нового центра притяжения в связи с основанием в 1599 году, мужского Богоявленского монастыря. Он расположился в отдалении, к северу от кремля, заняв широкий мыс, образованный крутой излучиной речки Спировки, при впадении в нее речки Козульки. На его территории возвели Богоявленскую церковь (холодную) и Введенскую церковь (тёплую) с отдельно стоящей колокольней, настоятельские и братские кельи, поварню, службы. Ограждала монастырь деревянная стена. Восточный въезд отмечала воротная сторожевая башня с надвратной церковью во имя Архистратига Михаила, закладка, которой состоялась в 1610 году при участии Преподобного Трифона Вятского. Церковь клетского типа, как фиксирует опись монастыря: «Да на воротех церковь Архистратига Михаила деревянная клецки». Решение фасадов отражало функциональное назначение сооружения: восточный, внешний, принадлежал сторожевой башне и потому прорезан лишь двумя щелями-бойницами да проёмом ворот; западный, дворовый, фасад украшен приподнятой над воротами, разместившейся на выпусках бревен галереей-гульбищем, попасть на которую можно было по одномаршевой пристенной лестнице, а из нее, переступив высокий порог, входили в храм. Венчала надвратную церковь осенённая крестом, обитая лемехом главка на четырёхскатной крыше. В XVII в. вокруг Богоявленского монастыря образовалась монастырская слободка. По мере роста слобода расширялась в единственно возможном южном направлении, так как в восточном, северном и западном этому препятствовали естественные преграды: речки Спировка с севера и востока, Козулька — с запада. Те же преграды ограничивали развитие Слободского посада, определив ему приоритетным для роста северное направление. В течение XVII в. «встречные потоки» городского посада и монастырской слободы заполнили единым массивом междуречье Спировки и Козульки. Посад, определив свои границы, сосредоточивается на внутренней организации, усложняя сеть улиц-дорог, формируя новые планировочные центры, композиционные акценты. Пять главных улиц, расчленяющих его в юго-западном (Хлыновском), северо-западном, северном (Шестаковском), северо-восточном (Кайгородском) и южном (Глазовском) направлениях, дополнили четыре промежуточные улицы, исходящие от торга. К ним прибавились многочисленные переулки, проулки, тупики, образуя жёстко «увязанную» городскую уличную сеть. К концу XVII в. в Слободском сложилась веерная система планировки центрического типа, имевшая тенденцию развития в меридианальном преимущественном направлении. В первой четверти XVII в. на юго-западных подступах к городу был основан Христорождественский Спасский женский монастырь. На небольшой огражденной территории, примыкающей с юго-востока к Хлыновской дороге, размещались Спасская церковь, колокольня-звонница, настоятельская и немногочисленные сестринские кельи, службы.

Важность южных подступов к городу отметила построенная на посаде приходская церковь Никольская. Оба храма, организуя и подчиняя окружающую застройку периферийных районов посада, вступали в созвучие с храмами торга, кремля, дальнего монастыря, «фиксируя» вместе с ними основные акценты объёмно-пространственной композиции города.

В конце XVII в. главные архитектурные доминанты получают более активное выражение: в Слободском наступает время каменного зодчества. В 90-х годах XVII в. здесь разворачивается строительство сразу трёх храмов: Екатерининской церкви (1699) в кремле, Спасо-Преображенского собора (1699) на торгу и Введенской церкви (1698) Богоявленского монастыря. Все три церкви являются образцами храмов самобытной вятской школы каменного зодчества, появление которой связано с именем артели Ивана Никонова. Региональная архитектурная школа начала складываться на Вятке во второй половине 1690-х гг., а окончательно сформировалась в 1720-е гг. В церковном строительстве четырёх — или шестистолпный кубический храм вытесняет храм трапезного типа. Основной объём его — бесстолпный четверик, увенчанный пятиглавием. С восточной стороны к основному объёму примыкала трехчастная апсида, с западной — обширная двухстолпная трапезная. Западнее, по той же продольной оси, пристраивалась паперть с открытым арочным крыльцом на столбах. Колокольни при этих церквях первоначально не было. Именно такими построили Екатерининскую и Введенско-Богоявленскую церкви. Спасо-Преображенский собор на торгу, тоже трапезного типа, имел иное объёмное решение, навеянное с одной стороны «московским барокко», с другой — деревянным зодчеством. Храм возведён как «восьмерик на четверике». Широкий, довольно грузный восьмерик, опирающийся на высокий четверик, увенчан изящной главкой на пологом шатре. Особого внимания заслуживает декоративная сторона храмов. Исследователь вятской архитектуры А.Ю.Каптиков о вятских храмах рубежа XVII-XVIII вв. пишет: «... они охвачены волной «узорочья». Фасадные украшения из лекального или тёсаного кирпича не только обильны. Они калейдоскопичны ...».

Вслед за первыми каменными храмами в Слободском одна за другой возводятся новые каменные церкви, заменяя своих деревянных предшественниц: Сретенская-Афанасьевская с колокольней на торгу (1720-1726), Никольская на посаде (1732), колокольня той же церкви (1745), Спасская Христорождественского Спасского монастыря (1740), Вознесенский собор в кремле (1753), соборная колокольня (1750), Крестовоздвиженский собор Богоявленского монастыря (1761), колокольня монастырская (1795), Благовещенская на торгу (1784). Сразу в каменном исполнении строится Троицкая кладбищенская церковь (1772-1775). Храмы 1730-1770-х годов несколько изменены композиционно. Как и раньше, они включали основной бесстолпный объем («настоящую» церковь) и широкую трапезную, выполняющую функции теплого храма. С запада всё так же примыкала паперть с двумя боковыми «палатками», а иногда крыльцо. Только алтарь вместо трех полукружий теперь был пятигранный. Колокольня сооружалась над папертью или отдельно стоящей. Строительство подобных храмов связано с деятельностью семейства Горынцевых, принесших на Вятку многие устюжские архитектурные приемы и церковные формы. Характерным завершением основного объема их храмов являлся каменный «восьмерик на восьмерике». В декоративном убранстве использовались принципы «узорочья», родственного по духу кирпичным кружевам Никоновских построек. За полвека в городе было возведено семь новых каменных церквей и семь колоколен. Вместе с построенными ранее новые храмы, подчеркнутые вертикальными доминантами колоколен, акцентировали главные функционально-планировочные узлы. Храмы вдоль рек Вятки и Спировки пересекали десять поперечных улиц. Главными назначались: пятая широтная улица (Вятская), сориентированная на кремль и третья меридиональная улица (Глазовская), ведущая от мужского монастыря к южному «выходу» из города. На пересечении главных улиц к Глазовской с восточной стороны примкнула Главная городская площадь (Красная), вобравшая в обширных регулярных границах территории торга, кремля, Сретенской и Никольской церквей. План Лема «утвердил» традиционно доминирующее положение Слободского торга, усилив его значение общественно-административными функциями. Специализированные функции торга рассредоточились на Хлебной, Сенной и Дровяной площадях. Геометрически правильные очертания обрел на плане мужской монастырь, занявший излучину Спировки. Женский монастырь получил явные претензии на городской квартал.

Несмотря на некоторый кажущийся схематизм регулярного плана, детальное его изучение убеждает, что архитектор самым внимательным образом учитывал сложившуюся ситуацию и основные градоформирующие компоненты Слободского. По замыслу Ивана Лема в плане 1784 г. глубинная духовная идея города получила классическую регулярную упорядоченность, ясную перспективу развития города на десятки лет вперед.

Воплощение регулярного плана города Слободского связано с именем первого вятского губернского архитектора Филимона Меркурьевича Рослякова. Работы по практическому перенесению проектного плана в натуру, включали: контроль за разбивкой «вехами» новых улиц и площадей, отвод участков, подбор и привязка образцовых проектов домов, постоянный архитектурный надзор за строительством. Перепланировка и застройка города шла настолько активно, что Рослякову пришлось уже в 1794 г. осуществлять корректировку конфирмованного плана (3). За восемь лет, с 1796 по 1804 гг., в Слободском было построено по «образцовым» проектам 174 обывательских дома. Застройка велась комплексно, чётко выстраивались красные линии улиц, новыми домами «завязывались» углы на их пересечении. В выборе фасадных решений зданий проявлялся особый авторский почерк Ф.М.Рослякова. Одним из примеров кропотливой работы губернского архитектора может служить документ 1793 г. по отводу участка купцу Вонифатию Платунову. Обстоятельное словесное изложение сопровождают чертежи плана участка и фасадной развертки по ул.Рождественской, подписанные Филимоном Росляковым и утвержденные наместником Ф.Ф.Желтухиным. Перепланировка в Слободском осуществлялась ускоренными темпами под оперативным государственным контролем. Известный план 1805 г. свидетельствует о том, что за 21 год новая планировка почти окончательно сформировалась в пределах дорегулярного города. Исключения составляли кварталы, примыкающие с юга к главной площади, северная граница которой пока не была упорядочена. Со временем площадь обстраивается гражданскими и общественными зданиями. В начале XIX в. на южной её оконечности сооружаются торговые ряды. Западную границу площади очерчивает улица Глазовская, где в 1800 г. возводится двухэтажное здание управы, своим архитектурным решением определившие её масштаб и архитектурный тон.

Открытость новой структуры ориентировала все улицы на архитектурные доминанты, на природный ландшафт, включая его в городской ансамбль. Главная доминанта — колокольня Преображенской церкви была возведена на Красной площади в 1823 г. Автором проекта был губернский архитектор Иван Денисович Дюссар де Невиль. Построенная в формах поздней классики колокольня задала ведущую тему, которую через 20 лет «поддержал», выполненный в классических же формах Т-образный корпус гостиного двора, замкнувший северную границу площади. Древние храмы Торга вместе с церквями и колокольнями кремлевского комплекса активно и многозвучно включились в ансамбль новой городской площади. Стройная вертикаль многоярусной колокольни приняла на себя главенствующее положение в пространственной композиции площади, объединила её разновременные постройки, явилась главным высотным и архитектурным ориентиром города.

Замысел Лема, архитектурные идеи Рослякова преемственно и последовательно воплощали все губернские архитекторы. B разное время город творили Александр Степанович Андреев, Василий Михайлович Дружинин, Иван Аполлонович Чарушин. В результате их профессионального мастерства логичность регулярной упорядоченности не нарушала пространственной гармонии города, «приживалась» естественно.

Творческими усилиями профессиональных зодчих, четко воспринимавших идеи и замыслы предшественников, планомерно и последовательно формировался единый архитектурный ансамбль города, впитавший гармонию разных эпох. К середине XIX в. завершились осмысленные градостроительные преобразования, которые в сочетании с естественной лиричностью пронизывались глубинным духом традиции, дающим живительную мощь для новых идей. Глядя на панораму города с северо-восточной стороны, на реку, стремительно несущуюся на город, на созвездие храмов, «вышедших» ей навстречу, остро ощущаешь замысел города как гармонию противопоставления двух стихий — божественной и рукотворной.

Л.Б. Безверхова, кандидат архитектуры, доцент кафеды архитектуры ВятГу.


• Сборник материалов конференции, посвященный международному дню охраны памятников и исторических мест [текст] : [научно-популярный сборник] Слободской, 2008, - с. 14-19.
• РГИА, ф.1350:1777-1800, оп. 312, д. 246, л. 5-об.б. — План г.Слободского.
• ГАКО, фонд рукописных планов. П.№6. План г. Слободского. 1784 г.
• ГАКО, фонд рукописных планов. П.№ 6. План г.Слободского. 1794 г.
• Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сб. материалов к истории Вятского края. Т.1. Вятка, 1880. Т.П Вятка, 1881; Древние акты относящиеся к истории Вятского края. Вятка. 1881.
• Вятская епархия: Историко-географичес-кое и статистическое описание / Сост. Н.В.Кибардин, В.И.Шабалин. - Вятка, 1912.
• Энциклопедия земли Вятской — Т. 5. Архитектура. — Киров, 1996.
• ГАКО, фонд 620, оп.1, дело 129. Отвод участка Вонифатию Платунову.1793 г.
• ГАКО, фотофонд, ед.хр. 78, оп. 3. я. 4. «Вид уезднаго города Слободскаго которой представляется с северо-восточной стороны». Реконструкция автора.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство