крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  

Откуда есть пошла земля Ошетская.

Сунской район, Большевистское сельское поселение, село Ошеть.

Откуда есть пошла земля Ошетская.Если уважаемый читатель вспомнит школьный курс истории родного Отечества, то наверняка отметит, что историю эту мы якобы с глубокой древности начинали изучать лишь с V-VII вв. нашей эры, когда у древних славян начали складываться основы централизованного государства. Мы прилежно изучали историю древних Египта, Китая, Индии, Греции и Рима в давние тысячелетия до нашей эры и в то же время совершенно ничего не знали и не знаем об истории дохристианского периода русской земли. А ведь жили на ней наши предки десятками и сотнями тысяч лет. Об этом Ведическом периоде, а позднее - Языческом до нас практически не дошло никаких сведений. Всё, что было написано, варварски уничтожили. Как и зачем - об этом ещё будет сказано и написано нашими историками многократно.

Естественно, не зная глубоко сути отечественной истории всего Русского государства, мы не могли знать и истории своей малой родины. По крайней мере ещё до недавнего времени немногие населённые пункты России могли с полным основанием заявить, что они знают свою историю. Но капля камень точит. Перелом общественного сознания наступает медленно, но неуклонно и последовательно.

Без преувеличения смело можно сказать, что в изучении истории Ошетского края первоначальный толчок, точка отсчёта принадлежит известному кировскому краеведу, величайшему энтузиасту, да и просто увлечённому человеку Олегу Николаевичу Виноградову. Именно он, задавшись целью изучить родословную знаменитых художников - братьев Виктора Михайловича и Апполинария Михайловича Васнецовых, первым среди историков области нашёл в архивах сведения об Ошети и Ошетском крае как об исторической колыбели всего вятского рода священнослужителей Васнецовых, давших миру великих художников. По сведениям Олега Николаевича, ещё до прихода на ошетскую землю из Вятского Успенского Трифонова монастыря русского населения здесь жили племена Чуди Голубоглазой, которые, по всей видимости, были одной из ветвей булгарских племён. На их языке слово «ош» означало «медведь», а слово «еть» - «угол». Вот и получается название Ошеть -«медвежий угол». Среди «Булгарских эпитафий» встречается имя «Ошит». Предположительно по этому родовому имени и названа речка Ошеть, протекающая в округе. В Кировской области есть подобные примеры - названия населённых пунктов, имеющих однокоренное значение с Ошетью. Например, село Ошлань Богородского района.

В дальнейшем О. Н. Виноградов внёс огромный исторический вклад в исследование жизни и деятельности рода Васнецовых. Более 20 лет провёл он в научных изысканиях в различных архивах и написал около 10 томов по истории этого знаменитого рода.


Ошетская - Дворищенская волость.

По сути история Ошетского края в описываемых нами границах началась с основания села Ошеть в 1692 году, с создания Ошетской волости, которая существовала до 1811 года. История прихода Спасской церкви села Ошеть, Ошетской и Дворищенской волостей с её населёнными пунктами - деревнями (бывшими и настоящими) и есть история Ошетского края.

А началось всё 22 сентября 1780 года, почти через 90 лет после основания села Ошеть, когда по указу императрицы Екатерины II была образована Вятская губерния. Село Ноли поверстали в город и образовали Нолинский уезд. Село Ошеть вывели из подчинения Хлыновского уезда и передали в Нолинский уезд. Так образовалась вначале Ошетская, а потом - Дворищенская волость. Дворищенской волость стала называться после того, как центр её перевели из села Ошеть в деревню Дворища, которая находилась на Казанском тракте, построенном по указу Екатерины II. К сожалению, пока мало что известно о жизни и деятельности населения волости в тот далёкий период. Для того чтобы это выяснить, потребуется немало времени и сил для работы в архивах.

Для читателей, думаю, будут небезынтересны некоторые примеры образа жизни населения волости и цифровые показатели сельского хозяйства более позднего периода, которые имеются в распоряжении автора.

По данным статистического отчёта за 1885 год по Нолинскому уезду, Дворищенская волость располагалась в северной части уезда и занимала 20079,53 десятины различного рода земель. На севере волость граничила с Вятским уездом, на востоке - с Екатерининской волостью, на юго-востоке - с Семериновской волостью, на юге - с Сунской, на юго-западе - с Верхосунской волостями. По форме на географической карте Дворищенская волость представляла из себя многоугольник, растянутый с севера на юг почти на 20 вёрст, а с востока на запад - на 18 вёрст.

По рельефу местности волость представляла из себя на юге и юго-востоке довольно сильную возвышенность, самая высокая часть которой прилегала к рекам Суна и Ошеть. Северная часть волости, за исключением местности, прилегающей к Ошети, была значительно ровнее.
Преобладали суглинистые почвы. 80,13 десятин земли принадлежало церкви, 6,36 десятин были казёнными, 3,66 десятин принадлежало частникам. Количество пахотной земли составляло 13974,2 десятин. Пашни от общей площади составляли 69,9%, сенокосы - 7,5%, выгоны -3,4%, леса - 13,3%. Безземельных жителей числилось 1,75% от общего их числа. В полеводстве существовала трёхпольная зерновая система севооборота, которая по следующим друг за другом годам чередовалась по высеваемым культурам так: пар, рожь и по-новому ячмень; овёс и поновому ячмень, пар, рожь, овёс или лён. Удобрения закладывались исключительно под рожь и ячмень, отчасти - под лён. Вносился только навоз, который вывозился на поля с 15 по 29 июня. Земельные полосы под него предварительно бороновались, и навоз сразу запахивался. Ежегодно удобрялось до одной четверти парового поля. На одну десятину вывозилось 1500 пудов навоза. Сев яровых начинался в конце апреля или в начале мая и заканчивался к 10-15 мая, редко - к 20 мая.

Сев озимых культур начинался с 1 августа. Сеяли вручную. Один человек высевал в день до 20-25 пудов зерна. Жатва производилась серпами и почти всегда начиналась с Ильина дня (20 июля). Первой всегда вызревала рожь, затем - ячмень и овёс. Горох косили (крючили) косой.

Хлеб связывали в снопы и складывали в ржаные бабки по 14 снопов и в суслоны по 18 снопов. Из яровых культур формировали груды по 10 снопов. В полях хлеба стояли до трёх и более недель. Потом их вывозили на гумно и складывали в кладухи по 3-4 снопа величиной в два овина. Молотьба хлеба начиналась с осени и заканчивалась к Рождеству Христову. Молотили цепами. Накануне снопы ставили в овины для просушки, вместимость которых составляла 20 сусеков по 18 снопов. Вымолоченные зёрна отделялись от мехи с помощью ветра. Веялок имелось очень мало. Из всех населённых пунктов волости они работали только в Починке. Более широкое их распространение, вероятно, тормозили цены: одна веялка стоила до 10-11 рублей.

К луговодству относились со знанием дела. Количество земли под покосами равнялось 1496,3 десятин, или 7,55% по отношению к другим угодьям. Сенокосы, как и все другие угодья, состояли в общинном владении крестьян. Сенокосные площади подразделялись на три вида: пойменные (по реке Ошеть), суходольные (по лугам и заполоскам) и болотные (небольшая часть). Скошенное сено складывалось в стога (промежки) по 4-5 возов весом 15 пудов каждый. Стога метали на месте косьбы и огораживали со всех сторон изгородью. Продажу сена производили стогами - по три рубля за стог, весом около 25 пудов, или же возами, весом около 15 пудов, по одному рублю пятьдесят копеек за воз. В 1885 году цена одного пуда сена составляла 6-7 копеек, а раньше брали по 20-30 и даже 40 копеек за пуд. Пастбище выгонной земли состояло из 679,6 десятин (3,45%) к остальным угодьям.

Площади, занятые лесами, равнялись 2660,2 десятины (13,3% по отношению к другим площадям). Цены на лесные материалы существовали следующие: сажень дров стоила от 90 копеек до 1 рубля 20 копеек, сотня кольев - 50 копеек, сотня жердей - 2 рубля, брёвка по 3-3,5 вершков толщины и 7-8 аршин длины - по 20 копеек за штуку. Дрова продавалисьполосами. Полоса стоила 1 рубль 50 копеек и давала дров на одну печку, но не на целый год. В переводе на крупных в волости числилось 3684 головы домашнего скота (в среднем 291,5 головы на 100 дворов). Держали скот главным образом для производства навоза и отчасти -для получения продуктов. Число лошадей достигало 1596 голов (1400 голов рабочих и 196 нерабочих) и составляло 21% по отношению к остальному стаду. Средний рост лошадей доходил до 1 аршина 15 вершков. На один день лошади полагалось: пуд сена - в холодное время, 20-30 фунтов - в тёплое время, полпуда овсяной соломы и 2-5 фунтов муки. В рабочее время к каждой из приведённых норм прибавлялось 8 фунтов овса. Крупного рогатого скота в волости числилось 1978 голов (1587 голов - взрослого и 391 голова - молодняка), что составляло 25% от общего количества скота. Убойный вес коров колебался в пределах 4-6 пудов мяса, 1 пуда и 10 фунтов сала и 1 пуда кожи. За пуд мяса давали 1 рубль. Коровы давали за раз от одной четверти до половины ведра молока. Быков кормили чаще до 3-летнего возраста и продавали за 15-20 рублей.

Овец насчитывалось 3981 голова (52,3% из общего количества скота). Убойный вес овцы не превышал 30 фунтов мяса и овчины, ценою 60 копеек. Продуктивность овцы равнялась полфунта шерстью, клочьев (9 копеек за фунт), 1,5 фунта летнины (по 18 копеек за фунт), 0,1 фунта зимнины (по 15 копеек за фунт) и полфунта поярка с ягнёнка (по 20 копеек за фунт). Таким образом, ежегодный доход от овцы шерстью определялся в 56,5 копейки.

В волости была всего 51 голова свиней, что составляло 0,7% к стаду. Насколько полезным считалось в то время это животное в крестьянском хозяйстве, можно судить по следующему факту: одно общество даже постановило совсем «не держать свиней», мотивируя это тем, что свиньи портят поля и луга.

Число хозяев, занимающихся пчеловодством, равнялось 32, число ульев достигало 176. Дворищенская волость в 1885 году по числу ульев превышала только Александровскую волость, где эта отрасль стояла на низшей ступени развития.
В оценочном отношении Дворищенская волость делилась на 5 районов:

• Пивоваровский район.
К нему относились 14 селений: деревни Березниковская, Кленовская 1, Кленовская 2, Муромская, Бажинская, починок Заякинский, деревня Воронское, починок Гризихинский, деревня Голодаевская, селения Глуховское, Буторинское, Пивоваровская, Рябовское (Соколка), деревня Черепановская.

• Пильинский район.
Включал 11 селений: деревни Маловаловская, Большеваловская, селения Шамарское, Сарычевское, Запольское, Ларинское, Усранское, Острая Веретия, Комаровское, Машкинское, Шиховское.

• Шестаковский район.
В его состав входило 12 селений: Решетниковское, Вотяковское, Пихтовское, Огородниковское, Шестаковское, над рекой Пильей (Двори-щенское), Селезнёвское, Медведниковское, Сиковское, Гагарское, Кондаки и Пильинское.

• Спасскнй район.
Имел 13 селений: Киселевский, Заречное, Соловьёвское, Темерёвское, село Спасское, Крысовское, Киселёвское, Гороховское, Карпечёвское, Кропачевское 1, Кропачевское 2, Ананьинское, Рябовское.

• Дворищенский район
В его состав входило 21 селение: Дворищенское, Павловское, Репинское, Камешное, Дубовцевское, Костылёвское, Ботылёвское, Сарау-ловское, Роспитовское, Кропотовское, Ангеловское, Шишигинское, Выводнянское, Киселёвское 1, Киселёвское 2, Малые Сушники, Большие Сушники, Грамотушенское, Осиновское, Сенокосное, Болячкинское.


Статистика.

Известно, что при общинном образе жизни большую роль в жизни крестьянства играли общества, в которые объединялись крестьяне. В 1885 году на территории Дворищенской волости было шесть таких обществ.

• Общество Ботылёвское.
Селения: деревня Дворищенская, починок Павловский (Пьяновцы), Киселевская (Киселиха), Репинский (д. Ошетская), деревня Камешная, починок Заречный (Быковская), починок Дубовцовский (Дубец), починок Костылевский (Левичи), починок Ботылёвский (деревня Помелы), починок Сарауловский (Городилы), деревня Роспитовская (Роспиты). В обществе было 200 дворов, 1136 душ обоего пола. Из них 256 - рабочие мужского пола (по 5,7 человека на хозяйство). Числилось 231 голова рабочих лошадей и 35 - нерабочих, 257 коров и 75 голов молодняка, 641 овца. Имелось 39 безлошадных хозяйств, 107 - однолошадных, 54 - многолошадных. 204 человека из 137 дворов занимались охотничьим промыслом. На основной промысел - порт-няжничество - уходили в Глазов. Имелось 184 книги в 37 дворах, 91 человек обучался грамоте. Нищенствовали 58 человек.

• Общество Ошетское.
В него входили следующие селения: Заимок, Соловьёвское (Боталы), деревня Темерёвская, село Спасское (Ошетское), деревня Кропотовская, Крысы, деревня Березниковская, заимок Ки-селёвское (деревня Спасская), заимок Гороховское (Зевахи), Карпечи, заимок Кропачевское (починок Чудны, заложица 1), заимок Кропа-чевское (починок Чудны, заложица 2), починок Ананьевский (Клинчики), починок Ангеловский (Лобачи), починок Шишигинский (Голованы). В обществе в 192 дворах проживали 1038 душ обоего пола, из них 236 - рабочих мужского пола. Насчитывалось 198 рабочих лошадей и 20 -нерабочих, 232 коровы и 48 голов молодняка, 593 овцы. Люди общества занимались отхожим промыслом - работали на винном заводе в городе Уржуме. В 37 дворах 167 человек были грамотными и имели на руках 141 книгу.

• Общество Пивоварское.
В его состав входили: деревня Кленовская (первая большая заложица), деревня Кленовская (вторая большая заложица), деревня Муромская (Муравищана), деревня Бажинская, починок Заякинский (Олинцы), деревня Воронская (Вороны), починок Гризихинский (Синицы), деревня Голодаевская (Голодаевщина), деревня Глуховская (Даньки), деревня Буторинская (Буторята), деревня Пи-воваровская, деревня Рябовская (Рябовщина), заимок Рябовское (Соколка). В этом обществе было 227 дворов, 1290 душ обоего пола, 299 рабочих мужчин, 231 рабочая лошадь и 40 - нерабочих, 278 коров и 39 голов молодняка, 741 овца. Основным местным промыслом было плотничество. Им занимались 194 человека из 130 дворов. Отхожим промыслом занимались 227 человек из 169 дворов. В основном это была работа на винном заводе в городе Уржуме. Было 146 грамотных человек в 47 хозяйствах, которые имели 158 книг.

• Общество Черепановское.
В него входили селения: деревня Маловаловская (Кряжи), деревня Решетниковская (Решетники), деревня Вотяковская (Вотяки), деревня Пихтовская (Пихтовец), починок Огородниковский (Пестери), деревня Шестаковская (Шестаки), деревня над рекой Пильей (Дворищенская), деревня Селезнёвская (Селезни), деревня Большеваловская (Валы), деревня Шамаровская (Шамары), деревня Сарычевская (Сарычи), деревня Черепановская (Черепаны). В обществе в 176 дворах проживали 947 душ обоего пола. Из них 215- рабочие мужского пола. Насчитывалось 186 рабочих лошадей и 10 нерабочих, 206 коров и 43 головы молодняка, 535 овец. Местным промыслом - плетением шлей - занимались 202 человека из 117 дворов. Отхожий промысел состоял в портняжничестве. Им занимались 181 человек из 115 дворов. 60 грамотных человек из 25 дворов имели на руках 99 книг.

• Общество Пильинское.
Селения: починок Запольский (Мочалы), деревня Шиховская, деревня Медведовская, деревня Сиковская (Си-ковщина), деревня Гагарская (Гагары), деревня Ларинская (Ларинцы), деревня Вверх по реке Суне (Кондаки), деревня Усранская, деревня Пильинская, Деревня Острая Веретия (Узинька), деревня Лопатинская (Лопатчиха), починок Мокеевский (деревня Подгорена), деревня Круглая Веретия (Круглова), починок Комаровский (Обуховщина), починок Машкинский (Катковщина). В обществе было 254 двора, в которых проживали 1538 душ обоего пола, из них 339 - рабочих мужчин. Насчитывалось 311 рабочих лошадей и 37 нерабочих, 351 корова и 91 голова молодняка, 920 овец. Безземельными были 4 хозяйства, безлошадными - 30 хозяйств. Местным промыслом (плетением шлей) занимались 72 человека из 46 хозяйств. Отхожим промыслом (портняжничеством) занимались 135 человек из 46 хозяйств. Люди в основном уходили в Глазов. 124 человека из 39 хозяйств знали грамоту и читали 132 книги.

• Общество Малосушнинское.
В него входили следующие селения: деревня Выводнянская (Выводное), деревня Киселевская (Кисели 1), деревня Киселевская (Кисели 2 - за логом), деревня Малые Сушники, деревня Большие Сушники, деревня Грамотушка, деревня Осиновская, заимок Болячкинский (Сенокосы), заимок Болячкинский (Болячки). В обществе в 215 дворах проживали 1227 душ обоего пола, из них 273 - рабочих мужского пола. Имелись 243 рабочих лошади и 48 - нерабочих, 263 коровы и 88 голов молодняка, 658 овец. 4 хозяйства были безземельными (Выводное-1, Кисели-2, Осиновица-1), 36 хозяйств были безлошадными. Местным промыслом (плетением шлей) занимались 77 человек из 49 хозяйств. Отхожим промыслом (портняжничеством) занимались 140 человек из 97 хозяйств, которые уходили на работу в город Глазов. Имелось 70 грамотных человек в 22 хозяйствах и 87 книг.

Подводя итоги, следует сказать об общих цифрах, которые характеризовали волость в 1885 году: в 1264 дворах проживало 7176 человек, из них 1618 человек - рабочих мужского пола. Для сравнения скажем, что только в одной Дворищенской волости тогда проживало почти столько же населения, сколько в современном Сунском районе. Сохранялась общинная форма землевладения. В среднем на каждый двор приходилось по по 5,2 человека и по 15,7 десятины земли.

В волости было 135 безработных, 22 хозяйства - безземельных, 655 хозяйств - малоземельных, 587 хозяйств - многоземельных. В 236 хозяйствах не было лошадей, в 717 числилось только по одной лошади, 311 хозяйств считались многолошадными.
Местный промысел состоял в основном из плотничества, плетения шлей и шерстобития, немало людей промышляли нищенством - 283 человека из 118 хозяйств.

Отхожим промыслом (в основном портняжничеством) занимались 374 человека из 243 хозяйств. Они уходили на работу в Глазов, Малмыж, Сарапул, Уржум. В волости насчитывалось 658 грамотных жителей, 141 ребёнок учился в школе, в 207 хозяйствах имелось более 800 книг.
Из приведённых статистических данных 1885 года читатели, думаю, сделали свой собственный вывод об уровне жизни крестьян того периода. Несомненно одно: большинство из них не бедствовали и не голодали. Обустройство природной среды их обитания происходило тысячелетиями и было очень основательным, увязанным с многовековыми обычаями и традициями, которые передавались от отца к сыну из поколения в поколение. Люди безземельные, безлошадные, нищие составляли абсолютное меньшинство. Таковыми становились не только по причине лености, нерасторопности, но и по болезни, из-за потери кормильцев, малочисленности семейства.


Последствия революционных преобразований.

По своим негативным последствиям для российского крестьянства вторая половина XIX века и весь XX век не имеют аналогов в мировой истории. По сути всё это время происходило неуклонное и последовательное уничтожение образа жизни, быта, традиций и обычаев сельского населения страны. «Ветры перемен» были настолько мощными и трагичными, что привели за полтора столетия почти к поголовному и массовому изгнанию крестьян со своих веками обустроенных мест, к потере исторической памяти и превращению их в пролетариев, не помнящих или забывающих свои исторические корни.

Безусловно, все эти процессы коснулись и населения Ошетского края, деревни которого за годы революционных событий, мировых войн, коллективизации, индустриализации, безжалостных экспериментов над крестьянами практически обезлюдели, хотя казалось, что ещё в 1926 году, когда проводилась перепись населения, положение было не таким уж безнадёжным. Тогда на территории Ошетского края было шесть сельских советов: Спасский, включавший в себя деревни Боталы, Буторята, Глухие, Голованы, Голодаевскую,|Дубец, Зевахи, Клинчики, Кропотово, Крысы, Левичи, Муромскую, село Ошеть, Пивовары, Роспиты, Рябовская, Синицы, Спасское, Темерёво, Чудны; Дворищенский, в состав которого входили деревни Быковская, Городилы, Грамотушка, Дворища, Камешница, Киселиха, Ошетская, Помелы, Пьяновская, Соколка; Дербенёвский: деревни Болячки и Сенокосы; Воробьёвский: деревня Кисели; Черепановский: деревня Дворища 2; Выводнянский: деревни Осиновица, Пилья, Пихтовица.

В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК было введено новое административно-территориальное деление Вятской губернии. На первом съезде советов Сунского района был организован исполнительный комитет Ошетского сельского Совета депутатов трудящихся.

Большой урон культурной жизни края был нанесён во времена бездумной атеистической пропаганды коммунистической партии большевиков, когда в массовом порядке под любыми надуманными предлогами закрывались церковные храмы. Такая участь постигла в 1935 году и ошетскую Спасскую церковь. Красавец-храм, построенный по индивидуальному проекту священнослужителями Васнецовыми, в одночасье подвергся массовому разграблению и осквернению. С колокольни сбросили церковные колокола, неизвестно куда был вывезен весь церковный архив, клировые книги и ведомости, церковная утварь и драгоценности. Какое-то время церковь ещё сохраняла своё лицо, большая часть населения края относилась к храму с почтением, хотя он и был закрыт. Но постепенно заброшенный храм приходил в упадок, ветшала кровля, осыпалась штукатурка. Местные руководители с «хозяйственной хваткой» использовали материальные ресурсы храма для своих и общественных нужд. Разграбили всё, что было можно: оконные рамы и стёкла, утварь, фрески, украшения, чугунный пол, иконостас... Ещё в начале 70-х годов прошлого века церковная роспись в храме поражала воображение, сияла сочностью и чистотой красок, подчёркивала чистоту помыслов религиозных сюжетов, а сегодня всего этого - увы! -уже нет. Роспись практически безвозвратно утеряна, ибо какой-то местный «умник»-руководитель додумался до такого кощунства, как хранение под сводами церкви минеральных удобрений, которые сделали своё чёрное дело и съели все краски.

К началу 80-х годов помещения храма представляли собой жалкое зрелище, и казалось, что надежда на какое-либо действие по возрождению и реставрации утеряна навсегда. Так думали почти все наши земляки, живущие сегодня в разных уголках Кировской области и России. Только совсем малая часть людей не теряли надежду, и среди них - Олег Николаевич Виноградов, который в своих исследованиях многократно подчёркивал, что Ошетская Спасская церковь представляет собой большую архитектурную и культурную ценность, а село Ошеть является колыбелью и родовым гнездом предков всемирно известных художников братьев Васнецовых. Ещё в середине 70-х годов он написал целую серию статей, опубликованных в областной прессе, в которых настойчиво и последовательно предлагал властям всех уровней озаботиться и выделить денежные средства из бюджета на реставрацию Ошетской Спасской церкви и возрождение села Ошеть. И самое удивительное состояло в том, что «глас вопиющего в пустыне» был услышан. В конце 80-х годов прошлого века ошетский храм был включён в федеральную программу «Васнецовское кольцо», по которой на реставрацию церковных храмов, связанных с жизнедеятельностью священнослужителей Васнецовых, область получила гигантские по тем временам деньги - более 800 млн. рублей. На восстановление церковного храма в Ошети было выделено 2,5 млн. рублей.

Под руководством председателя исполкома Ошетского сельского совета народных депутатов И.Ф. Никулина началось восстановление здания церкви. Были закуплены, завезены и складированы стройматериалы, поставлен новый сруб дома Васнецовых, проводилась работа по сбору пожертвований на восстановление храма. Собрали немалую сумму денег. Ошетское кладбище обнесли красивой оградой, но с началом так называемой горбачёвской перестройки и ельцинских буржуазных реформ, после смены руководства сельского совета пошёл обратный процесс окончательного разрушения храма и самого села Ошети. В короткие сроки весь стройматериал, сруб дома Васнецовых, здание клуба и библиотеки продали за бесценок дачникам деревни Спасской. Они же по разрешению местных властей «дограбили» здание двухэтажной кирпичной школы, построенной Васнецовыми для обучения крестьянских детей. Хотя ещё в 80-х годах О.Н. Виноградов добивался восстановления этого здания, а руководство областного художественного музея намеревалось разместить здесь экспозицию и выставку картин Ю.А. Васнецова. Брался восстановить здание с последующим его выкупом и наш земляк скульптор Н.А. Леденцов, но планам его не дали осуществиться. Его идея из-за бюрократического отношения местного руководства повисла в воздухе, и практически здание школы довели до полного разрушения в 2000 году.

В начале 90-х годов прошлого века в Ошети оставался всего один житель - пенсионерка Т.П. Печёнкина, о которой тогда газета «Кировская правда» написала статью, озаглавив её «Робинзон из Ошети». Неизвестно куда ушли, на чьих счетах осели выделенные по программе «Васнецовское кольцо» и собранные в качестве пожертвований деньги. Сегодня значительная часть земель края зарастает бурьяном, лесом, не распахивается. И пока реального выхода из существующего положения не просматривается. Более того, новая реформа местного самоуправления только способствует ухудшению ситуации. На грани закрытия находится школа в деревне Дворища, а центр сельского округа в ней по новой реформе ликвидирован.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство