 |
 |
Кирсинское городское поселение.
Находилось в 8 км от Кирсинского завода на невысоком правом берегу реки Вятки. Являлось одним из важных пунктов, связанных с речной переправой на маршруте старого сибирского тракта. В настоящее время - пригородная зона города Кирса, отведенная под садоводческое товарищество. По имеющимся сведениям, к концу XVIII века в селе Верховятском первоначально было три деревянные «особостоящие» храма. Церковь Преображения, теплая, неизвестного года постройки, антиминс в которую был выдан в 1643 году. Холодный храм во имя Дмитрия Прилуцкого, который был освящен 20 июня 1679 года. Третья, упраздненная Екатерининская церковь, о времени создания которой достоверных сведений не было, но предание приписывало ее постройку преподобному Трифону Вятскому Чудотворцу.
Екатерининская пустынь (Верховятский Спаса Преображенский монастырь) была основана в 1582 году иеромонахом-строителем Павлом и старцем Гурием «на Вятцком волоку, в пустом месте». Вновь устроенная обитель состояла из одного двухпрестольного храма во имя Спаса Преображения и мученицы Екатерины, а так же братской келий. Первая грамота, в которой указывается время образования монастыря, была подписана в Москве Федором Иоанновичем 1 декабря 1595 года. Царским указом вятскому городовому приказчику Ф. Рязанцеву было предписано передать «пустыньке» в безоброчное пользование свободные земли по обеим берегам реки Вятки до Белой речки (Белая Холуница - авт.), речке Васильковке, другие речки, «озерка дикие и наволочки до Колдомского озерка, бобровая и рыбная ловля и лесные угодия пустые...». Позднее жалованные царские грамоты по челобитным прошениям Гурия выдавались монастырю еще не раз: 16 июня 1598 году от Бориса Годунова из Серпухова на слободского городового приказчика Б. Бакулева, 3 июля 1606 года от Василия Шуйского из Москвы на вятского подьячего В. Иванова и 21 апреля 1614 года от Михаила Федоровича Романова вятскому воеводе В. Т. Жемчужникову. Второй грамотой велено было отдать монастырю на оброк без права перекупки другие впадающие в Вятку реки до Лекмы для рыбной ловли, пашенные места, сенные покосы и бобровые гоны «оприч Черныя реки» (Черная Холуница - авт.). Последующие грамоты только сохраняли и закрепляли имеющиеся у монастырской братии угодья. После хлыновского Успенского монастыря Екатерининская пустынь стала второй вятской православной обителью. По переписи князя Ф. А. Звенигородского за 1615 год «в пустыне церковь теплая с трапезою Преображенья... да церковь деревянная клецки ветха Святые мученицы Екатерины... и всякое церковное строенье собранье тое пустыни.. А келей в пустыне четыре..., да за пустынею дворец конюшей... И всего у Екатерининской пустыни вотчинных земель пять починков, а е починках двенадцать дворов, а людей в них тоже двенадцать, да двор бобыльской...». Переписаны также и земельные угодья монастыря. Из строений в ней числятся две деревянные церкви, одна из которых с трапезной и с келарской, колокольня, кельи и ограда. Штат монастыря состоял из 6 человек духовенства и 26 светских служителей. В середине XVII века строите-третий деревянный храм во имя Дмитрия Прилуцкого. Монастырские крестьяне поселились в пяти деревнях: Шутовской, Короли, Монастырской, Дедогской и Богатырёво, в которых по переписным книгам числилось 48 дворов где проживало «682 души мужеска полу». Кроме того, множество починков и отдельных дворов относившихся к вотчинным землям Екатерининской пустыни, стояли по берегам речки Тую: (Туеска). Незначительные монастырские доходь собирались с торговых людей за извозы по волоку с Вятки-реки на Волосницу и за использование «мельницы-колотовки на речке Малой». Этот монастырь известен не только своим важным духовно-миссионерским почином в глухих северных лесах и болотах. Его иноки провела геологическое обследование окрестностей открыли богатое месторождение железно.'' руды и «соляную воду», завели в конце XVII века первое в вятской провинции металлургическое производство. По некоторым сведениям, опыть с выплавкой руды в примитивных горнах начали проводиться здесь при организационной поддержке монастыря еще в 1600-1650 годах. Дп= этой цели братия пригласила «злыбочного к новшествам» специалиста, знавшего технологию переработки руды в кричное железо. По грамоте Ивана и Петра Алексеевичей от 21 февраля 1693 года монастырские владения распространялись от озера Высокого (невдалеке от совр. п. Подрезчиха Белохолуницкого р-на) по реке Вятке до речек Бисерской и Омутницы и ее вершины а так же лесные угодья от реки Вятки до «вен лошницы волок». Из монастырских построе» отмечена «церковь старая древяна клецки» мученицы Екатерины и два места, на которых стояли сгоревшие в прошлом году храмы Преображения и Дмитрия Прилуцкого. Кроме того было четыре кельи, где обитали «старцы семь братов», да приписные к монастырю пять деревень с 32 крестьянскими дворами. По ведомости 1725 года Верховятская Спаса Преображенская (Екатерининская) пустынь проходит как «присовокупленная» к Богоявленскому монастырю города Слободского. В 1764 году она была закрыта в рамках общей государственной программы спекуляризации монастырских земель.
В 1805 году поступило разрешение на постройку каменной Спаса Преображенской церкви, которая должна была заменить три деревянных храма. При этом дозволялось один из них разобрать, а полученный лес употребить на строительство. Новая церковь с Екатерининским приделом была освящена в 1826 году. В 1849 году в трапезной Преображенской церкви был освящен ещё один теплый придел -Пятницкий. После 1863 года село Верховятское было закрыто, а приход переведен к Покровской церкви Кирсинского завода. На тот период сельский приход состоял из 14 селений, расположенных на расстоянии 8-22 версты с населением около 1000 человек. Перепись 1926 года показала, что в селе Екатерининском числится 32 дома со 158 жителями. В 1930-х годах население несколько увеличилось, а затем снова пошло на спад. К 1970-м годам село было уже полностью ликвидировано, и его земли отошли в распоряжение городского хозяйства. |
 |
 |